Сайт для воспитателей детских садов



Дидактическая игра как инструмент для воспитания детей младшего дошкольного возраста

 

Как не странно, мир дошкольника гораздо шире и сложнее, чем устоявшееся с годами миропонимание воспитателя. Продуктивное взаимодействие ребенка и взрослого человека возможно только в случае, если взрослый будет ориентироваться на мир дошкольника, но не наоборот. К сожалению, это осложняется тем, что далеко не каждый ребенок готов делиться своими переживаниями с воспитателем, даже если проводит с последним достаточно много времени.

Часто дети дошкольного возраста не воспринимают воспитателей как лиц, которые находятся в составе детского общества. Взрослые выглядят как отстраненные от детских проблем люди с собственными переживаниями и делами. В этом и заключается главная трудность, которая мешает построить эмоциональную связь между детьми и воспитателями. Однако вместе с проблемой есть и решение – грамотное использование дидактических игр.

Достоинства дидактических игр.

Дидактическая игра – один из видов познавательной деятельности, наиболее комфортный для дошкольников. Это одновременно и развлечение, и познание окружающего мира, и развитие умственных способностей детей. Особенно полезны такие игры для формирования эмоциональной связи ребенка и воспитателя. Когда взрослый является таким же участником игры, как и ребенок, дети начинают видеть в педагоге равного, открываются ему.

Игра – это достаточно древний и эффективный инструмент воспитания детей, который имеет массу преимуществ:

  • Во время игры дети легко усваивают недоступную для их восприятия информацию об окружающем мире.
  • Игры выполняют развлекательную роль, улучшают настроение и решают психологические проблемы.
  • В процессе групповой игровой деятельности детский коллектив становится гораздо более сплоченным.
  • Дети обращают внимание на воспитателя, который играет с ними, и обретают доверие к взрослому.

Еще одно преимущество дидактических игр – они отлично показывают индивидуальные способности каждого ребенка, который принимает участие в игровой деятельности. Проявляются положительные и отрицательные черты характера. Становится понятно, в ком из детей преобладают лидерские качества, целеустремленность, эгоизм, честность и настойчивость. Особенно ярко индивидуальные особенности выделяются у активных детей.

В ходе игры заметно и застенчивых детей, которые предпочитают занимать роль наблюдателей. Неуверенность в собственных силах и стеснительность преодолеваются в ходе игровой деятельности. Постепенное выполнение заданий от легких к более сложным дают таким детям веру в собственные силы. Благодаря этому они перестают бояться на равных играть с более целеустремленными и уверенными участниками детского коллектива.

Особенности дидактических игр.

Дидактические игры становятся эффективным инструментом воспитания малышей, только если включаются в целостный педагогический процесс. Воспитатель должен регулярно вносить разнообразие в процесс игровой деятельности, уметь не только выигрывать, но и с достоинством проигрывать, тем самым показывая пример детям. Также для педагога важно поддерживать нужное эмоциональное состояние детей во время игры.

Чтобы узнать, какие интересы, знания, возможности и уровень развития есть у каждого ребенка, воспитатель сперва проводит наблюдение за самостоятельными играми детей. В результате возникает понимание того, какие дидактические игры нужно подбирать для конкретного ребенка, чтобы они проходили с пользой и интересом. Оцениваются сильные и слабые стороны личности, что помогает построить план по развитию нужных навыков.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что дидактическая игра влечет за собой всестороннее развитие детей при условии целесообразного руководства со стороны педагога. Важно правильно оценить индивидуальные особенности каждого ребенка, подобрать подходящие дидактические игры, и принимать в них активное участие на равных с детьми. Многие опытные воспитатели уже поняли это на собственном опыте.

 

Литература:

1. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» - Москва: «Просвещение», 1991г.

2. А. И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду» Н - Москва: «Просвещение», 1982 г.

3. В.Я Воронова «Творческие игры старших дошкольников» Пособие для воспитателя детского сада - Москва: «Просвещение», 1981г.

4. А. В. Запорожец «Игра и развитие ребенка/психология и педагогика игры дошкольника/ Москва: «Просвещение» 1991г.





Новые публикации

Из опыта работы с детьми над проектом «Наша Родина – Россия»

Из опыта работы с детьми над проектом «Наша Родина – Россия» (Подготовительная группа) Исторически сложилось так, что любовь к Родине во все...

Методическое пособие: «Папка-лэпбук «Наша Родина – Россия»

Методическое пособие: «Папка-лэпбук «Наша Родина – Россия» {pdf=download/files/presentation/file602.pdf|90%|700|native}

Методические рекомендации «Формирование сюжетно-ролевой игры детей старшего дошк…

Методические рекомендации «Формирование сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста» Ни для кого не секрет, что игра в детском саду – ведущий...

Читайте также

Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию (конструирование). Тема: «До…

Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию (конструирование)Тема: «Дорожка для Колобка» (2 младшая группа)   Задачи. - Научить строить дорожки из кирпичиков. - Пристраивать кирпичики друг к...

Казачья подвижная музыкальная игра «Из чего уха казака»

Казачья подвижная музыкальная игра «Из чего уха казака» Цель: Упражнять в беге врассыпную, развивать быстроту реакции, умение действовать согласно правилам. Ход игры. Считалочкой выбирается казак. Педагог...

Спортивное развлечение для детей старшей группы и родителей, посвященное Дню Защ…

Спортивное развлечение для детей старшей группы и родителей, посвященное Дню Защитника Отечества «Школа молодого бойца»   Цель: Формирование у детей знаний о российских военных силах...




Комментарии

  • Елена
    Здравствуйте! Как можно получить конспекты занятий по вашей программе?

    Подробнее...

     
  • Наталья
    У вас нет такого игрового поля?

    Подробнее...

     
  • Татьяна Колесникова
    уважаемая Оксана владимировна, с большим удовольствием прочитала ваш конспект НОД. Очень интересные задания ...

    Подробнее...

     
  • Наталья
    у кого нибудь есть документом это полотно на котором играть?

    Подробнее...

     
  • Ольга
    Хорошая работа. Сотрудничество с родителя действительно важная и необходимая часть работы педагога.

    Подробнее...

В блогах

Занятие на тему : "Я и моя семья…

Занятие в старшей группе на тему «Я и моя семья» Тема: Я и моя семья Цели: — воспитывать чувство общности со своей семьей, желание заботиться о близких; — формировать представления...

Экскурсия-квест в библиотеку города

Экскурсия-квест в библиотеку города Нижнего Новгорода на улице Звездинка, дом № 5 «НГОДБ» для детей подготовительной группы № 6 «Почемучки» МАДОУ «Детский сад № 441 «Кузнечик»Составили воспитатели Морина Елена Викторовна, Смирнова Галина...

План воспитательно-образовательной работ…

2 сентября -  понедельник: Тема недели: «День знаний». Развивать познавательный интерес, интерес к школе, к книгам. Закреплять знания о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в...

Праздник " осень на пороге"

Ведущий:          Ой, куда же мы попали? Нынче осень в нашем зале: Пожелтевшие листочки, Под кустом растут грибочки. Так красиво в нашем зале. Всех на праздник мы позвали. Дети, давайте поздороваемся с нашими гостями! Дети поют песню «Здравствуйте, ладошки» Ведущий:         Жаль, что...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство