Ручной труд как средство развития воображения у детей подготовительной группы

В настоящее время происходят существенные изменения в системе дошкольного образования детей, в последние годы появились нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования дошкольников.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Творческие способности у детей проявляются в играх, продуктивных видах деятельности, которыми ребенок успешно овладевает. Развитие творческих способностей у ребенка по новым стандартам должно происходить через формирование неординарного мышления воображения, интереса и желания творить. Фундаментальным новообразованием дошкольного детства является творческое (продуктивное) воображение. [1].

Проблемой развития творческого воображения детей дошкольного возраста занимались отечественные психологи и педагоги: В.В. Давыдов, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Н.А.Ветлугина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина, Д.Б.Эльконин, Л.Ю.Субботина и другие. Они доказали, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Психологи и педагоги признают, что именно воображение составляет основу творческого потенциала личности, а творчество выступает одним из показателей ее развития, одной из сущностных характеристик.

Большими возможностями для развития воображения обладает ручной труд. Ручной труд имеет свои особенности, связанные с познавательным развитием, что помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Через ручной труд в дошкольный период активно развиваются психологические процессы, формируется произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (дружба, долг, и д. р.) . [2].

Закладывать в желание и тﺍрудиться еще с возﺍраста. из дошкольные ставят из целей воспитание Но, несмотря на богатый опыт в области организации ручного труда, исследования подчас носят локальный характер. Нет комплексной системы заданий и упражнений, учитывающих взаимосвязь и особенности разных материалов (форма, фактура, цветовая палитра и пр.). В практике зачастую не используются возможности взаимодействия материалов и техник для создания выразительной композиции и развития воображения у детей, а дети ориентированы на создание предметных образов по образцу воспитателя.

Теоретическая значимость состоит в анализе работ отечественных педагогов и психологов, а также выявление возможностей ручного труда в развитии воображения у детей подготовительной группы.

Методологическую основу исследования составили научные работы изложенные в трудах отечественных ученых, таких как В. А. Сухомлинский, В. С. Мухина, Г. С. Абрамова, С. Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Л. Ю. Субботина, Г. А. Урунтаева и др.

В ходе написания курсового проекта был разработан план опытно-поисковой работы по развитию воображения у детей подготовительной группы по средством ручного труда, предположительно определены педагогические условия способствующие данному развитию.

Составлены конструкты НОД:

  1. «Билеты в кинотеатр»;
  2. «Кормушка для птиц»;
  3. «Герб города Камышлова»;
  4. «Бумажная страна»;
  5. «Веточка сирени».

Для оценки результатов исследования и педагогической деятельности, подобран диагностический инструментарий соответствующий возрасту 6-7 лет, что бы выявить уровень воображения у детей подготовительной группы по средством ручного труда:

Название методик

Цели, методик

«Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко

Определение уровня воображения, способности создавать оригинальные образы

«Фантастический образ»

Диагностика развития творческого воображения и фантазии

«Рисунок».

Диагностика художественного воображения

Нами планируется разработать сборник конструктов по ручному труду направленный на развитие творческого воображения у детей подготовительной группы.

Таким образом, ручной труд имеет большие возможности для развития воображения у детей подготовительной группы.

 

Список литературы

1. Боброва А.И. Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности [Текст].: Учебное пособие /А.И. Боброва Челябинск : Изд-во ФГБОУ ВО «ЧГПУ», 2016.

2. Веракса А.Н. Воображение дошкольника [Текст].: Учебное пособие / А.Н.Веракса, Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2009. № 2.

3. Комарова Т. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 48с.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект трудовой деятельности по формированию чувства коллективизма в подготовительной к…

Конспект трудовой деятельности по формированию чувства коллективизма в подготовительной к школе группы«Бригадный труд: мытьё баночек для рисования, стирка тряпочек для...

Сценарий Фестиваля

Сценарий Фестиваля Звучит фонограмма песни «Открытая Россия». Ведущая: (поёт) Гости дорогие, приветствуем мы вас! Ждали с нетерпеньем Всех мы здесь сейчас! В нашей «Василинке» Рады всем гостям! Ведь...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе в ходе режимных моментов:…

Конспект образовательной деятельности в старшей группе в ходе режимных моментов: «Прогулка. Организация подвижных игр с бегом и прыжками» Интеграция образовательных областей...

Читайте также

Районное методическое объединение: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего…

Районное методическое объединение: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего дошкольного возраста» (из опыта работы) Известный педагог А.С. Макаренко писал: «Игра...

Мастер-класс для воспитателей «Использование игр с песком на занятиях с…

Мастер-класс для воспитателей «Использование игр с песком на занятиях с дошкольниками» Современные образовательные инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста. Цель. Повышение...

Познавательно-творческий проект «Народные промыслы России»

Познавательно-творческий проект «Народные промыслы России» «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых...