Практическая работа «Психологические особенности развития воображения у старших дошкольников»

Введение

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации.

Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики воображения, закономерностей его развития и становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период, как указывал Л.С. Выготский, закладываются основы развития данного процесса. На значение воображения, фантазии в жизни ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) указывали на относительность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов. Глубоко подметил это К. Д. Ушинский, который писал: «Воображение ребенка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека, и не заключает в себе ничего поэтического, так как эстетическое чувство развивается позже других, но дело в том, что и слабенькое детское воображение имеет такую власть над слабой и еще неорганизованной душой дитяти, какого не может иметь развитое воображение взрослого человека над его развитой душой».

Именно развитию мышления и воображения необходимо уделять наибольшее внимание в воспитании ребенка от 5 до 12 лет. Этот период называют сензитивным для развития познавательных процессов.

Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.

Объектом исследования является психологическое развитие старших дошкольников.

Предмет исследования: специфика воображения старших дошкольников.

Цель: обобщить психологические особенности воображения старших дошкольников.

Задачи:

1) Изучить психологическую литературу по проблеме;

2) Отобрать диагностические исследования воображения;

3) Обследовать детей на выявление особенности воображения

Методы исследования: анализ психологической литературы, эксперимент (констатирующий этап), количественный и качественный анализы.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы

1.1 Понятие воображения как психологического процесса

Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни [8, с.260].

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида «гомосапиенс», мы уже достаточно хорошо знаем. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может - «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.

Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество [12, с. 42].

Воображение в собственном, совсем специфическом смысле слова может быть только у человека. Только у человека, который как субъект общественной практики реально преобразует мир, развивается подлинное воображение. В процессе развития оно сначала – следствие, а затем и предпосылка той деятельности человека, посредством которой он реально изменяет действительность. В каждом действии, которым человек изменяет мир, заключен кусочек фантазии, и развитие воображения как преобразования действительности в сознании тесно связано с реальным преобразованием ее в практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы.

Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что нам дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от данного может выразиться, во-первых, в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности сам он никогда не видел.

В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения. Различие этих уровней определяется прежде всего тем, насколько сознательно и активно отношение человека к этому процессу. На низших уровнях смена образов происходит самотеком, непроизвольно, на высших в ней все большую роль играет сознательное, активное отношение человека к формированию образов.

В самых низших и примитивных своих формах воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений, тенденций, независимо от какого-либо сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно трансформируются, всплывая перед воображением, а не формируются им; здесь нет еще собственно оперирования образами. В чистом виде такая форма воображения встречается лишь в предельных случаях на низших уровнях сознания, в дремотных состояниях, в сновидениях. В этих случаях за образом обычно скрываются в качестве движущих сил аффективные моменты потребностей, влечений. З.Фрейд сделал попытку – очень тенденциозную – определить основные преобразования, которым подвергаются образы в этом примитивном виде воображения (сгущение, вытеснение, замещение).

В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека [11, с. 74]

Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь. Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка — в автомашину. Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже, несмотря на то, что эта деятельность — игра [7, с. 93].

Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи.

Этап овладения речью сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении. Однако синтез происходит со значительными искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится.

Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т. д.), он активизирует процесс воображения. Для того чтобы выполнить просьбу взрослого человека, ребенок вначале должен создать, или воссоздать, в своем воображении определенный образ. Причем этот процесс воображения по своей природе уже является произвольным, поскольку ребенок пытается его контролировать. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребенка вещи становятся не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. Ребенок в четырех-пятилетнем возрасте начинает рисовать, строить, лепить, переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом.

Для того чтобы усвоить знания ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.

Другой причиной бурного развития воображения является то, что в процессе игры ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность дошкольника [16, с. 94].

Таким образом, под воображением в самом широком смысле слова иногда разумеют всякий процесс, протекающий в образах. Воображение как психический процесс имеет ряд характеристик и особенностей развития. На каждом возрастном этапе эти особенности отличаются исходя их специфики возраста.

1.2. Специфика развития воображения у старших дошкольников

На протяжении дошкольного возраста в существенной связи с речью активно развивается воображение как способность видеть целое раньше частей. В.В. Давыдов утверждал, что воображение составляет «психологическую основу творчества, делающего субъекта способным к созиданию нового в различных сферах деятельности». Воображение — важнейшее психическое новообразование дошкольного детства, и его становление образует ключевой вектор психического развития ребенка [16, с. 213].

Взрослые очень рано включают ребенка в воображаемый контекст детских потешек, начинают стимулировать изображающие действия ребенка: «Покажи, как птичка летает, солдаты ходят и т.п.» Действия «понарошку», «как будто» рассматриваются как начальная форма воображения у двух-трехлетнего ребенка.

Воображение опирается на реальный опыт ребенка, на реальные предметы и действия, но допускает легкий отлет от действительности. Оно максимально разворачивается в сюжетно-ролевой игре: условные функции предметов, символическое значение действий, «воображаемая ситуация», образ роли.

По функции различают воображение познавательное и аффективное. Познавательное воображение помогает создать целостный образ события или явления, достроить схему или картину. Аффективное воображение выполняет функцию защиты «Я» путем проигрывания негативных переживаний или создания воображаемых компенсаторных ситуаций (представления себя великаном, победителем и т.п.).

Представителем той идеи, что воображение первично, что оно изначальная форма детского сознания, из которой возникает все прочее сознание личности, является психоанализ и его создатель 3. Фрейд. Согласно его учению, два принципа регулируют психическую деятельность ребенка: принцип наслаждения, или удовольствия, и принцип реальности. Ребенок стремится вначале получить наслаждение, или удовольствие; в раннем возрасте этот принцип господствующий [2, с. 38].

Психология детского возраста отметила важный для деятельности воображения момент, который назван законом реального чувства в деятельности фантазии. Сущность его проста, в его основе лежит фактическое наблюдение. С деятельностью воображения тесно связано движение наших чувств. Очень часто то или другое построение оказывается нереальным с точки зрения рациональных моментов, которые лежат в основе фантастических образов, но они реальны в эмоциональном смысле.

Уже воссоздающее воображение перерабатывает образы действительности. Дети изменяют сюжетную линию рассказов, представляют события во времени, изображают ряд объектов в обобщенном, сжатом виде (этому во многом способствует формирование приемов смыслового запоминания). Нередко такие изменения и комбинации образов носят случайный и неоправданный характер с точки зрения цели учебного процесса, хотя и удовлетворяют потребности ребенка в фантазировании, в проявлении эмоционального отношения к вещам. В этих случаях дети отчетливо сознают чистую условность своих выдумок.

По мере усвоения сведений об объектах и условиях их происхождения многие новые комбинации образов приобретают обоснования и логическую аргументацию. При этом формируется умение либо в развернутой словесной форме, либо в свернутых интуитивных соображениях строить обоснования такого типа: «Это обязательно произойдет, если сделать то-то и то-то».

Л. Дийлалла и М. Уотсон, изучая развитие воображения у дошкольников, выделяют четыре уровня перехода от полного господства фантазии во внутреннем мире ребенка к отграничению воображения от мира реальности. На первом уровне у ребенка отсутствует граница между фантазией и реальностью. На втором - она между ними намечается. На третьем - становится четкой. А на четвертом - происходит отделение фантазии от реальности. Этот уровень позволяет ребенку осознать, в какой из сфер он находится.

Исследователи Е.П. Торренс и Ф. Баррон, изучая воображение, детально описывали либо основные его характеристики (беглость, гибкость, оригинальность), либо условия творческого акта, либо уровни функционирования воображения (преобразование, поиск, создание новых идей).

В отечественной психологии наряду с остальными психическими функциями воображение выступает в качестве отражения окружающей действительности, являясь социальным по своей природе, и активно развивается именно в дошкольном возрасте [14, с. 86].

Так, Л.С. Выготский считает, что воображение априори связано с реальностью, и указывает на различные формы связи воображения с реальностью. Первая форма заключается в том, что любой образ воображения строится из элементов действительности и прошлого опыта человека. Второй формой является связь между продуктом воображения и явлением действительности. Третья форма характеризует связь с эмоциями. И, наконец, четвертая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что продукт воображения может не соответствовать реально существующему предмету, но, обретя материальное воплощение, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи.

Л.С. Выготский прямо указывает на возникновение воображения из самого существа игры, а не как следствия проявления особенностей поведения ребенка в ней. Такое понимание природы воображения акцентирует внимание на его активном, действенном характере.

О.М. Дьяченко отмечает, что специально развитие воображения в игре дошкольника практически не изучалось. Но при исследовании самой игры выявлялись значимые для развития воображения моменты. Автор выделяет две линии анализа игры, где она – основной источник развития воображения дошкольника.

Первая линия связана с развитием самих особенностей игры (Д.Б. Эльконин, Н.Я. Михайленко). В работах этих авторов были показаны возможности развития воображения ребенка по мере овладения им предметной и сюжетно-ролевой игрой. Вместе с игровым действием развиваются и зачатки воображения, которое определяется возможностью вхождения в элементарную игровую ситуацию с вариативным использованием сначала отдельных предметов, а затем цепочек ролевых действий.

Кроме того, Д.Б. Эльконин утверждает, что в игре зарождаются наиболее значительные стороны продуктивного воображения: его направленность на решение самых различных задач и возможность в специфической форме раскрывать существенные характеристики реальности. В работе Н.Я. Михайленко отмечаются существенные сдвиги в развитии игры старших дошкольников после направленного обучения их сюжетосложению. Зарождаясь в игре и развиваясь вместе с ней, воображение, в свою очередь, определяло развитие игровой деятельности.

Вторая линия анализа игры связана с возможностями интериоризации воображения, перехода его в план представлений (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) [6, с. 14 ].

Так Л.С. Выготский подчеркивает, что игра дошкольника неотрывна от предмета, начинается с него и предполагает его обязательное использование. В более старшем возрасте воображение уже не требует постоянных внешних опор, может полностью протекать во внутреннем плане, т.е. в игре происходит становление воображения как собственно внутренней, психической деятельности ребенка.

Отрыв воображения от предмета и его переход во внутренний план особенно явно прослеживается в рубежных играх, одной из форм которых, по мнению А.Н. Леонтьева, является игра – фантазирование.

В игре зарождаются другие виды деятельности, имеющие существенное значение для развития воображения ребенка.

Как указывает Л.С. Выготский, игра «служит подготовительной ступенью художественного творчества ребенка». Из нее выделяют отдельные, более или менее самостоятельные виды детского творчества (рисование, драматизация, сочинения). Он полагал, что любой вид детского творчества сходен с игрой по своему характеру (одномоментность творческого акта, отсутствие длительной работы над произведениями) и по связанности с эмоциями ребенка.

Но при общем происхождении от игры каждый вид продуктивной деятельности имеет свои специфические особенности, которая заключается в том, что их выполнение позволяет прямо ставить перед ребенком творческую задачу (придумать, сочинить, сделать самостоятельно). Это позволяет наиболее полно актуализировать воображение и всецело проявить творческий потенциал ребенка.

При анализе развития различных видов деятельности выделяются, но специально не анализируются две линии становления творческих способностей:

1) первая – овладение специальными средствами деятельности;

2) вторая – развитие воображения как такового, безотносительно к специфике вида деятельности (О.М. Дьяченко. Развитие воображения дошк.).

К подобному анализу обращается в своей концепции В.В. Давыдов. Он считает, что воображение является одним из основных новообразований дошкольного возраста, которое формируется на основе игровой деятельности ребенка и позволяет ему производить в своих действиях перенос свойств одних вещей на другие, замещение одного предмета другим.

Таким образом, главной особенностью воображения дошкольников является возможность выделять целое раньше части и переносить черты одного объекта реальности на другой. Само воображение понимается им как основная форма познания в дошкольном возрасте, которая обязательно сопровождает все виды умственной деятельности ребенка.

1.3. Психологическая диагностика воображения

Психологическая диагностика – это выявление способностей и индивидуальных особенностей ребенка с помощью специальных тестов и методик, для последующей коррекции и развития необходимых навыков.

Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования.

Чтобы правильно судить об уровне развития, достигнутом ребенком, необходимо тестовые психодиагностические задания подбирать таким образом, чтобы они одновременно были рассчитаны как на произвольный, так и непроизвольный уровень регуляции когнитивной сферы. Это позволит адекватно оценить, с одной стороны, степень произвольности познавательных процессов, а с другой стороны — реальный уровень их развития в том случае, если они еще не являются произвольными.

Что же касается детей более старшего дошкольного возраста, от трех-четырех до пяти-шести лет, то у них уже есть элементы произвольности в управлении своими познавательными процессами. Вместе с тем значительная часть детей этого возраста все же характеризуется доминированием непроизвольных познавательных процессов, и именно на такие процессы опирается ребенок, познавая окружающий мир. Психодиагностика детей этого возраста, следовательно, должна быть двояконаправленной: как на детальное изучение развития природных, или непроизвольных, познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций [5, с. 65].

Дошкольники лишь тогда будут в процессе психодиагностики демонстрировать свои способности, т.е. показывать результаты, правильно отражающие уровень их психологического развития, когда сами методики и имеющиеся в них психодиагностические задания вызывают и поддерживают к себе интерес на протяжении всего времени психодиагностики. Как только непосредственный интерес ребенка к выполняемым заданиям утрачивается, он перестает проявлять те способности и задатки, которыми реально обладает. Поэтому, если мы хотим выявить действительный уровень психологического развития ребенка и его возможности, например, зону потенциального развития, необходимо заранее, составляя инструкцию и методику, позаботиться о том, чтобы все это вызывало со стороны ребенка непроизвольное внимание и было достаточно интересно для него.

В старшем дошкольном возрасте к названным видам деятельности добавляются игры с правилами и, кроме того, возникают элементарные рефлексивные способности. Старшие дошкольники не только осознают и руководствуются в своем поведении некоторыми правилами межличностного взаимодействия, особенно в играх, но в определенных пределах могут, занимаясь тем или иным видом деятельности, например учением и игрой, анализировать собственное поведение в нем, давать оценки себе и окружающим людям. Это открывает возможность для использования в данном возрасте тех психодиагностических методик, которые обычно применяются для изучения психологии школьников и взрослых людей. Сказанное, прежде всего, относится к методам исследования познавательных процессов, но отчасти касается личности и межличностных отношений [1, с. 20].

Формирование воображения у детей предполагает известную свободу в использовании нормативов и образцов деятельности. Жестко заданные и некритично усвоенные ребенком системы образцов препятствуют творческому решению задач, ведут к однообразным, стереотипным действиям, препятствуют проявлению индивидуальности.

В процессе исследования воображения детей применяются разнообразные методы, главными из которых являются содержательный анализ детских рисунков, представлений и продуктов фантазии ребенка. Рисунок показывает, каким видят мир дети. Правда, однозначных выводов об этом на основе анализа детских рисунков сделать нельзя, так как художественно-изобразительные умения детей еще слабо развиты. Ребенок обычно видит и может представить себе гораздо больше того, что он в состоянии изобразить. О представлениях детей также можно судить по тому, что они сами рассказывают, на основании того, какие свойства они приписывают людям или предметам. Однако и здесь желательно делать скидку на то, насколько хорошо ребенок овладел речью. Особенно богатый материал для выводов о детских представлениях дает анализ продуктов их фантазии [9, с. 47].

Специальную психологическую задачу, связанную с изучением воображения ребенка, представляет определение зоны его потенциального (ближайшего) развития (по Л. С. Выготскому). Для практического выявления зоны потенциального развития методику психодиагностики необходимо создавать с учетом следующих основных требований:

1. Серия задач, предлагаемых ребенку, должна быть достаточно сложной, но доступной для наиболее подготовленной части обследуемых детей данного возраста.

2. Система подсказок, даваемых взрослым, должна быть заранее продумана и одинакова для всех детей. В число подсказок не следует включать прямые указания на то, как решать предложенную задачу.

3. Процедура ведения наблюдения за действиями ребенка должна быть заранее определена.

Таким образом, говоря о развитии воображения в дошкольном возрасте, можно использовать еще один показатель, а именно посмотреть, как ребенок применяет на практике усвоенные образцы и эталоны, т.е. являются ли эти образцы «шорами», ограничивающими его деятельность и препятствующими развитию его воображения и фантазии, или они составляют необходимый базис, на котором впоследствии строятся воображение и творчество ребенка.

Выводы по главе 1

Под воображением в самом широком смысле слова иногда разумеют всякий процесс, протекающий в образах. Воображение как психический процесс имеет ряд характеристик и особенностей развития. На каждом возрастном этапе эти особенности отличаются исходя их специфики возраста.

Главной особенностью воображения дошкольников является возможность выделять целое раньше части и переносить черты одного объекта реальности на другой. Само воображение понимается им как основная форма познания в дошкольном возрасте, которая обязательно сопровождает все виды умственной деятельности ребенка.

Говоря о развитии воображения в дошкольном возрасте, можно использовать показатель, позволяющий посмотреть, как ребенок применяет на практике усвоенные образцы и эталоны, т.е. являются ли эти образцы «шорами», ограничивающими его деятельность и препятствующими развитию его воображения и фантазии, или они составляют необходимый базис, на котором впоследствии строятся воображение и творчество ребенка.

В процессе исследования воображения детей применяются разнообразные методы, главными из которых являются содержательный анализ детских рисунков, представлений и продуктов фантазии ребенка. Рисунок показывает, каким видят мир дети. Правда, однозначных выводов об этом на основе анализа детских рисунков сделать нельзя, так как художественно-изобразительные умения детей еще слабо развиты. Ребенок обычно видит и может представить себе гораздо больше того, что он в состоянии изобразить.

Глава 2. Экспериментальная работа

2.1. Цель, задачи, методы экспериментальной работы

В главе 1 представлены теоретический анализ проблемы воображения в психолого–педагогической литературе, а также возрастные особенности воображения в дошкольном возрасте, особенности диагностики воображения.

Исследование психологических особенностей развития воображения дошкольников осуществлялось в три этапа:

  1. Поисково–подготовительный этап – теоретическое изучение психолого-педагогической литературы, подбор методик для проведения констатирующего эксперимента по изучению психологических особенностей развития воображения дошкольников.
  2. Опытно – экспериментальный этап – проведение констатирующего эксперимента, обработка результатов.
  3. Контрольно – обобщающий этап – анализ и обобщение результатов исследования; формулирование выводов, разработка рекомендаций.

В исследовании приняли участие 25 человек. Исследовались учащиеся МКДОУ «д/с №18» п. Зауральского. Возраст испытуемых – 4-6 лет.

Цель исследования: экспериментально изучить особенности развития воображения старших дошкольников.

Задачи исследования:

1. Отобрать методики исследования, исходя из цели исследования и контингента испытуемых.

2. Провести констатирующий эксперимент.

3. Проанализировать результаты исследования.

Для исследования психологических особенностей развития воображения дошкольников были использованы следующие методы:

  1. Теоретические (анализ педагогической литературы; анализ результатов констатирующего эксперимента);
  2. Эмпирические (тест «Вербальная (словесная) фантазия», тест «Невербальная фантазия»);

Выбор эмпирического метода (тест «Вербальная (словесная) фантазия», тест «Невербальная фантазия») для исследовательской работы обусловлен поставленными задачами и контингентом испытуемых.

Тест «Вербальная (словесная) фантазия»

Цель методики: определение развития фантазии детей.

Ребенку предлагается придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (животном, человеке) или о чем-либо ином по выбору и изложить в течение 5 минут. На придумывание темы сюжета рассказа отводится до одной минуты и после этого ребенок приступает к рассказу.

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим показателям:

1. Быстрота воображения.

2. Необычность, оригинальность образов воображения.

3. Богатство фантазии, глубина и детализированность образов.

4. Эмоциональность образов.

Быстрота воображения оценивается в том случае, если ребенок придумал рассказ в отведенное время самостоятельно.

Необычность, оригинальность образов воображения оценивается высоко, если ребенок придумал что-то такое, чего он не видел и не слышал раньше, или пересказал известное, но внес от себя в него что-то новое, оригинальное.

Богатство, глубина и детализированность фантазии оцениваются по достаточно большому числу различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, разнообразных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка по наличию в рассказе разнообразных деталей и характеристик образов.

Если ребенок использует в своем рассказе более 7 таких признаков, а объект рассказа изображен не схематически, то богатство фантазии у него развито хорошо.

Эмоциональность образов воображения оценивается по тому, насколько ярко и увлеченно описываются придуманные события, персонажи, их поступки.

Тест «Невербальная фантазия»

Ребенку необходимо дать стандартный лист бумаги и цветные карандаши (должно быть не менее шести цветов). Ребенку нужно придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 минут.

То же самое задание нужно предложить ребенку, но с пластилином. За 5 минут попросите его смастерить какую-нибудь поделку, вылепить ее из пластилина.

1. Быстрота воображения.

2. Необычность, оригинальность образов воображения.

3. Богатство фантазии, глубина и детализированность образов.

4. Эмоциональность образов.

Быстрота воображения оценивается в том случае, если ребенок сделал поделку в отведенное время самостоятельно.

Необычность, оригинальность образов воображения оценивается высоко, если ребенок придумал что-то такое, чего он не видел и не слышал раньше, или сделал известное, но внес от себя в него что-то новое, оригинальное.

Богатство, глубина и детализированность фантазии оцениваются по достаточно большому числу различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, разнообразных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в поделке ребенка по наличию разнообразных деталей и характеристик образов.

Если ребенок использует более 7 таких признаков, а поделка изображена не схематически, то богатство фантазии у него развито хорошо.

Эмоциональность образов воображения оценивается по тому, насколько ярко и увлеченно описываются придуманные события, персонажи, их поступки.

Таким образом, исследование психологических особенностей развития воображения старших дошкольников проводилось в три этапа. Для исследования психологических особенностей развития воображения дошкольников были использованы следующие методы и методики: теоретический анализ педагогической литературы, тест «Вербальная (словесная) фантазия», тест «Невербальная фантазия», анализ результатов констатирующего эксперимента.

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента

В экспериментальном исследовании приняли участие 25 человек, воспитанники МКДОУ «д/с №18» 4-6 лет.

Большинство детей группы проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности.

После проведения диагностики по методике «Вербальная (словесная) фантазия» были получены следующие результаты (Приложение 2, таб. 1), отображенные на рисунке:

Анализ таблица

Рис. 1. Результаты диагностики развития воображения старших дошкольников по методике «Вербальная (словесная) фантазия».

Анализ результатов показал, что для 56 % испытуемых (14 человек) характерен высокий уровень развития быстроты воображения, что свидетельствует о самостоятельности, гибкости и реактивности мышления детей, характерен поиск, создание новых идей.

Необычность воображения характерна для 64% испытуемых (16 человек), что свидетельствует об оригинальности, креативности, творческом подходе к выполняемым действиям даже за короткий период времени их выполнения.

Для 72% испытуемых (18 человек) характерно богатство воображения, что говорит о разнообразии воображаемых образов, широте взглядов.

Эмоциональность характерна для 60% испытуемых (15 человек), что говорит о многогранности, впечатлительном отношении к созданным образом, их проникновением в глубинные грани сознания, и переживаемые ребенком эмоционально.

В целом, по методике «Вербальная (словесная) фантазия» наблюдается высокий (более 50%) уровень развития воображения старших дошкольников.

После проведения диагностики по методике «Невербальная фантазия» были получены следующие результаты (Приложение 2, таб. 2), отображенные на рисунке:

График

Рис. 2. Результаты диагностики развития воображения старших дошкольников по методике «Невербальная фантазия».

Анализ результатов исследования показал, что для 64% исследуемых (16 человек) характерны быстрота и эмоциональность воображения, что свидетельствует о гибкости мышления, новизне и полноте создаваемых идей.

В целом, по результатам исследования по методике «Невербальная фантазия» наблюдается достаточно высокий уровень воображения, выше среднего, что говорит о его развитости, полноте и гибкости.

2.3. Психолого-педагогические рекомендации

Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания.

Для развития воображения необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающей действительности.

В дошкольном возрасте под влиянием воспитания, в связи с расширением опыта ребёнка, развитием его интересов и усложнением его деятельности, происходит дальнейшее развитие детского воображения. Это развитие носит не только количественный, но и качественный характер. Воображение дошкольника не только более богато, чем у ребёнка раннего возраста, но оно приобретает новые, отсутствовавшие в преддошкольном возрасте черты.

В своих вымыслах дошкольники более изобретательны, чем преддошкольники, их воображение носит не только воспроизводящий, но и творческий характер.

Даже в тех случаях, когда воспитатель предлагает дошкольникам сюжет игры, они не механически его воспроизводят, а творчески развивают и дополняют предложенную тему.

После экскурсии на железнодорожную станцию воспитательница предлагает детям средней группы детского сада: «Давайте играть в железную дорогу». Дети с радостью соглашаются и при помощи воспитательницы разбирают роли. Один будет начальником станции, другой — пассажиром, третий — машинистом и т. д. А Миша заявляет: «Я буду шофёром, стану людей возить и вещи на вокзал». Он творчески расширил сюжет игры, сам себе придумал роль и круг обязанностей, которые будет выполнять.

Воображение дошкольника становится менее зависящим от того, что воспринимает в данный момент ребёнок. В воображении же дошкольника большую роль начинает играть общий замысел, словесно формулируемый воспитателем или коллективом играющих детей. Этому замыслу он начинает подчинять свои действия.

Воображение дошкольника приобретает черты некоторой целенаправленности, известной произвольности. Все эти изменения в детском воображении возникают, конечно, не сразу. Воображение проходит в своём развитии ряд качественно своеобразных ступеней на протяжении дошкольного детства.

У младшего дошкольника воображение ещё во многом сходно с воображением преддошкольника. Хотя сюжет игры, например, трёхлетнего ребёнка богаче и содержательнее, чем детей двухлетнего возраста, однако всё же он ограничивается воспроизведением довольно узкого круга действий и событий, наблюдавшихся детьми дома и в детском саду. Часто повторяются игры в варку обеда, в умывание, одевание и кормление кукол и т. д.

Велика у детей этого возраста зависимость процесса воображения от воспринимаемых в данный момент предметов и явлений.

В своём воображении младший дошкольник ещё мало самостоятелен, мало инициативен.

Для того чтобы ввести новый сюжет в игру или в рисование младшего дошкольника, взрослому обычно приходится не только раскрыть тему его деятельности, но и организовать соответствующую обстановку, наглядно показать способ выполнения отдельных действий, помочь выбрать подходящую роль в игре и т. д.

Обладая недостаточным практическим опытом, младшие дети ещё плохо дифференцируют образы воображения и представления о действительно воспринятых предметах и явлениях.

Младший дошкольник иногда смешивает воображаемое с действительным; то, что он выдумал, с тем, что он действительно видел и пережил.

У детей старшего дошкольного возраста воображение поднимается на новую, более высокую ступень развития. Под определяющим влиянием воспитания происходит дальнейшее обогащение опыта ребёнка, дающее ему возможность отразить в своих играх и изобразительной деятельности более широкую область окружающей действительности.

Становясь более творческим и целенаправленным (что выражается, например, в подчинении своего воображения требованиям взятой на себя роли, правилам игры и т. п.), воображение постепенно приобретает относительную независимость от внешней деятельности ребёнка.

Иногда наблюдаются интересные переходные формы. Воображение, например, протекает ещё, главным образом, в процессе игры. Но сама игра уже проявляется не столько во внешних действиях, сколько во внутреннем плане, в плане представлений.

Воображение, неразрывно связанное с деятельностью ребёнка, в ходе развития превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность.

Для стимуляции воображения могут выступать следующие факторы:

1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность).

2. Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности.

3. Поощрение высказывания оригинальных идей.

4. Использование личного примера применения воображения к решению проблем.

5. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям.

6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

В педагогике существуют методы, которые специально направлены на развитие воображения у дошкольников.

Интересным представляется анализ комплексного метода руководства игрой, разработанного и апробированного в исследованиях группы авторов (Е.В.Зварыгина, Н.Ф.Комарова, С.Л.Новоселова). Центральной идеей этого метода является необходимость системного подхода к формированию игры с учетом возраста ребенка и особенностей его игровой деятельности. Содержание комплексного метода составляют следующие компоненты:

1. Планомерное обогащение жизненного опыта детей.

2. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.

3. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.

4. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.

Эти компоненты в основном соответствуют традиционному делению на прямые и косвенные методы руководства игрой. Авторы отдают предпочтение косвенным методам, утверждая, что игра с самого начала организуется как самостоятельная деятельность детей. Особое значение они придают методу постановки игровой задачи (связан с развитием способности актуализировать опыт, имеющийся у ребенка, полученный как в игре, так и в неигровой деятельности), когда дети упражняются в придумывании нового замысла, ролевого поведения новых персонажей и.т.д.

А. Страунинг выделяет метод создания ситуаций «мозгового штурма», который предполагает совместное обсуждение с детьми возникшей в игре проблемы путем постановки взрослым вопросов, позволяющих контролировать творческие решения встающих перед детьми проблем. Интерес к данному методу возник в связи с необходимостью активизировать творческиий потенциал ребенка.

Г.Я. Буш предлагает метод гирлянд и ассоциаций. Гирлянды аналогий формируются в виде списка слов. Это могут быть все части речи, а также сочетания слов. Цепочка слов может закончиться произвольно или тем словом, от которого «тянули» гирлянду. Этот метод применяется для стимулирования воображения детей и имеет «раскачивающее» значение.

Выводы по главе 2

Исследование психологических особенностей развития воображения старших дошкольников проводилось в три этапа. Для исследования психологических особенностей развития воображения дошкольников были использованы следующие методы и методики: теоретический анализ педагогической литературы, тест «Вербальная (словесная) фантазия», тест «Невербальная фантазия», анализ результатов констатирующего эксперимента.

Анализ результатов показал, что для 56 % испытуемых (14 человек) характерен высокий уровень развития быстроты воображения. Необычность воображения характерна для 64% испытуемых (16 человек). Для 72% испытуемых (18 человек) характерно богатство воображения. Эмоциональность характерна для 60% испытуемых (15 человек). В целом, по методике «Вербальная (словесная) фантазия» наблюдается высокий (более 50%) уровень развития воображения старших дошкольников.

Анализ результатов исследования показал, что для 64% исследуемых (16 человек) характерны быстрота и эмоциональность воображения, что свидетельствует о гибкости мышления, новизне и полноте создаваемых идей.

В целом, по результатам исследования по методике «Невербальная фантазия» наблюдается достаточно высокий уровень воображения, выше среднего, что говорит о его развитости, полноте и гибкости.

Воображение, неразрывно связанное с деятельностью ребёнка, в ходе развития превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность. Для стимуляции воображения могут выступать следующие факторы: обеспечение благоприятной атмосферы; обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности; поощрение высказывания оригинальных идей; использование личного примера применения воображения к решению проблем; обеспечение возможностей для упражнения и практики; предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Заключение

Под воображением в самом широком смысле слова иногда разумеют всякий процесс, протекающий в образах. Воображение как психический процесс имеет ряд характеристик и особенностей развития. На каждом возрастном этапе эти особенности отличаются исходя их специфики возраста.

Главной особенностью воображения дошкольников является возможность выделять целое раньше части и переносить черты одного объекта реальности на другой. Само воображение понимается им как основная форма познания в дошкольном возрасте, которая обязательно сопровождает все виды умственной деятельности ребенка.

Говоря о развитии воображения в дошкольном возрасте, можно использовать показатель, позволяющий посмотреть, как ребенок применяет на практике усвоенные образцы и эталоны, т.е. являются ли эти образцы «шорами», ограничивающими его деятельность и препятствующими развитию его воображения и фантазии, или они составляют необходимый базис, на котором впоследствии строятся воображение и творчество ребенка.

В процессе исследования воображения детей применяются разнообразные методы, главными из которых являются содержательный анализ детских рисунков, представлений и продуктов фантазии ребенка. Рисунок показывает, каким видят мир дети. Правда, однозначных выводов об этом на основе анализа детских рисунков сделать нельзя, так как художественно-изобразительные умения детей еще слабо развиты. Ребенок обычно видит и может представить себе гораздо больше того, что он в состоянии изобразить.

Исследование психологических особенностей развития воображения старших дошкольников проводилось в три этапа. Для исследования психологических особенностей развития воображения дошкольников были использованы следующие методы и методики: теоретический анализ педагогической литературы, тест «Вербальная (словесная) фантазия», тест «Невербальная фантазия», анализ результатов констатирующего эксперимента.

Анализ результатов показал, что для 56 % испытуемых (14 человек) характерен высокий уровень развития быстроты воображения. Необычность воображения характерна для 64% испытуемых (16 человек). Для 72% испытуемых (18 человек) характерно богатство воображения. Эмоциональность характерна для 60% испытуемых (15 человек). В целом, по методике «Вербальная (словесная) фантазия» наблюдается высокий (более 50%) уровень развития воображения старших дошкольников.

Анализ результатов исследования показал, что для 64% исследуемых (16 человек) характерны быстрота и эмоциональность воображения, что свидетельствует о гибкости мышления, новизне и полноте создаваемых идей.

В целом, по результатам исследования по методике «Невербальная фантазия» наблюдается достаточно высокий уровень воображения, выше среднего, что говорит о его развитости, полноте и гибкости.

Воображение, неразрывно связанное с деятельностью ребёнка, в ходе развития превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность. Для стимуляции воображения могут выступать следующие факторы: обеспечение благоприятной атмосферы; обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности; поощрение высказывания оригинальных идей; использование личного примера применения воображения к решению проблем; обеспечение возможностей для упражнения и практики; предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Список литературы:

1 . Акрушенко А.В., Каратьян Т.В., Ларина О. А. Психология развития и возрастная психология/ А.В. Акрушенко, Т.В. Каратьян, О.А. Ларина. – М.: «Эксмо», 2008. – 257 с.

2. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач/Г.С. Альтшулер.- Новосибирск: Наука, 1991. – 95 с.

3. Антонов А.В. Психология изобретательского творчества/А.В. Антонов.- Киев: Вища школа, 1998. – 132с.

4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей/В.Н. Дружинин.- СПб: Питер, 1999. – 261 с.

5. Кулагина И.Ю. Развитие ребенка от рождения до 17 лет/И.Ю. Кулагина.- М.: Изд-во «Речь», 2002. – 348с.

6. Лук А.Н. Психология творчества/А.Н. Лук.- М.: Наука, 1998. – 213с.

7. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления/М.И. Меерович, Л.И. Шрагина.- Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 176 с.

8. Немов Р.С. Психология: учебник для высш. пед. учеб. заведений: в 3 книгах. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн.1: Общие основы психологии. – 688 с.

9. Пекелис В. Твои возможности, человек/В. Пекелис.- М.: «Речь», 1994. – 190 с.

10. Перкинс Д.Н. Творческая одаренность как психологическое понятие/Д.Н. Перкинс // Общественные науки за рубежом. Сер. Науковедение.- 1998.- № 4.- С.34-36.

11. Пономарев Я.А. Психология творчества/Я.А. Пономарев. М.: Изд-во «Наука», 1996. – 143с.

12. Пономарев Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки.- М.: Наука, 1998. – 217 с.

13. Развитие и диагностика способностей // Под ред. В.Н.Дружинина и В.В.Шадрикова.- М.: Наука, 1991. – 97 с.

14. Сапогова Е.Е. Психология развития человека/Е.Е. Сапогова. – М.: «Аспект Пресс», 2005. – 460 с.

15. Старенченко Ю.Л. Психология массовой коммуникации. Диагностика и активизация творческих способностей/Ю.Л. Старенченко. СПб.: «Питер», 2003. – 201с.

16. Шаповаленко В.И. Возрастная психология/В.И. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349с.

 

Приложение 1

Тест «Вербальная (словесная) фантазия»

Цель методики: определение развития фантазии детей.

Ребенку предлагается придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (животном, человеке) или о чем-либо ином по выбору и изложить в течение 5 минут. На придумывание темы сюжета рассказа отводится до одной минуты и после этого ребенок приступает к рассказу.

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим показателям:

1. Быстрота воображения.

2. Необычность, оригинальность образов воображения.

3. Богатство фантазии, глубина и детализированность образов.

4. Эмоциональность образов.

Быстрота воображения оценивается в том случае, если ребенок придумал рассказ в отведенное время самостоятельно.

Необычность, оригинальность образов воображения оценивается высоко, если ребенок придумал что-то такое, чего он не видел и не слышал раньше, или пересказал известное, но внес от себя в него что-то новое, оригинальное.

Богатство, глубина и детализированность фантазии оцениваются по достаточно большому числу различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, разнообразных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка по наличию в рассказе разнообразных деталей и характеристик образов.

Если ребенок использует в своем рассказе более 7 таких признаков, а объект рассказа изображен не схематически, то богатство фантазии у него развито хорошо.

Эмоциональность образов воображения оценивается по тому, насколько ярко и увлеченно описываются придуманные события, персонажи, их поступки.

Тест «Невербальная фантазия»

Ребенку необходимо дать стандартный лист бумаги и цветные карандаши (должно быть не менее шести цветов). Ребенку нужно придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 минут.

То же самое задание нужно предложить ребенку, но с пластилином. За 5 минут попросите его смастерить какую-нибудь поделку, вылепить ее из пластилина.

1. Быстрота воображения.

2. Необычность, оригинальность образов воображения.

3. Богатство фантазии, глубина и детализированность образов.

4. Эмоциональность образов.

Быстрота воображения оценивается в том случае, если ребенок сделал поделку в отведенное время самостоятельно.

Необычность, оригинальность образов воображения оценивается высоко, если ребенок придумал что-то такое, чего он не видел и не слышал раньше, или сделал известное, но внес от себя в него что-то новое, оригинальное.

Богатство, глубина и детализированность фантазии оцениваются по достаточно большому числу различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, разнообразных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в поделке ребенка по наличию разнообразных деталей и характеристик образов.

Если ребенок использует более 7 таких признаков, а поделка изображна не схематически, то богатство фантазии у него развито хорошо.

Эмоциональность образов воображения оценивается по тому, насколько ярко и увлеченно описываются придуманные события, персонажи, их поступки.

Приложение 2

Таблица 1

Результаты диагностики развития воображения старших дошкольников по методике «Вербальная (словесная) фантазия»

№ п/п быстрота необычность богатство эмоциональность
1 + + +  
2   + + +
3 +     +
4 +   +  
5 + + + +
6   + +  
7   + + +
8 + + +  
9 + + + +
10 +   +  
11 +   + +
12   +   +
13 + +   +
14 +   + +
15   + + +
16 + + + +
17     + +
18 +   +  
19   +   +
20 + +    
21 +      
22   + +  
23   +    
24     + +
25   + + +
итого 56%
(14 чел.)
64%
(16 чел.)
72%
(18 чел.)
60%
(15 чел.)

Таблица 2

Результаты диагностики развития воображения старших дошкольников по методике «Невербальная фантазия»

№ п/п быстрота необычность богатство эмоциональность
1 +   +  
2   + + +
3 + + +  
4   + + +
5 + + + +
6 +   + +
7   + + +
8   + +  
9 + + +  
10 + +   +
11 +     +
12 + + +  
13 + +   +
14   +   +
15 + + + +
16   +   +
17 + +    
18 +      
19 + + +  
20 +   + +
21 +   +  
22   + + +
23     + +
24       +
25 + + + +
итого 64%
(16 чел.)
68%
(17 чел.)
68%
(17 чел.)
64%
(16 чел.)


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Спортивный досуг «Город подвижных игр»

Спортивный досуг «Город подвижных игр» Средняя группа Ход мероприятия: Ведущая: - Ребята, я знаю, что вы все любите играть. Игры всегда поднимают настроение, уберегают...

Конспект занятия на тему: «Путешествие в прошлое планеты Земля»

Конспект занятия на тему: «Путешествие в прошлое планеты Земля» (Для детей от 5 до 7 лет.) Цель: создать условия для познавательно-исследовательской деятельности...

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Круговорот вещей»…

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Круговорот вещей» «Как помочь вещам служить дольше и не оказываться на свалках?» Цель:...

Читайте также

Педагогический проект в подготовительной к школе группе «Писатели, любимые с…

Педагогический проект в подготовительной к школе группе «Писатели, любимые с детства» Актуальность: Чувство патриотизма очень обширно по своему содержанию и не может...

Мастер-класс для педагогов по изготовлению поделки ко Дню Защитника Отечества…

Мастер-класс для педагогов по изготовлению поделки ко Дню Защитника Отечества «Солдат на страже порядка» Представляю вашему вниманию поделку «Солдат на страже...

Нетрадиционные техники рисования как средство подготовки руки к письму детей…

Нетрадиционные техники рисования как средство подготовки руки к письму детей с общим недоразвитием речи 5-7 лет Целью нашего исследования является изучение...