Знакомство с символами и формирование понятий как способ развития мышления

 

Наша жизнь полна символов, к которым мы давно привыкли и даже не замечаем: буквы, цифры, дорожные знаки, эмблемы автомобилей, логотипы, различные обозначения на упаковках, на географических картах и символика цветов, растений и животных в искусстве.

Символ – это закодированный условный знак, который выражает определенный смысл, образ, указывающий на значение других, как правило, многочисленных образов. К примеру, столы бывают письменными, кухонными, журнальными и обеденными. Они могут различаться по цвету, форме, величине и материалу. Но объединять все эти образы в один будет картинка-символ с условным черно-белым изображением стола. Такой символ будет обозначать любой стол, независимо от его внешних особенностей.

Для ребенка полутора-двух лет, у которого преобладает наглядно-действенное мышление, а символическое ещё не сформировано, такая картинка-символ будет ассоциироваться только с конкретным, изображенным предметом.

В возрасте четырех-пяти лет ребенок уже способен к логическим ассоциациям, к обобщениям в рамках близких понятий, и это говорит о том, что можно начинать знакомство с символами.

Символ, как понятие, фиксирует главное и отделяет несущественное. В нашей повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с бесконечным количеством предметов и объектов. Если бы каждому из них мы стремились дать отдельное название, то язык общения из-за огромного числа слов был бы недоступен для человеческого сознания. Поэтому слова-понятия позволяют нам обобщать и углублять наши знания о предметах и объектах, не пользуясь органами чувств. Трёхлетнему малышу взрослый уже сможет объяснить, не прибегая к наглядности, что кинотеатр – это большая комната, где на стене висит большой экран, как телевизор, и показывают кино.

Понятия представляют собой высший уровень сформированности как мышления, так и речи; а окончательно понятийное мышление формируется у ребёнка только в подростковом возрасте. Образование понятий – результат сложной, длительной, активной умственной и практической деятельности человека.

Формирование понятий у ребенка включает три основных этапа:

  1. Образование неупорядоченного множества предметов, обозначаемого одним словом (еда, мамино, чужое, плохое).
  2. Образование понятий-комплексов на основе некоторых объективных признаков (может двигаться, нужно для человека, находиться над землей, работает при помощи электричества, сделано из дерева).
  3. Образование настоящих понятий на основе выделения существенных признаков, а затем объединения их в соответствующее целостное определение (явления природы, времена года, воздушный транспорт, дикие животные, органы чувств и прочее).

Таким образом, общность символов и соответствующих понятий очевидна. В связи с чем можно предположить, что символы являются зрительным аналогом определенных знакомых ребенку понятий. Использование символов в процессе игры позволяет материализовать некоторые интеллектуальные действия и, вследствие этого, более успешно совершенствовать у дошкольника основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и абстракцию.

Игры с символами способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, речи и воображения ребёнка старшего дошкольного возраста.

Игра 1. Лишний символ.

Взрослый распределяет символы на полоске с квадратами таким образом, чтобы «лишний» символ лежал на квадрате с изображением улыбающегося солнышка. Ребёнок находит «лишний» символ и убирает его с полоски, подробно объяснив свой выбор. Если действия верны, то ребёнок обнаружит под символом изображение улыбающегося солнышка.

Примеры: автобус, самолет, автомобиль, велосипед;

кошка, собака, корова, голубь;

стол, стул, настенная полка, диван;

глаз, рука, нос, рот;

ромашка, василек, морковь, тюльпан.

Игра 2. Запомни символы.

Взрослый кладет перед ребенком полоску с квадратами и закрывает их 6-8 любыми символами. Ребёнок рассматривает и старается запомнить эти символы в течение 30 секунд. Взрослый переворачивает карточки изображением вниз и предлагает ребёнку вспомнить и назвать порядок расположения символов.

Если ребёнок называет правильно все восемь символов, это свидетельствует о высоком уровне кратковременной зрительной памяти.

Игра 3. Подбери слова.

Взрослый кладет перед ребёнком 4 символа и предлагает подобрать к каждому из четырех символов не менее четырех слов (признаков или действий). Если ребёнок справился с заданием, символ остается лежать изображением вверх, если нет – переворачивается изображением вниз, чтобы стимулировать желание подобрать большее количество слов.

Примеры: кошка – маленькая, пушистая, ласковая, рыжая, игривая;

дождь – барабанит, идёт, капает, стучит по крыше, льёт.

Игра 4. Дополни ряд.

Взрослый раскладывает перед ребёнком на столе все символы и предлагает разделить их на две группы, к примеру «живое - неживое», «созданные природой – сделанные человеком». В свою очередь, в каждой из двух групп символы можно разделить на две подгруппы: маленькие объекты – большие объекты. Кроме того, сортировка символов может производиться по признакам, выделенным самостоятельно каждым ребёнком или взрослым: то, что можно увидеть в доме – то, чего в доме не увидишь.

Важно обговорить название каждого символа до начала классификации.

Игра 5. Самое длинное предложение.

Взрослый раскладывает перед ребёнком все символы и предлагает выбрать несколько из них (от четырех до десяти). Ребёнок выкладывает выбранные символы в горизонтальный ряд и составляет длинное предложение, используя названия символов.

Пример: женщина, кастрюля, полка, вода, гриб, морковь, миска, мальчик, девочка.

Предложение – Мама (женщина) взяла кастрюлю, которая стояла на полке и налила в неё воды, положила грибы, лук, морковь, сварила суп и налила его в миски для сына (мальчика) и дочери (девочки).

Взрослый обращает внимание ребёнка на количество использованных символов и соответствующих им слов, старается вызвать у ребёнка желание составить более длинное предложение.

Игра 6. Объясни понятие.

Взрослый в произвольном порядке распределяет на полоске с квадратами четыре символа и переворачивает их изображением вниз. Ребёнок открывает карточки по одной и объясняет соответствующее понятие в доступной ему форме. Если ребёнок дал полное и верное определение, символ остается лежать изображением вверх, если не справился с заданием – карточка вновь переворачивается изображением вниз.

Пример: скрипка – это музыкальный инструмент. Сама скрипка сделана из дерева. На ней натянуты струны. Чтобы скрипка звучала, по струнам надо водить смычком. Смычок – это такая палочка, на которой натянута струна.

Игра 7. Общий признак.

Взрослый кладёт на игровое поле, представленное в виде домика с окнами, четыре-восемь символов, для которых ребёнку следует подобрать и назвать общий признак. Изображение дома является символом объединения и интегрирования.

Примеры: свеча, лампа, фонарик, солнце, луна – дают свет;

стул, полка, стол, гитара, скрипка, пианино, кисточка – сделаны из дерева;

солнце, мяч, ромашка, дорожный знак, яблоко – круглые.

С помощью данных игр у детей старшего дошкольного возраста формируются понятия – одна из высших форм мысленного обобщения, а также способность к логическим связям и операциям. Игры-упражнения с символами способствуют переходу мышления ребёнка на более высокий уровень.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по рисованию в средней группе на тему «Открытка…

Конспект занятия по рисованию в средней группе на тему «Открытка ветерану» Цель:  Закрепить у детей навыки работы с красками. Воспитывать чувство уважения к старшему...

Дидактическая игра «Народные костюмы»

Дидактическая игра «Народные костюмы» Познание детьми народной культуры, народного творчества через дидактические игры положительно влияет на эстетическое развитие детей, формирует общую...

Мастер – класс на тему «Ежик». Пластилинография с использованием гуашевых…

Мастер – класс на тему «Ежик» Пластилинография с использованием гуашевых красок и природного материала семечек Описание материала: мастер-класс для детей старшего...

Читайте также

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан»

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан» Цель: Создание условий для организации разнообразных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью трансформируемого, полифункционального, содержательно-насыщенного...

Проект «Традиции живая нить»

Проект «Традиции живая нить»

Парциальная программа «Театральная деятельность – как средство развития речи детей…

Парциальная программа «Театральная деятельность – как средство развития речи детей младшего возраста» Актуальность. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка...