Наследие Ямала

Богатые традиции и самобытная культура коренных народов Севера всегда притягивали внимание историков, этнографов, краеведов, научных работников. И не удивительно, что в нашем муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 11 «Буратино» для детей раннего возраста», что находится в городе Салехард, единственном на Полярном круге, Ямало-Ненецкого автономного округа – уникального уголка России, края в котором сочетаются бурное развитие промышленного производства и неторопливый уклад жизни коренного населения, жесткий порой запредельно суровый климат и теплота человеческих отношений. Крайний Север – это долгая полярная ночь и день, длиною в лето, белоснежные зимние просторы и бурное многоцветье весны, сполохи полярного сияния и яркие теплые зори.

В каждой непосредственно образовательной деятельности педагогический коллектив с раннего возраста воспитывает у детей любовь к своей малой Родине, к северным просторам к нашим суровым, но таким прекрасным местам, к национально-региональному компоненту. Сегодня в детском садике три группы: 2 группа раннего возраста «Солнышко» (с 1,5 до 2 лет), две первых младших группы «Полянка» и «Ягодка» (с 2 до 3 лет). Несмотря на маленький возраст, ребятишки с удовольствием постигают культуру и быт северных народов. Помимо всем известных русских народных сказок, воспитанники с интересом слушают хантыйские, ненецкие, коми и селькупские. Вниманию детей воспитатели представляют красивые изделия из бисера хантыйских и ненецких мастериц, мужские охотничьи пояса, демонстрируют детскую, мужскую и женскую национальную одежду и обувь, куколок из утиных клювиков в северных ягушках (верхняя теплая одежда), вышитых мелким, ярким рисунком, показывают богатство разнообразных колоритных почерков, применяемых при шитье. Например, орнаменты ненцев относятся к так называемому приобскому типу, отличается довольно красивыми узорами геометрического характера с преобладанием прямых линий, резких изломов и различных отростков. Узоры являются стилизованными изображениями животных или их частей (горностай, заячьи уши, медвежий след, оленьи рога и т.п.). Орнамент силуэтный, преимущественно бордюрный. Большинство фигур отличаются симметрией. Характерной чертой является противопоставление светлого и темного материала. В мехе этот орнамент бесцветен, в сукне и бисере имеет яркую расцветку. Орнаментируют обычно женские ягушки, пояса, шапки, сумки для шитья, у лесных ненцев – берестяную посуду.

В каждой группе детского сада руками всего педагогического, творческого коллектива оформлены уголки с раскрытием национально-регионального компонента согласно Основной общеобразовательной программе по дошкольному образованию «Буратино». Где представлены вниманию детей быт, жилище, одежда, куколки, домашняя утварь, нарты народов Крайнего Севера, растения, животный и подводный мир Ямала.

Психика ребенка настолько тонка, она как лепесток весеннего дерева, поэтому надо, чтобы этот лепесток не сдуло ветром, не сбило дождем, естественно, подходить к ней надо осторожно. И мы, педагогические работники, умело развиваем способности, умения и навыки ребенка, чтобы в будущем этот лепесток распустился и дал свои плоды. Если с детства развивать у ребенка интерес к историческим корням, к той территории, на которой он проживает, то данный подход к воспитанию человека позволит вырастить гармоничную личность, глубоко уважающую и почитающую традиции всех народов. В непосредственно образовательной деятельности воспитатели умело справляются с поставленными задачами, целями, обдумывают как лучше малышам преподнести новый материал, чтобы все было четко и понятно, закрепить пройденный. Хотим представить наработанный не одним днем педагогический опыт непосредственно обучающей деятельности, региональные уголки, оформленные настенные демонстраторы, фотографии.

1 

Фотовыставка «Наследие Ямала» и художественное оформление коридора детского сада «Северные просторы и жители народов Крайнего Севера – ханты»

2

Уголок национально-регионального компонента в 1 младшей группе «Ягодка»

 4

Уголок национально-регионального компонента в 1 младшей группе «Полянка». Кукла в национальной одежде народов Крайнего Севера-ханты на нартах, накрытой женской накидкой, с одной маленькой куколкой из утиного носика в одежде народов Крайнего Севера - ненцы. На втором плане национальное жилище – летний чум.


5

Настенная витрина с художественными изображениями, панно природы, быта народов, орнаментов, Крайнего Севера.

6

Национальный уголок во 2 группе раннего возраста «Солнышко», включающий в себя, летний чум – жилище, куколок народов Крайнего Севера, книги о Ямале.




Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Путешествие…

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Путешествие на Северный полюс» Образовательные задачи: дать представление об особенностях географического положения Арктики; познакомить...

Конспект занятия по современным технологиям пескотерапия: «Создание сказочного мира для…

Конспект занятия по современным технологиям пескотерапия: «Создание сказочного мира для песочной феи на берегу моря» Цель: развитие и расширение представлений ребенка об...

Конспект по НОД развитию речи на тему «Зимние забавы» …

Конспект по НОД развитию речи на тему «Зимние забавы» (Составление рассказа по картине) Задачи: Образовательные задачи: - закрепить знания детей о временах года, признаках...

Читайте также

Беседа для детей старшего дошкольного возраста и детей подготовительной к…

Беседа для детей старшего дошкольного возраста и детей подготовительной к школе группы Тема: «Мы разные, мы вместе»

Проект: «Огород на окне»

Проект: «Огород на окне»

Экологический проект для детей младшего дошкольного возраста

Экологический проект для детей младшего дошкольного возраста Пояснительная записка Хотите спасти природу и планету? Начните с занятий по раздельному сбору мусора в...