Использование игрового парашюта в музыкальной деятельности дошкольников
(Из опыта работы музыкального руководителя Тимофеевой С.А.)
Впервые о парашюте я узнала из интернета, когда просматривала занятия по элементарному музицированию наших зарубежных коллег. Вот тогда-то у меня появилось желание применить это пособие на своих музыкальных занятиях. Я стала собирать материал. И признаюсь, на то время, а это было в 2014 году, его было крайне мало. Только несколько видео уроков с зарубежных сайтов. В основном это были спортивные игры с мячом и спортивные танцы. За несколько лет я собрала хороший дидактический материал: видео занятий с различных международных сайтов, картотеки спортивных игр и упражнений с парашютом, несколько авторских разработок воспитателей и инструкторов физкультуры по использованию пособия «парашют». Составила свою картотеку игр и упражнений с игровым парашютом под музыку, разработала цикл музыкальных занятий с применением игрового парашюта для разных возрастных групп.
Парашют я сшила сразу, как только его увидела и не ошиблась, что решила его использовать на своих занятиях, развлечениях и праздниках. Когда я впервые принесла парашют на музыкальное занятие, то дети были в восторге. Особенно нравилось играть с парашютом детям среднего и старшего возраста. Дети стали постоянно меня спрашивать, будем ли мы на занятии играть с парашютом, и я с тех пор стала его использовать чаще и в разных видах музыкальной деятельности детей.
Детский игровой парашют представляет собой круг из лёгкой ткани. Он может быть однотонным или состоящим из нескольких (от 4 и до 16) цветных секторов, у которых по периметру расположены ручки для удобства, а в середине - отверстие из сетки, чтобы через него проходил воздух, для лучшей подвижности парашюта. Диаметр парашюта может быть разным от 1 метра и до 7, в зависимости от величины помещения и количества человек, принимающих участие в игре. Уникальность парашюта в том, что в развёрнутом виде он сразу привлекает к себе внимание детей и не оставляет равнодушными никого, даже взрослых.
Игры и упражнения с парашютом не соревновательные, они учат согласованности действий и умению чувствовать движения и действия остальных детей. А для детей очень важно ощутить через движения то, что они могут быть частью одного целого, частью команды. Ребёнку любого возраста важно научиться согласовывать свои действия с командами ведущего и с действиями других детей, а в играх с парашютом это случается само собой, без особых усилий. Здесь отсутствует соперничество, воспитывается дух сотрудничества, развивается умение действовать последовательно и умение распределять свои усилия. Создавая с помощью парашюта сильный и слабый ветер, маленькие и большие волны, дети совершенствуют свои навыки моторного восприятия и развивают чувство ритма. Действия с парашютом развивают такие качества, как быстрота, ловкость, внимание, а так же смекалку и глазомер. Даже очень стеснительные дети, которые с трудом играют в общие игры и не торопятся обычно присоединиться к групповым играм, любят играть с парашютом. В таких играх и упражнениях никто не требует сразу давать руку другим детям, или сразу входить в круг (хоровод). Как и в подвижных играх, в играх с парашютом дети учатся соблюдать правила игры, дожидаться своей очереди, взаимодействовать друг с другом.
Знакомство с новым дидактическим пособием я начала с того, что рассказала детям, из чего сделан игровой парашют, из скольких ярких секторов он состоит. Затем объяснила детям правила игры с парашютом, о необходимости согласовывать свои действия и силу с другими детьми. Дети увидели на практике, что всё надо делать одновременно, слаженно, внимательно слушать команды взрослого и тогда получиться командная игра.
Самая любимая у детей игра с парашютом – это «Попкорн» (музыкальное сопровождение «Воздушная кукуруза»). На парашют кладут несколько мячиков или шариков из цветного поролона. Начинают сначала делать «маленькие волны», затем они постепенно превращаются в «большие». Мячики начинают хаотично взлетать на разную высоту, как кукуруза в специальном автомате. Всё это приводит не только детей, но и взрослых в восторг. Главное в этой игре, как можно дольше удержать мячики на парашюте, а значит согласовывать свои действия с другими игроками.
В конце музыкального занятия, после того когда был подведён итог, устраивала в честь детей «салют». Это следующая по популярности у детей игра с парашютом.
Игра «Салют». Для этой игры нужны яркие, разноцветные мячики из сухого бассейна. К ним приклеиваются «хвостики» из цветной тонкой прозрачной бумаги, разрезанной на тонкие полоски. Дети дружно считают до «трёх», затем поднимают парашют вверх и резко опускают вниз, как будто вытряхивают из чего- то пыль. Мячики с «хвостиками» взлетают очень высоко. В итоге получается что – то похожее на «салют». Радости детей нет предела.
Вместо мячиков, в таких и подобных им играх, можно использовать осенние листочки из капрона, снежинки из салфеток, капельки из фольги, в зависимости от времени года. Можно также использовать небольшие надувные игрушки. Эту игру мы назвали «Батут». Главное в игре - сильно натянуть парашют, чтобы он не провисал. Затем посадить одну или несколько надувных игрушек в середину парашюта. Выбранные заранее четверо детей одновременно начинают ритмично под счёт ведущего постукивать по парашюту ладошками. Игрушки начинают подпрыгивать и переворачиваться. Необходимо постоянно следить за натяжение парашюта и за тем, чтобы игрушки не падали на пол.
Дети очень любят прятаться под парашют, «домик», «палатку», «купол», «грибок». Сначала надо научить в правильной последовательности и одновременно всем вместе «прятаться». Для этого надо дружно поднять парашют вверх на вытянутые руки, одновременно сделать один шаг вперёд, повернуться спиной к центру, при этом, не опуская парашют, поменять местами руки и вместе присесть на колени и прижать парашют к полу. Если всё сделано правильно, то из парашюта получается своеобразный купол, который долго не оседает, так как воздух проходит медленно через центральное отверстие из сетки.
С большим интересом дети играют в подвижную игру «Кошки – мышки». Для этой игры мы используем музыку к игре «Ловишки». Кот стоит в центре парашюта, мышка- на четвереньках под парашютом, ближе к краю. Под музыку дети легко, с остановкой в конце, встряхивают парашютом. После слов «ну, скорее мышь лови», дети начинают сильно встряхивать парашютом, кот пытается увидеть и поймать мышку, которая от него убегает по кругу.
Также я разработала для каждого возраста несколько конспектов музыкальных занятий с использованием игрового парашюта в различных видах музыкальной деятельности детей:
- музыкально – ритмические движения;
- активное слушание музыки;
- пение;
- упражнения на развитие дыхания;
- игра на детских музыкальных инструментах;
- релаксация.
Пение песни «Дует, дует ветер». Дети поют 1 куплет песни, стоя по кругу, придерживая парашют двумя руками. Воспитатель в это время ходит вокруг детей и бросает внутрь парашюта осенние листочки из капрона или бумаги. Исполняя 2 куплет песни, дети начинают ритмично поднимать и опускать парашют. А на последнем слове резко встряхивают парашютом, чтобы все листики упали на пол. В конце песни дети собирают листики в корзинку и начинают петь заново, могут начать танцевать, или играть с осенними листочками, о которых только что пели.
Дыхательные упражнения тоже можно проводить с использованием парашюта. Поднимая парашют вверх, дети делают вдох, опуская вниз – выдох. Делая это упражнение в разном темпе, укрепляется физиологическое дыхание детей без речи. Дети просто ритмично дышат, наблюдая за полётом красочного игрового пособия. Если резко поднимать парашют вверх и медленно опускать вниз, делая короткий вдох и длинный выдох, то непринуждённо, в игре с помощью парашюта, можно формировать правильное речевое дыхание, развивать продолжительный выдох и тренировать силу вдоха и выдоха. Постепенно в такие дыхательные упражнения включаются гласные звуки, затем слоги и фразы. «Парашют мы поднимаем, носом правильно вдыхаем. Парашют мы опускаем, то свободно выдыхаем».
Игру на детских музыкальных инструментах тоже можно организовать с помощью игрового парашюта. Парашют лежит на полу. Различные музыкальные инструменты разложены на парашюте равномерно по кругу по количеству детей. Под 1 часть музыки дети ходят, бегают или двигаются поскоками, галопом вокруг парашюта, в зависимости от музыкального произведения. На 2 часть – останавливаются около какого- то инструмента, берут его и начинают ритмично импровизировать. Затем, с началом 1 части, кладут инструмент на парашют и всё повторяется, но уже с другим инструментом. Таким образом, дети успевают поиграть на нескольких музыкальных инструментах.
В конце занятия во время релаксации очень часто использую игровой парашют. Слушая музыку, дети могут сидеть на нём в удобной позе, лежать с закрытыми глазами, могут находиться под парашютом или держать его в руках, выполняя плавные взмахи вверх и вниз. Могут сидеть по кругу, спрятав ноги под парашют, и под «шум моря» встряхивать руками, как бы делая маленькие волны, которые касаются ног.
Если проявить фантазию и выдумку, то можно в любой части музыкального занятия, праздника или развлечения использовать новое игровое пособие - парашют.
В играх и упражнениях с парашютом решается целый ряд важных задач для развития детей любого возраста. Такие игры:
- учат согласовывать свои действия;
- учат чувствовать других и взаимодействовать с другими;
- развивают внимание, координацию, воображение, творчество и фантазию;
- развивают чувство ритма и ориентировку в пространстве;
- воспитывают выдержку и терпение;
- воспитывают чувства взаимопомощи и дружеские качества;
- воспитывают командный дух, сплоченность коллектива.
Но главная задача – доставить детям радость! Ни один ребёнок не останется равнодушным в играх и упражнениях с парашютом!
Играйте с парашютом вместе со своими детьми, родными, друзьями. Играйте дружно в детском саду и школе, в музыкальном и спортивном зале, на прогулке и дома. И пусть игры и упражнения с парашютом подарят вам хорошее настроение и здоровье!
Список литературы
- Игры с парашютом. – Режим доступа: http://janemouse.livejournal.com/698400.html
- Чинарова Е. Под крылом: веселые игры с парашютом. – Режим доступа: http://letidor.livejournal.com/266020.html
- Русских Е.С. Игровой парашют: методическая разработка. Омутнинск, 2011. – 5 с.
- Терехина О.Е. Упражнения и игры с парашютом как средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста, - СПб, 2012. – 14 с.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. – изд. М.: ВЛАДОС, 2007.
Читайте также |
---|
Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике кляксографии в средней…
Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике кляксографии в средней группе Аннотация Возраст: от четырёх лет. Средства выразительности: пятно. Материал: краски гуашевые, кисти, альбомные...
Музыкальная среда как средство развития творческого потенциала личности ребёнка дошкольного…
Музыкальная среда как средство развития творческого потенциала личности ребёнка дошкольного возраста Среда для развития музыкально-творческой деятельности в ДОУ создаётся музыкальным руководителем...
Развлечение «День отца»
Развлечение «День отца» Цель: сближение детей и родителей в совместном мероприятии. Задачи: Образовательные: Расширить представление детей о празднике «День отца»; Содействовать улучшению взаимоотношений между родителями...