Мастер – класс «Не хочу пить молоко!»
Педагог – мастер: Бартова Наталья Сергеевна, воспитатель подготовительной группы МДОУ «Савинский детский сад»
Дата: 07.12.2011г.
Время:
Место проведений: МОУ ДО ЦКТ «Новая школа» ул. К.Маркса, 56 г. Нытва
Продолжительность мастер-класса: 20 мин. Если можно, то больше
Целевая аудитория: в учреждении дети старшего дошкольного возраста и родители (в г. Нытва - участники секции мастер –классов)
Форма организации: игра - экспериментирование
Условия: В ходе экспериментирования участники мастер-класса привлекаются к активному выполнению экспериментов с молоком, делают свои выводы. Рефлексия проводится в виде художественно - творческой игры «раскрась йогурт».
Цель: Привлечение аудитории к активному использованию молочных продуктов с целью укрепления здоровья и развития художественно – творческого мышления через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Пополнить знания детей о способах приготовления производных молока в домашних условиях.
2. Через информативно – поисковую деятельность заложить основы знаний о здоровом питании.
3. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться с окружающими людьми приобретенным опытом.
4. Развивать художественный вкус в ходе экспериментирования.
5. Воспитывать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной в опытно – экспериментальной деятельности
Образовательная область: познание
Интеграция: Познание, Коммуникация, Социализация, Здоровье, Художественное творчество
Ожидаемый результат:
1. Расширятся знания детей о разнообразии молочных продуктов, о ценности молока и влиянии его на состояние здоровья.
2. Повысится познавательный интерес не только к молочному экспериментированию, но и с другими продуктами питания. Разовьется тяга к домашнему экспериментированию с продуктами.
4. Дети будут с удовольствием кушать молоко и молочные продукты.
5. Дети будут стремиться к здоровому образу жизни
Актуальность: Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко. Оно по своему химическому составу и биологическим свойствам занимает исключительное место среди продуктов животного происхождения, используемых в питании детей всех возрастных групп. Но не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока и молочных продуктов.
Наглядность и оборудование:
1. Компьютер или ноутбук
2. Мультимедийный проектор
3. Молочные продукты: молоко, сливки, простокваша
4. Маслобойка
5. Сепаратор
Технологическая карта:
№ группы | Название | Задание | Задача | Оценка участника, эксперта результата 1-5 баллов |
1 | Модификация молока в сливки | Сепарирование молока | Пропустить молоко через сепаратор | |
2 | Модификация молока в сливочное масло | Сбивание масла из густых сливок | Пронаблюдать процесс сбивания маслобойкой и венчиком, ложкой, мутовкой | |
3 | Модификация молока в йогурт | Приготовление йогурта из простокваши | Перемешать простоквашу с вареньем | |
4 | Модификация молока в коктейль | Приготовление коктейля из молока | Взбить молоко с вареньем | |
5 | Модификация молока в творог | Приготовление творога из простокваши | Сварить творог из простокваши на плитке | |
6 | Домашний эксперимент с костями | Оценка результата домашнего экспериментирования | Представить полученный результат |
Ход мастер класса:
Воспитатель. Наши ребята не очень любили молоко, пили без удовольствия, приходилось уговаривать. Я спросила ребят: "Вы же йогурт пьете с удовольствием. Почему же молоко не пьете?". Ребята удивились: "Это же не одно и то же!" Я пояснила: "Йогурт - это продукт из молока". И мы решили все узнать о молоке. Так родился исследовательский проект "Экспериментирование с молоком". Участники проекта: все дети нашей группы, родители, медсестра ДОУ, старший воспитатель ДОУ. На втором этапе реализации проекта провели мастер – класс «Не хочу пить молоко!». Который мы с удовольствием сегодня проведем.
Почему в молоке так много важных витаминов исследовали ребята из группы. Мы ходили в детскую библиотеку, чтобы узнать, почему в молоке так много витаминов. Но там нам не ответили на наш вопрос. Но дали книжку про корову, которая дает белое молоко. Мы прочитали ее и сразу догадались, откуда в молоке витамины. А вы догадаетесь? Посмотрите инсценировку из этой книги. ( Надевают атрибут коровы и фуражку)
Инсценировка.
Автор.
Как-то летом, в полвторого, точно вспомнить не могу
Мише встретилась корова
Возле речки на лугу.
Миша. Вы корова?
Корова.Да, корова.
Миша. Я не ждал от Вас такого.
Корова.
Очень мило, очень мило.
Чем я вам не угодила?
Миша.
Вы цветы жуете летом,
Но однако же при этом
Мне цветного молока
Не давали вы пока.
Автор. И ответила корова.
Корова.
Ну и что же здесь такого?
Вам цветное молоко?
Это просто и легко.
Принесу. Даю вам слово.
Автор.
И пошла пастись корова
Не теряя ни минутки
Возле речки, целый час
Ела только незабудки,
Чтобы выполнить заказ.
Ела, ела,еал,еал,
И сказала:
Корова.
Плохо дело,
Ничего не помогла-
Молоко белым-бело.
Видно что-то здесь не так
Надо кушать красный мак.
Автор.
Маку красного поела
И вздохнула:
Корова.
Плохо дело.
Ничего не помогло-
Молоко белым - бело.
Автор. Опечалилась корова:
Корова.
"Я наверно не здорова.
Не пойти ли мне к врачу,
Я провериться хочу."
Автор.
Что ты, милая корова!
Ты у нас вполне здорова.
Никуда ты не ходи,
Ты на Мишу погляди.
Как у нашего Мищутки
Глазки, словно незабудки,
Золотистые кудряшки,
Словно во поле ромашки,
Щечки, словно маков цвет,
Не Мишутка, а букет!
Улыбается корова.
Корова.
"В самом деле, я здорова?
Мне приятно и легко.
Я пошла по молоко.
Автор. Вы догадались, почему в молоке столько много витаминов?
Ответ детей (участников мастер - класса): Корова ест траву, цветы. В них много разных витаминов, они передаются в коровье молоко.
Воспитатель: Спасибо за интересную презентацию умной и полезной информации.
А теперь будем экспериментировать.
Вы пьете дома чай со сливками. И наверняка задавали вопрос:
"А что, сливки тоже дает корова?". Оказывается, корова дает только молоко. А из молока можно сделать сливки, для этого существует умная машина, которая разделяет молоко на сливки и нежирное молоко (обрат). Если налить в сепаратор цельное молоко и про сепарировать, то в отдельную посуду польются сливки, в другую - обрат (нежирное молоко). А потом, с этими сливками можно пить чай, кушать клубнику, макать в сливки оладушки.
Демонстрация сепарирования молока.
Воспитатель: Раньше в деревнях в каждом доме было несколько коров и обязательно домашняя бытовая маслобойка. (слайды) Мы тоже можем изготовить его в домашних условиях. Оказывается, что сначала из молока делают сливки. А потом эти сливки настаиваются несколько дней, густеют. Далее сливки сбивают в специальной маслобойке. (Показывает маслобойку)
А еще можно сбить масло в обыкновенной стеклянной банке: сначала венчиком, потом ложкой. Потом свежесбитое масло, намажем на батон и покушаем. Очень вкусное масло из сливок. Масло называется сливочным, потому, что сбивается из сливок. (предложить участнику мастер-класса в сторонке сбить масло венчиком)
Воспитатель: Как делают молочный продукт простоквашу?
Оказывается, совсем не трудно. (предложить рассказать участникам мастер-класса) Кефир остудил, добавил чуть сахара. Очень полезно пить простоквашу на ночь. А если в нее добавить фрукты, варенье, сахар, то получится йогурт. (добавляют участники мастер-класса) – посмотреть, как меняется цвет. Вывод.
Воспитатель: Проведем опыт с молоком и ягодой. Если в молоко добавить ягоды или варенье, а потом сбить миксером, то получится молочный коктейль. (Делает коктейль с ягодой) как назовем коктейль? (Разливает в стаканы, угощает)
(Показывают свой продукт участники мастер-класса)
Воспитатель: А как же сделать творог в домашних условиях? (незнаем) Смотрите, я беру простоквашу и ставлю ее на плиту.
Воспитатель. Давайте проверим, готово ли масло? (Участник демонстрирует масло). Вопрос: Из чего сбито масло? ( Из густых сливок)
Воспитатель: Мы варили простоквашу несколько минут и видим, что она свернулась в комочки. Значит, готово. Важно не переварить. Процедили через сито - это творог. А оставшаяся жидкость - сыворотка. Ее можно тоже употреблять в пищу: печь блины или делать окрошку.
Сюрприз мастер класса:
"Молочное волшебство"
Ты, возможно, видел, как фокусник достаёт «из воздуха» прекрасные цветы. В этом опыте ты сможешь создать из обычных домашних материалов великолепные плавающие узоры.
Реквизит
- 1 стакан (250 мл) цельного молока
- тарелка
- Гуашь: синяя, красная, желтая, зеленая
- 1 столовая ложка (15 мл) жидкости для мытья посуды
- Ватная палочка
Подготовка
Разложи всё необходимое на столе
Начинаем научное волшебство!
- Объяви зрителям, что ты сейчас нарисуешь на обычном молоке красивые завитушки.
- Налей молоко в тарелку плоскую.
- Капни на молоко в нескольких местах гуашь разного цвета
- Ватную палочку обмакни в средство и начинай рисовать на молоке
Что ещё можно сделать
Попробуй добавить в молоко пищевой краситель разных цветов. Когда они перемешаются, у тебя получатся новые цвета. Например, если ты возьмёшь жёлтый и красный краситель, при их смешивании получится оранжевый.
Результат
Жидкость для мытья посуды заставляет молоко и краситель смешиваться, в результате на поверхности молока получаются цветные завитки. Это продолжается в течении нескольких минут.
Объяснение
Для этого опыта нужно брать именно гомогенизированное молоко, то есть такое, где жир в идее очень мелкой взвеси равномерно распределён по всему объёму жидкости. Когда ты добавляешь в молоко краситель, сначала ничего не происходит. Капли красителя остаются там, куда ты их нанёс. Однако когда ты добавляешь мыло, оно начинает расплываться по поверхности молока.
Частицы молока – полярные молекулы; один конец каждой из таких частиц (молекул) заряжен положительно, а другой – отрицательно. Так как противоположные молекулы притягиваются друг к другу, положительно заряженные концы молекул мыла притягиваются к отрицательно заряженным частицам жира в молоке, и начинают двигать их. Двигаясь, частицы жира толкают и частицы красителя. Из-за этого краситель смешивается с молоком, и получаются красивые узоры.
Воспитатель: А чтобы доказать, что молочные продукты укрепляют костную систему, мы продемонстрируем вам, что может произойти с костями, если пить кока-колу, жевать жвачку, кушать сладости. (Демонстрация домашнего экспериментирования)
Воспитатель: А пока простокваша на плите, мы вспомним правила хранения молочных продуктов и использования:
Что нужно делать, чтобы молоко не пригорело?
3. Кипятить молоко лучше в кастрюле с толстым дном, чтобы молоко не пригорело.
Что нужно делать, чтобы молочные продукты быстро не впитывали в себя посторонние запахи
4. Молочные продукты быстро впитывают в себя посторонние запахи, поэтому их нельзя держать вблизи пахучих продуктов.
Что нужно делать, чтобы в подгоревшем молоке не остался запах гари?
5. Если молоко пригорело, не размешивайте его. Сразу переливайте в другую посуду, чтобы не остался запах гари. Вкус пригорелого молока можно поправить, добавив в него немного соли. Залитое место убежавщего молока лучше прикрыть газетой, тогда запах пригорелого молока не распространится по всей кухне.
Что нужно делать, чтобы сметана не свернулась в супе?
6. Если в сметану налить свежего молока, то она не свернется в супе. Мы проверили.
Что нужно делать, чтобы горчица лучше сохранилась и не сохла?
7. Горчица лучше сохраняется и не сохнет, если развести ее с молоком.
Что нужно делать, чтобы сыр сохранился лучше, если нет холодильника?
8. Если нет холодильника, сыр следует хранить завернутым в ткань, смоченную в соленой воде.
Что нужно делать, чтобы при добавлении молока в пюре, оно не приобрело серый цвет?
9. При приготовлении картофельного пюре лучше использовать горячее молоко. От холодного молока пюре приобретает серый цвет
(Памятки раздать участникам мастер-класса)
Рефлексия: «Раскрась йогурт в банке» зеленый – все отлично, синий – хорошо, постарайся, красный – вызывает озабоченность и требует усилий
Воспитатель. Наши исследования показали, что из молока можно сделать много других молочных продуктов, доказали, что молоко и производные употреблять необходимо, но учитывать рекомендации доктора, если есть противопоказания и тогда кушать витамины. Давайте поиграем в цепочку молочных слов. Я начинаю : молоко... Дети (участники) продолжают: сливки, творог, молочный коктейль, сыр, масло, сыворотка, простокваша, бифидок, варенец, ряженка, кефир, йогурт. Молочные продукты вкусные и полезные. Кушайте их на здоровье.
Шлёт привет вам всем корова.
– Пейте, дети, молоко
Будете…
– Здоровы (все участники мастер-класса)!
Читайте также |
---|
Занятия для дошкольников 6-7 лет «Знакомство с деньгами»
Занятия для дошкольников 6-7 лет «Знакомство с деньгами» Цель: формирование основ финансовой грамотности, содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста. Образовательные задачи: Расширять...
«Уникальные модули» (8 многофункциональных, политрансформируемых пособий - ширм)
«Уникальные модули»(8 многофункциональных, политрансформируемых пособий - ширм) Одним из приоритетных направлений развития отечественной педагогики является создание полифункциональной развивающей среды, именно поэтому...
Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний»…
Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний» (с презентацией) Цель: Закреплять знания в области речевого и познавательного развития...