Сайт для воспитателей детских садов



Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности

 

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

(В.А. Сухомлинский.)

 

Мы с уверенностью говорим, что каждый ребёнок рождается с творческими способностями. Но творческими вырастают только те дети, условия воспитания которых, позволили развить эти способности вовремя.

Исследования ученых, работы педагогов доказывают, что каждый ребенок – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно разбудить эти творческие способности, дремлющие до поры до времени. Помочь в этом может ознакомление детей с различными техниками изобразительной деятельности.

Нетрадиционные художественные техники очень эффективны для создания выразительных образов, способствуют развитию манипулятивной деятельности и укреплению мышц рук. Они доступны каждому ребенку, в соответствии с возрастными особенностями. Создают ситуацию успешности для тех, кто затрудняется в способах изображения, и дают простор фантазии тем детям, которые проявляют способности в продуктивных видах деятельности.

Творческую деятельность в нетрадиционных техниках изображения предполагается проводить как ненавязчивую деятельность, где контакт ребенка с педагогом – это доверительные, спокойные отношения, при которых происходит сотворчество, экспериментирование с материалами и способами изображения. Педагог ставит себя на место ребенка, советуется с ним, просит научить тому, что умеет ребенок. Таким образом, отношения становятся более товарищескими, близкими. Основная задача педагога в данной деятельности – ввести ребенка в сложный и многообразный мир искусства, сформировать творческую личность, умеющую применять свои знания в других видах деятельности, в повседневной жизни. Ведь счастливое детство – это умное детство.

Основная цель данной работы с детьми определяет развитие творческих, художественно–эстетических способностей, творческого воображения детей; совершенствование навыков рисования; создание изобразительного продукта с использованием нетрадиционных техник рисования.

Задачи работы: - формировать у детей художественно – творческие способности и активность в достижении цели;

- развивать свободу изобразительных движений руки, плавность, ритм движений;

- обучить техническим, изобразительным навыкам и умениям в нетрадиционных техниках рисования;

- развивать творческое воображение;

- формировать умение свободно владеть различными изобразительными материалами;

- расширять знания детей об изобразительном искусстве, обогащать представления о предметах и явлениях окружающей действительности;

- обогащать представления детей о цвете и его оттенках;

- вызывать положительное, эмоциональное отношение к изобразительной деятельности.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности планировалось в следующей последовательности:

Октябрь:

  1. Коллективная работа «Клен» - печать листьями.
  2. «Листопад» - рисование ватными палочками.
  3. «Осенние мотивы» - раздувание краски.
  4. «Рябина» - батик (рисование по ткани).

Ноябрь:

1. «Мечты о лете. Солнечные зайчики» - кляксография.

  1. «Мечты о лете. Радуга» - рисование на мокром листе.
  2. «Мечты о лете. Лебеди» - рисование ладонью и пальцами.
  3. «Мечты о лете. Морской пляж» - рисование зубной щеткой.

Декабрь:

  1. «Лоскутное одеяло» - рисование кусочками ткани.
  2. «Чудесные снежинки» - рисование по точкам.
  3. «Елочка, зеленая иголочка» - примакивание кистью.
  4. «Дед Мороз» - рисование солью.

Январь:

1. «Зимний пейзаж» - рисование восковыми мелками и акварелью.

2. «Снеговик» - рисование смятой бумагой.

3. Коллективная работа «Мороз рисует на окне» - рисование корректором.

Февраль:

1. «Волшебница-зима» - рисование свечой и акварелью.

2. «Ночь в зимнем лесу» - рисование свечой и тушью, печать поролоном по трафарету.

3. «Зимняя фантазия» - набрызг.

4. «Мишки в лесу» - рисование поролоном.

Март:

1. Коллективная работа «Цветы для мамы» - рисование открытками.

2. «Цветик-семицветик» - расчесывание краски.

3. «Первоцветы» - «мятый» рисунок.

4. «Кораблик» - фроттаж (натирание бумаги).

Апрель:

1. «Пейзаж у озера» - монотипия.

2. «Горный пейзаж» - тиснение (оттиск рифлеными поверхностями).

3. «Бабочка» - витраж (рисование клеем).

4. «Сирень» - тычок кистью.

Май:

1. «Салют Победы» - рисование нитками.

2. «Домик в деревне» - шаблонография.

3. «Колючая сказка» - рисование штрихами.

4. «Божья коровка» - каракулеграфия.

Систему работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности я разработала на основе методического пособия Г. Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». В данном пособии представлены разнообразные нетрадиционные способы и техники рисования, которые помогают педагогу всесторонне развивать личность ребенка, научить его выражать свое творческое начало и собственное "Я", средствами воплощения своих идей и замыслов, при создании необычных произведений изобразительного искусства. Работа в методическом пособии построена с учетом возрастных возможностей детей старшего дошкольного возраста, с опорой на имеющиеся у них умения и навыки в художественно-продуктивной деятельности. Использование тематического литературного, музыкального, фольклорного и игрового материала позволяет сделать деятельность доступной, интересной, содержательной и познавательной.
Свою систему работы я разработана для детей подготовительной группы. Расчитана она на один учебный год. Включает в себя 31 образовательную деятельность. Занятия в «Творческой мастерской» проводятся один раз в неделю, с подгруппой детей 12 человек. Длительность одного занятия составляет 20-25 минут. Один раз в сезон с детьми проводится коллективная работа. Вся работа построена с учетом сменяемости времен года и отмечаемых праздников.

Далее, я более подробно остановлюсь на некоторых нетрадиционных изобразительных техниках, которые иллюстрируют на практике, применяемую мною методику.

Тема: «Осенние мотивы» - техника: «Раздувание краски»

Осенью можно познакомить детей с техникой - раздувание краски с помощью коктейльной трубочки. Берем лист бумаги, форматом А3, среднюю кисть, гуашь и начинаем изображать лиственные деревья. Затем жидко разведенную гуашь, наливаем каплями сверху стволов деревьев, берем трубочку для коктейля и легонько дуем на капли из трубочки. Дуйте на капли не сверху, а сбоку, как будто толкая их вперед. Поворачивая трубочку в нужном направлении, можно управлять движением капелек. Также изображаем ежей, солнце, облака, траву, все в осенней цветовой гамме. Получившийся рисунок можно дорисовать тонкой кистью.

В ходе данной деятельности я помогаю детям освоить способ спонтанного рисования, когда изображаемый предмет получается путём свободного нанесения пятен краски и воздействия на них посредством активной работы лёгких (выдувание краски), что даёт случайный, непредсказуемый эффект. У детей развиваются мышцы рта, тренируется дыхание; развивается воображение, фантазия; интерес к нетрадиционным способам рисования.

Тема: «Ночь в зимнем лесу» - техника «Рисование свечой и акварелью»

Зимой можно познакомить детей со смешанной техникой — рисование свечой и акварелью. Берем лист бумаги, форматом А4, свечу и начинаем изображать зимний пейзаж: деревья, волк на горе воет на луну, а на небе много крупных звезд. Затем берем акварель, разбавляем ее водой и полностью покрываем наш лист синими оттенками акварели. Известно, что основное свойство воска – отталкивать воду. На этом свойстве и основан метод работы в этой технике. Сочетание акварели и свечи даёт совершенно неожиданный эффект: если поверх воска пройтись акварелью, то места на бумаге, не закрашенные воском, окрасятся краской, поэтому такая техника работы называется смешанной. Акварель, благодаря своим свойствам прозрачности, позволяет создавать лёгкие и воздушные композиции.

В ходе данной деятельности можно вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы; способствовать развитию зрительной наблюдательности, способности замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своём творчестве; совершенствовать умение и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительными материалами, помочь детям в совершенстве освоить смешанную технику рисования, а также способствовать развитию воображения, творчества.

Тема: «Пейзаж у озера» - техника «Монотипия»

Весной можно познакомить детей с техникой - монотипия. Берем лист бумаги, форматом А4, сворачиваем его пополам, затем на нижней его части, с помощью акварели и средней кисти, начинаем изображать «голые» деревья, озеро, фон между деревьями, все соответствующих цветов. Далее берем поролоновую губку и начинаем смачивать ею верхнюю часть листа, после чего сразу сворачиваем лист и прижимаем его, изображением вовнутрь. Развернув лист, мы увидим, что нижнее изображение отпечаталось на верхней части листа, как будто «отражение в озере». Можно доработать отпечатки с помощью кисти, по своему усмотрению.

Эта техника расширит представления детей о пейзаже, как о жанре изобразительного искусства; закрепит представления детей о симметрии, зеркальном отражении; подведет к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, но и придумывать его самому; поможет совершенствовать умения детей в создании композиции, самостоятельно подбирать цветовую гамму изображаемых предметов.

Тема: «Солнечные зайчики» - техника «Кляксография»

Летом можно познакомить детей с техникой - кляксография. Берем лист бумаги, форматом А3, гуашь желтого или оранжевого цвета, широкую кисть, сильно смачиваем ее водой и начинаем брызгать кляксами на лист в разных местах. Техника кляксографии состоит в использовании обычной капельки краски, в простонародье известной как кляксы. В процессе работы будут получаться очень неожиданные изображения, на что-то похожие, к которым нужно будет нарисовать детали. Давайте изобразим солнечных зайчиков и тонкой кистью нарисуем им веселые лица.

Кляксография поможет детям развить умение дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образцами; будет способствовать развитию воображения, фантазии, интереса к творческой деятельности, старательности, аккуратности, внимательности.

Отмечу, что в своей работе по обучению детей нетрадиционным техникам рисования я придерживаюсь следующих принципов:

- от простого к сложному, то есть в обучении предусмотрен переход от простых занятий к более сложным;

- принцип наглядности, так как известно, что у детей развита наглядно-образная память, а мышление опирается на восприятие и представление;

- принцип развивающего обучения, который учит детей думать, рассуждать, искать разные варианты решения, стимулирует к творчеству;

- принцип индивидуального и дифференцированного подхода, который учитывает особенности конкретного ребенка и вовлекает его в совместную деятельность;

- принцип интегрированного подхода, который осуществляется во взаимосвязи с другими образовательными областями, а также в сотрудничестве с семьей;

- принцип понятности и доступности материала, который реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- связь с реальной жизнью, то есть дети должны «черпать» свои впечатления из окружающей действительности.

Знакомство с новыми изобразительными техниками я использую в ходе реализации проектов различной тематики, интегрированной образовательной деятельности, а также в совместной деятельности взрослого и ребенка во время режимных моментов и в индивидуальной работе. Данная работа носит долговременный, систематический и комплексный характер, заранее планируется с учетом тематических недель и мероприятий, проводимых в детском саду. Правильно продуманная организация предметно–развивающей среды обеспечивает целостность педагогического процесса и создает окружающее пространство, удовлетворяющее потребностям творческого развития каждого ребёнка.

В результате проведенной работы, к концу года, дети узнали множество различных нетрадиционных техник рисования (кляксография, монотипия, каракулеграфия, шаблонография, батик, набрызг и т.д.). Четко знают и используют в повседневной жизни материалы и оборудование, необходимые для изобразительной деятельности, свободно пользуются новой терминологией. Все приобретенные навыки, используют в других видах продуктивной деятельности (рисование во время образовательной деятельности, в самостоятельной художественной деятельности и т.д.). Могут научить сверстников тому, что узнали сами; самостоятельно применяют различные техники рисования дома. Приобрели умение видеть в создаваемых абстрактных образах знакомые предметы. А на протяжении всего учебного года дети принимли участие в выставках и конкурсах различного уровня.

Проведенная мною работа способствовала успешному развитию детского творчества, освоению детьми новых техник в изобразительной деятельности, возможности «почувствовать» свойства различных материалов и способы их использования. Каждый ребенок, приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, преодолев страх перед неудачей, в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, от поиска новый путей, беспрепятственно переходить к овладению новых техник изображения, а может быть и стремиться к созданию своих, самим придуманных способов.

Дошкольное детство – очень важный период в жизни каждого ребенка. Именно в этом возрасте дети - это маленькие исследователи, которые открывают для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов рисования с детьми в детском саду является изобразительная, художественно – продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что – то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному, а эта миссия возложена на педагога – воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания.

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать Деда Мороза с помощью соли, а ладошка может превратиться в лебедя, клякса может стать солнечным зайчиком, а зубная щетка и ватные палочки могут удивить необычными картинами.

В ходе данной деятельности дети получили незабываемые положительные эмоции, раскрепостились, не стали бояться сделать что-то не так; обогатился внутренний мир каждого ребенка, расширился кругозор. Такие занятия снимают психологическую зажатость, неуверенность, развивают пространственное воображение, заставляют искать, думать, принимать самостоятельные решения, а это уже черты характера подрастающего человека, необходимые в будущей жизни, кем бы он ни стал — педагогом, врачом строителем, математиком или артистом.

 

Список использованной литературы.

  1. Давыдова Н.Г. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» части 1, 2. -Скрипторий, 2007г.

2. Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.

3. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству» – М: ТЦ «Сфера», 2000г.

4. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки» – Ярославль: Академия развития, 2006г.

5. Третьякова Н.Г. «Обучение детей рисованию в детском саду» – Ярославль: Академия развития, 2009г.

6. Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» – М: ТЦ «Сфера», 2011г.

7. Рузанова Ю.В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности» – Санкт-Петербург: «Каро», 2009г.

8. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» – Санкт-Петербург: «Каро», 2008г.

9. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования»– М: ТЦ «Сфера», 2005г.

10. Гаврина С. и др. "Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать". – Ярославль, 1997.

  1. Григорьева Г.Г. "Развитие дошкольника в изобразительной деятельности". – М., 2000.
  1. Донин А. "Введение в искусствознание". – Н. Новгород, 1998.
  1. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. "Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий". – М.: Сфера, 2005.
  1. Квач Н.В. "Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений". – М.: ВЛАДОС, 2001.

15. Комарова С. "Как научить ребенка рисовать". – М., 1998.





Новые публикации

Конспект совместной деятельности «Опыты и эксперименты. Значение локтевого суста…

Конспект совместной деятельности «Опыты и эксперименты. Значение локтевого сустава. Создание отпечатка детской руки» Тема НОД.  Опыты: «Значение локтевого сустава. Создание отпечатка...

Создание и функционирование мини - музея «Край родной - мой Ямал» в рамках регио…

Создание и функционирование мини - музея «Край родной - мой Ямал» в рамках региональной программы «Мы живем на Ямале!» Каждый человек должен начинать познавать свою необъятную Россию со...

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представл…

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Страна занимательной математики» Цель: закрепление математических знаний и умений посредством...

Читайте также

Коррекционно–оздоровительная модель интеграции образовательных областей «Коммуни…

Коррекционно–оздоровительная модель интеграции образовательных областей «Коммуникация» и «Физическая культура» Современное общество представляет все более высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются...

Маршрут выходного дня как форма взаимодействия с семьями воспитанников по краеве…

Маршрут выходного дня как форма взаимодействия с семьями воспитанников по краеведческой работе   Аннотация Данная статья содержит опыт работы по краеведческой работе. Представлены...

Лексический словарь по темам средней логопедической группы

Лексический словарь по темам средней логопедической группы Лексический словарь, учитывая программу «Детство», и коррекционные программы Филичевой, Чиркиной. СЕНТЯБРЬ:       Третья неделя: Детский сад...


Подписаться на новости

E-mail

Please enable your javascript to submit this form



Комментарии

  • Косарева Наталья Иго
    jочень интересное занятие, где можно посмотреть конспект занятия?

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Очень интересное и легкое занятие, ничего лишнего!!!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Большое спасибо за идею проведения развлечения

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо!!Очень хороший сценарий! ...!!

    Подробнее...

     
  • Елизавета
    очень интересная информация!!!! Большое спасибо обязательно применю на практике.

    Подробнее...

В блогах

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕК…

Название: "Разговор о правильном питании" Актуальность: в настоящее время тема правильного питания детей находится на особом месте, так как это связано со здоровьем подрастающего поколения. Поэтому именно в дошкольном детстве необходимо...

Проект

Творческий проект для детей младшей группы (3-4 года) «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского» Цель: Расширить представления детей о произведениях К. И. Чуковского. Задачи: - Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского; - Углубить...

Наши занятия

Развитие речи, дыхательная гимнастика "Снег, снежок .."   Физкультура    Неделя здоровья"Микробы"

Наша группа

Приемная  Игровая комната    Центры развития   

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство