Сайт для воспитателей детских садов



Дидактическая игра по развитию мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

«Игра – путь детей к познанию мира,

в котором они живут и который призваны изменить»

М. Горький.

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего – либо. Мыслительная операция – это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи. В том числе в процессе развития мыслительной деятельности формируются познавательные процессы и познавательные способности: интеллектуальные, сенсорные, творческие.

Игра – один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт.

В практике дошкольного образования разработаны ряд средств развития мыслительной деятельности, однако дидактическая игра, на наш взгляд остается самым эффективным из них.

Вместе с тем, анализируя различные источники, мы не обнаружили систематически обобщённых материалов использованию дидактической игры в развитии мыслительной деятельности у старших дошкольников, которые могли бы стать основой для построения ОД по данному направлению работы.

Идея проекта состояла в том, чтобы создать комплект материалов по развитию мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в ДОО.

Цель проекта – теоретически обосновать и составить комплект материалов по использованию дидактических игр для развития мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

На первом этапе нами были проанализированы теоретические подходы к проблеме развития мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредствам дидактической игры.

На втором этапе был составлен комплект материалов по развитию мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактической игры.

Дидактическая игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Игры обучающего характера способствуют развитию у детей познавательных процессов, мыслительных операций. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
  • выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке$
  • определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  • подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
  • подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом$
  • который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
  • объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
  • показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
  • определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;
  • подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

В конце игры педагог спрашивает у детей, что понравилось детям в игре, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Руководя играми в старшей группе, необходимо учитывать возросшие возможности детей. В этом возрасте ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.

Большое место в играх занимают мотивы соревнования: дошкольникам предоставляется большая самостоятельность, как в выборе игры, так и в творческом решении её задач.

Роль воспитателя в самой игре тоже меняется. Но и здесь педагог четко, эмоционально знакомит воспитанников с её содержанием, правилами и действиями, проверяет, как они поняты, играет вместе с детьми, чтобы закрепить знания. Затем он предлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит за действиями, выступает в качестве арбитра в спорных ситуациях. Однако не все игры требуют такого активного участия воспитателя. Часто он ограничивается объяснением правил игры до её начала. Прежде всего, это относится ко многим настольно-печатным играм.

В процессе совместной игровой деятельности воспитывать настойчивость, выдержку, формировать положительные взаимоотношения между детьми: дружелюбие, взаимопомощь, умение выполнять правила.

Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об усложнения игр, расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).

В связи с тем, что дидактическая игра является незаменимым средством преодоления различных трудностей в умственном развитии детей, необходимо планировать использования дидактических игр в индивидуальной работе с детьми. Как часто и много? По мере необходимости, очень индивидуально, в зависимости от потребностей и уровня развития детей.

Проведя частичную апробацию дидактических игр, мы выявили, что дидактические игры повлияли на развитие мыслительной деятельности старших дошкольников. В результате апробации дидактических игр дети стали лучше логически рассуждать особенно после проведения следующих игр: «Что забыл нарисовать художник», «Жили были»

Стали лучше сопоставлять объекты: это стало проявляться не только в процессе других видов детской деятельности, например, конструктивной, но и в ходе проигрывания игры «Что нарисовано?».

Так же хочется отметить успешность детей в использовании сенсорных эталонов, чему на наш взгляд сопутствовало использование игр: «Восприятие качеств величины», «Точки».

Таким образом, использование дидактических игр способствует эффективному решению одной из задач дошкольного образования по развитию мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Обучение должно быть таким, чтобы оно вызывало усилие мысли, но не требовало напряжения, не вызывало усталости, страха и нежелания учиться раньше, чем ребенок придет в школу.

Литература

  1. Андреев, В. И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. – 2-е изд. – Казань: «Центр инновационных технологий», 2010. – 608 с.
  2. Гафитулин, Т. М. Игра и развитие личности ребенка // Педагогика + ТРИЗ: Сб. для учителей, воспитателей, менеджеров образования [Текст] / Под ред. А. А. Гина. – М.: Вита – Пресс, 2013. – Вып. 5. – С. 40 – 44.
  3. Запорожец, А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры. [Текст] / А. В. Запорожец. – М.: МГУ, 2011. – 212 с.
  4. Истомина, З. М. Умственное воспитание дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч. 2 [Текст] / З. М. Истомина. – М.: Инфра – М, 2012. – 890 с.
  5. Подъяков, Н. Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников. [Текст] / Н. Н. Подъяков, А. Ф. Говоркова. М.: МГУ, 2009. – 478 с.




Новые публикации

Значение театрализованных игр в развитии ребенка

Значение театрализованных игр в развитии ребенка Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка в младшем школьном возрасте является театрализованные...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные…

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности Проблема развития творческих способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания...

Брэйнринг «Универсиада 2019»

Брэйнринг «Универсиада 2019» Цель: формировать у воспитанников дошкольного образовательного учреждения МБДОУ №33 чувства сопричастности к процессу подготовки проведения Зимней Универсиады 2019. Задачи: Актуализировать знания...

Читайте также

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе…

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Север»   Цель: Расширять представления детей о родной стране. Задачи: Формировать представления детей...

«Перспективный план по чтению художественной литературы в подготовительной групп…

  «Перспективный план по чтению художественной литературы в подготовительной группе» СЕНТЯБРЬ Тема занятия Программные задачи     Малые фольклорные формы. Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и...

Совместное мероприятие с родителями по коммуникации и чтению художественной лите…

Совместное мероприятие с родителями по коммуникации и чтению художественной литературы в первой младшей группе«Всех люблю, пирожками угощу» Цель: Познакомить родителей с...


Подписаться на новости

E-mail

Please enable your javascript to submit this form



Комментарии

  • admin
    Скачать презентацию можно по ссылке: dohcolonoc.ru/.../file_216.rar ...

    Подробнее...

     
  • Келлер Светлана Влад
    как скачать презентацию

    Подробнее...

     
  • Келлер Светлана Влад
    Очень интересно! Детям будут с удовольствием изучать и закреплять материал!

    Подробнее...

     
  • Альбина
    Здорово! Вы большая молодей!

    Подробнее...

     
  • Елена
    А где продолжение?

    Подробнее...

В блогах

Конспект НОД по развитию речи в старшей …

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №441 "Кузнечик" Нижний Новгород Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с элементами фольклора «В гости к бабушке» Составила: Смирнова Галина Сергеевна Цель: закреплять знание фольклорных произведений, расширять...

Игры на развитие моторики и внимания в п…

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ Гимнастический комплекс на развитие у детей тонкой моторики Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы, медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой. Руку плотно...

Открытый показ ОД по ФЭМП "В стране…

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 2051» ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №2 Открытый показ в подготовительной к школе группе Образовательная область: «Познание» (ФЭМП) Тема: «В стране математики» Составила: воспитатель Бубнова Ирина Александровна   Москва – 2019   Образовательная область:...

Эссе «В моих руках будущее»

Эссе «В моих руках будущее» Каждый человек – остров внутри себя, и он может построить мост к другому, если… ему позволят быть самим собой. (Р. Роджерс, американский психолог) Возможно ли, что человеку...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство