Сайт для воспитателей детских садов



«Путешествие по малахитовой тропе»

(Консультация для воспитателей)

Путешествие в страну образов фольклорной несказочной прозы П.Бажова, на мой взгляд, представляет огромный интерес для старших дошкольников.

По сравнению с современной «пластмассовой» мульмипродукцией, незатейливые и одновременно загадочные, с оттенком мистики, миниатюрные произведения этого автора, особенно их пересказ взрослым, заставляет ребенка включать воображение, развивает сообразительность, умение слушать и слышать и отвлекает от всеобщей потребительской модели поведения, которую навязывает современная реальность.

Такие образы как Хозяйка Медной Горы, Данила Мастер, Подаренка со своей любимой кошкой, старик Какованя, Огневушка поскакушка и др., привлекают внимание ребенка своей непосредственностью, особой фольклорной энергетикой, силой духа, умением бороться с жизненными трудностями и надеяться на лучшее.

Конечно, при этом приходится беседовать с детьми и рассказывать доступным для них языком предысторию образов, об особенностях жизни людей данного региона в старину, их занятиях, традициях, жизненных идеалах, и т.д. Огромная заслуга П. Бажова в том, что он в своих произведениях он отметил бесценную роль семьи как основы нравственности и традиций. В этом и состоит огромнейшее воспитательное значение его произведений.

Сметливые и предприимчивые мужики осваивали уральские земли, старики на семейных преданиях воспитывали молодежь, передавали ей свой трудовой, житейский, социально-общественный опыт, прививали подрастающему поколению уважительно е отношение к дедам и пращурам, обыкновенным труженикам. В твоей «породе» нет бездельников, перекати-поле — такую мысль постоянно внушали молодым старики, хранители семейных и трудовых традиций.

В бесхитростных на первый взгляд рассказа х о том, как «родители наши» добывали руду, жгли уголь, обрабатывали землю, работали па заводе, заключена простая и мудрая мысль: трудом жив и трудом славен человек.

В рабочих семейных преданиях основатель династии или один из далеких предков — это первопоселенец, или крестьянин, вывезенный из центральных районов России, или человек, обладавший какими-то незаурядными качествами: силой, непокорностью, бесстрашием, трудовой сноровкой, социальной активностью. От таких бесед детский интерес к творчеству П. Бажова не только не ослабевает, дети много интересного узнают об истории Урала, тем более, что это регион граничит с нашим Ханты-мансийским округом, и здесь проживает много выходцев с исторической родины П. Бажова и её окрестностей. И это тоже одна из причин, касающихся необходимости знания детьми истории, обычаев и культуры своих предков. Ведь образы сказов Бажова были созданы как собирательные на основе богатейшего конкретного исторического материала, основаны на рассказах старожилов, с которыми П. Бажов встречался лично и записывал их рассказы, речевые особенности которых сохранил в оригинале. В этих произведениях запечатлена история Урала как региона. Ведь эти неграмотные русские крестьяне, которых согнали из центральных губерний России на строительство металлургических заводов, находясь под двойным гнетом эксплуатации, эти самые крестьяне не только не погибли, не сдались, не сломались под тяжестью непосильного труда и нищеты, болезней, но и смешавшись с местным населением (манси, коми-зыряне, пермяки, удмурты, татары и др.), создали свою неповторимую уральскую народность.

Вместе с этой особой народностью появилась неповторимая художественная культура (урало-сибирская роспись по дереву, пермская деревянная скульптура, тагильская роспись по металлу (прототип жостовской), каслинское чугунное художественное литье, малахитовый камнерезный промысел, уральская вышивка, знаменитые уральские тканые половики, имеющиеся и сейчас в каждой уральской избе, гончарные промыслы, финифть, изготовление ювелирных изделий из местных самоцветов и многое другое). И, конечно, не могли не появиться знаменитые фольклорные образы, бережно собранные Бажовым и сошедшие со страниц его книг. Например, знаменитая Хозяйка Медной горы – один из главных мистических образов, созданных человеком – олицетворение безмерных богатств щедрой и одновременно суровой уральской природы, а еще это обозначение неповторимой женской харизмы, которой обладают многие наши современницы. Данила-Мастер – талантливый труженик, самородок, в некотором смысле художник, разве мало среди нас таких людей? К сожалению, и знаменитое выражение «демидовский завод», до сих пор живо в бытовом уральском словаре как олицетворение косности мышления и хозяйственной бездарности некоторых руководителей предприятий и созданной ими системы. А знаменитая Подаренка, эта неугомонная девочка-сирота, несмотря на безрадостное детство, не утратившая детской непосредственности и любознательности – именно этот образ привлек наибольшее внимание детей. Им было очень интересно узнать побольше о девочке, которая осталась без родителей, но не бросила такую же одинокую кошку, и живя в лесной избушке старика Каковани, наблюдала зимней ночью за Серебряным Копытцем. И, конечно, дети с огромным желанием приняли участие в городской выставке, посвященной 140-летию со дня рождения П. П. Бажова. Свои впечатления они выразили в рисунках и поделках.

Основу некоторых рисунков составила аппликация из обрывной бумаги.

аппликация из обрывной бумаги

В результате получилось некое подобие холста, на которое были нанесены композиции с помощью гуашевых и акриловых красок, а также аппликации из других материалов (фольги и миниатюрных стеклянных блесток).

композиции с помощью гуашевых и акриловых красок

композиции с помощью гуашевых и акриловых красок

композиции с помощью гуашевых и акриловых красок

аппликации

В поделках использовалась техника папье-маше, а также лепка из соленого теста с последующим раскрашиванием.

папье-маше, а также лепка из соленого теста

папье-маше, а также лепка из соленого теста

папье-маше, а также лепка из соленого теста

Наиболее сложным было изготовление Подаренки с кошкой. За основу пришлось взять пластиковую емкость, и сшить одежду (здесь понадобилась помощь взрослого). Но украсить юбку нарисованными цветочками вполне по силам самому ребенку, и, конечно, раскрасить сибирскую кошку из соленого теста.

изготовление Подаренки

изготовление Подаренки

изготовление Подаренки

Таким образом, силами воспитанников нашего детского сада в сотрудничестве с педагого м, была создана серия работ, посвященных творчеству П. Бажова.

серия работ, посвященных творчеству П. Бажова

Предлагаем посмотреть презентацию с этими работами.





Новые публикации

НОД «Ключ от снежного королевства»

НОД «Ключ от снежного королевства» Старший дошкольный возраст (5-6 лет) Цель применения ИКТ в НОД: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка...

Специфика работы педагога хореографа в детском хореографическом коллективе

Специфика работы педагога хореографа в детском хореографическом коллективе Детское хореографическое искусство, важный компонент современной культуры, составляет сферу личного творческого опыта ребенка...

Конспект игры - беседы с детьми подготовительной группы «Помоги себе сам»

Конспект игры - беседы с детьми подготовительной группы «Помоги себе сам» Программное содержание: - совершенствовать навыки нетрадиционного оздоровления организма и приемы профилактики простудных заболеваний: массаж...

Читайте также

Конспект для детей второй младшей группы (3-4 лет) по образовательной области «П…

Конспект для детей второй младшей группы (3-4 лет) по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Перелетные и зимующие птицы»   Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие...

Конспект занятия по формированию экологических представлений «Стебель»

Конспект занятия по формированию экологических представленийТема: «Стебель» (Старшая группа)   Цель. Познакомить детей со стеблем, его разновидностями и функцией. Продолжить работу по освоению...

Комплексное занятие для детей средней группы включающее художественно-речевую и …

Комплексное занятие для детей средней группы включающее художественно-речевую и музыкальную деятельность тема: «Путешествие в страну этикета» Программное содержание: 1. Познакомить детей со словосочетаниями , используемыми...


Подписаться на новости

E-mail

Please enable your javascript to submit this form



Комментарии

  • Наталья
    Очень интересное и легкое занятие, ничего лишнего!!!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Большое спасибо за идею проведения развлечения

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо!!Очень хороший сценарий! ...!!

    Подробнее...

     
  • Елизавета
    очень интересная информация!!!! Большое спасибо обязательно применю на практике.

    Подробнее...

     
  • Ольга Толкачёва
    Спасибо за информацию , за помощь.

    Подробнее...

В блогах

Конкурс "Мой город"

Мои родители супер!!!  

Конспект коррекционно-развивающего занят…

Цель: познакомить детей с лекарственными растениями, которые способствуют укреплению здоровья  и обладают лечебными свойствами. Задачи: -познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями; -дать детям знания о простейших способах использования лекарственных растений для укрепления организма; -учить приемам...

Итоговое занятие в средней группе "…

Цель: - закрепление полученных знаний, представлений, умений, которые дети получили в течение учебного года по различным образовательным областям программы Программное содержание: - закреплять умение классифицировать транспорт - закреплять умение находить четвертый лишний предмет и...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство