Основные нарушения детско-родительских отношений

Проблема детско-родительских отношений остаётся актуальной на протяжении всего развития психолого-педагогической практики. Исследования проблемы детско-родительских отношений носят в основном узко прикладной характер и в основном не выходят за рамки психотерапевтического подхода.

Для диагностики родительского отношения используют либо клинические методики Э.Г.Эйдемиллера, либо западные аналоги, адаптированные для отечественной выборки. Однако наиболее полно и продуктивно данная проблема разработана в западной психологии, нежели в отечественной.

Известный исследователь Э.Фромм, рассматривая детско-родительские отношения как основу развития ребёнка, выявил различие между материнским и отцовским отношением к ребёнку. Это различие можно проследить по двум линиям: «условность – безусловность», «контролируемость – неконтролируемость» [6, с.39].

Материнская любовь характеризуется безусловностью. Мать любит своего ребёнка за то, что он есть, без каких-либо условий. Её любовь не подвластна контролю со стороны ребёнка. Материнскую любовь нельзя заслужить. Любовь же отца обусловлена: отец любит ребёнка за то, что он оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема. Любовь отца можно заслужить, но можно и лишиться. На основании этого Э.Фромм выделяет следующие характеристики родительских отношений: двойственность и противоречивость [6, с.39].

В работах учёных и исследователей можно встретить теорию привязанности. Суть этой теории состоит в том, что привязанность ребёнка к матери характеризуется двумя прямо противоположными тенденциями. Первая тенденция выражается в стремлении к риску, к активному познанию мира, уводящему ребёнка от матери, вторая – в стремлении к защите и безопасности, возвращающему ребёнка к матери. И чем надёжнее привязанности ребёнка к матери, тем выше инициативность ребёнка. Специфика взаимоотношений между ребёнком его родителями складывается так, что с одной стороны ребёнок посредством отношения к нему взрослого осознаёт себя. Это становится его собственным внутренним самоощущением, сквозь которое он воспринимает мир. С другой же стороны, отношение ребёнка к себе определяет его отношение к близким взрослым, особенно к матери [6, с.40].

Проанализировав выше указанные подходы, можно увидеть, что детско-родительские отношения двойственны, полярны. С одной стороны, особенностью родительских отношений является любовь, определяющая доверие к ребёнку, удовольствие от общения с ним, стремление защитить и обезопасить его. С другой стороны, родительские отношения характеризуются контролем и требовательностью. Именно родителю отводиться роль привести ребёнка к реальности. Родитель является носителем общественных норм и правил. Он оценивает действия и поступки ребёнка. Специфика родительских отношений заключается в противоречивости позиций по отношению к ребёнку. Двойственность эта выражается с одной стороны, в безусловной любви, с другой – в объективном оценочном отношении к ребёнку, имеющему цель сформировать ценные качества и способы поведения последнего. Следует заметить, что эти два противоположных начала присутствуют не только в родительских отношениях, но и в межличностных отношениях вообще.

Внутренняя конфликтность и своеобразие родительского отношения определяется максимальной выраженностью и напряжённостью обеих моментов. В силу изначального единства матери и ребёнка, их глубинной связи материнская любовь выступает как высшее проявление бескорыстного личностного отношения к ребёнку. Она порождает устойчивую, безусловную любовь, стойкую эмоционально-аффективную связь с ним, чувствительность к переживаниям и интересам ребёнка. Но в то же время глобальная ответственность за жизнь и будущее ребёнка формирует оценочную позицию по отношению к ребёнку, контроль над действиями и поступками, тем самым превращая его в объект воспитания.

Всё выше перечисленное предполагает реализацию воспитательной стратегии, которая включает в себя определённое направление родительского воздействия на будущее ребёнка, а также формирование ценных с точки зрения родителей качеств и т.д.

Кроме того, родительские отношения характеризуются постоянным изменением с возрастом ребёнка и неизбежным отдалением ребёнка от родителей. Ученые Л.С.выготский, М.И.Лисина, Д.Б.Эльконин, рассматривая периодизацию психического развития ребёнка, пришли к выводу, что с возрастом меняется мировоззрение ребёнка, ведущая деятельность, отношения со сверстниками и взрослыми и т.д. По мере развития ребёнка должно меняться и отношение к нему родителей. Отношения, сложившиеся в детстве, становятся неприемлемы в школьном возрасте и наоборот.

Но, известные опытные исследователи рассматривают родительские отношения как стабильные, не изменчивые в силу возраста ребёнка и социальной ситуации развития данного возрастного периода. Следует полагать, что стиль родительского отношения определяется и зависит не только от индивидуальных особенностей родителей, но и от возраста ребёнка.

Исследования детско-родительских отношений показывают, что в младшем дошкольном возрасте максимально выражено личностное начало родительских отношений. Предметное начало отношений, выражающееся в требовательности, оценке качеств, контроле, ожиданиях, на первых годах жизни выражено минимально. Исходя из этого можно предположить, что по мере роста и развития ребёнка родительские отношения преобразуются: преобладание личностного начала меняется на доминирование предметного. Выраженность личностного начала будет снижаться, но никуда не исчезнет и всё равно будет являться важной составляющей.

В связи с этим можно предположить, что родительские отношения, характеризующиеся преобладанием личностного или предметного начала у родителя, определяют и стиль его поведения с ребёнком.

Стиль воспитания является не определённой стратегией воспитания, он сочетает в себе различные варианты поведения родителей, которые в различных ситуациях и в различное время будут проявлены в большей или меньшей степени. Такой подход к родительским отношениям позволяет выстроить своего рода профиль родительского поведения, отражающий наиболее характерные стили воспитания не только для конкретного родителя, но и для группы родителей детей определённого возраста.

Исследователь и учёный В.И.Гарбузов выделяет 9 вариантов родительского поведения:

  1. Объяснительный. В рамках этого варианта родитель апеллирует к здравому смыслу ребёнка, использует словесное объяснение, считает ребёнка равным себе и способным понимать разъяснения, обращённые к нему [5, с.20].
  2. Строгий. В этом случае родитель использует в воспитании в основном силовые, директивные методы, навязывает ребёнку свою систему требований. Он жёстко направляет ребёнка на путь социальных достижений. При этом родитель часто блокирует активность и инициативность ребёнка. Этот вариант воспитания соответствует авторитарному стилю [5, с.20].
  3. Компромиссный. Родитель для решения возникшей проблемы идёт на компромисс с ребёнком. Он предлагает ребёнку что-нибудь привлекательное взамен действия, непривлекательного для ребёнка или, например, предлагает распределить обязанности и трудности пополам. При таком варианте родитель хорошо ориентируется в интересах и желаниях ребёнка, осведомлён, что можно предложить ему взамен, знает, как и на что можно переключить внимание ребёнка [5, с.20].
  4. Автономный. Родитель не стремиться навязать своё мнение или решение ребёнку. Он позволяет ему самому искать выход из сложившегося положения. Ребёнку такой родитель предоставляет максимум свободы в выборе и принятии решений [5, с.20].
  5. Сочувствующий. Родитель сочувствует и сопереживает ребёнку при возникновении конфликтной ситуации. Но каких-либо действий по этому поводу не предпринимает. При таком варианте воспитания родитель склонен тонко и чутко реагировать на изменения состояния ребёнка [5, с.20].
  6. Содействующий. Родитель знает, в какие моменты ребёнок нуждается в его помощи. Он обладает знаниями в какой степени можно оказать ребёнку помощь. Родитель при таком варианте реально участвует в жизни ребёнка, он старается помочь ему, разделить с ним трудности [5, с.20].
  7. Ситуативный. У родителя с таким вариантом нет универсальной стратегии воспитания. Он принимает решения в зависимости от ситуации, которая сложилась. Требования к ребёнку и общая стратегия воспитания гибкие и лабильные [5, с.20].
  8. Потакающий. Родитель, чтобы обеспечить физиологический и психологический комфорт ребёнку, готов принять любые действия, даже если они ему в ущерб. Интересы родителя полностью сосредоточены на ребёнке. Он ставит его интересы и потребности выше своих, а нередко и выше интересов семьи в целом [5, с.20].
  9. Зависимый. При таком варианте родитель не уверен в себе, своих силах. Он ищет поддержки и помощи у более компетентного окружения. Это могут быть воспитатели, педагоги, учёные и т.д. Зачастую родитель может и перекладывать на них свои обязанности. Большое влияние на него имеет психологическая и педагогическая литература [5, с.20].

По данным исследователей для родителей всех возрастных групп характерны в большей или меньшей степени все стратегии поведения, но для определённого возраста их выраженность остаётся различной. По мере взросления содействующий, компромиссный и ситуативный стили воспитания становятся менее выраженными. Объясняющий, зависимый и автономный типы становятся, напротив, более выраженными. Следует заметить, что для всех возрастов преобладающим является объясняющий тип воспитания. Максимальная его выраженность приходится на младший школьный возраст

Ряд исследователей отмечают также, что от раннего дошкольного возраста к младшему школьному возрасту наблюдается уменьшение числа родителей, которые относятся к своему ребёнку безоценочно. Но в то же время наблюдается рост родителей, нейтрально или отрицательно оценивающих своего ребёнка. Родителей, склонных считать своего ребёнка лучше остальных, становится меньше. Таким образом, мы видим, что по мере взросления ребёнка, оценка его качеств и способностей родителями всё более ожесточается и дифференцируется. Вместе с тем и падает оценка себя как успешного родителя к младшему школьному возрасту. Родители склонны к отрицательной оценке своих родительских качеств.

Нередко в настоящее время можно встретить такой аспект нарушения дестко-родительских отношений как жестокое обращение с ребёнком. Форм такого нарушения выделяют четыре. Перечислим их и охарактеризуем.

Первая форма – физическое насилие. Характеризуется преднамеренным нанесением родителями или лицами, заменяющими их, физических повреждений ребёнку. Данные повреждения могут повлечь за собой серьёзные нарушения в физическом или психическом здоровье ребёнка, а также отставание в физической норме, иногда и смерть ребёнка.

Сексуальное насилие или развращение – вторая форма. К ней относятся случаи сексуальных действий, совершённых с применением угроз или физической силы. К данной форме относятся и случаи, когда разница в возраста насильника и жертвы не менее 3-4 лет. Основания считать сексуальный контакт ненасильственным не даёт согласие ребёнка. Это связано с тем, что ребёнок ещё не обладает свободой, он находится в зависимости от взрослого и не может предвидеть негативные последствия.

Следующая форма – психологическое (эмоциональное) насилие. К данной форме относят периодическое, постоянное либо длительное психическое воздействие на ребёнка, что приводит к формированию патологических черт характера ребёнка или тормозит норму его личности. К данной форме насилия относятся:

- словесные угрозы, адресованные ребёнку;

- открытое неприятие ребёнка;

- постоянная критика;

- предъявление требований, которые не соответствуют возрасту и возможностям ребёнка;

- унижение и оскорбление достоинства;

- невыполнение взрослым обещаний, данных ребёнку, ложь;

- физическое или социальное изолирование ребёнка;

- психическое воздействие на ребёнка, вызвавшее психическую травму и т.д.

Последняя, четвёртая форма жестокого обращения – пренебрежение нуждами ребёнка, или моральная жесткость. К этой форме относят отсутствие со стороны родителей заботы о ребёнке. Как следствие у ребёнка нарушается эмоциональное состояние, проявляется угроза его здоровья и личности. Различают следующие формы моральной жестокости:

- отсутствие соответствующего внимания и заботы о ребёнке, в результате возможными становятся несчастные случаи;

- недостаток питания, жилья, одежды, медицинской помощи, образования;

- отказ от медицинского лечения;

- вовлечение в асоциальные действия (употребление наркотиков и алкоголя, совершение преступления).

Таким образом, нарушения детско-родительских отношений влекут за собой и нарушения в физиологическом и психо-эмоциональном развитии ребёнка.

Список использованной литературы

  1. Взаимодействие детского сада, семьи и общественности /под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1978. – 176с.
  2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.
  3. Волковская Т.Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения. //Дефектология.- 1994. – №4.– С.66-72.
  4. Выготский Л. С. Проблемы возраста. - М., 2004. – 396 с.
  5. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. – М.: Медицина, 1977. – С.14-24.
  6. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: Республика,1993.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Использование современных технологий в игре на детских музыкальных инструментах

Использование современных технологий в игре на детских музыкальных инструментах Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. В.А. Сухомлинский. Одна...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в младшей группе «Едем…

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в младшей группе «Едем в гости» Цель: Продолжать знакомить детей с понятием «транспорт» и его видами Задачи: Побуждать к...

Способы работы над формированием устной речи

Способы работы над формированием устной речи В основе формирования устной речи в норме лежит слуховое восприятие. При затруднении формирования устной речи...

Читайте также

Проект «Хлеб - всему голова!»

Проект «Хлеб - всему голова!»

Стенд (уголок) «Эколята - молодые защитники природы»

Стенд (уголок) «Эколята - молодые защитники природы» «Станет лучше на планете, если ей помогут дети!» «Мир такой волшебный и огромный, ты его...

Использование Интеллект-карт в ДОУ

Использование Интеллект-карт в ДОУ Уважаемые коллеги, предлагаю материал, из которого вы сможете узнать, что такое интеллект-карта, чему она учит и что...