Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

«Истоки творческих способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки, которые питают источник

творческой мысли. Чем больше уверенности и

изобретательности в движении детской руки, тем

тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее

движения, необходимые для этого взаимодействия,

тем глубже входит взаимодействие руки с природой,

с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка».

В.А. Сухомлинский.

Одним из важных направлений профессиональной деятельности учителя-дефектолога является развитие у дошкольников мелкой моторики пальцев рук. Считается, что чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Пальчиковые игры, продуктивная деятельность не только развивает и укрепляет моторные функции, но и способствует развитию ориентировки в пространстве, зрительно-моторной координации и тесно связана с познавательной деятельностью. Достаточно часто у детей дошкольного возраста уровень развития мелко моторных функций не соответствуют возрастной норме.

По данным исследованиям учёных доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Пальчиковая гимнастика оказывает помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений маленьких детей. Рецепторы - тонкие окончания чувствительных нервов, расположеных в мышцах пальцев рук – это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Дошкольный возраст – это подготовительный этап в жизни детей, этап подготовки к школьному обучению. Важно научить каждого ребенка прочно, легко и твердо удерживать карандаш (шариковую ручку) в руке, у ребенка должны быть развиты 3 пальца правой или левой (если ребенок левша) руки. Предлагаю вашему внимание методы, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста:

  • Большую часть сведений о мире ребенок получает именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого он исследует, творит, строит. Поэтому важно широко использовать пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами.
  • Одним из методов развития мелкой моторики движения является бельевая прищепка, которая тренирует кончики пальцев правой и левой руки. Детям интересны разноцветные бельевые прищепки основных цветов (цвета насыщенные: красный, синий, зелёный, желтый; можно добавить белый) пластмассовые или деревянные, а плоская фигура из толстого картона (солнышко, ёжик и др.) или другого подходящего плотного материала подойдет для организации дидактических игр «Солнышко», «Ежик», «Насекомое» и других. Ребенок, выполняя элементарные задание с увлечением упражняет как левую, так и правую кисть руки.
  • Развивать мелкую моторику посредством лепки – это одно из полезнейших занятий для ребёнка. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают осязательные функции, наблюдательность. Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют её на долгое время. Занятия лепкой популярный вид занятий, который имеет массу преимуществ, таких как дешевизна расходных материалов, широкие возможности для творчества, простота создания фигур.
  • Организация игр детей с самыми простыми шнуровками развивают мелкую моторику, поэтапно готовят руку ребёнка к письму. Шнуровка даёт возможность придумать множество игр. Это и непосредственно шнурование, и возможность использовать элементы «шнуровки» в дидактических и сюжетно-ролевых играх. Игры-шнуровки созданы с целью развития мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке также оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук ребенка. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. улучшает гибкость и ловкость пальчиков ребенка.
  • Целесообразно предлагать дошкольникам игры с кубиками из различных материалов, деревянные пирамидки, конструкторы, они также развивают мелкую моторику, ловкость пальчиков и умение ориентироваться в пространстве. Мозаика, пазлы развивают не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, формируют координацию работы глаз и кистей рук. При помощи куба - сортёра – ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям малыш развивает мелкую моторику пальцев рук, а также знакомится с различными геометрическими фигурами и цветами.
  • Полезно предлагать детям упражнение «Сортировка семян», фасоль, горох для составления простых рисунков. На кусочке картона ребенок рисует элементарное изображение, это тренирует мышцы кисти и пальцев. Если использовать для рассортировки мелких семян пинцет, то ребенку потребуются полезные усилия. Целесообразно предлагать дошкольникам упражнение по переливанию жидкости, даже семян, крупы, а начинать легче с гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только потом воду.
  • Необходимо учить детей застёгивать и расстёгивать пуговицы, кнопки, крючки - хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
  • Мелкая моторика пальцев рук развивается при рисовании и раскрашивании картинок, изготовление поделок из бумаги. Нужно учить детей самостоятельно вырезать ножницами геометрические фигуры, составлять узоры, выполнять аппликации.
  • Одним из методов развития мелкой моторики является изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
  • Полезно для мелкой моторики игра «Сухой бассейн». Ребенок погружает руку в разноцветные контейнеры от шоколадных яиц и на ощупь ищет спрятанную игрушку.

Итак, роль рук в развитии умственной деятельности человека имеет огромное значение. Поэтому необходимо на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, а также при подготовке детей к школьному обучению, активно использовать задания и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук. Задания и упражнения в данном направлении целесообразны не только в коррекционных группах, но в обычных. Можно включать их в непрерывную образовательную деятельность, в режимные моменты, в игровую деятельность.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Профессия воспитатель детского сада

Профессия воспитатель детского сада Воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек. Профессия воспитатель детского...

Развлечение «Приключения Незнайки на дороге»

Развлечение «Приключения Незнайки на дороге» Интеграция образовательных областей: физическая культура, здоровье, коммуникация, познание, социализация. Цель: Создание атмосферы веселья, доброжелательности, потребности коллективного общения, дружеского...

Конспект игры «Что? Где? Когда?». Тема: «Знатоки ПДД»

Конспект игры «Что? Где? Когда?». Тема: «Знатоки ПДД» Подготовительная группа компенсирующей направленности (6 – 7 лет) Цель: сформировать у детей устойчивые знания и...

Читайте также

Опыт работы: «Использование технологии активного обучения (имитационного тренинга) в формировании…

Опыт работы: «Использование технологии активного обучения (имитационного тренинга) в формировании у дошкольников знаний безопасного поведения на дорогах» Раздел  I Информация об опыте Условия...

Сценарий «День бантиков»

Сценарий «День бантиков» Под музыку дети входят в зал. Останавливаются около стульчиков. Ведущий: Вновь наступила весна! Снова праздник она принесла, Праздник радости, светлый и нежный, Праздник...

Успешная социализация дошкольников «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с профессиями…

Успешная социализация дошкольников «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с профессиями своих родителей» Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в дошкольном учреждении...