Дидактическая игра как инструмент для воспитания детей младшего дошкольного возраста

 

Как не странно, мир дошкольника гораздо шире и сложнее, чем устоявшееся с годами миропонимание воспитателя. Продуктивное взаимодействие ребенка и взрослого человека возможно только в случае, если взрослый будет ориентироваться на мир дошкольника, но не наоборот. К сожалению, это осложняется тем, что далеко не каждый ребенок готов делиться своими переживаниями с воспитателем, даже если проводит с последним достаточно много времени.

Часто дети дошкольного возраста не воспринимают воспитателей как лиц, которые находятся в составе детского общества. Взрослые выглядят как отстраненные от детских проблем люди с собственными переживаниями и делами. В этом и заключается главная трудность, которая мешает построить эмоциональную связь между детьми и воспитателями. Однако вместе с проблемой есть и решение – грамотное использование дидактических игр.

Достоинства дидактических игр.

Дидактическая игра – один из видов познавательной деятельности, наиболее комфортный для дошкольников. Это одновременно и развлечение, и познание окружающего мира, и развитие умственных способностей детей. Особенно полезны такие игры для формирования эмоциональной связи ребенка и воспитателя. Когда взрослый является таким же участником игры, как и ребенок, дети начинают видеть в педагоге равного, открываются ему.

Игра – это достаточно древний и эффективный инструмент воспитания детей, который имеет массу преимуществ:

  • Во время игры дети легко усваивают недоступную для их восприятия информацию об окружающем мире.
  • Игры выполняют развлекательную роль, улучшают настроение и решают психологические проблемы.
  • В процессе групповой игровой деятельности детский коллектив становится гораздо более сплоченным.
  • Дети обращают внимание на воспитателя, который играет с ними, и обретают доверие к взрослому.

Еще одно преимущество дидактических игр – они отлично показывают индивидуальные способности каждого ребенка, который принимает участие в игровой деятельности. Проявляются положительные и отрицательные черты характера. Становится понятно, в ком из детей преобладают лидерские качества, целеустремленность, эгоизм, честность и настойчивость. Особенно ярко индивидуальные особенности выделяются у активных детей.

В ходе игры заметно и застенчивых детей, которые предпочитают занимать роль наблюдателей. Неуверенность в собственных силах и стеснительность преодолеваются в ходе игровой деятельности. Постепенное выполнение заданий от легких к более сложным дают таким детям веру в собственные силы. Благодаря этому они перестают бояться на равных играть с более целеустремленными и уверенными участниками детского коллектива.

Особенности дидактических игр.

Дидактические игры становятся эффективным инструментом воспитания малышей, только если включаются в целостный педагогический процесс. Воспитатель должен регулярно вносить разнообразие в процесс игровой деятельности, уметь не только выигрывать, но и с достоинством проигрывать, тем самым показывая пример детям. Также для педагога важно поддерживать нужное эмоциональное состояние детей во время игры.

Чтобы узнать, какие интересы, знания, возможности и уровень развития есть у каждого ребенка, воспитатель сперва проводит наблюдение за самостоятельными играми детей. В результате возникает понимание того, какие дидактические игры нужно подбирать для конкретного ребенка, чтобы они проходили с пользой и интересом. Оцениваются сильные и слабые стороны личности, что помогает построить план по развитию нужных навыков.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что дидактическая игра влечет за собой всестороннее развитие детей при условии целесообразного руководства со стороны педагога. Важно правильно оценить индивидуальные особенности каждого ребенка, подобрать подходящие дидактические игры, и принимать в них активное участие на равных с детьми. Многие опытные воспитатели уже поняли это на собственном опыте.

 

Литература:

1. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» - Москва: «Просвещение», 1991г.

2. А. И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду» Н - Москва: «Просвещение», 1982 г.

3. В.Я Воронова «Творческие игры старших дошкольников» Пособие для воспитателя детского сада - Москва: «Просвещение», 1981г.

4. А. В. Запорожец «Игра и развитие ребенка/психология и педагогика игры дошкольника/ Москва: «Просвещение» 1991г.



Новые публикации

Конспект занятия

Конспект занятия  Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Цели: Формировать способность детей к диалогической речи. Задачи по образовательным...

Проектная деятельность в первой младшей группе «Все котятки мыли лапки»

Проектная деятельность в первой младшей группе «Все котятки мыли лапки»

Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования «Освоение витражного …

Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования «Освоение витражного искусства в детском саду» Цель: Расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционной техникой...

Читайте также

Конспект занятия: «В гости к Федоре. Посуда. Звук «С» (подготовительная…

Конспект занятия: «В гости к Федоре. Посуда. Звук «С» (подготовительная группа) Цель: 1. Обогащение активного словаря детей существительными, прилагательными. 2. Закрепление обобщающего понятия «посуда». 3...

Доклад на тему: «Создание эмоционально - положительного климата в детском…

Доклад на тему: «Создание эмоционально - положительного климата в детском саду» (Образовательная область «Физическое развитие») Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении отмечает...

Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник…

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» И в десять лет, и в...


Комментарии

  • Наталия
    Замечательный клоун! Очень прост в изготовлении. Обязательно воспользуюсь Вашим МК! Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Надежда
    Спасибо.

    Подробнее...

     
  • Екатерина
    Вы правы, Виктория! Ствол дерева рисуется сверху вниз! У детей подвижность суставов руки недостаточно ...

    Подробнее...

     
  • Наталья Викторовна Г
    Спасибо Вам огромное за такой развёрнутый конспект. Очень помог мне быстро понять домашнее задание.(студен ...

    Подробнее...

     
  • Ирина Разумова
    Добрый вечер. спасибо за ответ. Каким для вас способом это удобнее сделать?

    Подробнее...





В блогах

Проект "В детский сад с улыбкой"

Проект «С улыбкой в детский сад» ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тип проекта: групповой проект. Участники проекта: дети – педагоги – родители. По продолжительности реализации проекта: среднесрочный. Проблема: Как облегчить процесс  адаптации  детей младшего дошкольного возраста к  детскому  образовательному учреждению? Гипотеза: если, сформировать единый подход к...

Выступление не педагогическом совете по проекту " Я вижу музыку".

Выступление на педагогическом совете музыкального руководителя Нечаевой Т.Г. и воспитателя Дорофеевой А.Ю. по проекту  «Я вижу музыку» (февраль 2020 года) по теме: «Совершенствование деятельность ДОО по художественно- эстетическому развитию дошкольников через различные инновационные технологии» Дорофеева А.Ю. Художественно-эстетическое воспитание – это...

Многофункциональное дидактическое пособие по речевому развитию для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Sample Image

Тема: Дидактическое многофункциональное пособие по речевому развитию для детей среднего и старшего дошкольного возраста Актуальность Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно...

Фотоотчет по зиме.

Фотоотчет по зиме. 1.Наш участок. 2.Зимние прогулки,кормление птиц. 3.Участие в конкурсе"парад снеговиков". 4. Лепка"Снежинка 2020" 5.Посещение фабрики елочных игрушек "Ариэль"

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство