Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

«Истоки творческих способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки, которые питают источник

творческой мысли. Чем больше уверенности и

изобретательности в движении детской руки, тем

тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее

движения, необходимые для этого взаимодействия,

тем глубже входит взаимодействие руки с природой,

с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка».

В.А. Сухомлинский.

Одним из важных направлений профессиональной деятельности учителя-дефектолога является развитие у дошкольников мелкой моторики пальцев рук. Считается, что чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Пальчиковые игры, продуктивная деятельность не только развивает и укрепляет моторные функции, но и способствует развитию ориентировки в пространстве, зрительно-моторной координации и тесно связана с познавательной деятельностью. Достаточно часто у детей дошкольного возраста уровень развития мелко моторных функций не соответствуют возрастной норме.

По данным исследованиям учёных доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Пальчиковая гимнастика оказывает помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений маленьких детей. Рецепторы - тонкие окончания чувствительных нервов, расположеных в мышцах пальцев рук – это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Дошкольный возраст – это подготовительный этап в жизни детей, этап подготовки к школьному обучению. Важно научить каждого ребенка прочно, легко и твердо удерживать карандаш (шариковую ручку) в руке, у ребенка должны быть развиты 3 пальца правой или левой (если ребенок левша) руки. Предлагаю вашему внимание методы, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста:

  • Большую часть сведений о мире ребенок получает именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого он исследует, творит, строит. Поэтому важно широко использовать пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами.
  • Одним из методов развития мелкой моторики движения является бельевая прищепка, которая тренирует кончики пальцев правой и левой руки. Детям интересны разноцветные бельевые прищепки основных цветов (цвета насыщенные: красный, синий, зелёный, желтый; можно добавить белый) пластмассовые или деревянные, а плоская фигура из толстого картона (солнышко, ёжик и др.) или другого подходящего плотного материала подойдет для организации дидактических игр «Солнышко», «Ежик», «Насекомое» и других. Ребенок, выполняя элементарные задание с увлечением упражняет как левую, так и правую кисть руки.
  • Развивать мелкую моторику посредством лепки – это одно из полезнейших занятий для ребёнка. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают осязательные функции, наблюдательность. Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют её на долгое время. Занятия лепкой популярный вид занятий, который имеет массу преимуществ, таких как дешевизна расходных материалов, широкие возможности для творчества, простота создания фигур.
  • Организация игр детей с самыми простыми шнуровками развивают мелкую моторику, поэтапно готовят руку ребёнка к письму. Шнуровка даёт возможность придумать множество игр. Это и непосредственно шнурование, и возможность использовать элементы «шнуровки» в дидактических и сюжетно-ролевых играх. Игры-шнуровки созданы с целью развития мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке также оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук ребенка. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. улучшает гибкость и ловкость пальчиков ребенка.
  • Целесообразно предлагать дошкольникам игры с кубиками из различных материалов, деревянные пирамидки, конструкторы, они также развивают мелкую моторику, ловкость пальчиков и умение ориентироваться в пространстве. Мозаика, пазлы развивают не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, формируют координацию работы глаз и кистей рук. При помощи куба - сортёра – ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям малыш развивает мелкую моторику пальцев рук, а также знакомится с различными геометрическими фигурами и цветами.
  • Полезно предлагать детям упражнение «Сортировка семян», фасоль, горох для составления простых рисунков. На кусочке картона ребенок рисует элементарное изображение, это тренирует мышцы кисти и пальцев. Если использовать для рассортировки мелких семян пинцет, то ребенку потребуются полезные усилия. Целесообразно предлагать дошкольникам упражнение по переливанию жидкости, даже семян, крупы, а начинать легче с гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только потом воду.
  • Необходимо учить детей застёгивать и расстёгивать пуговицы, кнопки, крючки - хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
  • Мелкая моторика пальцев рук развивается при рисовании и раскрашивании картинок, изготовление поделок из бумаги. Нужно учить детей самостоятельно вырезать ножницами геометрические фигуры, составлять узоры, выполнять аппликации.
  • Одним из методов развития мелкой моторики является изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
  • Полезно для мелкой моторики игра «Сухой бассейн». Ребенок погружает руку в разноцветные контейнеры от шоколадных яиц и на ощупь ищет спрятанную игрушку.

Итак, роль рук в развитии умственной деятельности человека имеет огромное значение. Поэтому необходимо на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, а также при подготовке детей к школьному обучению, активно использовать задания и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук. Задания и упражнения в данном направлении целесообразны не только в коррекционных группах, но в обычных. Можно включать их в непрерывную образовательную деятельность, в режимные моменты, в игровую деятельность.





Новые публикации

Конспект прогулки «Мы друзья птиц». Для детей старшей группе детского…

Конспект прогулки «Мы друзья птиц». Для детей старшей группе детского сада Программное содержание: - Уточнение и расширение представлений у детей об осени...

Развлечение для детей раннего возраста «Лесными тропинками»

Развлечение для детей раннего возраста «Лесными тропинками» Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей. Задачи: развивать чувство прекрасного, вводить в музыкально-художественный образ...

Консультация для родителей «Зачем дошкольнику проекты?»

Консультация для родителей «Зачем дошкольнику проекты?» Уважаемые родители, не секрет, что речевое развитие детей дошкольного возраста является одной из главных задач...

Читайте также

Дидактическая игра «Найди ответ»

Дидактическая игра «Найди ответ» Игра представляет собой листы картона, ламинированные и разрезанные на две части большую и маленькую. На большой части наклеены...

Познавательно – исследовательский проект: «Огород»

Познавательно – исследовательский проект: «Огород» Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий. Сроки реализации: продолжительность: краткосрочный (с 10.02.2020 г. по 16.03.2020 г.). Участники проекта: дети старшей...

Вечер загадок и отгадок

Вечер загадок и отгадок (на зимнюю тему) Цель: закрепить знания детей о зимних явлениях природы; развивать любознательность, интерес к окружающему; развивать мышление...


Комментарии

  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...





В блогах

Консультация для родителей …

Сегодня занятость на работе не позволяет многим родителям уделять достаточное количество времени воспитанию и развитию детей. Чтобы это получалось, необходимо использовать каждую свободную минуту. Предлагаю вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка, пока вы...

«Зима!» Родителям рекомендуется.

Наступила долгожданная зима. Природа очень быстро преобразилась, все вокруг покрылось снегом. Деревья укрыты белоснежным покрывалом, реку сковал толстый слой льда, совсем исчезли все насекомые, перелетные птицы еще осенью улетели в теплые края. Все эти приметы наступившей зимы понятны для взрослых...

Конспект сюжетно-творческой игры по коммуникативному развитию: "Мы журналисты" для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект сюжетно-творческой игры по коммуникативному развитию: «Мы - журналисты» для детей старшего дошкольного возраста. Цель:  Формирование игровых умений, обеспечивающих творческую игру детей. Развитие активности и уверенности в своих действиях. Задачи: Развивать коммуникативные навыки речи детей. Закрепить в речи новые слова: журналист, редактор...

Творческий проект: "Театр в чемодане" в средней группе.

Творческий проект: «Театр в чемодане». Участники проекта: педагоги – дети – родители. Тип проекта: творческий. Срок реализации: январь 2019 год. Педагоги: Средняя логопедическая группа (4-5 лет). г. Ярославль. Актуальность проекта: В театрализованной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство