Сайт для воспитателей детских садов



Знакомство с символами и формирование понятий как способ развития мышления

 

Наша жизнь полна символов, к которым мы давно привыкли и даже не замечаем: буквы, цифры, дорожные знаки, эмблемы автомобилей, логотипы, различные обозначения на упаковках, на географических картах и символика цветов, растений и животных в искусстве.

Символ – это закодированный условный знак, который выражает определенный смысл, образ, указывающий на значение других, как правило, многочисленных образов. К примеру, столы бывают письменными, кухонными, журнальными и обеденными. Они могут различаться по цвету, форме, величине и материалу. Но объединять все эти образы в один будет картинка-символ с условным черно-белым изображением стола. Такой символ будет обозначать любой стол, независимо от его внешних особенностей.

Для ребенка полутора-двух лет, у которого преобладает наглядно-действенное мышление, а символическое ещё не сформировано, такая картинка-символ будет ассоциироваться только с конкретным, изображенным предметом.

В возрасте четырех-пяти лет ребенок уже способен к логическим ассоциациям, к обобщениям в рамках близких понятий, и это говорит о том, что можно начинать знакомство с символами.

Символ, как понятие, фиксирует главное и отделяет несущественное. В нашей повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с бесконечным количеством предметов и объектов. Если бы каждому из них мы стремились дать отдельное название, то язык общения из-за огромного числа слов был бы недоступен для человеческого сознания. Поэтому слова-понятия позволяют нам обобщать и углублять наши знания о предметах и объектах, не пользуясь органами чувств. Трёхлетнему малышу взрослый уже сможет объяснить, не прибегая к наглядности, что кинотеатр – это большая комната, где на стене висит большой экран, как телевизор, и показывают кино.

Понятия представляют собой высший уровень сформированности как мышления, так и речи; а окончательно понятийное мышление формируется у ребёнка только в подростковом возрасте. Образование понятий – результат сложной, длительной, активной умственной и практической деятельности человека.

Формирование понятий у ребенка включает три основных этапа:

  1. Образование неупорядоченного множества предметов, обозначаемого одним словом (еда, мамино, чужое, плохое).
  2. Образование понятий-комплексов на основе некоторых объективных признаков (может двигаться, нужно для человека, находиться над землей, работает при помощи электричества, сделано из дерева).
  3. Образование настоящих понятий на основе выделения существенных признаков, а затем объединения их в соответствующее целостное определение (явления природы, времена года, воздушный транспорт, дикие животные, органы чувств и прочее).

Таким образом, общность символов и соответствующих понятий очевидна. В связи с чем можно предположить, что символы являются зрительным аналогом определенных знакомых ребенку понятий. Использование символов в процессе игры позволяет материализовать некоторые интеллектуальные действия и, вследствие этого, более успешно совершенствовать у дошкольника основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и абстракцию.

Игры с символами способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, речи и воображения ребёнка старшего дошкольного возраста.

Игра 1. Лишний символ.

Взрослый распределяет символы на полоске с квадратами таким образом, чтобы «лишний» символ лежал на квадрате с изображением улыбающегося солнышка. Ребёнок находит «лишний» символ и убирает его с полоски, подробно объяснив свой выбор. Если действия верны, то ребёнок обнаружит под символом изображение улыбающегося солнышка.

Примеры: автобус, самолет, автомобиль, велосипед;

кошка, собака, корова, голубь;

стол, стул, настенная полка, диван;

глаз, рука, нос, рот;

ромашка, василек, морковь, тюльпан.

Игра 2. Запомни символы.

Взрослый кладет перед ребенком полоску с квадратами и закрывает их 6-8 любыми символами. Ребёнок рассматривает и старается запомнить эти символы в течение 30 секунд. Взрослый переворачивает карточки изображением вниз и предлагает ребёнку вспомнить и назвать порядок расположения символов.

Если ребёнок называет правильно все восемь символов, это свидетельствует о высоком уровне кратковременной зрительной памяти.

Игра 3. Подбери слова.

Взрослый кладет перед ребёнком 4 символа и предлагает подобрать к каждому из четырех символов не менее четырех слов (признаков или действий). Если ребёнок справился с заданием, символ остается лежать изображением вверх, если нет – переворачивается изображением вниз, чтобы стимулировать желание подобрать большее количество слов.

Примеры: кошка – маленькая, пушистая, ласковая, рыжая, игривая;

дождь – барабанит, идёт, капает, стучит по крыше, льёт.

Игра 4. Дополни ряд.

Взрослый раскладывает перед ребёнком на столе все символы и предлагает разделить их на две группы, к примеру «живое - неживое», «созданные природой – сделанные человеком». В свою очередь, в каждой из двух групп символы можно разделить на две подгруппы: маленькие объекты – большие объекты. Кроме того, сортировка символов может производиться по признакам, выделенным самостоятельно каждым ребёнком или взрослым: то, что можно увидеть в доме – то, чего в доме не увидишь.

Важно обговорить название каждого символа до начала классификации.

Игра 5. Самое длинное предложение.

Взрослый раскладывает перед ребёнком все символы и предлагает выбрать несколько из них (от четырех до десяти). Ребёнок выкладывает выбранные символы в горизонтальный ряд и составляет длинное предложение, используя названия символов.

Пример: женщина, кастрюля, полка, вода, гриб, морковь, миска, мальчик, девочка.

Предложение – Мама (женщина) взяла кастрюлю, которая стояла на полке и налила в неё воды, положила грибы, лук, морковь, сварила суп и налила его в миски для сына (мальчика) и дочери (девочки).

Взрослый обращает внимание ребёнка на количество использованных символов и соответствующих им слов, старается вызвать у ребёнка желание составить более длинное предложение.

Игра 6. Объясни понятие.

Взрослый в произвольном порядке распределяет на полоске с квадратами четыре символа и переворачивает их изображением вниз. Ребёнок открывает карточки по одной и объясняет соответствующее понятие в доступной ему форме. Если ребёнок дал полное и верное определение, символ остается лежать изображением вверх, если не справился с заданием – карточка вновь переворачивается изображением вниз.

Пример: скрипка – это музыкальный инструмент. Сама скрипка сделана из дерева. На ней натянуты струны. Чтобы скрипка звучала, по струнам надо водить смычком. Смычок – это такая палочка, на которой натянута струна.

Игра 7. Общий признак.

Взрослый кладёт на игровое поле, представленное в виде домика с окнами, четыре-восемь символов, для которых ребёнку следует подобрать и назвать общий признак. Изображение дома является символом объединения и интегрирования.

Примеры: свеча, лампа, фонарик, солнце, луна – дают свет;

стул, полка, стол, гитара, скрипка, пианино, кисточка – сделаны из дерева;

солнце, мяч, ромашка, дорожный знак, яблоко – круглые.

С помощью данных игр у детей старшего дошкольного возраста формируются понятия – одна из высших форм мысленного обобщения, а также способность к логическим связям и операциям. Игры-упражнения с символами способствуют переходу мышления ребёнка на более высокий уровень.





Новые публикации

Обобщение опыта. Тема: «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

Обобщение опытаТема: «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» Значение развития мелкой моторики рук ребенка очень велико. Уже давно, необходимость развития...

НОД по развивающим играм «Приключение Кроша»

НОД по развивающим играм «Приключение Кроша» Задачи: Закреплять умение сравнивать предметы по длине, группировать по цвету, форме, величине. Закреплять умение работать со схемой. Развивать логическое...

Доклад на тему: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста средствами музык…

Доклад на тему: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста средствами музыки» (Слайд №1) Все от природы музыкальны и понимание музыкального искусства, как целостного...

Читайте также

Конспект проведения НОД по освоению ОО «Познавательное развитие» во 2 младшей гр…

Конспект проведения НОД по освоению ОО «Познавательное развитие» во 2 младшей группе с использованием инновационных технологий.«В зоопарке»   Программное содержание: закрепить знания детей...

Конспект познавательно-развлекательного досуга «Вежливые слова»

Конспект познавательно-развлекательного досуга «Вежливые слова» Задачи: Познакомить детей с вежливыми словами. Расширить понятие детей о происхождении слов «спасибо», «благодарю». Привить навыки...

Развлечение по физкультуре «Зимние забавы»

Развлечение по физкультуре «Зимние забавы» (В старшей группе)   Цель: создание благоприятного эмоционального состояния посредством игр и игровых упражнений в зимний период. Задачи: Образовательная: повысить двигательную активность...


Подписаться на новости

E-mail

Please enable your javascript to submit this form



Комментарии

  • Елизавета
    очень интересная информация!!!! Большое спасибо обязательно применю на практике.

    Подробнее...

     
  • Ольга Толкачёва
    Спасибо за информацию , за помощь.

    Подробнее...

     
  • Вера
    Спасибо огромное за вашу работу. Храни вас Господи!

    Подробнее...

     
  • Илья
    Чудный сценарий!! Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Rassamaha
    Очень интересная работа.. Мне 30 лет, холост, детей нет.. но планирую к 35 годам обзавестись семьей..

    Подробнее...

В блогах

Антистрессовые средства

Антистрессовые средства ПИТАНИЕ Зеленый чай- чашечка зеленого чая согреет не только тело, но и душу. В маленьких чайных листьях есть вещества, которые помогут укрепить иммунитет. К тому же чаевничать так приятно! Каша овсяная...

Конспект занятия по математическому разв…

 Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе Тема: «В гости в школу к Чебурашке».   Структура конспекта занятия. 1.Цель: Воспитывать дружеские отношения между детьми, стремление радоваться своим достижениям, интерес к занятиям по математике, самостоятельность...

Педагогический проект «Наши пернатые др…

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Детский сад комбинирующего вида №32 «Родничок» г. Инта РК                                                                                     Педагогический  проект «Наши пернатые друзья» к международному Дню Птиц – 1 апреля По доминирующей деятельности: познавательный, познавательный, творческий, исследовательский, игровой По количеству участников: групповой...

«Возможности инклюзивного образования в …

Консультация для педагогов. «Возможности инклюзивного образования в дошкольном учреждении» На протяжении всей истории человечества у людей рождались дети, которые отличались от остальных. Если говорить более понятно, то эти дети обладали инвалидностью. Инвалидность...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство