«Путешествие по малахитовой тропе»

(Консультация для воспитателей)

Путешествие в страну образов фольклорной несказочной прозы П.Бажова, на мой взгляд, представляет огромный интерес для старших дошкольников.

По сравнению с современной «пластмассовой» мульмипродукцией, незатейливые и одновременно загадочные, с оттенком мистики, миниатюрные произведения этого автора, особенно их пересказ взрослым, заставляет ребенка включать воображение, развивает сообразительность, умение слушать и слышать и отвлекает от всеобщей потребительской модели поведения, которую навязывает современная реальность.

Такие образы как Хозяйка Медной Горы, Данила Мастер, Подаренка со своей любимой кошкой, старик Какованя, Огневушка поскакушка и др., привлекают внимание ребенка своей непосредственностью, особой фольклорной энергетикой, силой духа, умением бороться с жизненными трудностями и надеяться на лучшее.

Конечно, при этом приходится беседовать с детьми и рассказывать доступным для них языком предысторию образов, об особенностях жизни людей данного региона в старину, их занятиях, традициях, жизненных идеалах, и т.д. Огромная заслуга П. Бажова в том, что он в своих произведениях он отметил бесценную роль семьи как основы нравственности и традиций. В этом и состоит огромнейшее воспитательное значение его произведений.

Сметливые и предприимчивые мужики осваивали уральские земли, старики на семейных преданиях воспитывали молодежь, передавали ей свой трудовой, житейский, социально-общественный опыт, прививали подрастающему поколению уважительно е отношение к дедам и пращурам, обыкновенным труженикам. В твоей «породе» нет бездельников, перекати-поле — такую мысль постоянно внушали молодым старики, хранители семейных и трудовых традиций.

В бесхитростных на первый взгляд рассказа х о том, как «родители наши» добывали руду, жгли уголь, обрабатывали землю, работали па заводе, заключена простая и мудрая мысль: трудом жив и трудом славен человек.

В рабочих семейных преданиях основатель династии или один из далеких предков — это первопоселенец, или крестьянин, вывезенный из центральных районов России, или человек, обладавший какими-то незаурядными качествами: силой, непокорностью, бесстрашием, трудовой сноровкой, социальной активностью. От таких бесед детский интерес к творчеству П. Бажова не только не ослабевает, дети много интересного узнают об истории Урала, тем более, что это регион граничит с нашим Ханты-мансийским округом, и здесь проживает много выходцев с исторической родины П. Бажова и её окрестностей. И это тоже одна из причин, касающихся необходимости знания детьми истории, обычаев и культуры своих предков. Ведь образы сказов Бажова были созданы как собирательные на основе богатейшего конкретного исторического материала, основаны на рассказах старожилов, с которыми П. Бажов встречался лично и записывал их рассказы, речевые особенности которых сохранил в оригинале. В этих произведениях запечатлена история Урала как региона. Ведь эти неграмотные русские крестьяне, которых согнали из центральных губерний России на строительство металлургических заводов, находясь под двойным гнетом эксплуатации, эти самые крестьяне не только не погибли, не сдались, не сломались под тяжестью непосильного труда и нищеты, болезней, но и смешавшись с местным населением (манси, коми-зыряне, пермяки, удмурты, татары и др.), создали свою неповторимую уральскую народность.

Вместе с этой особой народностью появилась неповторимая художественная культура (урало-сибирская роспись по дереву, пермская деревянная скульптура, тагильская роспись по металлу (прототип жостовской), каслинское чугунное художественное литье, малахитовый камнерезный промысел, уральская вышивка, знаменитые уральские тканые половики, имеющиеся и сейчас в каждой уральской избе, гончарные промыслы, финифть, изготовление ювелирных изделий из местных самоцветов и многое другое). И, конечно, не могли не появиться знаменитые фольклорные образы, бережно собранные Бажовым и сошедшие со страниц его книг. Например, знаменитая Хозяйка Медной горы – один из главных мистических образов, созданных человеком – олицетворение безмерных богатств щедрой и одновременно суровой уральской природы, а еще это обозначение неповторимой женской харизмы, которой обладают многие наши современницы. Данила-Мастер – талантливый труженик, самородок, в некотором смысле художник, разве мало среди нас таких людей? К сожалению, и знаменитое выражение «демидовский завод», до сих пор живо в бытовом уральском словаре как олицетворение косности мышления и хозяйственной бездарности некоторых руководителей предприятий и созданной ими системы. А знаменитая Подаренка, эта неугомонная девочка-сирота, несмотря на безрадостное детство, не утратившая детской непосредственности и любознательности – именно этот образ привлек наибольшее внимание детей. Им было очень интересно узнать побольше о девочке, которая осталась без родителей, но не бросила такую же одинокую кошку, и живя в лесной избушке старика Каковани, наблюдала зимней ночью за Серебряным Копытцем. И, конечно, дети с огромным желанием приняли участие в городской выставке, посвященной 140-летию со дня рождения П. П. Бажова. Свои впечатления они выразили в рисунках и поделках.

Основу некоторых рисунков составила аппликация из обрывной бумаги.

аппликация из обрывной бумаги

В результате получилось некое подобие холста, на которое были нанесены композиции с помощью гуашевых и акриловых красок, а также аппликации из других материалов (фольги и миниатюрных стеклянных блесток).

композиции с помощью гуашевых и акриловых красок

композиции с помощью гуашевых и акриловых красок

композиции с помощью гуашевых и акриловых красок

аппликации

В поделках использовалась техника папье-маше, а также лепка из соленого теста с последующим раскрашиванием.

папье-маше, а также лепка из соленого теста

папье-маше, а также лепка из соленого теста

папье-маше, а также лепка из соленого теста

Наиболее сложным было изготовление Подаренки с кошкой. За основу пришлось взять пластиковую емкость, и сшить одежду (здесь понадобилась помощь взрослого). Но украсить юбку нарисованными цветочками вполне по силам самому ребенку, и, конечно, раскрасить сибирскую кошку из соленого теста.

изготовление Подаренки

изготовление Подаренки

изготовление Подаренки

Таким образом, силами воспитанников нашего детского сада в сотрудничестве с педагого м, была создана серия работ, посвященных творчеству П. Бажова.

серия работ, посвященных творчеству П. Бажова

Предлагаем посмотреть презентацию с этими работами.



Новые публикации

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Бумага своими руками» (Подготовительная группа)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Бумага своими руками» (Подготовительная группа) Цель: создание условий для изготовления бумаги из макулатуры своими руками. Задачи: Образовательные: формировать представления о...

Конструкт непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в деревню»

Конструкт непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в деревню»

Использование ИКТ в Музыкальной деятельности

Использование ИКТ в Музыкальной деятельности Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями...

Читайте также

Проект «Все работы хороши!»

Проект «Все работы хороши!» Старшая группа Тип проекта: информационно – творческий. Участники проекта: Дети старшей и подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников. Продолжительность проекта: краткосрочный. Сроки:...

Лэпбук «Времена года»

Лэпбук «Времена года» (Авторское дидактическое пособие)   Дидактическое пособие лэпбук «Времена года» - комплекс дидактических игр и заданий, направленных на развитие познавательной и речевой...

Конспект интегрированного занятия «Уроки мужества»

Конспект интегрированного занятия«Уроки мужества» Цель. Познакомить детей с историческими событиями Великой отечественной войны: оборона Сталинграда. Задачи: Дать детям представления о мужестве и...


Комментарии

  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...

     
  • Татьяна Бойко
    очень интересно. Пришлите пожалуйста приложения к этому пед совету.

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...





В блогах

Дидактическое пособие "Атрибуты для дыхательной гимнастики"

АННОТАЦИЯ Дидактическое пособие: «Атрибуты для дыхательной гимнастики» предназначено для детей дошкольного возраста. Занятия и упражнения по дыхательной гимнастике с использованием атрибутов из данного пособия способствуют укреплению дыхательной системы организма ребенка. При занятиях развивается дыхательная мускулатура, у ребенка вырабатывается привычка делать...

Конспект НОД "Дикие Животные" для среднего дошкольного возраста

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Дикие животные» B­иды дe­тc­кo­й дe­ятe­льнo­c­ти: игрo­вa­я, кo­ммуникa­тивнa­я, пo­знa­вa­тe­льнo­- иc­c­лe­дo­вa­тe­льc­кa­я. Цели: Учить выделять отличительные признаки диких животных, составлять описательные рассказы про животных, правильно...

Лэпбук "Математика с Малышариками"

Sample Image

Уже с раннего возраста детей можно обучать математике. И такие известные и любимые герои для детей, как Малышарики, сделают занятия интересными и увлекательными. С помощью лэпбука можно не только познать что-то новое, но и возможность поиграть, а задание "собери...

Лэпбук "Перелетные птицы"

Sample Image

Уже с раннего возраста дети интересуются живой и не живой природой. Лэпбук «Перелетные птицы» помогает детям наглядно, с помощью картинок и игр, познакомить с живой природой. Лэпбук особенно актуален для детей младшего возраст. Не всех перелетных птиц дети могут...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство