Влияние дополнительных занятий адаптивной физической культуры на координационные способности детей дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения

Актуальность исследования. Зрительный анализатор играет одну из важнейших функций в эффективном обеспечении жизнедеятельности детского организма, выполняя координирующую роль в моторных действиях, корригируя механизмы поддержания равновесия. Согласно научным данным около 90 % информации, поступающей из внешней среды, ребенок получает при помощи зрительного анализатора. Именно поэтому полная или частичная потеря зрения является одной из наиболее тяжелых форм инвалидности, которая отрицательно влияет   на жизнедеятельность ребенка.

В 2006 году в РТ детей-инвалидов насчитывалось 15,4 тысяч человек, что составляло 5, 2 % от общей численности инвалидов. В общей структуре причин инвалидности у детей болезней глаз составляют 5,7 %.

Использование новых технологий и создание условий, способствующих повышению результативности реабилитации, позволяют снизить численность инвалидов. В 2009 году кабинет министров РТ утвердил республиканскую социальную программу «Активное включение детей-инвалидов и их семей в социальную жизнь по месту жительства». В целях улучшения качества и профилактики инвалидного стиля жизни на 2009 – 2011 годы одной из задач стало создание условий для включения детей-инвалидов в дошкольное образовательное пространство.

Долгое время слепые и слабовидящие дети не были охвачены дошкольным специальным обучением. Сейчас работа в специальных образовательных учреждениях направлена на коррекцию нарушенного зрения. В систему специального воспитания и образования входят детские сады для дошкольников, с отдельными группами для слепых и слабовидящих, детские учреждения для детей с амблиопией и косоглазием, в которых находятся так же тотально слепые и слабовидящие.

В городе Набережные Челны действует два детских сада компенсирующего вида для детей с нарушением зрения.

Полная или частичная потеря зрения является одной из наиболее тяжелых форм инвалидности, которая отрицательно влияет   на жизнедеятельность ребенка. Нарушение деятельности зрительного анализатора, вследствие врожденных аномалий развития и заболеваний органа зрения, сопровождается снижением двигательной активности, а это, в свою очередь, вызывает у ребенка большие затруднения при выполнении различных движений. У детей с нарушением зрения наблюдаются значительные отклонения в координационных способностях. В связи с этим, в общей системе учебно-воспитательной работы, проводимой с детьми дошкольного возраста, имеющими отклонения в работе зрительного анализатора, неизменно возрастает роль и значение дополнительных занятий физическими упражнениями для восстановления двигательных качеств, таких как детский фитнес.

Фитнес для детей развивает не только координацию, гибкость, силовые качества, но и чувство ритма, артистичность, корректирует осанку, свод стопы, верхний плечевой пояс.

Объект исследования – дополнительные занятия адаптивной физической культурой детей дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения.

Предмет исследования – процесс развития координационных способностей детей дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения в рамках детского сада компенсирующего вида.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что дополнительные занятия адаптивной физической культуры будут способствовать развитию координационных способностей детей 4-5 лет, имеющих нарушения зрения.

Цель исследования - развитие и компенсация координационных способностей детей 4-5 лет с нарушением зрения.

Задачи исследования:

1.     провести теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;

2.     проанализировать зрительные дисфункции исследуемых детей;

3.     исследовать и оценить показатели координационных способностей детей дошкольного возраста, имеющих нарушение зрения;

4.     разработать программу дополнительных занятий;

5.     апробировать и оценить ее в условиях педагогического эксперимента.

Методы исследования:

1.     Анализ медицинских карт;

2.     Тестирование координационных способностей детей 4 – 5 лет с нарушением зрения;

3.     Педагогический эксперимент;

4.     Математическая обработка экспериментальных данных.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть применены в практической деятельности специалистов по физической культуре и сотрудников дополнительного образования, работающих с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения.

Направления детского фитнеса с детьми, имеющих нарушения зрения

Детский фитнес - это уникальные занятия, соединяющие в себе элементы хореографии, гимнастики, аэробики, танцевальных уроков, включающих различные стили и направления, йоги. Фитнес для детей развивает не только координацию, гибкость, силовые качества, но и чувство ритма, артистичность. Корректирует осанку, свод стопы, верхний плечевой пояс.

В детском фитнесе есть несколько направлений:

Хореография - это игровой урок с элементами акробатики, направленный на развитие ловкости, координации, быстроты, это тренировка всех групп мышц и вестибулярного аппарата.

Хореография — важное средство эстетического воспитания, а также развития творческих способностей. У занимающихся воспитывается правильное ощущение красоты движений, способность передавать в них определенные эмоциональные состояния, различные настроения, пере­живания, чувства.

Кроме того, при занятиях хореографией развивается гибкость, координация движений, укрепляется опорно-двигательный аппарат, что положительно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма, способствует развитию специальной выносливости.

На уроках хореографии изучаются многообразные сочетания движений ног, рук, туловища, головы. Путем соответствующей корректировки каждого движения воспитывается его выразительность, без которой невозможно добиться артистичности исполнения. Применение ходьбы и бега в занятиях способствует развитию силы мышц ног, воспитанию правильной осанки, повышает плотность урока.

Движения с расслаблением   применяются   для устранения излишней   координационной   и   тонической напряженности, воспитания свободных, незакрепощенных движений, а также для снятия нервного   напряжения и стимуляции процессов восстановления. В зависимости от количества групп мышц,   охваченных расслаблением, различают: общее расслабление   (расслаблено все тело или более двух третей его) и местное (расслаб­лены отдельные группы мышц).

Хореография для дошкольников содержит следующие предметы: ритмика, гимнастика.  

Гимнастика проводится для улучшения физических данных учащихся, таких как: выворотность, шаг, подъём, гибкость, выносливости и гибкости тела. Упражнения взяты из спортивной и художественной гимнастики, системы упражнений йогов, партерного экзерсиса.

Ритмика для детей с нарушением зрения занимает важное место в системе всей коррекционной работы с детьми данной категории и представлена в программе самостоятельным разделом. Ребе­нок с нарушением зрения более, чем зрячий, зависит от выбора, удержания в памяти и использования слуховой информации. Сложные и серьезные задачи встают перед ребенком с нарушением зрения в период дошкольного детства, когда акцент развития переносится на самостоятельную активность, связанную с передвижением в пространстве, коммуникацией со сверстниками и взрослыми не только с помощью речи, но и посредством совместного участия в обшей деятельности. А отставание в развитии психических функций, ограниченный опыт практических действий, плохо развитая общая моторика, несформированность эмоциональной и двигательной выразительности делают важным включение ритмики в систему коррекционной работы с детьми данной категории. На таких занятиях ребенок учится владеть телом, сочетать свои движения с музыкой, передавая настроение средствами музыкальной выразительности (ритм, темп, форма, динамика, характер музыки и движений), ориентироваться в пространстве, обогащать свой музы­кально-слуховой опыт, учится взаимодействовать со сверстниками в движениях под музыку. Все это необходимо ребенку с нарушением зрения для его адекватного взаимодействия в социальной среде.

Для детей с нарушением зрения формирование музыкально-рит­мических движений является важным средством ориентировки в окружающем мире и в информации. Двигательный анализатор у детей с нарушением зрения лежит в основе умения точно, экономично и правильно выполнять движения в учебной, трудовой, бытовой деятельности. Занятия ритмикой, усвоение двигательного действия, формирование чувства ритма имеют важное значение в жизнедеятельности детей с нарушением зрения. Музыкаль­но-ритмическая деятельность детей данной категории организуется посредством использования основных гимнастических упражнений с предметами и без них в сочетании с музыкой, танцевальных движений, музыкально-речевых игр, упражнений на согласование движений и музыки.

Фитбол. Особую привлекательность вызывает занятия на надувных мячах у детей. Главная цель таких упражнений - укрепление опорно-двигательного аппарата, создание мышечного корсета, улучшение подвижности в суставах, создание оптимальных условий для развития интеллектуальной и эмоциональной сферы ребенка.

Физиологический механизм действия при занятиях на гимнастическом мяче связан с тем, что состояние позвоночного столба, как основы тела чело­века, влияет на состояние здоровья людей разного возраста и особенно детей, а упражнения определенным образом помогают в профилактике заболеваний.

Гимнастика на мячах способствует развитию у детей двигательной координации и выносливости, улучшению осанки и профилактике ее нарушений, тренирует сердечнососудистую и респираторную системы. Большие гимнастические мячи позволяют включать в работу даже те группы мышц, которые не затрагиваются при выполнении других видов упражнений.

Мяч выбирается таким образом, чтобы при сидении ребенка его бедро и голень образовывали угол в 90-100 градусов. Размер мяча можно подобрать также исходя из расстояния от плечевого сустава до конца кисти руки.        

YogaKids – йога как путь всестороннего развития ребенка. Движение – это самое естественное для ребенка состояние, и практика хатха-йоги дает большой простор для исследования возможностей своего тела.

Нейрофизиологи называют детский комплекс хат­ха-йоги гимнастикой мозга. Если мы не двигаемся и не развиваем вестибулярную систему, мы перестаем адек­ватно принимать информацию из окружающей среды, т. ё.

замыкаемся в себе. В результате у ребенка может возникнуть синдром гиперактивности или, наоборот, синдром замкнутости.

Асаны — физические упражнения, регулярная практика которых ведет к контролю над своими действиями. Практика асан вытягивает тело, удлиняет мышцы и связки. Это движение вверх, стремление и развитие, внешний и внутренний рост. Практика асан создает в теле пространство, освобождает грудную клетку, суставы, внут­ренние органы. Это движение в стороны от центра, раскрытие, расширение в теле и в сознании. Асаны расслабляют тело и снимают мышечные спазмы.

Пранаяма — это дыхательные упражнения, позволяющие управлять полученной в процессе занятий энергией и контролировать ум. Концентрация внимания на ощущениях — один из основных моментов при занятиях пранаямой.

На начальном этапе достаточно научить ребенка про­сто понимать, что есть вдох, выдох, дать понятие спокойного равномерного дыхания.

Для детей, начинающих заниматься, достаточно при­менять:

— очистительное дыхание (капалабхати);

— динамические пранаямы, развивающие дыхательную мускулатуру;

— полное дыхание.

Релаксация в детских практиках выполняется в течение 2—5 мин после серии упражнений, она освобождает тело от напряжений. Релаксация интегрирует полученную в процессе занятий нагрузку, может стать частичной заменой сна у возбудимых детей, которым трудно засыпать днем, приводит организм в состояние равновесия и ощущения полноты сил.

Медитация — это непрерывный поток познания объекта, на котором концентрируются, это освобождение сознания от всех мыслей об объектах чувственного восприятия. Во время медитации сознание становится спокойным, ясным и устойчивым.

Babygames.

Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания незрячих и слабовидящих детей. Ребе­нок с нарушением зрения любит играть и совершенно так же, как нормально видящий, может играть почти в любую игру, только слабовидящего ребенка надо научить этому, помочь ему овладеть игрой. Используется мелкий и крупный инвентарь с разной фактурой: мячи - гладкие, шершавые, мячи-ежики, пластмассовые, металлические, резиновые, разные по объему, весу, цвету, запаху, рассчитанные на дифференцировку кинестетических, кожных, обонятельных, осязательных, температурных ощущений.

При организации и проведений занятий со слепыми и слабовидящими детьми противопоказаны все виды игр, сопряженные с опасностью глазного травматизма, а также резкие наклоны, прыжки, упражнения с отягощением, упражнения, связанные с сотрясением тела и наклонным положением головы, резким перемещением положения тела, акробатические упражнения (кувырки, стойки на голове, плечах, руках, висы вниз головой), соскоки со снарядов, упражнения высокой интенсивности, длительные мышечные напряжения и статические упражнения.

Методы исследования

1. Анализ медицинских карт

2. Тестирование

Ловля мяча.

Способность соизмерять пространственные (силовые) параметры движений

Способность поддерживать статическое равновесие

3. Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент заключался в проведении дополнительных занятий для детей дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения и носил формирующий характер.

Были сформированы 2 группы детей: экспериментальная и контрольная.

Организация исследования

Исследование проводилось на базе детского сада компенсирующего вида № 48 «Вини Пух» для детей с патологией зрения г. Набережные Челны. 30 детей были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную по 15 детей в каждой. В исследовании принимали участие дети 4-5 лет с такими заболеваниями, как: миопия, гиперметропия слабой и средней степени, косоглазие, амблиопия.

Этапы исследования:

Первый этап исследования. На этом этапе изучалась научно-методическая литература. Анализу подверглось 43 источников.

На втором этапе определялись методы и методики проведения исследования.

На третьем этапе проводилось обследование детей дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения.

На четвертом этапе – проведение педагогического эксперимента.

На пятом этапе – повторный сбор показателей координационных способностей детей дошкольного возраста, имеющих нарушение зрения.

На шестом этапе – обработка результатов, формулировка выводов.

ВЫВОДЫ

1. Наиболее часто встречающимися заболеваниями у детей являются миопия (35%), гиперметропия (27%), косоглазие (18%). В 75% случаев у детей сходящееся косоглазие левого глаза, в 66,6% слабая степени амблиопия, гиперметропия и миопия. Гиперметропический астигматизм выражен в достаточно сильной степени. Чаще всего (63,3%) у детей встречается по одному заболеванию глаз, но есть дети, имеющие по два (30%), три (3,3%) и четыре заболевания (3,3%).

2. Координационные способности у детей дошкольного возраста, имеющих нарушение зрения снижены по сравнению с нормой. Из трех попыток поймать мяч в экспериментальной группе выполнило задание 26,6% детей, в контрольной – 20% детей. Среднее значение в КГ и ЭГ составило 1,8+0,24 и 1,5+0,27 раз (tкр=0,729).

В стойке на правой ноге с открытыми глазами, руки на поясе в экспериментальной группе детей с низким уровнем 40 %, со среднем - 33,3 % и с высоким - 26,6%. Среднегрупповые значения составили 6,3±0,61 и 5,6±0,62 сек. соответственно (tкр=0,762). В экспериментальной группе в стойке на левой ноге детей с низким уровнем 33,3 %, со средним – 40 %, с высоким – 26,6 %. Среднегрупповые значения – 5,1±0,62 и 5,7±0,71 сек соответственно (tкр=0,633).

Ошибаются при броске в горизонтальную цель с прицеливанием 80 % детей ЭГ в среднем на 7,5±0,7 сек., после вестибулярной нагрузки – 93,3 % до 9,6±0,2 сек. В контрольной группе – 80 % на 7,1±0,9 сек и 93, 3 % , 9,5±0,1 сек. соответственно.

Прыжок в длину с места в экспериментальной группе составил 61,8±3,4см, в контрольной группе – 64,9±4,3 см. Затруднение вызывает и способность соизмерять пространственные (силовые) параметры движений. В экспериментальной группе справилось с заданием 13,3 % детей, в контрольной – 6,6% детей.

3. Экспериментальная программа была разработана в соответствии с особенностями детского организма, периодами сенситивности, принципами, основными целями и задачами физического воспитания детей дошкольного возраста, а так же предварительными результатами.

4. Педагогический эксперимент оказал влияние на развитие координационных способностей детей дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения. Прослеживается положительная динамика по всем исследуемым показателям, причем, как в ЭГ, так и в КГ, что связанно с незавершенностью процессов роста и развития детей. Однако у детей ЭГ прирост показателей более существенный и достоверный. Так, продолжительность нахождения в стойке на правой ноге улучшилась на 31% по сравнению с 10,6 % в КГ, на левой – 29 и 17% соответственно. Дети ЭГ на 29% стали меньше ошибаться при метании мяча с прицеливанием и на 24% после вестибулярной нагрузки, а дети КГ – только на 9 и 8% соответственно. Существенно в ЭГ (tкр=5,102) на 18,6% увеличился прыжок в длину с места

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Занятия детским фитнесом, как дополнительные физкультурно-оздоровительные занятия рекомендуется проводить во второй половине дня, когда дети не заняты на основных программных занятиях. С целью соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения возможности полноценного отдыха и восстановления работоспособности подобные занятия не должны проводиться за счет прогулки и дневного сна. Расписание занятий необходимо составить так, чтобы дети занимались физическими упражнениями либо в промежуток времени между дневным сном и полдником, либо через 30-60 минут после него.

Занятия стоит проводить 2 раза в неделю по 30-35 минут с физической нагрузкой 130-140 уд/мин. Из спортивного инвентаря использовать разноцветные кубики, гимнастические палки, веревочки, мячи разного размера: малые, средние и большие мячи – фитболы.

Занятие состоит из трех традиционных частей (подготовительной, основной и заключительной) и соответствуют тем целям, которые перед ними стоят.

Основную часть посвятить решению главной задачи - улучшению координационных способностей. Один раз в неделю это решать с помощью упражнений с мячами большого размера (фитболы). Второй раз в неделю задачу выполнять с помощью элементов хореографии. Для повышения эмоционального фона и развития чувства ритма занятие проводить под музыкальное сопровождение.

Следует проводить дыхательные упражнения и упражнения для глаз. На начальном этапе достаточно научить ребенка про­сто понимать, что есть вдох, выдох, дать понятие спо­койного равномерного дыхания. Для детей достаточно при­менять: очистительное дыхание (капалабхати); динамические пранаямы, развивающие дыхательную мускулатуру; полное дыхание.


Список используемой литературы.

1. Демирчоглян, Г. Г. Тренируйте зрение:/ Г. Г. Демирчоглян. - М.: Советский спорт, 1990. - 48 с.

2. Левченкова, Т.В. Оздоровительная гимнастика на специальных мячах для детей (методическое пособие):/ Т.В.Левченкова, О.Ю. Сверчкова. – М.: Негосударственное образовательное учреждение « Учебно-оздоровительный Центр ФИТБОЛ», 2001. – 12 с.

3. Маллаев, Д.М. Игры для слепых и слабовидящих: Учебное пособие/ Д.М. Маллаев. – М.: Советский спорт, 2002. – 136с.

4. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Е.А.Медведева, Л.Н.Комиссарова, Г.Р.Шашкина, О.Л.Сергеева; Под ред. Е.А.Медведевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.

5. Смурова, Е.В. Адаптивная физическая культура как фактор формирования здоровья и социальной интеграции слабовидящих детей/ Е.В. Смурова // ФК: воспитание, образование, тренировка. – 2004. - № 3. –26 с.

6. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / Под ред. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005. – 448 с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сказочная гимнастика для глаз

Сказочная гимнастика для глаз В прошлой публикации мы рассмотрели достаточно сложную тему для современных детей и родителей: цифровые игрушки, гаджеты. Действительно, наши...

Зимующие птицы

Зимующие птицы Зима – самое сказочное, волшебное, загадочное время года. Зима дарит и взрослым и детям свою сказку, показывает красоту природы...

Занятие для детей средней группы «За здоровьем в лес»

Занятие для детей средней группы «За здоровьем в лес» Игра. Задачи: 1. Развивать все компоненты детской игры (обогащать тематику и виды игр...

Читайте также

Здоровьесберегающая технология – «Дендротерапия» во второй младшей группе

Здоровьесберегающая технология – «Дендротерапия» во второй младшей группе Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение...

Дополнительная общеразвивающая программа «Самоделки»

Дополнительная общеразвивающая программа «Самоделки»

Образовательный проект «От веретена до электропрялки»

Образовательный проект «От веретена до электропрялки» Выбор темы моего проекта «От веретена до электропрялки» не случаен, так как одной из задач дошкольного образования является...