Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

«Истоки творческих способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки, которые питают источник

творческой мысли. Чем больше уверенности и

изобретательности в движении детской руки, тем

тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее

движения, необходимые для этого взаимодействия,

тем глубже входит взаимодействие руки с природой,

с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка».

В.А. Сухомлинский.

Одним из важных направлений профессиональной деятельности учителя-дефектолога является развитие у дошкольников мелкой моторики пальцев рук. Считается, что чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Пальчиковые игры, продуктивная деятельность не только развивает и укрепляет моторные функции, но и способствует развитию ориентировки в пространстве, зрительно-моторной координации и тесно связана с познавательной деятельностью. Достаточно часто у детей дошкольного возраста уровень развития мелко моторных функций не соответствуют возрастной норме.

По данным исследованиям учёных доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Пальчиковая гимнастика оказывает помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений маленьких детей. Рецепторы - тонкие окончания чувствительных нервов, расположеных в мышцах пальцев рук – это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Дошкольный возраст – это подготовительный этап в жизни детей, этап подготовки к школьному обучению. Важно научить каждого ребенка прочно, легко и твердо удерживать карандаш (шариковую ручку) в руке, у ребенка должны быть развиты 3 пальца правой или левой (если ребенок левша) руки. Предлагаю вашему внимание методы, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста:

  • Большую часть сведений о мире ребенок получает именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого он исследует, творит, строит. Поэтому важно широко использовать пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами.
  • Одним из методов развития мелкой моторики движения является бельевая прищепка, которая тренирует кончики пальцев правой и левой руки. Детям интересны разноцветные бельевые прищепки основных цветов (цвета насыщенные: красный, синий, зелёный, желтый; можно добавить белый) пластмассовые или деревянные, а плоская фигура из толстого картона (солнышко, ёжик и др.) или другого подходящего плотного материала подойдет для организации дидактических игр «Солнышко», «Ежик», «Насекомое» и других. Ребенок, выполняя элементарные задание с увлечением упражняет как левую, так и правую кисть руки.
  • Развивать мелкую моторику посредством лепки – это одно из полезнейших занятий для ребёнка. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают осязательные функции, наблюдательность. Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют её на долгое время. Занятия лепкой популярный вид занятий, который имеет массу преимуществ, таких как дешевизна расходных материалов, широкие возможности для творчества, простота создания фигур.
  • Организация игр детей с самыми простыми шнуровками развивают мелкую моторику, поэтапно готовят руку ребёнка к письму. Шнуровка даёт возможность придумать множество игр. Это и непосредственно шнурование, и возможность использовать элементы «шнуровки» в дидактических и сюжетно-ролевых играх. Игры-шнуровки созданы с целью развития мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке также оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук ребенка. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. улучшает гибкость и ловкость пальчиков ребенка.
  • Целесообразно предлагать дошкольникам игры с кубиками из различных материалов, деревянные пирамидки, конструкторы, они также развивают мелкую моторику, ловкость пальчиков и умение ориентироваться в пространстве. Мозаика, пазлы развивают не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, формируют координацию работы глаз и кистей рук. При помощи куба - сортёра – ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям малыш развивает мелкую моторику пальцев рук, а также знакомится с различными геометрическими фигурами и цветами.
  • Полезно предлагать детям упражнение «Сортировка семян», фасоль, горох для составления простых рисунков. На кусочке картона ребенок рисует элементарное изображение, это тренирует мышцы кисти и пальцев. Если использовать для рассортировки мелких семян пинцет, то ребенку потребуются полезные усилия. Целесообразно предлагать дошкольникам упражнение по переливанию жидкости, даже семян, крупы, а начинать легче с гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только потом воду.
  • Необходимо учить детей застёгивать и расстёгивать пуговицы, кнопки, крючки - хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
  • Мелкая моторика пальцев рук развивается при рисовании и раскрашивании картинок, изготовление поделок из бумаги. Нужно учить детей самостоятельно вырезать ножницами геометрические фигуры, составлять узоры, выполнять аппликации.
  • Одним из методов развития мелкой моторики является изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
  • Полезно для мелкой моторики игра «Сухой бассейн». Ребенок погружает руку в разноцветные контейнеры от шоколадных яиц и на ощупь ищет спрятанную игрушку.

Итак, роль рук в развитии умственной деятельности человека имеет огромное значение. Поэтому необходимо на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, а также при подготовке детей к школьному обучению, активно использовать задания и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук. Задания и упражнения в данном направлении целесообразны не только в коррекционных группах, но в обычных. Можно включать их в непрерывную образовательную деятельность, в режимные моменты, в игровую деятельность.



Новые публикации

Проект «Быть здоровыми хотим» Первая младшая группа

Проект «Быть здоровыми хотим» Первая младшая группа

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе Актуальность: В настоящее время психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных...

Посиделочки (музыкально-игровая программа для дошкольников)

Посиделочки (музыкально-игровая программа для дошкольников) Раз на посиделочки Собралися девочки. Стали шить и вышивать, Да и песни напевать. «ЛЕТЕЛИ ДВЕ ПТИЧКИ» - Осенью короче дни, И дождливые...

Читайте также

Конспект занятия: «День рождения Мишутки»

Конспект занятия: «День рождения Мишутки» Старший дошкольный возраст Цель занятия. Закреплять навыки счета в пределах 10, деление целого на части, соотнесение количества предметов...

Открытое интегрированное занятие в средней группе на тему «Мойдодыр у…

Открытое интегрированное занятие в средней группе на тему «Мойдодыр у нас в гостях» Форма НОД: интегрированное. Направление: ОЗОЖ. Виды деятельности: словесная; наглядно-демонстрационная; игровая. Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативная», «речевое развитие», «познавательное...

«Мы против терроризма». Занятие - беседа в подготовительной группе

«Мы против терроризма». Занятие - беседа в подготовительной группе Цель: Довести до сознания детей важность соблюдения правил антитеррористической безопасности, умения проявлять осторожность...

Комментарии

  • Ирина
    Здравствуйте, замечательная игра, подскажите пожалуйста,вы ее где-то покупали или сами делали из

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо большое за ценную информацию!

    Подробнее...

     
  • Света
    занятие замечательное,н о есть вопрос после рисования дети руки моют?

    Подробнее...

     
  • Юлия
    здравствуйте.а где можно скачать презентацию к прокту?

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Второй дежурной была девочка Галя, а не Наташа

    Подробнее...





В блогах

ООД Художественно – эстетическое развитие (рисование) Тема: «Пернатые, мохнатые, колючие»

  Цель : создание социальной ситуации развития в процессе художественно – эстетического развития Задачи : создать условия для: - обучения детей отражать в рисунке разнообразие животного мира; - закрепления приемов работы кистью и красками; - развития активности, творчества. Ход занятия...

ООД Художественно – эстетическое развитие (рисование) Тема: «Пернатые, мохнатые, колючие»

  Цель: создание социальной ситуации развития в процессе художественно – эстетического развития Задачи: создать условия для: - обучения детей отражать в рисунке разнообразие животного мира; - закрепления приемов работы кистью и красками; - развития активности, творчества. Ход занятия Воспитатель -...

ООД Познавательное развитие (ФЭМП)Тема: «Необычное животное»

    Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательного развития Задачи: создать условия для:  - развития умения у детей отвечать полными ответами; - развития у детей внимания, памяти, воображения, мелкой моторики рук; - воспитания отзывчивости, желания помогать другим. Ход занятия...