Сайт для воспитателей детских садов




( 0 Голосов ) 


Консультация для воспитателей по программе «С чего начинается Родина» под редакцией З.Н. Ажермачёвой

Тема: «Реализация программы «С чего начинается Родина» во второй младшей группе детского сада»

(Из опыта работы)

 

Я работаю воспитателем во второй младшей группе. Наша группа вместе с основной программой «От рождения до школы» под редакцией Веракса, реализует так же программу «С чего начинается Родина» под редакцией З.Н. Ажермачёвой. Во второй младшей группе мы работаем по двум разделам программы «С чего начинается Родина» это: «Человек и общество» и «Человек и природа», используя перспективные планы, разработанные нашими методистами. В каждом разделе программы прописаны годовые задачи на начало года, а так же знания, умения и навыки детей к концу года по направлениям.

 Годовые задачи раздела «Человек и общество»

1. Начать целенаправленную работу по приобщению детей к соц. миру, формируя элементарные представления о некоторых соц. группах («семья», «дет. сад»), познакомить с полом детей, родственными и дружескими отношениями в малых социумах, формировать нравственные качества и привычки поведения: привязанность к родным и близким, простейшее проявление заботы и любви к ним, желание оказывать посильную помощь и др.

2. Начать формировать у детей представления о своей принадлежности к человеческому роду. Знакомить детей с эмоционально-чувственной сферой человека, учить понимать и характеризовать некоторые эмоциональные состояния, настроение людей; формировать элементарные умения анализировать и делать простейшие выводы о ситуациях, исходя из личного опыта.

3. Воспитывать умение замечать настроение другого, сопереживать ему, сочувствовать, проявлять жалость, сострадание, милосердие и др.

В раздел «Человек и общество» входит несколько направлений (подразделов):

1. «Моё общество».

Здесь мы знакомим детей с семьёй: учим их понимать, что у каждого есть своя семья, нужно знать членов своей семьи (мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка) по именам; в семье нужно заботиться друг о друге и проявлять добрые чувства к своим близким, знакомим с повседневным трудом членов семьи. Так же в этом направлении мы даём детям понятие о детском саде. Знакомим со всеми помещениями детского сада, с помещениями группы, с участком для прогулок; с персоналом детского сада, который заботиться о детях. Учим детей дружить, вместе играть, делиться, вежливо общаться.

2. «Я-человек». Подраздел «Кто я».

Здесь мы учим детей соотносить себя с полом, знать внешний облик мальчика и девочки, предпочтения в играх, ролевые особенности (мальчики должны защищать девочек, т.к. они сильнее их; а девочки должны быть нежными, ласковыми, заботливыми). Учим владеть элементарными навыками культуры общения полов, проявлять интерес к совместным играм.

Подраздел «Мои чувства».

Здесь мы учим детей понимать эмоциональные состояния людей (весёлый - грустный) по выражению лица, жестам, движениям тела; делать выводы о ситуациях, в которых человеку бывает грустно и весело; с помощью взрослого осознавать своё эмоциональное состояние, замечать настроение другого человека, проявлять сочувствие и жалость к детям и взрослым.

3. «Мир взрослых».

Здесь мы знакомим детей с трудом мед. сестры, повара, шофёра, няни.

Воспитываем уважение к любому труду, желание трудиться.

В раздел «Человек и природа» входит три направления:

1. «Неживая природа».

Здесь мы знакомим детей с общими представлениями о явлениях неживой природы: о снегопаде, ветре, дожде, капели; отмечаем и называем некоторые состояния погоды.

2. «Живая природа».

  • Даём элементарные представления о некоторых объектах живой природы.
  • Учим узнавать и называть некоторые породы деревьев (берёза, сосна, ель, рябина), кустарников (сирень, шиповник ), травянистых растений (одуванчик, мать-и-мачеха, клевер, ромашка), комнатные растения (фикус, бальзамин); знать и называть их характерные признаки и различия.
  • Учим детей выделять общие признаки растений: растут из земли, имеют стебель или ствол, ветки, литья, цветы и плоды; отличия: у деревьев один высокий толстый ствол, у травянистых растений стебелёк тонкий, зелёный, не такой прочный, как у деревьев.
  • Учим детей понимать, что растение растёт, цветёт, они плодоносят, тянуться к свету; жизнь растений связана с временами года: (весной, летом - растут, цветут, покрываются листвой, а к осени дают плоды, желтеют, раняют листву; зимой – отдыхают ).
  • Даём элементарные представления о том, что для размножения нужны семена, земля, влага, тепло, свет; с помощью взрослого учим отмечать признаки хорошего и плохого состояния растений.
  • Рассказываем о значимости растений для человека, зверей, птиц, насекомых и других живых существ.
  • Учим детей узнавать и называть некоторых представителей животного мира: дикие и домашние животные и птицы; рыбы местных водоёмов и аквариумов; насекомые (божья коровка, стрекоза, бабочка, муха, комар); земноводные (лягушка). Знакомим детей с их характерными особенностями внешнего вида и строения, со средой и местом обитания; с особенностями движений, питания, с потребностями. Даём понятия об отношениях между животными (заяц боится лисы, мыши – кошки); животными и человеком (человек кормит, строит домик для птиц и т.п. )
  • Воспитываем желание у детей проявлять любовь, сочувствие, заботу по отношению к природным объектам; соблюдать правила поведения в природе.
  • Знакомим с народным календарем, традициями русского народа. Например: 28 сентября русский народный праздник «Репорез»,                                 5 сентября – «Лупа – брусничник».

3. Труд детей и взрослых в природе.

  • Здесь совместно со взрослыми учим детей ухаживать за растениями и животными уголка природы и участка детского сада (кормим животных и птиц, поливаем огород цветы в группе; сеем семена цветов, лук, убираем овощи). Знакомим с трудом взрослых в природе в разные времена года (осенью – собирают овощи и фрукты; весной – перекапывают землю в огороде и цветнике, сажают овощи; летом – поливают грядки, пропалывают сорняки).

Все занятия мы проводим в игровой интересной форме, с применением разнообразных методов и приёмов, материалов и оборудования .

Виды занятий:

1. Комплексные занятия, включающие в себя несколько видов деятельности: познавательно – речевую, изобразительную, музыкально – двигательную и т.п. Это м.б. театрализованная игра, праздник, развлечение, занятие – викторина и т.д. Сочетание разных видов деятельности (рисование, аппликация, лепка, ручной труд, речевая, музыкальная и др.) способствуют закреплению детьми родиноведческого материала, помогают создать зрительный, пластический, эмоциональный образ природного объекта или предмета, выразить качество усвоения информации в рисунке, лепке, аппликации др.

2. Занятия как система познавательных игр, позволяющих каждому ребёнку без принуждения подключиться к предлагаемым играм и испытать чувство радости от того, что он смог раскрыть «тайну» времени, растения, животного и т.д. Например: «тайну» названия животного, его среды обитания, внешнего вида; решить логическую задачу и найти ответ на вопрос, заданный воспитателем. Например, в разделе «Человек и природа» игры – занятия могут быть посвящены таким вопросам: «Зачем звери (заяц, белка) меняют на зиму окраску? Есть ли польза от комаров?»

3. Игры – путешествия. Например: занятие «В гостях у бабушки Варварушки» - это путешествие в деревню.

4. Занятия с игровым перевоплащением (может использоваться как отдельный приём, дидактическая игра, метод). Например на занятии «В нашем саду листопад» дети превращаются в осенние листочки; или «Дикие животные» дети становятся зайцами, лисичкой, медведем.

5. Занятия, включающие в себя проблемные ситуации и логические задачи: загадки, знакомство с экобукварём «река».

6. Занятия в форме наблюдения – в группе, в природном уголке, в зоопарке, в горнице, на прогулке в лесной зоне в сочетании с загадками, стихами, пословицами, приметами.

7. Занятия - беседы с использованием различной наглядности(картинок, макетов, игрушек и т.д.), аудиозаписей, видео.

8. Занятия – практические опыты (или как часть занятия).Они могут быть на участке детского сада, на огороде, цветнике и тд. Например: посадка лука с последующим наблюдением и фиксированием изменений.

9. Занятия в форме конкурсов, викторин – лучше использовать, как итоговые занятия.

К занятиям тщательно подбираем художественную литературу: это могут быть произведения местных писателей – стихи, рассказы, сказки, загадки, считалки, песенки, приговорки и заклички (произведения русского народного творчества).

Материалы: наглядные картинки, опорные схемы, различные макеты         (макет детского сада, города, деревенского подворья, русского поселенья, поселенья татар и т.д. ), игрушки, дидактические игры, экобукварь, народный календарь (отображает содержание конкретного праздника, виды деятельности, связанные с ним, время года, предметы и тд.)

Содержание практически каждого занятия познавательного цикла закрепляется на занятиях по изобразительной деятельности, ручному труду, в конструировании, в игровой деятельности.

Игровая деятельность может включать в себя: творческие сюжетно – ролевые, театрализованные, строительно – конструктивные игры; игры с правилами – дидактические, подвижные.

 Методы реализации программы:

1. Метод наглядного моделирования .

Например, набор предметных картинок для составления рассказа (Н-Р: взрослая белка, белка с бельчатами, белка на дереве около дупла, белка рыжая и серая; изображения ягод, грибов, орехов, шишек; соболь, рысь, куница; человек.)

2. Опорные схемы   (6-8 экранов), каждый из которых выражает один из которых выражает один из признаков или свойств предмета, объекта, явления. Н-Р: «Описание овощей, фруктов».

1 .экран – цвет (бесформенные пятна разных цветов)

2. экран – форма (изображения геометрических фигур – треугольник, квадрат, круг, прямоугольник и тд.).

3. экран – величина (изображение двух контрастных по величине предметов, н-р: двух яблок и тд.).

4. экран – вкус (лимон и конфета)

5. экран – место произрастания (грядка, лес, сад).

6. экран – в каком виде употребляется в пищу (банка, кастрюля, тарелка и тд.)

3. Экобукварь .

4. Модели по освоению понятий и отношений, связанных с временами года.

5. Метод системного анализа (системный оператор) – это картинки:

Н-р: заяц был зайчонком – стал зайчищем или у зайца – туловище, голова, лапы, хвост, уши, глаза, рот, нос и тд. (для системного рассказа).

6. Метод аналогий: ежа можно сравнить с булавками, иголками, щёткой; по форме – с мячом, колобком, вязаной шапочкой.

Личная аналогия: когда дети становятся неодушевлёнными предметами – водой, тучей, снежным комом, и одушевлёнными – разными зверями, птицами, людьми, сказочными героями.

Символическая аналогия – это нахождение краткого символического описания задачи или объекта. Например: пёрышко становится птицей; мыльный пузырь – воздушным шаром; мороз – шубой.

Фантастическая аналогия . Например: полкан – конь и человек; русалка – рыба и девушка и т. д.

7. Метод разрешения противоречий. Игры «Хорошо – плохо» используются во всех разделах программы. Для того, чтобы дети на элементарном уровне могли увидеть в одних и тех же явлениях и предметах много хорошего плохого, положительного и отрицательного. Здесь важно понять, что является точкой или отсчёта.

 



Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность





Вход на сайт


Комментарии

  • Наталья
    Очень понравилось, видна большая работа воспитателя!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Замечательный проект!!!

    Подробнее...

     
  • ИРИНА
    Очень интересно услышать отзывы! спасибо!

    Подробнее...

     
  • Ольга
    материал интересный, доступный

    Подробнее...

     
  • Елена
    Спасибо!Очен ь достойный сценарий, ещё хорошо, что он весенний (очень много осенних, весенние ...

    Подробнее...