Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

«Истоки творческих способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки, которые питают источник

творческой мысли. Чем больше уверенности и

изобретательности в движении детской руки, тем

тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее

движения, необходимые для этого взаимодействия,

тем глубже входит взаимодействие руки с природой,

с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка».

В.А. Сухомлинский.

Одним из важных направлений профессиональной деятельности учителя-дефектолога является развитие у дошкольников мелкой моторики пальцев рук. Считается, что чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Пальчиковые игры, продуктивная деятельность не только развивает и укрепляет моторные функции, но и способствует развитию ориентировки в пространстве, зрительно-моторной координации и тесно связана с познавательной деятельностью. Достаточно часто у детей дошкольного возраста уровень развития мелко моторных функций не соответствуют возрастной норме.

По данным исследованиям учёных доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Пальчиковая гимнастика оказывает помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений маленьких детей. Рецепторы - тонкие окончания чувствительных нервов, расположеных в мышцах пальцев рук – это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Дошкольный возраст – это подготовительный этап в жизни детей, этап подготовки к школьному обучению. Важно научить каждого ребенка прочно, легко и твердо удерживать карандаш (шариковую ручку) в руке, у ребенка должны быть развиты 3 пальца правой или левой (если ребенок левша) руки. Предлагаю вашему внимание методы, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста:

  • Большую часть сведений о мире ребенок получает именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого он исследует, творит, строит. Поэтому важно широко использовать пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами.
  • Одним из методов развития мелкой моторики движения является бельевая прищепка, которая тренирует кончики пальцев правой и левой руки. Детям интересны разноцветные бельевые прищепки основных цветов (цвета насыщенные: красный, синий, зелёный, желтый; можно добавить белый) пластмассовые или деревянные, а плоская фигура из толстого картона (солнышко, ёжик и др.) или другого подходящего плотного материала подойдет для организации дидактических игр «Солнышко», «Ежик», «Насекомое» и других. Ребенок, выполняя элементарные задание с увлечением упражняет как левую, так и правую кисть руки.
  • Развивать мелкую моторику посредством лепки – это одно из полезнейших занятий для ребёнка. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают осязательные функции, наблюдательность. Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют её на долгое время. Занятия лепкой популярный вид занятий, который имеет массу преимуществ, таких как дешевизна расходных материалов, широкие возможности для творчества, простота создания фигур.
  • Организация игр детей с самыми простыми шнуровками развивают мелкую моторику, поэтапно готовят руку ребёнка к письму. Шнуровка даёт возможность придумать множество игр. Это и непосредственно шнурование, и возможность использовать элементы «шнуровки» в дидактических и сюжетно-ролевых играх. Игры-шнуровки созданы с целью развития мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке также оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук ребенка. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. улучшает гибкость и ловкость пальчиков ребенка.
  • Целесообразно предлагать дошкольникам игры с кубиками из различных материалов, деревянные пирамидки, конструкторы, они также развивают мелкую моторику, ловкость пальчиков и умение ориентироваться в пространстве. Мозаика, пазлы развивают не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, формируют координацию работы глаз и кистей рук. При помощи куба - сортёра – ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям малыш развивает мелкую моторику пальцев рук, а также знакомится с различными геометрическими фигурами и цветами.
  • Полезно предлагать детям упражнение «Сортировка семян», фасоль, горох для составления простых рисунков. На кусочке картона ребенок рисует элементарное изображение, это тренирует мышцы кисти и пальцев. Если использовать для рассортировки мелких семян пинцет, то ребенку потребуются полезные усилия. Целесообразно предлагать дошкольникам упражнение по переливанию жидкости, даже семян, крупы, а начинать легче с гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только потом воду.
  • Необходимо учить детей застёгивать и расстёгивать пуговицы, кнопки, крючки - хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
  • Мелкая моторика пальцев рук развивается при рисовании и раскрашивании картинок, изготовление поделок из бумаги. Нужно учить детей самостоятельно вырезать ножницами геометрические фигуры, составлять узоры, выполнять аппликации.
  • Одним из методов развития мелкой моторики является изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
  • Полезно для мелкой моторики игра «Сухой бассейн». Ребенок погружает руку в разноцветные контейнеры от шоколадных яиц и на ощупь ищет спрятанную игрушку.

Итак, роль рук в развитии умственной деятельности человека имеет огромное значение. Поэтому необходимо на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, а также при подготовке детей к школьному обучению, активно использовать задания и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук. Задания и упражнения в данном направлении целесообразны не только в коррекционных группах, но в обычных. Можно включать их в непрерывную образовательную деятельность, в режимные моменты, в игровую деятельность.





Новые публикации

Дидактическая игра «Судоку» по мотивам сказки «Приключения Буратино»

Дидактическая игра «Судоку» по мотивам сказки «Приключения Буратино»

Конспект тематического музыкального занятия «Согреем памятью сердца» …

Конспект тематического музыкального занятия «Согреем памятью сердца» … Цель: Расширение знаний детей о героическом подвиге ленинградцев в годы ВОВ. Задачи: Образовательные: Закреплять умение детей...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. КВН «Знатоки осенней природы»

Конспект непосредственной образовательной деятельности. КВН «Знатоки осенней природы» Цель: Уметь использовать знания об осенних явлениях в решении конкурсных задач. Задачи: Образовательные: закрепить и упорядочить накопленные детьми...

Читайте также

Доклад на тему: «О проблемах художественно – творческой одаренности дошкольников»

Доклад на тему:«О проблемах художественно – творческой одаренности дошкольников»   На современном этапе развития педагогической науки особое значение приобретает проблема художественно –...

Конспект занятия по Физической культуре старшей группы «Олимпийские звезды»

Конспект занятия по Физической культуре старшей группы«Олимпийские звезды» Программное содержание. Закреплять упражнения из положения разгрузки позвоночника. Совершенствовать у детей умение свободно выполнять упражнения...

Информационно – коммуникационные технологии в экологическом воспитании дошкольников

Информационно – коммуникационные технологии в экологическом воспитании дошкольников   Потребительское отношение к природе – одна из глобальных проблем современности, и одной из...


Комментарии

  • Ирина Николаевна
    Замечательный материал. Долго искала для рекомендаций родителям что то подобное. Спасибо.

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Отличный материал. Есть подготовительна я группа? перспективный план на летний период физическая ...

    Подробнее...

     
  • Алена Луконина
    Большое спасибо за опыт

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Какой звук ю? Уважаемый педагог, буква ю может обозначать звуки [йу] и [у], в зависимости от положения ...

    Подробнее...

     
  • Елена
    Замечательная тема по развитию речи детей дошкольного возраста. Я тоже стала использовать в работе ...

    Подробнее...





В блогах

Блог Белоус Ольга Вячеславовна

Этот блог может содержать: календарно-тематические планы или материалы НОД, полезные ссылки, краткий конспект, задания воспитанникам, дополнительная информация детям. Цель этого блога: Создание условий для сетевого взаимодействия с родителями и педагогом. Задачи моего блога: 1. Содействовать личностному саморазвитию и самореализации педагогов и родителей через формы виртуального...

Сценарий "Весна с пчелкой Жужжей"

Дети под музыку сначала мл.гр.,затем средняя группа заходят на праздник и присаживаются на стульчики. Ведущая: Сегодня самый лучший в мире праздник И самый светлый день, что есть в году. На сердце каждого сегодня радость, Всецело посвященная Христу. Сегодня всюду песни...

Сценарий развлечения "Детство-это радость"

Сценарий праздника День защиты детей! 2020г.                 «Детство -это радость»         Музыкальный руководитель: Глазырина А.А. Роли исполняют: Временная вед.-Анна А. , Лето-вед. Татьяна Григорьевна, Яга-Наталья Дмитриевна, Игрулька- Алина Олеговна. Вед:...

Конспект открытого занятия Тема: «Формирование грамматического строя речи в детских играх»

Конспект открытого занятия Тема: « Формирование грамматического строя речи в детских играх » Старшая группа Воспитатель: Боровых Е.В. Программное содержание: учить узнавать и описывать игрушку отвечая на вопросы воспитателя; активизировать в речи детей употребление прилагательных обозначающих качество предметов: величина, цвет...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство