Сайт для воспитателей детских садов



Роль дидактической игры в формирование представлений детей о растительном мире

 

Экологическое образование дошкольников – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций и нравственно-эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность за состояние и улучшение социоприродной среды. [4, с. 39].

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни.

В настоящее время осуществляется поиск эффективных методов экологического образования и воспитания, создаются технологии обучения, воспитания детей и наиболее благоприятным периодом для решения этих задач является дошкольный возраст. В этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека и экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.

Дошкольный возраст – это ответственный период жизни ребенка, когда формируются представления, являющиеся начальной формой знаний. Формирование представлений детей о растительном мире является частью интеллектуального развития детей дошкольного возраста, которое формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью.

Способность дошкольников к усвоению представлений о природе подтверждена в исследованиях В.Г Гревцовой, Л. С. Игнаткиной, Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, Е. Ф. Терентьевой, А. М. Федотовой, И. А. Хайдуровой, Т. В. Христовской и др. Специфику ознакомления детей с растительным миром в своих работах раскрыли современные исследователи экологического воспитания детей дошкольного возраста (Г. Иванова, В. Курашова, Г.Кирике, С. Николаева и др.).

«Концепция дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) – ориентируют педагогов на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса детского сада через реализацию специфических возрастных возможностей психического развития дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности [1, с.11]. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра.

Таким образом, в формировании представлений о растительном мире детей 3-4 лет, целесообразно использовать игру. Включаемая в целостный педагогический процесс, игра будет являться средством воспитания и обучения [3, с. 14].

Из всего разнообразия игр, огромное влияние на экологическое воспитание детей дошкольного возраста, как отмечают В.А. Зебзеева, С.И. Николаева, Л.Ю. Павлова, Т.В. Рогаткина, Н.А Рыжова, оказывают дидактические игры. Дидактические игры представляют собой переходную форму к той неигровой деятельности, к которой они подготавливают [2]. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. В работе дошкольных учреждений дидактические игры незаменимы: они используются в непрерывной образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей. Так, выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может выступать составной частью занятия. При этом она помогает усваиванию, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности: дошкольники осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. В исследованиях современных педагогов, дидактическая игра в учебно-воспитательном процессе выступает в различных функциях: как средство воспитания (Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, П. Г. Саморукова, А. П. Усова и др.); как форма организации обучения и воспитания (В. Н. Аванесова, В. Р. Беспалова, Е. И. Удальцова и др.); как метод, прием обучения и воспитания детей (Ф. Н. Блехер, Р. И. Жуковская, З. В. Мануйленко и др.). Исследователи, анализирующие обучающий и развивающий потенциал дидактической игры в дошкольном возрасте, рассматривают ее и как средство усвоения, закрепления и углубления представлений и подчеркивают возможности дидактической игры в усвоении новых знаний.

 

Список литературы:

  1. Концепция дошкольного воспитания / Дошкольное воспитание // ежемесячный методический журнал Министерства народного образования РСФСР. – М: Просвещение. – 1989 - № 5 - С.10-23.
  2. Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду: Учебное пособие для студентов. - М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. – 69 с.
  3. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для детей 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 128 с.
  4. Николаева С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5. – С. 14-18.




Новые публикации

Планирование воспитательно-образовательной работы (04.03.2019 – 07.03.2019) Тема…

Планирование воспитательно-образовательной работы (04.03.2019 – 07.03.2019)Тема: «Мамин праздник. Женские профессии». Итоговое мероприятие: музыкальный праздник «Масленица» Понедельник 04.03.2019 Понеденльник   2 сентября Утро: Совместная...

Сценарий осеннего праздника в старшей группе «Осенняя сказка»

Сценарий осеннего праздника в старшей группе «Осенняя сказка» Входят дети в зал, встают полукругом возле листочков. Ведущий: Как я рада, ребята, что мы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошколь…

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Расписная ложечка моя» Образовательная область «Художественное творчество». Задачи: расширить знания детей о деревянной ложке; продолжать знакомить детей...

Читайте также

Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способносте…

Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способностей дошкольников   Способности - это индивидуальные психологические особенности, отличающие одних...

Проект «Берегись бед – пока их нет»

Проект «Берегись бед – пока их нет»   Технологическая карта проекта   Содержание Пояснения Название проекта «Берегись бед – пока их нет» (ОБЖ – безопасность в быту) Тип...

Мастер-класс «Бусы из бумаги»

Мастер-класс «Бусы из бумаги»  Берем любой журнал (желательно глянцевый)   Нарезаем полоски, в виде вытянутого треугольника  (как показано на картинке)          Закручиваем полоску, начиная с...




Комментарии

  • Анна
    Спасибо за интересный материал!

    Подробнее...

     
  • Марина
    Почему у Вас в прогулках 06 Мая :Наблюдение в неживой природе – найти на участки цветы и определить их ...

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Большое спасибо ! Очень хорошо составлен перспективный план , хорошо подобраны темы.

    Подробнее...

     
  • aleksei.semerinov
    Спасибо. Все очень здорово!

    Подробнее...

     
  • Нели
    Супер материал, спасибо

    Подробнее...

В блогах

Беседа «День Победы над фашистской Герма…

Цель: продолжать обогащать знания о Великой Отечественной войне. Еще не завершилась битва на Курской дуге, как войска Красной Армии перешли в наступление. В начале августа 1943 года были освобождены города Орел и...

Памятка для родителей на тему «Успешная …

Памятка для родителей на тему «Успешная адаптация ребенка к ДОУ» Уважаемые родители! Приход ребенка в детский сад может стать для него радостным событием в его жизни, если Вы ему вовремя поможете. Приучайте ребенка...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство