«Успешная адаптация детей к условиям детского сада – как фактор эмоционального благополучия»
Цель. Способствовать успешной адаптации детей к новым условиям жизни в детском саду, развивать эмоциональную сферу в различных видах деятельности.
Задачи.
1. Формировать чувство уверенности в окружающем.
2. Развивать коммуникативные навыки.
3. Способствовать развитию положительного эмоционального фона.
Садовник, собираясь пересадить дерево, готовит участок, бережно окапывает его, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землёй. Несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживётся.
Адаптация (в переводе с латинского – прилаживание, приспособление) одно из ключевых понятий употребляемых сегодня в психологии. Оно подразумевает психическое здоровье личности, то есть гармонию с самим собой и окружающим миром.
Адаптационный период один из самых сложных в жизни ребёнка . Малыша приводят в детский сад и оставляют в новой для него обстановке. Ломается привычный стереотип жизни: разлука с родителями, пребывание среди 20 сверстников порождает чувство тревоги, неуверенности, незащищённости, чувство покинутости, брошенности. Ребёнка страшит внезапность изменения происходящего, неизвестность держит в нервном напряжении, связи с родителями неожиданно прерваны.
Любой ребёнок даже самый психологически благополучный, попадая в новые условия (детский сад) испытывает стресс. На его фоне происходит процесс адаптации, ребёнок приспосабливается к новым условиям существования. Ему на помощь приходят механизмы компенсации, и у каждого они свои собственные, в зависимости от природных задатков и характера ребёнка. Тревожные дети с низкой самооценкой, проходившие весь свой «рабочий» день паинькой, становятся несносными дома, третируя родителей капризами и непослушанием. Другие же предпочитают вымещать глубинные чувства брошенности и одиночества (да, да, именно эти «взрослые» чувства фиксируют детские психологи у дошкольников - Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.) на тех, кто слабее.
Когда же начинается адаптация? Адаптация возникает в момент стрессовой ситуации. Пока нет стресса, у человека не возникает адаптационной потребности – потребности биологического уровня, к которому относятся потребности в пище, тепле и т.д. С биологического уровня эта потребность распространяется на социальный уровень и отражается в способности человека общаться, разрешать конфликтные ситуации, что в конечном итоге является одним из определяющих факторов социализации личности.
Детский сад – первый шаг на пути социализации – легко ли он даётся? Изучение отклонений в межличностных отношениях на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребёнка со сверстниками может выступить в качестве серьёзной угрозы для личностного развития. Опасность заключается в том, что появившиеся у ребёнка отрицательные качества в связи с особенностью дошкольного возраста, определяют, всё дальнейшее формирование личности и могут обнаружиться в новом школьном коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственным мироощущением.
Анализ литературы позволил обозначить определяющую роль некоторых личностных параметров, характеризующих маленького ребёнка и влияющих на адаптационный процесс. В качестве определяющего можно выделить такие характеристики личности ребёнка как: эмоциональный фон, активность и направленность поведения. При этом очень важным оказывается сила, выраженность и направленность эмоциональных и поведенческих реакций.
Таким образом, можно рассматривать эмоциональный фон, как основу появления у ребёнка ориентировочно – поисковой активности, позволяющей адаптироваться к новым условиям существования (новый взрослый, переход из привычной среды в незнакомую, новая система отношений, появление новых, непривычных партнёров по общению, ит.д.).
Одна из основных задач адаптационного периода – формирование чувства уверенности в окружающем.
Критерии успешной адаптации:
1. Внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость);
2. Внешняя адекватность поведения (легко и точно выполнять различные требования).
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности с сточки зрения Д.Б. Эльконина, является игра. «Игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е возникает из условий жизни ребёнка в обществе»
Принципы организации и проведения игровой терапии в период адаптации:
А) безоговорочная симпатия к ребёнку;
Б) минимальное количество ограничений;
В) активность самого ребёнка;
Г) добровольность участия в игре;
Д) непосредственное участие в игре взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с детьми, вовлекает их в игровую деятельность.
Е) предоставлять ребёнку возможность проявить и выразить себя, свой взгляд на мир.
В курсе игротерапии выделяются три этапа работы:
I этап – (ознакомительный) – 2 занятия
II этап – (основной - формирующий) – 7 занятий
III этап – (заключительный) – 2 занятия
В процессе игровой терапии используются разнообразные игровые приёмы, которые развлекают детей, проверяют умение предотвращать конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию, рефлексии и контролю своего поведения, также направлены на совершенствование операциональной стороны игровой деятельности, на осознание детьми своего места в группе сверстников. Детям предлагается большой выбор сюжетно – ролевых игр, игр – драматизаций, игр снимающих барьеры в общении, игры направленные на развитие способности управлять своим эмоциональным состоянием (этюды, мимика, пантомимика). Многие игры являются полуфункциональными, т.е. при их применении можно решать самые разные задачи. Причём одна и также игра для одного ребёнка может быть средством повышения самооценки, для другого тонизирующий эффект, для третьего являться уроком коллективных отношений.
Адаптация детей к детскому саду всегда была и остаётся наиболее сложным периодом как для ребёнка и его родителей, так и для педагогов. Учёт специфики адаптационного периода поможет найти не только правильный подход к ребёнку, но и заложить предпосылки для его успешной социализации в новом коллективе.
Читайте также |
---|
Фестиваль семейного творчества - 2019 «Карусель талантов»
Фестиваль семейного творчества - 2019 «Карусель талантов» Цель: - выявление творческих детей и родителей. Задачи: - развивать творческие способности детей; - знакомить детей с...
Скрапбукинг, как средство художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного…
Скрапбукинг, как средство художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами опытом своей работы...
Экологическое воспитание младших дошкольников
Экологическое воспитание младших дошкольников Отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать...