Сайт для воспитателей детских садов



Индивидуальный подход к ребёнку дошкольного возраста с нарушением слуха при обучении рассказыванию

 

Дошкольное воспитание, являясь частью начальной ступенью системы образования, призвано, в тесном содружестве с семьёй, обеспечивать условия для разностороннего развития всех детей, условия их психической и образовательной готовности к дальнейшей жизни.

Общественное воспитание глухих/слабослышащих детей дошкольного возраста решает эти же задачи. В специальных дошкольных учреждениях и группах для глухих/слабослышащих детей в массовых детских садах совместно с семьёй осуществляется всестороннее воспитание, развитие и образование детей. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста. Всё начинается с детства. Именно в детстве появляются задатки особенностей характера, способностей и интересов взрослого человека. Каждый ребёнок – это особый мир, и познать его может только тот, кто умеет вместе с малышом разделить его огорчения и тревоги, его радости и успехи. Прогрессивные педагоги во все времена уделяли внимание вопросу об индивидуальном подходе к детям.

При общении с детьми с нормальным слухом в быту, в играх, на занятиях педагог непременно обнаруживает особенности их речевого развития: образность и выразительность или, наоборот, невыразительность языка; навыки связной речи или неумение связно выразить свою мысль, богатство или бедность словарного запаса; недостатки произношения отдельных звуков. Слабослышащие, особенно глухие, дети такого же возраста без специальной подготовки чаще всего вообще не имеют речи.

Детей нашей группы мы обучаем по программе Э. И. Леонгард «Общение» для глухих и слабослышащих детей. Эмилия Ивановна придаёт большое значение совместной работе специалистов и семьи. «Ни один ребёнок не может полноценно развиваться – духовно, умственно, эстетически, физически и т.д. – вне семьи, и никакой самый профессиональный сурдопедагог не сможет обеспечить ребёнку полноты впечатлений и представлений об окружающем мире, полноты общения (речевого) в той мере, в какой это могут сделать родители», - говорит Э.И. Леонгард.

Для плодотворной работы с детьми с нарушением слуха сначала нужно создать необходимые условия их реабилитации.

Первое условие: глухие и слабослышащие должны находиться в речевой среде. Для того чтобы развивалась слуховая функция, и постоянно совершенствовалось слуховое восприятие, ребёнок должен жить в речевой среде.

Второе условие: для успешного формирования навыков устной речи необходимым условием является своевременное и адекватное слухопротезирование. Своевременное слухопротезирование – это слухопротезирование в возрасте от 6 мес. до 1,5 лет. Только тогда, когда малыш научается слышать речь окружающих людей, т.е. понимать её, его собственная речь может развиваться естественным образом. К сожалению, к нам часто ещё поступают дети, слухопротезированные поздно. И тогда обучение навыкам устной речи ведётся с опорой на чтение – глобальное, а затем аналитическое, при усиленных занятиях по развитию речевого слуха, т.е. пониманию устной речи.

Третье условие: с глухими/слабослышащими детьми должны проводиться специальные занятия по развитию слухового восприятия и речевого слуха.

Четвёртое условие: глухие/слабослышащие должны иметь возможность слушать себя. Самопрослушивание - обязательное условие для развития слухового восприятия, формирования речевого слуха и развития речи.

Индивидуальный подход к ребёнку осуществляется как в процессе организации коллективных занятий, так и в процессе индивидуальной работы. Но чтобы научить ребёнка говорить, а тем более рассказывать, прежде необходимо выяснить его состояние слуха, а также определить, на каком речевом уровне находится ребёнок в данный момент. Умение рассказывать предполагает наличие определённых навыков устной речи. В работе с детьми с нарушением слуха цель развития этих навыков стоит во главе, и её реализация начинается с первых дней посещения ребёнка детского сада.

Надо ли заставлять ребёнка заниматься, например, учить рассказывать? Заставлять нельзя ни в коем случае. Надо сделать так, чтобы ребёнку было интересно. Очень важно не мешать ребёнку ошибаться! Необходимо давать ребёнку возможность самостоятельно исправлять ошибку, т. е. самому искать решение задачи. Иначе он лишается уверенности в своих силах, поскольку целиком сориентирован на взрослого. Какое отношение имеет всё это к речи? Самое непосредственное! Глухие/слабослышащие дети предпочтение отдают просмотру фильмов, мультфильмов, фильмов, так как они видят действия и пытаются понять смысл происходящего. Но если они не слышат, а, значит, не понимают о чём идёт речь, а тем более не владеющие речью, без специальной подготовки будут испытывать большие трудности в овладении рассказыванием. Ребёнок, который не уверен в своих силах, предпочитает молчать, а не говорить.

На первом этапе обучения рассказыванию с каждым ребёнком изучаются названия реальных предметов, действий, качеств. Отрабатываем произнесение каждого слова в силу возможности ребёнка. Работаем над выразительностью речи, силой голоса, дыханием. Таким образом, дети накапливают минимальный словарь, необходимый для построения фраз.

На втором этапе при наличии у ребёнка минимального словарного запаса ведётся работа с использованием предметной картинки. Целью данного этапа является научить ребёнка понимать простые вопросы («Кто?», «Что?», «Какой?») и строить фразы с использованием прилагательных: «синий мяч», «большая машина» и др. В это же время ведётся работа с использованием предметной картинки с одним действием. Дети учатся отвечать на вопросы: «Что тут?», «Как?» (т.е. «Покажи, как» или «Изобрази»), «Почему?», «Как сказать про это?», «А где это?» и строить фразы: «Девочка идёт», «Самолёт летит» и т.д.

Третий этап - обучение рассказывание по сюжетной картинке.

Этапы работы по картинке:

1. Сначала дети рассматривают картинку. Затем спрашиваем: «Что тут?», делаем обводящее движение рукой вокруг картинки, но не дотрагиваемся до неё рукой. Каждого ребёнка держим в поле зрения, побуждаем участвовать в беседе, поощряем за каждую попытку показать свои знания, пусть даже очень небольшие. На этом этапе учитываем, что хоть дети и одного возраста, но уровень подготовленности в силу разных обстоятельств различен. Диана говорит: «Я вижу на картинке, что у собачки болит лапка». Ваня сообщает: «Тут собака». А следующему ребёнку лишь по силам ответить: «Ав-ав!», показывая пальцем на собаку. И каждый ребёнок слышит от нас похвалу за активность, участие в беседе.

2. Далее предлагаем поиграть (т.е. продемонстрировать ситуацию, изображённую на картинке). Дети сами распределяют между собой роли. Стараемся помочь найти неуверенному ребёнку хоть небольшую роль.Чётко определяем в реальном пространстве, в котором дети будут осуществлять демонстрацию, границы и места для предметов, персонажей, изображённых на картинке. Идёт демонстрация действий детьми. Я, как учитель, вытягиваю речь детей, а воспитатель (по возможности подключаю ребёнка) на доске пишет текст по высказываниям детей. При демонстрации не задаем вопросы: «Кто?», «Что это?», «Что делает?». Правомерен лишь один вопрос к каждому участнику демонстрации: «Почему?» («Почему ты здесь?»). Каждому ребёнку находится роль. Двое детей (Маша и Дияна) разыгрывают сценку: собачка плачет и пытается по-собачьи объяснить, что и где у неё болит, а маленькая хозяйка собачки пытается ей помочь, забинтовывает лапку. Между ними происходит диалог. Другие дети исполняют роль бабочек, цветов, деревьев. Казалось бы, что могут сказать насекомые или растения?! На наш вопрос «Почему ты тут?» отвечает Даня: «Я цветок колокольчик. Вот он растёт тут», и показывает на картинке цветок, про которого он исполняет роль. Кирюша исполняет роль дерева, но не знает, как этот предмет называется. И тогда он обращается к товарищу с просьбой написать на доске, что это. Сава пишет: «ДЕРЕВО». Кирюша благодарит за помощь.

3. Читаем все вместе получившийся текст и соотносим его с картинкой. Затем задаем вопрос: «Про это где?» («Про что мы с вами написали?»). Дети показывают картинку, которую они описывали. При подведении итогов занятия обязательно отмечем успехи детей, а так же стараемся найти и достижения неуверенных в себе ребяток.

Четвёртый этап – это рассказывание по серии сюжетных картинок, т.е. о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая всё в один рассказ. Необходимо учитывать то, что дети с нарушением слуха ввиду недостаточного развития речи часто не знают названий некоторых предметов, действий, понятий, поэтому и здесь широко используется метод драматизации.

Более сложная работа – это обучение рассказыванию по тексту. Сначала текст может быть из одной фразы, состоящей из двух-трёх слов. На следующих занятиях тексты усложняются.

Дети читают текст, написанный печатными буквами на доске. Далее предлагаем поиграть (т.е. продемонстрировать ситуацию, о которой только что прочитали). Во время демонстрации неоднократно обращаемся к тексту, уточняя важные детали. После игры ещё раз читаем с детьми текст и предлагаем коллективно слепить из пластилина, вырезать или сконструировать объекты, про которые написано в тексте. Объединяем детей в пары, тройки, учитывая возможности каждого ребёнка, для того чтобы они могли договариваться друг с другом кто, что будет лепить (вырезать, конструировать), и вести между собой диалоги во время работы. Мы (учитель-дефектолог и воспитатель) ненавязчиво направляем детей не отступать от написанного текста. Затем предлагаем из готовых фигур создать ситуацию, описанную в тексте. Дети вновь обыгрывают ситуацию по тексту, но уже с предметами. Тут уж как говорится «за уши не оторвать, только дай поиграть!». Ведь своим трудом создан целый театр!!! Педагогам здесь наглядно видно, кто из детей как понял смысл текста, над которым работали на занятии.

Следует отметить, что за последние годы у слабослышащих, а так же у глухих появилось больше возможности жить не рядом с обществом слышащих, а в обществе слышащих. Год от года увеличивается выбор слуховых аппаратов. И какое счастье! Ведь теперь детям наша медицина дает возможность приобрести слух с помощью кохлеарных имплантов. По медицинским показаниям – человек глухой. При наличии аппаратов функционально становится слышащим. И это победа века! У детей появилось больше возможности учиться в массовой школе и пользоваться нормальной речью без использования жестов и мимики.

0 Плохо0


Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность

Подписка

Подписаться на получение новостей сайта



Вход на сайт


Комментарии

  • юлия
    Данный материал вполне можно использовать как "скелет" основного проекта, наполнив соответствующим и ...

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Поделитесь пожалуйсто музыкой!

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Спасибо ! Замечательный сценарий! Поде литесь музыкальным материалом! Спас иьо!

    Подробнее...

     
  • Тамара Николаевна
    Обратите внимание на цели и задачи, которые вами обозначены. По-моему, они не реализованы. Готовые ...

    Подробнее...

     
  • Лариса
    Спасибо!!! Нашла то, что искала. )))

    Подробнее...

Добавить статью на сайт