Сайт для воспитателей детских садов



Роль дидактической игры в формирование представлений детей о растительном мире

 

Экологическое образование дошкольников – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций и нравственно-эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность за состояние и улучшение социоприродной среды. [4, с. 39].

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни.

В настоящее время осуществляется поиск эффективных методов экологического образования и воспитания, создаются технологии обучения, воспитания детей и наиболее благоприятным периодом для решения этих задач является дошкольный возраст. В этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека и экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.

Дошкольный возраст – это ответственный период жизни ребенка, когда формируются представления, являющиеся начальной формой знаний. Формирование представлений детей о растительном мире является частью интеллектуального развития детей дошкольного возраста, которое формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью.

Способность дошкольников к усвоению представлений о природе подтверждена в исследованиях В.Г Гревцовой, Л. С. Игнаткиной, Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, Е. Ф. Терентьевой, А. М. Федотовой, И. А. Хайдуровой, Т. В. Христовской и др. Специфику ознакомления детей с растительным миром в своих работах раскрыли современные исследователи экологического воспитания детей дошкольного возраста (Г. Иванова, В. Курашова, Г.Кирике, С. Николаева и др.).

«Концепция дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) – ориентируют педагогов на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса детского сада через реализацию специфических возрастных возможностей психического развития дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности [1, с.11]. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра.

Таким образом, в формировании представлений о растительном мире детей 3-4 лет, целесообразно использовать игру. Включаемая в целостный педагогический процесс, игра будет являться средством воспитания и обучения [3, с. 14].

Из всего разнообразия игр, огромное влияние на экологическое воспитание детей дошкольного возраста, как отмечают В.А. Зебзеева, С.И. Николаева, Л.Ю. Павлова, Т.В. Рогаткина, Н.А Рыжова, оказывают дидактические игры. Дидактические игры представляют собой переходную форму к той неигровой деятельности, к которой они подготавливают [2]. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. В работе дошкольных учреждений дидактические игры незаменимы: они используются в непрерывной образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей. Так, выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может выступать составной частью занятия. При этом она помогает усваиванию, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности: дошкольники осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. В исследованиях современных педагогов, дидактическая игра в учебно-воспитательном процессе выступает в различных функциях: как средство воспитания (Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, П. Г. Саморукова, А. П. Усова и др.); как форма организации обучения и воспитания (В. Н. Аванесова, В. Р. Беспалова, Е. И. Удальцова и др.); как метод, прием обучения и воспитания детей (Ф. Н. Блехер, Р. И. Жуковская, З. В. Мануйленко и др.). Исследователи, анализирующие обучающий и развивающий потенциал дидактической игры в дошкольном возрасте, рассматривают ее и как средство усвоения, закрепления и углубления представлений и подчеркивают возможности дидактической игры в усвоении новых знаний.

 

Список литературы:

  1. Концепция дошкольного воспитания / Дошкольное воспитание // ежемесячный методический журнал Министерства народного образования РСФСР. – М: Просвещение. – 1989 - № 5 - С.10-23.
  2. Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду: Учебное пособие для студентов. - М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. – 69 с.
  3. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для детей 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 128 с.
  4. Николаева С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5. – С. 14-18.
0 Плохо0


Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность

Подписка

Подписаться на получение новостей сайта



Вход на сайт


Комментарии

  • Ольга
    Очень полезная и отлично подобранная методическая информация. Спасибо!

    Подробнее...

     
  • светлана
    Спасибо за презентацию!Под скажите как скачать

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Доброй ночи! Хочу получать рассылку с Вашего сайта

    Подробнее...

     
  • Елена
    Спасибо за конспект, что-то взяла для себя.

    Подробнее...

     
  • Валентина
    Классно!!! То, что нужно! Толково и понятно! Молодец!

    Подробнее...

Добавить статью на сайт