Дети с задержкой психического развития

Дети с задержкой психического развития – это дети, имеющие минимальные органические повреждения или функциональную недостаточность центральной нервной системы, а также длительно находящиеся в условиях социальной депривации. Таких детей характеризует незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности. Последняя имеет свои качественные особенности, способные компенсироваться за счёт временных, педагогических и лечебных факторов.

Если взять во внимание статистику ряда стран число детей с нарушениями в развитии составляет примерно 4,5-11% от числа детей, имеющих развитие, соответствующее возрасту. Число таких детей с каждым годом возрастает. Этот рост связан с увеличением факторов риска. Среди них особенно опасными являются следующие: патология пренатального и постнатального периодов развития ребёнка, наследственность, хронические заболевания родителей, ухудшение экологической ситуации в целом, курение матери в период беременности, профессиональные вредности родителей, алкоголизм родителей одного или обоих, неблагоприятный климат в семье или дошкольном учреждении.

В специальной педагогике и психологии имеется ряд исследований, которые посвящены изучение особенностей детей, имеющих задержку психического развития. Среди них можно выделить следующие:

- исследование речи (Е.С.Слепович, Н.Ю.Борякова, В.И.Лубовский, Р.Д.Триггер и др.);

- исследование памяти (В.Л.Подоед, Н.Г.Поддубная, Н.Г.Лутонян и пр.);

- исследование мышления (Т.А.Стрекалова, С.А.Домишкевич, Т.В.Егорова, И.А.Коробейников и др.);

- изучение игровой деятельности (Е.С.Слепович, Л.В.Кузнецова);

- исследование личности (Е.Е.Дмитриева, Г.Н.Ефремова, Е.Н.Васильева и др.);

- изучение учебной деятельности (Е.С.Слепович, Л.В.Кузнецова и д.р.).

Кроме того, в литературе накоплен большой опыт работы помощи дошкольникам, имеющих задержку психического развития у условиях специализированного детского сада.

Сущность задержки психического развития заключается в замедленном, с отставанием от нормы развитием мышления, внимания, памяти, речи, восприятия, эмоционально-волевой сферы. Ограниченные возможности психических и познавательных процессов не позволяют ребёнку эффективно справляться с требованиями и задачами, предъявляемыми к нему обществом. Эти ограничения особенно ярко проявляются в младшем школьном возрасте, когда ребёнок приходит в школу.

У ребёнка с задержкой психического развития на протяжении почти всех лет обучения в образовательном учреждении ведущей остаётся игровая мотивация, нежели у детей с нормальным развитием. Учебные интересы у такого ребёнка формируются с трудом и в минимальной степени. Произвольная сфера, выражающаяся в умении переключать внимание, сосредотачиваться, работать по образцу, удерживать задание, развита слабо. Это не позволяет такому ребёнку полноценно заниматься учебной деятельностью. В связи с этим он быстро устаёт, истощается. Умения сравнивать, абстрагировать, обобщать, классифицировать сформированы недостаточно для его возраста. Вследствие этого, ребёнок оказывается не в состоянии самостоятельно, без помощи, усвоить содержательный минимум программы и поэтому попадает в ряд хронических неуспевающих учащихся. Как правило трудности в обучении усугубляются и слабой способность к смысловому и звуковому анализу речи. Вследствие этого ребёнок плохо усваивает навыки чтения и письменную речь.

Возникающие в процессе обучения трудности сопровождаются и отклонениями в поведении ребёнка. Процессы торможения и возбуждения у таких детей оказываются мало сбалансированы вследствие функциональной незрелости нервной системы. Ребёнок может либо чересчур импульсивен, раздражителен, вследствие чего постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, пуглив, заторможен, в результате чего подвергается насмешкам детей. Выше перечисленные особенности поведения характеризуют синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Данный синдром свойственен всем детям, имеющим задержку психического развития. Их отношений, складывающихся со сверстниками, ребёнок без помощи педагога самостоятельно выйти не может.

При работе с такими детьми педагог должен не только уметь видеть выше указанные ограничения, но и уметь правильно оценивать их потенциальные возможности. Это связано с тем, что в случаях индивидуальной помощи, при дополнительном объяснении педагогом дети с задержкой психического развития склонны правильно понимать учебную информацию. Дошкольники с задержкой психического развития имеют благоприятный прогноз развития, если им систематически оказывается коррекционная поддержка, интеллектуальная стимуляция.

Наиболее интегральным внешним показателем внутреннего состояния личности ребёнка является поведение. Оно регулируется общественными условиями, такими как: традициями, нормами, запретами и т.д. Но решающую роль в нём играю индивидуальные особенности человека, зрелось его эмоциональной и волевой сфер, психическое здоровье, особенности центральной нервной системы, темперамент. Культурное поведения является одной из важнейших целей воспитательного процесса в целом и одновременно с этим условием для эффективной социализации и деятельности ребёнка.

Чтобы достичь воспитания социально одобряемого поведения у дошкольника, педагогу предстоит решить ряд задач: помочь при включении в систему социальных отношений ребёнку; воспитывать умение подчинятся требованиям и нормам общественной морали; формировать навыки удовлетворения социальных потребностей в соответствии с общественно приемлемыми нормами. Отклонения в поведении ребёнка влекут за собой и негативные изменения в развитии самой личности.

За произвольную саморегуляцию личности и взаимодействие её со средой отвечает аффективно-волевая сфера. Она обозначает психо-эмоциональный потенциал личности и обеспечивает сбалансированность, силу и волевую подконтрольность психических состояний и эмоций.

Расстройства в аффективной сфере могут проявляться в снижении возможности произвольной регуляции поведения, что влечёт за собой либо повышенную возбудимость, либо заторможенность.

Для детей с задержкой психического развития реализовать задачи по воспитанию нормального поведения сложно. Это связано с тем, что расстройства в аффективной сфере у них наблюдается чаще, чем у нормально развивающихся детей. Причиной этому может быть и ярко выраженная церебральная недостаточность, либо отставание в развитии нервной системы. Исследователи Т.А.Власова и М.С.Певзнер в результате длительного наблюдения за воспитанниками, имеющими задержку психического развития, выделили несколько групп детей. Критерием для разграничения детей на группы явились их психические особенности и поведение. На этом основании были выделены: уравновешенные, заторможенные и возбудимые. Приведём их краткое описание [3, с.58].

Дети, относящиеся к группе уравновешенные, имеют относительно спокойное и уравновешенное поведение. Они достаточно активны. Больших отклонений в эмоционально-волевой сфере у них не обнаруживается. Детей данной группы можно разделить на две подгруппы. Одни из них отличаются активностью, исполнительностью, ответственным отношением к своим обязанностям, некоторой инициативностью. Дети первой подгруппы среди товарищей пользуются уважением, обладают умением организовать весь детский коллектив. Дети второй подгруппы отличаются меньшей активностью, от общественных поручений не отказываются. В коллективе выполнять функцию организатора не могут, и не стремятся к этому. Круг их общения мал [3, с.58].

Наиболее эффективными методами воспитания в данной группе оказываются беседа, убеждение, порицания. Они склонны прислушиваться к замечаниям педагога, стараются исправиться. Реагируют на замечания спокойно. Не всегда сразу могут признать свою вину. В случае затруднений сами просят помощи.

Но несмотря на эти положительные качества упускать таких детей из-под контроля нельзя. Это связано с тем, что они не обладают устойчивыми положительными привычками и навыками. Они могут внести в детский коллектив разлад, если пойдут по неправильному пути, увлекая за собой остальных. Похвалу для данной категории детей следует использовать разумно, так как это может сформировать у них завышенную самооценку. С целью предупреждения появления чувства превосходства над остальными похвалу нужно адресовать одновременно нескольким детям.

Детям второй группы присуща некоторая вялость, инертность, заторможенность, необщительность, безынициативность, неуверенность в себе, неисполнительность. Среди детей данной группы встречаются равнодушные к окружающему миру, эмоционально обделённые. Они склонны слабо реагировать на замечания товарищей, педагога. Активное участие в общественных делах не склонны принимать, но от выполнения задания, как правило, не отказываются [3, с.60].

Часть таких детей отличает от других неадекватная эмоциональная реакция. Они отличаются обидчивостью, склонностью плакать по малейшему поводу. Дети такой группы болезненно переживают свои неудачи, замыкаются в себе. В работе с такими детьми перед педагогом стоят задачи: развитие общественной активности и потребности в общении; помощь в преодолении безразличного отношения к товарищам, к делам коллектива; развитие интереса к поручениям; воспитание адекватных эмоциональных реакций, уверенности в себе и своих силах. Дети, принадлежащие к этой группе, постоянно нуждаются в дополнительной стимуляции. Это могут быть более частые вызовы к доске и обращения к ним, индивидуальные задания, постоянное одобрение и эмоциональная оценка их успехов [3, с.60].

Легковозбудимые детей относят к третьей группе. Их характеризует стойкая (повышенная) аффективная возбудимость, психическая неустойчивость, расторможенность.

Таким детям свойственно сочетание импульсивности и повышенной внушаемости, заражаемости. Основными мотивами поведенческих реакций выступают: получение удовольствия или подражание, неспособность противостоять внешнему влиянию. Такие дети легко могут поддаться любому совету, примеру, призыву. Они быстро оказываются в подчинении у лидеров, повышаются лёгкой возбудимостью, физически неутомимы, двигательно активны, назойливы и болтливы. Поведение зависит от сиюминутного настроения, которое, как правило, неустойчиво. К своим поступкам они не критичны, сопротивляться вредному влиянию не могут в силу несформированного самосознания [3, с.61].

Детей с повышенной аффективной возбудимостью отличает преобладание следующих психических состояний: бурные реакции, импульсивность, склонность к физической или словесной агрессии, конфликтность, грубые реакции протеста, отказ контактировать с педагогом. Поэтому большинству детей с задержкой психического развития присущи недостатки в развитии нервной системы. Аффективные вспышки у них нередко заканчиваются повышением температуры, головной болью, состоянием усталости. Часто дети с таким типом поведения являются лидерами, они подчиняют и ведут за собой психически неустойчивых и пассивно заторможенных сверстников. Аффективное поведение у них может сочетаться у них со склонностью к асоциальным поступкам [3, с.61].

На детей с задержкой психического развития особенно остро влияют неблагоприятные внешние факторы. К числу таких факторов можно отнести асоциальную среду, условия безнадзорности, ослабленное воспитательное воздействие. Никем не контролируемые и не подавляемые импульсы закрепляются у них как устойчивые патерны поведения.

Дальнейший прогноз развития таких детей целиком и полностью зависит от внешних условий воспитания, к числу которых можно отнести: степень массирования воспитательных воздействий, характер социальной сферы, в которой живёт и развивается ребёнок.

На основании выше сказанного можно отметить следующие особенности дошкольника с задержкой психического развития. Оно соответствует значительно более младшему возрасту. Поведение характеризуется выраженной зависимостью функционирования моральных норм от внешнего контроля, «размытостью» моральных норм, зависимостью функционирования моральных норм от условий ситуации, в которой она реализуется (чем свободнее и абстрактнее поведение ребёнка, тем в большей степени оно аморально). Выше описанные негативные особенности поведения не являются специфическими и не вытекают из интеллектуального дефекта при задержке психического развития. По мнению некоторых специалистов они носят скорее социальный характер. Это как бы служит подтверждением высказанной Л.С. Выготским мысли о том, что «решает судьбу личности в последнем счете не дефект сам по себе, а его социальные последствия, его социально-психическая реализация».

Список использованной литературы

  1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – М.: «Изд-во НЦ ЭНАС», 2002. –136 с.
  2. Взаимодействие детского сада, семьи и общественности /под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1978. – 176с.
  3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий летнего праздника в ДОУ для воспитанников старшего возраста: «Праздник…

Сценарий летнего праздника в ДОУ для воспитанников старшего возраста: «Праздник воздушных шаров» Цель: вызвать у детей хорошее настроение и чувство сплоченности в коллективе. Задачи: Закрепить...

Прием «Лови ошибку» в процессе обучения детей дошкольного возраста в…

Прием «Лови ошибку» в процессе обучения детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической направленности Одним из важных вопросов любой образовательной деятельности...

Конспект итогового интегрированного занятия на тему: «Формирование умений группировать однородные…

Конспект итогового интегрированного занятия на тему: «Формирование умений группировать однородные предметы по величине, форме, цвету» для детей группы раннего возраста Программное...

Читайте также

Особенности обогащении представлений о родном крае у детей старшего дошкольного…

Особенности обогащении представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста В современной науке дошкольное детство рассматривается как особый период жизни...

Консультация для педагогов «Наставничество. Методическое сопровождение молодых специалистов в…

Консультация для педагогов «Наставничество. Методическое сопровождение молодых специалистов в детском саду» В современных условиях сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального...

Конспект НОД в средней группе по аппликации «Мы строим домик»

Конспект НОД в средней группе по аппликации «Мы строим домик» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Интеграция образовательных областей: - познавательное развитие; - речевое развитие; - социально – коммуникативное...