Сайт для воспитателей детских садов



Дидактическая игра по развитию мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

«Игра – путь детей к познанию мира,

в котором они живут и который призваны изменить»

М. Горький.

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего – либо. Мыслительная операция – это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи. В том числе в процессе развития мыслительной деятельности формируются познавательные процессы и познавательные способности: интеллектуальные, сенсорные, творческие.

Игра – один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт.

В практике дошкольного образования разработаны ряд средств развития мыслительной деятельности, однако дидактическая игра, на наш взгляд остается самым эффективным из них.

Вместе с тем, анализируя различные источники, мы не обнаружили систематически обобщённых материалов использованию дидактической игры в развитии мыслительной деятельности у старших дошкольников, которые могли бы стать основой для построения ОД по данному направлению работы.

Идея проекта состояла в том, чтобы создать комплект материалов по развитию мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в ДОО.

Цель проекта – теоретически обосновать и составить комплект материалов по использованию дидактических игр для развития мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

На первом этапе нами были проанализированы теоретические подходы к проблеме развития мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредствам дидактической игры.

На втором этапе был составлен комплект материалов по развитию мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактической игры.

Дидактическая игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Игры обучающего характера способствуют развитию у детей познавательных процессов, мыслительных операций. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
  • выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке$
  • определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  • подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
  • подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом$
  • который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
  • объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
  • показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
  • определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;
  • подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

В конце игры педагог спрашивает у детей, что понравилось детям в игре, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Руководя играми в старшей группе, необходимо учитывать возросшие возможности детей. В этом возрасте ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.

Большое место в играх занимают мотивы соревнования: дошкольникам предоставляется большая самостоятельность, как в выборе игры, так и в творческом решении её задач.

Роль воспитателя в самой игре тоже меняется. Но и здесь педагог четко, эмоционально знакомит воспитанников с её содержанием, правилами и действиями, проверяет, как они поняты, играет вместе с детьми, чтобы закрепить знания. Затем он предлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит за действиями, выступает в качестве арбитра в спорных ситуациях. Однако не все игры требуют такого активного участия воспитателя. Часто он ограничивается объяснением правил игры до её начала. Прежде всего, это относится ко многим настольно-печатным играм.

В процессе совместной игровой деятельности воспитывать настойчивость, выдержку, формировать положительные взаимоотношения между детьми: дружелюбие, взаимопомощь, умение выполнять правила.

Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об усложнения игр, расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).

В связи с тем, что дидактическая игра является незаменимым средством преодоления различных трудностей в умственном развитии детей, необходимо планировать использования дидактических игр в индивидуальной работе с детьми. Как часто и много? По мере необходимости, очень индивидуально, в зависимости от потребностей и уровня развития детей.

Проведя частичную апробацию дидактических игр, мы выявили, что дидактические игры повлияли на развитие мыслительной деятельности старших дошкольников. В результате апробации дидактических игр дети стали лучше логически рассуждать особенно после проведения следующих игр: «Что забыл нарисовать художник», «Жили были»

Стали лучше сопоставлять объекты: это стало проявляться не только в процессе других видов детской деятельности, например, конструктивной, но и в ходе проигрывания игры «Что нарисовано?».

Так же хочется отметить успешность детей в использовании сенсорных эталонов, чему на наш взгляд сопутствовало использование игр: «Восприятие качеств величины», «Точки».

Таким образом, использование дидактических игр способствует эффективному решению одной из задач дошкольного образования по развитию мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Обучение должно быть таким, чтобы оно вызывало усилие мысли, но не требовало напряжения, не вызывало усталости, страха и нежелания учиться раньше, чем ребенок придет в школу.

Литература

  1. Андреев, В. И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. – 2-е изд. – Казань: «Центр инновационных технологий», 2010. – 608 с.
  2. Гафитулин, Т. М. Игра и развитие личности ребенка // Педагогика + ТРИЗ: Сб. для учителей, воспитателей, менеджеров образования [Текст] / Под ред. А. А. Гина. – М.: Вита – Пресс, 2013. – Вып. 5. – С. 40 – 44.
  3. Запорожец, А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры. [Текст] / А. В. Запорожец. – М.: МГУ, 2011. – 212 с.
  4. Истомина, З. М. Умственное воспитание дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч. 2 [Текст] / З. М. Истомина. – М.: Инфра – М, 2012. – 890 с.
  5. Подъяков, Н. Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников. [Текст] / Н. Н. Подъяков, А. Ф. Говоркова. М.: МГУ, 2009. – 478 с.




Новые публикации

Сценарий праздника «Прощай, лето»

Сценарий праздника «Прощай, лето» Цели: Создать веселое, праздничное настроение у детей разных возрастных групп в рамках праздника, посвященного Дню России. По средствам метода интеграции...

Проект: «Как узнать время?»

Проект: «Как узнать время?» Проект: «Как узнать время?» Образовательная область Программные задачи Необходимые ресурсы Познавательное развитие     "Путешествие в прошлое часов" "Как увидеть время?" Экспериментальная деятельность: "Водяные...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах пр…

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах продуктивной деятельности посредством интеграции «Инновационная культура педагога» это сформированная готовность педагога к...

Читайте также

Театральная кукла

Театральная кукла   Кукла – первая среди игрушек. На нее по-разному влияет время, но она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей...

Конспект совместной деятельности: «Дорожная азбука» (старшая группа)

Конспект совместной деятельности: «Дорожная азбука» (старшая группа) Интеграция образовательных областей: «Познание», «Безопасность», «Коммуникация» Цель: Закрепить с детьми правила поведения на улице, знание  возможных опасных ситуаций...

Волшебный клубочек

Волшебный клубочек   Цель: развитие художественных способностей детей и мелкой моторики рук. Задачи: - сформировать умение работать в коллективе; - приучать к аккуратности; - воспитывать...




Комментарии

  • Наталья
    У вас нет такого игрового поля?

    Подробнее...

     
  • Татьяна Колесникова
    уважаемая Оксана владимировна, с большим удовольствием прочитала ваш конспект НОД. Очень интересные задания ...

    Подробнее...

     
  • Наталья
    у кого нибудь есть документом это полотно на котором играть?

    Подробнее...

     
  • Ольга
    Хорошая работа. Сотрудничество с родителя действительно важная и необходимая часть работы педагога.

    Подробнее...

     
  • Ольга
    Обязательно возьму на заметку. А у Вас есть положительные результаты?

    Подробнее...

В блогах

ЛЭПБУК «МОЯ ПОДРУЖКА РЕЗИНОЧКА»

Для детей от 3 до 7 лет по образовательной области «Социально коммуникативное и физическое развитие» Лэпбук содержит необходимый систематизированный материал по теме «Дворовые игры» и помогает быстро и эффективно усваивать новую...

Конспект НОД по обучению грамоте в подго…

Задачи:     продолжать работу по звуковому анализу слова («часики»); упражнять в выделении ударного слога и обозначении его на модели; обратить внимание на смысловую законченность предло­жения; отрабатывать четкую артикуляцию; познакомить с буквой «Ч»; развивать мелкую моторику руки...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по нетрадиционной тех…

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13» г. Канаш   ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по нетрадиционной технике рисования: рисование с пеной для бритья «Необычное творчество» Руководитель проекта: ЯКОВЛЕВА З.В. Канаш - 2019 Паспорт проекта Название проекта «Необычное творчество» Руководитель проекта Яковлева Зоя...

Весть из группы "Наше лето"

Весёлое лето Лето, лето к нам пришло,Стало сухо и тепло,По дорожке прямикомХодят ножки босиком. Кружат пчелы,Вьются птицы,А МаринкаВеселится. Увидала петуха:– Вот так чудо! Ха-ха-ха!Удивительный петух:Сверху – перья, снизу – пух! Увидала поросёнка,Улыбается девчонка:– Кто...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство