Ручной труд как средство развития воображения у детей подготовительной группы
В настоящее время происходят существенные изменения в системе дошкольного образования детей, в последние годы появились нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования дошкольников.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Творческие способности у детей проявляются в играх, продуктивных видах деятельности, которыми ребенок успешно овладевает. Развитие творческих способностей у ребенка по новым стандартам должно происходить через формирование неординарного мышления воображения, интереса и желания творить. Фундаментальным новообразованием дошкольного детства является творческое (продуктивное) воображение. [1].
Проблемой развития творческого воображения детей дошкольного возраста занимались отечественные психологи и педагоги: В.В. Давыдов, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Н.А.Ветлугина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина, Д.Б.Эльконин, Л.Ю.Субботина и другие. Они доказали, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Психологи и педагоги признают, что именно воображение составляет основу творческого потенциала личности, а творчество выступает одним из показателей ее развития, одной из сущностных характеристик.
Большими возможностями для развития воображения обладает ручной труд. Ручной труд имеет свои особенности, связанные с познавательным развитием, что помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Через ручной труд в дошкольный период активно развиваются психологические процессы, формируется произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (дружба, долг, и д. р.) . [2].
Закладывать в желание и тﺍрудиться еще с возﺍраста. из дошкольные ставят из целей воспитание Но, несмотря на богатый опыт в области организации ручного труда, исследования подчас носят локальный характер. Нет комплексной системы заданий и упражнений, учитывающих взаимосвязь и особенности разных материалов (форма, фактура, цветовая палитра и пр.). В практике зачастую не используются возможности взаимодействия материалов и техник для создания выразительной композиции и развития воображения у детей, а дети ориентированы на создание предметных образов по образцу воспитателя.
Теоретическая значимость состоит в анализе работ отечественных педагогов и психологов, а также выявление возможностей ручного труда в развитии воображения у детей подготовительной группы.
Методологическую основу исследования составили научные работы изложенные в трудах отечественных ученых, таких как В. А. Сухомлинский, В. С. Мухина, Г. С. Абрамова, С. Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Л. Ю. Субботина, Г. А. Урунтаева и др.
В ходе написания курсового проекта был разработан план опытно-поисковой работы по развитию воображения у детей подготовительной группы по средством ручного труда, предположительно определены педагогические условия способствующие данному развитию.
Составлены конструкты НОД:
- «Билеты в кинотеатр»;
- «Кормушка для птиц»;
- «Герб города Камышлова»;
- «Бумажная страна»;
- «Веточка сирени».
Для оценки результатов исследования и педагогической деятельности, подобран диагностический инструментарий соответствующий возрасту 6-7 лет, что бы выявить уровень воображения у детей подготовительной группы по средством ручного труда:
Название методик |
Цели, методик |
«Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко |
Определение уровня воображения, способности создавать оригинальные образы |
«Фантастический образ» |
Диагностика развития творческого воображения и фантазии |
«Рисунок». |
Диагностика художественного воображения |
Нами планируется разработать сборник конструктов по ручному труду направленный на развитие творческого воображения у детей подготовительной группы.
Таким образом, ручной труд имеет большие возможности для развития воображения у детей подготовительной группы.
Список литературы
1. Боброва А.И. Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности [Текст].: Учебное пособие /А.И. Боброва Челябинск : Изд-во ФГБОУ ВО «ЧГПУ», 2016.
2. Веракса А.Н. Воображение дошкольника [Текст].: Учебное пособие / А.Н.Веракса, Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2009. № 2.
3. Комарова Т. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 48с.
Читайте также |
---|
Конспект трудовой деятельности по формированию чувства коллективизма в подготовительной к…
Конспект трудовой деятельности по формированию чувства коллективизма в подготовительной к школе группы«Бригадный труд: мытьё баночек для рисования, стирка тряпочек для...
Сценарий Фестиваля
Сценарий Фестиваля Звучит фонограмма песни «Открытая Россия». Ведущая: (поёт) Гости дорогие, приветствуем мы вас! Ждали с нетерпеньем Всех мы здесь сейчас! В нашей «Василинке» Рады всем гостям! Ведь...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе в ходе режимных моментов:…
Конспект образовательной деятельности в старшей группе в ходе режимных моментов: «Прогулка. Организация подвижных игр с бегом и прыжками» Интеграция образовательных областей...