Важность присутствия родителей при адаптации детей ясельной группы

В последнее время повышение возрастного порога посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки с другой, делают проблему привыкания малышей к условиям детского сада особенно актуальной. Адаптация ребенка к новым для него условиям среды – это довольно сложный процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни. Стресс, возникающий в это время у ребенка, превращает на время малыша в другого человека, разрушает его защитные барьеры, изменяет ряд важных физиологических реакций, необходимых для поддержки состояния здоровья. При этом снижается сопротивляемость ребенка к болезням. А при болезни происходит срыв адаптации, а после срыва ему придется адаптироваться заново. И вновь появятся все вышеперечисленные отклонения в обычном поведении ребенка. Поэтому необходимо в процессе адаптации ребенка к дошкольному учреждению приложить совместные усилия родителей, педагогов, психолога. Как подготовиться к этому процессу, чтобы облегчить его прохождение? Начинать следует за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. И наша задача стоит в формировании таких стереотипов в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. Еще пока вы сидите дома необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций.

На втором этапе адаптации перед нами стоит задача установить партнерские взаимоотношения педагога и родителей. Только при тесном, доверительном сотрудничестве возможно достичь гармоничное взаимодействие. Что позволит педагогу составить наиболее полную характеристику малыша для того, чтобы выбрать для него более успешный путь адаптации. Воспитатель, узнавая ребенка, со слов родителей, сможет найти подход к ребенку значительно быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической защиты.

И так, малыш впервые переступил порог детского сада! Первые несколько дней (приблизительно неделя, иногда до трех недель) желательно присутствие родителей в группе, на прогулке вместе с ребенком, т.к. с мамой ребенок чувствует себя уверенно и спокойно. Мама может помочь одеть других детей, принять участие в игре, участвовать в процессе кормления своего ребенка и других ранимых малышей. В это время пребывание ребенка в детском саду укорочено. Игры и игрушки вызывают у ребенка острый интерес. Любознательность и активность побуждают его ненадолго отлучиться от мамы для игры. При этом малыш иногда недалеко уходит от мамы, постоянно возвращаясь за эмоциональной «подпиткой». Здесь советуем маме отпускать малыша, одновременно следить за его безопасностью, своевременно откликаться на его призывы. Сначала проявления самостоятельности очень не долговременны, но постепенно малыш все дальше отходит от мамы, добровольно принимает участие в играх с другими детьми и чужими мамами. В таком случае, на маму с ребенком не следует концентрировать особенное внимание, чтобы мама помогла освоиться ребенку в новой обстановке, приласкала и успокоила. В этом особенно нуждаются дети, круг общения которых был резко сужен. Через некоторое время ребенок начинает интересоваться окружающим. Вот этот интерес к новому и должны поддержать родные. Их роль заключается не только в том, чтобы снять эмоциональное напряжение у ребенка, но и в том, чтобы помочь установить эмоциональный контакт с воспитателем, познакомить ребенка с окружающим, чтобы он перестал бояться новой обстановки, детей, взрослых.

Вместе с мамой показываем ребенку игрушки, необходимые в пользовании предметы быта, вместе рассматриваем их, трогаем, действуем с ними, объясняем назначение предмета. Неоднократная экскурсия по группе вместе с мамой снимает у ребенка неуверенность, страх перед неизвестным, и он начинает поглядывать на воспитателя. Чтобы вызвать у ребенка положительное отношение к воспитателю, родители сами обращаются к нему с просьбой и вопросами. При этом ребенок чувствует уважительное отношение к воспитателю со стороны близких. Мама побуждает ребенка к самостоятельному обращению к воспитателю, подчеркивая при этом, как он добр, ласков, какие интересные игрушки дает детям, как весело с ними играет, как ребята обращаются к нему и т.д.

Благодаря согласованным воздействиям мамы и воспитателя, ребенок все чаще сам начинает наблюдать за действиями воспитателя и ждать его обращения. Мама способствует этому, поддерживая инициативу воспитателя и подсказывая ребенку необходимые действия. Если родные, придя в группу, будут только обнимать и жалеть ребенка, это не даст необходимого результата, а, наоборот, сыграет отрицательную роль. Важно именно побудить ребенка общаться с воспитателем. И как только обстановка и общение с воспитателем перестает пугать ребенка, можно предложить родителям оставить его на 15—30 минут одного, т. е. попросить выйти из группы. При этом ребенка не нужно обманывать и уходить незаметно. Нужно поставить его в известность, договориться. И обязательно сдержать свое обещание и вернуться вовремя. Надо помнить, что долгое отсутствие может напугать ребенка, придется начинать все сначала. Приходя в группу, родители не сосредоточивают все свое внимание только на своем ребенке. Они на это время становятся не только союзниками воспитателя в формировании у ребенка потребности в общении, но и помощниками по уходу за детьми всей группы. Правда, дети иногда с ревностью относятся к этому, утверждая: «Это моя мама!» Не следует их за это ругать или наказывать, надо только подтверждать и успокаивать: «Да, твоя мама. У ребят тоже есть свои мамы. Они на работе, а ребята такие молодцы, играют без мам, сами. Они уже большие. И ты скоро будешь большой. Покажи, какой большой ты будешь. Давай покажем». Мама и я поднимают руки, и все дети поднимают ручки. Вот - вот какие они большие...» Дети очень любят такие совместные движения, выполняют их с удовольствием. Ребенок начинает посещать детский сад по 2 часа в день вместе с мамой в течение трех дней. Затем, с разрешения малыша, мама оставляет его до обеда,пока без сна. Тоже 2-3 дня. Со второй недели, но не с понедельника малыш остается на сон, но забрать его следует сразу же после пробуждения, так как для него после пробуждения начинается новый день и есть большая вероятность тревоги из-за того, что идет новый день, а мамы до сих пор нет. Только через несколько ней можно попробовать остаться на полный день. И если все идет по плану, процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь - сон. И если новый ребенок ведет себя спокойно, другие малыши, склонные к эмоциональному заражению, тоже будут спокойны. 1. Установить с ребенком такие отношения, чтобы воспитатель стал для него близким человеком. Можно выделить следующие показатели того, что цель достигнута:

  1. Ребенок охотно идет от матери к воспитателю;
  2. Улыбается, радуется, когда видит воспитателя;
  3. Успокаивается от общения с воспитателем;
  4. Ребенок обращается за помощью к воспитателю.
  5. Ребенок знает расположение и назначение комнат;
  6. Знает, где находятся предметы для его личного пользования: кровать, полотенце, салфетка, верхняя одежда и т. д.
  7. Ребенок легко следует режиму;
  8. Сохраняет хорошее настроение не только около взрослого, но и играя самостоятельно.
  9. Ребенок охотно играет с детьми;
  10. Спокойно относится к тому, что во время кормления, одевания, умывания его обслуживают не первым;
  11. Ребенок спокойно относится к тому, что игрушками играет не только он, но и другие дети.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект педагогического мероприятия по художественно-эстетическому развитию «Пальчиковый театр по мотивам…

Конспект педагогического мероприятия по художественно-эстетическому развитию «Пальчиковый театр по мотивам русской народной сказки «Колобок» (Первая младшая группа)

Взаимоотношение детей, родителей и воспитателей в группе ДОУ

Взаимоотношение детей, родителей и воспитателей в группе ДОУ

Комплексное занятие в средней группе «Путешествие в сказку»

Комплексное занятие в средней группе «Путешествие в сказку» Какие все нарядные и красивые. Посмотрите сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними. Воспитатель: Дети...

Читайте также

Сценарий развлечения в старшей группе по теме: «Игры народа коми»

Сценарий развлечения в старшей группе по теме: «Игры народа коми» Цель: приобщение детей к традиционной культуре народа коми, здоровому образу жизни. Задачи: Обобщить и закрепить...

Конспект открытого занятия по лепке в технике пластилинография на тему:…

Конспект открытого занятия по лепке в технике пластилинография на тему: «Космос» в подготовительной группе Цель: Научить создавать творческую работу «Космос» в...

Логопедический массаж как одно из средств коррекции звукопроизношения у детей…

Логопедический массаж как одно из средств коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии Речь – одна из основных...