Консультация для родителей «Воспитание сказкой»

"Сказка - это зернышко,

из которого прорастает эмоциональная

оценка ребенком жизненных явлений."

В. А. Сухомлинский.

Первыми книгами для наших детей являются сказки. Через сказки ребенка знакомят с окружающим миром, формируют характер, прививают жизненные ценности. Мы доносим до ребенка нужную информацию или правило в форме сказок.

В психологии есть даже отдельное направление – сказка - терапия. Основная ее идея состоит в том, что ребенок отождествляет себя с главным героем и живет вместе с ним, учится на его ошибках. То есть малыш может примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей. Он может в своем воображении под руководством сказки представлять разные жизненные ситуации и по-разному себя вести в них. Маленький человечек учится сочувствию, становится более внимательным и усидчивым.

Итак, прежде чем прозвучит волшебная сказка или стихи на ночь, пролистайте ее еще раз и убедитесь, что она короткая, простая, со счастливым концом и несет именно ту идею, которую вы сами хотели бы донести до своего малыша. Пусть пожелания спокойной ночи и сладких снов звучат в вашем доме каждый вечер, и не в двух словах, а в добрых сказках!

Чему учат сказки?

Сказки для детей перед сном должны стать доброй семейной традицией. Чтение сказок на ночь малышу играет немаловажную роль в развитии ребёнка, именно поэтому необходимо со всей ответственностью подходить к такому занятию. И вот почему:

1. Всего пятнадцать минут чтения детям вслух – и ваш малыш станет послушней и смелее, будет более открыт и внимателен к миру.

 Совместное обсуждение историй и общение по поводу сказки стимулируют интерес ребенка к самостоятельному чтению, развивают воображение и словарный запас.

2. Сказки - это универсальный детский язык. Следя за судьбами сказочных персонажей, ребенок начинает разбираться в повседневных вещах.

3. Сказки воспитывают. В сказочных героях дети видят себя, т.е. отождествляют себя с ними.

4. Сказки на ночь утешают и настраивают на позитивный лад. Сказка обязательно должна заканчиваться хорошо. Это своеобразный инструмент позитивного внушения – мир порой несправедлив, в нем есть отчаяние, что-то может не получаться, но добро всегда побеждает зло, упорство поможет справиться с любыми трудностями, есть друзья и пр. 

Сказка дает надежду, что если главный герой справился с трудностями, то и у ребенка обязательно получится. Поэтому прочитанная ласковым маминым или папиным голосом знакомая история - это самое лучшее средство, для того чтобы успокоиться. Вы можете сами придумать историю, которая поможет перестать бояться зубного врача или разобраться в ссоре с другом.

5. Сказки помогают понять себя. Вы замечали, что дети могут часами слушать одну и ту же сказку? Зачастую это сигнал, что их что-то тревожит, интересует или радует. Если вы знаете, что у него проблемы (например, поссорился с другом), а сам он не хочет об этом говорить, не настаивайте, лучше выберите подходящую сказку, и вы наверняка подскажете ему, как все исправить. Такая проблемно-ориентированная сказка позволяет ребенку сконцентрироваться на проблеме, решить ее, дает ощущение, что он не один, что его чувства поняты. Очень вероятно, что ребенок откроется вам, расскажет то, о чем так непросто говорить напрямую.

Как же читать (рассказывать) сказку детям

Одно из главных условий - эмоциональное отношение взрослого к ребёнку. Вот некоторые правила, которые делают чтение вслух более увлекательным:

1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. 2. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.

3. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передавать музыку ритмической речи.

4. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста, стараясь голосом передать характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию.

5. Сокращайте текст, если он слишком затянут, так как ребёнок всё равно перестанет воспринимать услышанное. Кратко перескажите окончание. 

6. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. 

7. Читайте вслух каждый день, сделайте из этого семейный ритуал.

8. Не уговаривайте послушать, а «привлекайте» ребёнка, позвольте ему самому выбирать книги. Обращайте внимание на внешний вид книги: они должны быть прочными, красочными, яркими. Множество картинок легко воспринимаются ребенком в этом возрасте, пополняя его словарный запас. 

Детям от 1-3 лет подходят сказки простые народные. В них должно быть множество повторений: «бил, бил – не разбил», «тянут, потянут», «катится колобок, катится» и т.п.

Лучшие литературные произведения для этого возраста это:

Русские народные сказки.

«Козлятки и волк», обр. К. Ушинского.

«Колобок», обр. К. Ушинского.

«Теремок»«Маша и медведь», обр. М. Булатова.

«Репка», обр. А. И. Ануфриева «Игры и занятия для малышей».

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.

Е. Благинина «С добрым утром»«Алёнушка»«Светит, светит солнышко».

А. Барто «Мишка»«Слон»«Лошадка»«Кораблик»«Грузовик» (из цикла «Игрушки»); «Кто как кричит».

А. Барто, «Девочка-ревушка»«Снег»«Машенька».

В. Берестов. «Больная кукла»«Котенок».

Б. Заходер «Ежик».

С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке».

К. Чуковский. «Путаница»«Федотка».

Г. Ладонщиков «Я под краном руки мыла…».

Я. Тайц «Кубик на кубик».

Н. Саконская «Где мой пальчик».

Ю. Тувим «Овощи».

И. Токмакова «На машине ехали».

Я. Тайц «Три котенка».

С. Михалков «Песенка друзей».

Проза.

Н. Павлова «Земляничка»«У кого какая мама?»

В. Сутеев. «Кто сказал «мяу».

К. Ушинский «Васька».

К. Чуковский «Цыпленок».

Е. Чарушин «Курочка».

В. Гербова «Приключения зеленой елочки»«Хитрые башмаки».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Лепбук «Волшебный праздник Новый год»

Лепбук «Волшебный праздник Новый год» Новый год - это самый любимый праздник детей и взрослых. В Новый год исполняются все желание...

Взаимодействие детского сада с семьей

Взаимодействие детского сада с семьей Основная цель взаимодействия детского сада с семьями воспитанников – сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их...

Познавательно-творческий проект «Творим волшебство своими руками»

Познавательно-творческий проект «Творим волшебство своими руками» I. Пояснительная записка 1.1. Тема проекта Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник изобразительной...

Читайте также

Проект в средней группе на тему: «Осень»

Проект в средней группе на тему: «Осень»

Тематический день в первой младшей группе ко дню бабушек и…

Тематический день в первой младшей группе ко дню бабушек и дедушек «Наши любимые бабушки и дедушки» Цель: познакомить детей с праздником...

Дидактическая игра «Домик для друзей»

Дидактическая игра «Домик для друзей» Дидактическая игра «Домик для друзей» подойдет для детей 4-5 лет. Данная игра направлена на развитие логического...