Формирование мотивации детей на занятиях, посредством использования информационно-коммуникационных технологий

Аннотация. Изучена учебная мотивация у детей средней группы до и после применения информационно – коммуникационных технологий. Приведены результаты проведенной диагностики мотивации к познанию нового в средней группе. Дана оценка применению на занятиях информационных – коммуникационных технологий.

Abstract. Studied learning motivation in children of the middle group before and after the application of information and communication technologies. The results of the diagnostics of the motivation to learn new in the middle group are given. An assessment of the use of information - communication technologies in the classroom is given.

Ключевые слова: мотив, мотивация, информационно – коммуникационные технологии, развитие, учебная мотивация.

Key words: motive, motivation, information and communication technology, development, training and motivation.

Проблема формирования и развития мотивации учения занимает одно из центральных мест в образовательных учреждениях. Ее актуальность обусловлена приоритетными направлениями развития и модернизации образования.

М.И. Лукьянова рассматривает учебную мотивацию как показатель результативности деятельности образовательного учреждения [1].

Причинами снижения учебной мотивации могут быть неучтенные педагогом возрастные особенности детей, неспособность воспитателя к применению современных методических приёмов, ограниченность педагогических возможностей воспитателя, особенности его личности.

Главное содержание мотивации в этом возрасте - овладение на высоком уровне приёмами учения и самообразования, формами взаимодействия с другими людьми.

Обычно на этом фоне мыслительная деятельность детей характеризуется все повышающимся уровнем обобщения и абстрагирования, увеличивающейся тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать и доказывать положения, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые факты и явления в систему [2]. Существенные изменения наблюдаются в стиле их умственной деятельности, которая носит все более активный, самостоятельный творческий характер.

Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы воспитанников, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности детей всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной. Поэтому нужно заметить, что внедрение новых информационных технологий в процесс обучения позволяет его активизировать, повысить мотивацию учащихся, увеличить объём самостоятельной работы детей.

Лучшие воспитатели во все времена применяли эффективные методические приемы, чтобы заинтересовать воспитанников, приобщить их к учению, посредством использования информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе.

Когда дети приступают к занятиям, ни один воспитатель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но чем старше дети, тем интерес значительно ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности развития мотивов на каждом занятии.

Иногда можно услышать от учеников «Нам тогда все понятно, когда интересно». Значит, ребенку должно быть интересно на занятии. Надо иметь в виду, что «интерес» (по И. Герберту) - это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: «хочу - могу - выполняю с интересом - личностно - значимо каждому», то мы снова видим, что интерес стоит в центре этого построения [3].

В своей работе мы используем на занятиях технологию проблемного обучения, личностно-ориентированную технологию обучения, технологию уровневой дифференциации, ИКТ.

Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала по предмету, предоставляя им возможность испробовать умственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу, задавать любые вопросы и предлагать любые решения без риска получить за это низкую оценку от воспитанника - всё это способствует формированию положительного отношения к процессу обучения в детском саду.

Таким образом, ИКТ можно рассматривать как один из компонентов целостной системы обучения, которые позволяют по-новому построить образовательную систему, в которой воспитанник был бы активным участником учебной деятельности.

Свою работу мы начали с изучения мотивации детей. С этой целью была проведена диагностика мотивации к изучению в средней группе.

Для изучения учебной мотивации у старших школьников была использована методика М.П. Гинзбурга до применения информационных компьютерных технологий и после. Данная методика состоит из трёх блоков, в каждом блоке девять неоконченных предложений и нескольких вариантов ответов к нему. Нужно подчеркнуть два варианта ответа, которые совпадают с собственным мнением. Методика была проведена в средней группе.

Существует различное количество методик, с помощью которых можно определить уровень учебной мотивации. Для определения учебной мотивации у воспитанников использовалась именно эта методики, о которой речь шла выше.

Данное исследование проводилось по мере их обучения, так как с 01.10.18 по 01.04.19 у нас была возможность исследовать уровень мотивации до применения ИКТ на занятиях и после.

Диагностика проводилась в группе детей, в которую входит 34 ребенка.

Результаты диагностики показали, что у детей средней группы уровень положительной мотивации к изучению увеличился с внедрением ИКТ. В начале внедрения ИКТ положительная мотивация к занятиям составляла 60%, в то время как к концу исследования составила 90%.

Процесс обучения на данный момент невозможен без применения ИКТ. Для полноценного изучения необходимо использовать показательные примеры и опыты. Но современное обучение стало ещё и «компьютерной». Поэтому чего нельзя показать на занятиях, можно продемонстрировать с помощью ИКТ. И при использовании информационных технологий меняется вся существующая в традиции педагогическая ситуация: учитель перестаёт быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнёром.

Применяя на занятиях ИКТ можно заключить, что уровень мотивации к изучению данного предмета повысился.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- использование компьютерной техники в процессе обучения повышает его качество и эффективность, способствует творческому развитию обучаемого;

- применение информационных технологий на занятиях и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества, как воспитателя, так и воспитанников, повышается уровень мотивации к занятию, стимулирует освоение детьми большего объема знаний, обретение новыми способностями.

Литература:

  1. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика. М.: ТЦ Сфера, 2004. 208 с. (Педагогическое мастерство).
  2. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. 351 с.
  3. Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы // Учебное пособие к спецкурсу. 1989.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект совместной деятельности педагога (2 младшая группа). Тема: «Лесной городок…

Конспект совместной деятельности педагога (2 младшая группа) Тема: «Лесной городок для зайчат» Цель: Создать условия для творческой деятельности детей. Формирование простых конструктивных...

Сценарий спортивного досуга в подготовительной группе «Богатырские забавы»

Сценарий спортивного досуга в подготовительной группе «Богатырские забавы» Цель: формирование интереса к здоровому образу жизни.  Задачи: Закрепить умения и навыки, полученные на занятиях по...

Детские сказки дома и в детском саду

Детские сказки дома и в детском саду С самых первых лет жизни человек знакомится со сказками. И тогда же, в детстве...

Читайте также

Художественный проект на тему «Золотая осень»

Художественный проект на тему «Золотая осень»

Значение изобразительного искусства в воспитании и развитии детей

Значение изобразительного искусства в воспитании и развитии детей Искусство – является средством эстетического воспитания ребёнка, основой его художественного воспитания и развития...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика»

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика» Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, изобразительная. Образовательные области: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие. Цель: Закрепление математических знаний...