Мастер – класс «Не хочу пить молоко!»

 

Педагог – мастер: Бартова Наталья Сергеевна, воспитатель подготовительной группы МДОУ «Савинский детский сад»

Дата: 07.12.2011г.

Время:

Место проведений: МОУ ДО ЦКТ «Новая школа» ул. К.Маркса, 56 г. Нытва

Продолжительность мастер-класса: 20 мин. Если можно, то больше

Целевая аудитория: в учреждении дети старшего дошкольного возраста и родители (в г. Нытва - участники секции мастер –классов)

Форма организации: игра - экспериментирование

Условия: В ходе экспериментирования участники мастер-класса привлекаются к активному выполнению экспериментов с молоком, делают свои выводы. Рефлексия проводится в виде художественно - творческой игры «раскрась йогурт».

Цель: Привлечение аудитории к активному использованию молочных продуктов с целью укрепления здоровья и развития художественно – творческого мышления через познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

1. Пополнить знания детей о способах приготовления производных молока в домашних условиях.

2. Через информативно – поисковую деятельность заложить основы знаний о здоровом питании.

3. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться с окружающими людьми приобретенным опытом.

4. Развивать художественный вкус в ходе экспериментирования.

5. Воспитывать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной в опытно – экспериментальной деятельности

Образовательная область: познание

Интеграция: Познание, Коммуникация, Социализация, Здоровье, Художественное творчество

Ожидаемый результат:

1. Расширятся знания детей о разнообразии молочных продуктов, о ценности молока и влиянии его на состояние здоровья.

2. Повысится познавательный интерес не только к молочному экспериментированию, но и с другими продуктами питания. Разовьется тяга к домашнему экспериментированию с продуктами.

4. Дети будут с удовольствием кушать молоко и молочные продукты.

5. Дети будут стремиться к здоровому образу жизни

Актуальность: Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко. Оно по своему химическому составу и биологическим свойствам занимает исключительное место среди продуктов животного происхождения, используемых в питании детей всех возрастных групп. Но не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока и молочных продуктов.

Наглядность и оборудование:

1. Компьютер или ноутбук

2. Мультимедийный проектор

3. Молочные продукты: молоко, сливки, простокваша

4. Маслобойка

5. Сепаратор

Технологическая карта:

№ группы Название Задание Задача Оценка участника, эксперта результата 1-5 баллов
1 Модификация молока в сливки Сепарирование молока Пропустить молоко через сепаратор  
2 Модификация молока в сливочное масло Сбивание масла из густых сливок Пронаблюдать процесс сбивания маслобойкой и венчиком, ложкой, мутовкой  
3 Модификация молока в йогурт Приготовление йогурта из простокваши Перемешать простоквашу с вареньем  
4 Модификация молока в коктейль Приготовление коктейля из молока Взбить молоко с вареньем  
5 Модификация молока в творог Приготовление творога из простокваши Сварить творог из простокваши на плитке  
6 Домашний эксперимент с костями Оценка результата домашнего экспериментирования Представить полученный результат  

Ход мастер класса:

Воспитатель. Наши ребята не очень любили молоко, пили без удовольствия, приходилось уговаривать. Я спросила ребят: "Вы же йогурт пьете с удовольствием. Почему же молоко не пьете?". Ребята удивились: "Это же не одно и то же!" Я пояснила: "Йогурт - это продукт из молока". И мы решили все узнать о молоке. Так родился исследовательский проект "Экспериментирование с молоком". Участники проекта: все дети нашей группы, родители, медсестра ДОУ, старший воспитатель ДОУ. На втором этапе реализации проекта провели мастер – класс «Не хочу пить молоко!». Который мы с удовольствием сегодня проведем.

Почему в молоке так много важных витаминов исследовали ребята из группы. Мы ходили в детскую библиотеку, чтобы узнать, почему в молоке так много витаминов. Но там нам не ответили на наш вопрос. Но дали книжку про корову, которая дает белое молоко. Мы прочитали ее и сразу догадались, откуда в молоке витамины. А вы догадаетесь? Посмотрите инсценировку из этой книги. ( Надевают атрибут коровы и фуражку)

Инсценировка.

Автор.

Как-то летом, в полвторого, точно вспомнить не могу

Мише встретилась корова

Возле речки на лугу.

 Миша. Вы корова?

Корова.Да, корова.

Миша. Я не ждал от Вас такого.

Корова.

Очень мило, очень мило.

Чем я вам не угодила?

Миша.  

Вы цветы жуете летом,

Но однако же при этом

Мне цветного молока

Не давали вы пока.

Автор. И ответила корова.

Корова.

Ну и что же здесь такого?

Вам цветное молоко?

Это просто и легко.

Принесу. Даю  вам слово.

Автор. 

И пошла пастись корова

Не теряя ни минутки

Возле речки, целый час

Ела только незабудки,

Чтобы выполнить заказ.

Ела, ела,еал,еал,

И сказала:

Корова.  

Плохо дело,

Ничего не помогла-

Молоко белым-бело.

Видно что-то здесь не так

Надо кушать красный мак.

Автор.

Маку красного поела

И вздохнула:

Корова.

Плохо дело.

Ничего не помогло-

Молоко белым - бело.

Автор. Опечалилась корова:

Корова.

"Я наверно не здорова.

Не пойти ли мне к врачу,

Я провериться хочу."

Автор.

Что ты, милая корова!

Ты у нас вполне здорова.

Никуда ты не ходи,

Ты на Мишу погляди.

Как у нашего Мищутки

Глазки, словно незабудки,

Золотистые кудряшки,

Словно во поле ромашки,

Щечки, словно маков цвет,

Не Мишутка, а букет!

Улыбается корова.

Корова.

"В самом деле, я здорова?

Мне приятно и легко.

Я пошла по молоко.

Автор. Вы догадались, почему в молоке столько много витаминов?

Ответ детей (участников мастер - класса): Корова ест траву, цветы. В них много разных витаминов, они передаются в коровье молоко.

Воспитатель: Спасибо за интересную презентацию умной и полезной информации.

А теперь будем экспериментировать.

Вы   пьете дома чай со сливками. И наверняка задавали вопрос:

"А что, сливки тоже дает корова?". Оказывается, корова дает только молоко. А из молока можно сделать сливки, для этого существует умная машина, которая разделяет молоко на сливки и нежирное молоко (обрат). Если налить в сепаратор цельное молоко и про сепарировать, то в отдельную посуду польются сливки, в другую - обрат (нежирное молоко). А потом, с этими сливками можно пить чай, кушать клубнику, макать в сливки оладушки.

Демонстрация сепарирования молока. 

Воспитатель: Раньше в деревнях в каждом доме было несколько коров и обязательно домашняя бытовая маслобойка. (слайды) Мы тоже можем изготовить его   в домашних условиях. Оказывается, что сначала из молока делают сливки. А потом эти сливки настаиваются несколько дней, густеют. Далее сливки сбивают в специальной маслобойке. (Показывает маслобойку)

А еще можно сбить масло в обыкновенной стеклянной банке: сначала венчиком, потом ложкой. Потом свежесбитое масло, намажем на батон и покушаем. Очень вкусное масло из сливок. Масло называется сливочным, потому, что сбивается из сливок. (предложить участнику мастер-класса   в сторонке сбить масло венчиком)

Воспитатель: Как делают молочный продукт простоквашу?

Оказывается, совсем не трудно. (предложить рассказать участникам мастер-класса) Кефир остудил, добавил чуть сахара. Очень полезно пить простоквашу на ночь. А если в нее добавить фрукты, варенье, сахар, то получится йогурт. (добавляют участники мастер-класса) – посмотреть, как меняется цвет. Вывод.

Воспитатель: Проведем опыт с молоком и ягодой. Если в молоко добавить ягоды или варенье, а потом сбить миксером, то получится молочный коктейль. (Делает коктейль с ягодой) как назовем коктейль? (Разливает в стаканы, угощает)

(Показывают свой продукт участники мастер-класса)

Воспитатель: А как же сделать творог в домашних условиях? (незнаем) Смотрите, я беру простоквашу и ставлю ее на плиту.

Воспитатель. Давайте проверим, готово ли масло? (Участник демонстрирует масло). Вопрос: Из чего сбито масло? ( Из густых сливок)

Воспитатель: Мы варили простоквашу несколько минут и видим, что она свернулась в комочки. Значит, готово. Важно не переварить. Процедили через сито - это творог. А оставшаяся жидкость - сыворотка. Ее можно тоже употреблять в пищу: печь блины или делать окрошку.

Сюрприз мастер класса:

"Молочное волшебство"

Ты, возможно, видел, как фокусник достаёт «из воздуха» прекрасные цветы. В этом опыте ты сможешь создать из обычных домашних материалов великолепные плавающие узоры.

Реквизит

  • 1 стакан (250 мл) цельного молока
  • тарелка
  • Гуашь: синяя, красная, желтая, зеленая
  • 1 столовая ложка (15 мл) жидкости для мытья посуды
  • Ватная палочка

Подготовка

Разложи всё необходимое на столе

Начинаем научное волшебство!

  1. Объяви зрителям, что ты сейчас нарисуешь на обычном молоке красивые завитушки.
  2. Налей молоко в тарелку плоскую.  
  3. Капни на молоко в нескольких местах гуашь разного цвета
  4. Ватную палочку обмакни в средство и начинай рисовать на молоке

Что ещё можно сделать

Попробуй добавить в молоко пищевой краситель разных цветов. Когда они перемешаются, у тебя получатся новые цвета. Например, если ты возьмёшь жёлтый и красный краситель, при их смешивании получится оранжевый.

Результат

Жидкость для мытья посуды заставляет молоко и краситель смешиваться, в результате на поверхности молока получаются цветные завитки. Это продолжается в течении нескольких минут.

Объяснение

Для этого опыта нужно брать именно гомогенизированное молоко, то есть такое, где жир в идее очень мелкой взвеси равномерно распределён по всему объёму жидкости. Когда ты добавляешь в молоко краситель, сначала ничего не происходит. Капли красителя остаются там, куда ты их нанёс. Однако когда ты добавляешь мыло, оно начинает расплываться по поверхности молока.

Частицы молока – полярные молекулы; один конец каждой из таких частиц (молекул) заряжен положительно, а другой – отрицательно. Так как противоположные молекулы притягиваются друг к другу, положительно заряженные концы молекул мыла притягиваются к отрицательно заряженным частицам жира в молоке, и начинают двигать их. Двигаясь, частицы жира толкают и частицы красителя. Из-за этого краситель смешивается с молоком, и получаются красивые узоры.

Воспитатель: А чтобы доказать, что молочные продукты укрепляют костную систему, мы продемонстрируем вам, что может произойти с костями, если пить кока-колу, жевать жвачку, кушать сладости. (Демонстрация домашнего экспериментирования)

Воспитатель: А пока простокваша на плите, мы вспомним правила хранения молочных продуктов и использования:

Что нужно делать, чтобы молоко не пригорело?

3. Кипятить молоко лучше в кастрюле с толстым дном, чтобы молоко не пригорело.

Что нужно делать, чтобы молочные продукты быстро не впитывали в себя посторонние запахи

4. Молочные продукты быстро впитывают в себя посторонние запахи, поэтому их нельзя держать вблизи пахучих продуктов.

Что нужно делать, чтобы в подгоревшем молоке не остался запах гари?

5. Если молоко пригорело, не размешивайте его. Сразу переливайте в другую посуду, чтобы не остался запах гари. Вкус пригорелого молока можно поправить, добавив в него немного соли. Залитое место убежавщего молока лучше прикрыть газетой, тогда запах пригорелого молока не распространится по всей кухне.

Что нужно делать, чтобы сметана не свернулась в супе?

6. Если в сметану налить свежего молока, то она не свернется в супе. Мы проверили.

Что нужно делать, чтобы горчица лучше сохранилась и не сохла?

7. Горчица лучше сохраняется и не сохнет, если развести ее с молоком.

Что нужно делать, чтобы сыр сохранился лучше, если нет холодильника?

8. Если нет холодильника, сыр следует хранить завернутым в ткань, смоченную в соленой воде.

Что нужно делать, чтобы при добавлении молока в пюре, оно не приобрело серый цвет?

9. При приготовлении картофельного пюре лучше использовать горячее молоко. От холодного молока пюре приобретает серый цвет

(Памятки раздать участникам мастер-класса)

Рефлексия: «Раскрась йогурт в банке» зеленый – все отлично, синий – хорошо, постарайся, красный – вызывает озабоченность и требует усилий

Воспитатель. Наши исследования показали, что из молока можно сделать много других молочных продуктов, доказали, что молоко и производные употреблять необходимо, но учитывать рекомендации доктора, если есть противопоказания и тогда кушать витамины. Давайте поиграем в цепочку  молочных слов. Я начинаю : молоко... Дети (участники) продолжают: сливки, творог, молочный коктейль, сыр, масло, сыворотка, простокваша, бифидок, варенец, ряженка, кефир, йогурт. Молочные продукты вкусные и полезные. Кушайте их на здоровье.

Шлёт привет вам всем корова.

– Пейте, дети, молоко

Будете…

– Здоровы (все участники мастер-класса)!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Занятия для дошкольников 6-7 лет «Знакомство с деньгами»

Занятия для дошкольников 6-7 лет «Знакомство с деньгами» Цель: формирование основ финансовой грамотности, содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста. Образовательные задачи: Расширять...

«Уникальные модули» (8 многофункциональных, политрансформируемых пособий - ширм)

«Уникальные модули»(8 многофункциональных, политрансформируемых пособий - ширм) Одним из приоритетных направлений развития отечественной педагогики является создание полифункциональной развивающей среды, именно поэтому...

Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний»…

Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний» (с презентацией) Цель: Закреплять знания в области речевого и познавательного развития...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка…

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка у нас в гостях» Цель: расширение знаний детей о насекомых. Задачи:1. Образовательные:- уточнить...

План работы с родителями

План работы с родителями Средняя группа Взаимодействие с родителями. Основные цели и задачи: Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия...

Конспект логопедического занятия «Весна. Закличка для Медведя»

Конспект логопедического занятия «Весна. Закличка для Медведя» Цели: Коррекционно-образовательные: Учить называть признаки времен года. Учить образовывать относительные имена прилагательные и подбирать к ним имена существительные. Коррекционно-развивающие: Активизировать...