Сайт для воспитателей детских садов



Консультация на тему: «Нравственное воспитание по К.Д. Ушинскому»

 

«Хотите победить народ,

Отнимите у него память

и нравственность».

(15 век н.э.)

 

В своей жизни мы часто слышим «морально устойчив» и понимаем, с этим человеком можно вести дела, дружбу, он не подведет, всегда поможет.

Что же это такое мораль?

Мораль – латинское слово, в русском переводе оно звучит как «нравственность».

Нравственность – совокупность норм и правил, принципов, которая определяет отношение человека к жизни, природе, обществу, самому себе и другим людям.

Еще в 3 тысячелетие до нашей эры было сформировано золотое правило нравственности: не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе.

Человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит.

К.Д. Ушинский главное место среди различных сторон воспитания отводил воспитанию нравственности. Он говорил, что «убежденные в том, что нравственность не является естественным следствием образованности, мы утверждаем, что влияние нравственности главнее, чем развитие ума вообще и наполнение головы познаниями в частности».

К сожалению, многие родители считают, что научить ребенка читать, писать, считать – это первостепенно. Увы! Гармонически развитая личность имеет твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.

А это и есть составляющая нравственного воспитания.

И начинать его надо с самого первого мгновения, как ребенок появился на свет.

«Мораль заключается не в словах, а в самой жизни семьи, охватывающей со всех сторон и отовсюду ежеминутно проникая в его душу». (К.Д. Ушинский.)

К.Д. Ушинский считал, то главное место в воспитании нравственного человека занимает именно воспитание патриотизма беззаветной деятельной любви к Родине. Любовь к Родине, писал К.Д. Ушинский, это наиболее сильное чувство человека, которое гибнет в дурном человеке последним.

«С чего начинается Родина?» Конечно, с семьи, с первой улыбки мамы и папы. Именно в семье начинается воспитательный процесс, длящийся постоянно «и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением». (А.С. Макаренко.)

К.Д. Ушинский отмечал, что труд укрепляет семейную жизнь. Труду человек обязан минутами высокого наслаждения. По словам К.Д. Ушинского, воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить его к труду жизни.

Воспитание должно развить у человека любовь и привычку к труду.

Труд физический и умственный надо сочетать в человеческой деятельности. Он так же указывал, что учение есть труд и должно остаться трудом, но трудом полным мысли. «Учение есть труд и труд серьезный».

Воспитывая ребенка, прививая ему такие нравственные качества как любовь к ближнему, природе, Родине, мы не можем забывать об истоках русского народа, а именно о родном русском языке, ибо это основа обучения русских детей.

«Когда исчезает народный язык – народа нет более!»

Родной язык появился тогда, когда не было ни письменности, ни книг.

Слушая мамины колыбельные, напевные, протяжные, ребенок слышит звуки родного языка, его интонацию. Усваивая родной язык, ребенок воспринимает не только сочетания и видоизменения звуков, но и бесконечное множество понятий, воззрений, чувств, художественных образов.

«Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое».

Проанализировав все выше сказанное, мы определяем цели нравственного воспитания, на которые нам указал К.Д. Ушинский.

Педагогами ребенка в первую очередь являются его родители, а уже потом учителя, воспитатели. Поэтому средствами нравственного воспитания, предложенные К.Д. Ушинским, могут и должны использоваться все педагоги:

  1. Обучение;
  2. Личный пример педагога;
  3. Убеждение;
  4. Педагогический такт (умелое обращение с детьми);
  5. Меры предупреждения;
  6. Поощрение и взыскание.

Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой, будь прям и тверд с врагами и друзьями,

Пусть все, в свой час, считаются с тобой;

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег –

Тогда весь мир ты примешь, как владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

Р. Киплинг.





Новые публикации

Конспект физкультурного игрового занятия во второй младшей группе «Колобок»

Конспект физкультурного игрового занятия во второй младшей группе «Колобок» Цель: Развивать сенсомоторный интеллект детей с помощью физической культуры. Вызвать у детей эмоциональный...

Конспект итогового занятия по речевому развитию в средней группе «Незабудка»

Конспект итогового занятия по речевому развитию в средней группе «Незабудка» Программное содержание: выявить уровень знаний детей, упражнять в изменении существительных по числам...

Конспект итогового интегрированного занятия во второй младшей группе «Задания от…

Конспект итогового интегрированного занятия во второй младшей группе «Задания от Рыжика и Пушистика» Цель: закрепить первоначальные представления и знания у детей...

Читайте также

Реализация творческого и профессионального потенциала педагога через авторские п…

Реализация творческого и профессионального потенциала педагога через авторские программы При выстраивании стратегии развития дошкольного образовательного учреждения необходимо, с одной стороны. Учитывать...

Сценарий утренника в подготовительной группе «Новогодние проказы Бабы Яги»

Сценарий утренника в подготовительной группе«Новогодние проказы Бабы Яги»   Под музыку дети вбегают в зал, делают круг перед ёлкой. Ведущая: К нам пришёл весёлый...

Сценарий новогоднего утренника в группе раннего возраста «Новогодняя сказка»

Сценарий новогоднего утренника в группе раннего возраста «Новогодняя сказка»   Атрибуты: не большая ёлочка, шишка, морковка, желтая звезда и несколько шариков.  Звери:  кошка, мишка, зайка, собачка...




Комментарии

  • aleksei.semerinov
    Спасибо. Все очень здорово!

    Подробнее...

     
  • Нели
    Супер материал, спасибо

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Учебный год позади и теперь самое время заняться с детьми творчеством,увл ечь их чем то интересным. И ...

    Подробнее...

     
  • Светлана
    огромное спасибо , отличные рекомендации , буду использовать в работе , спасибо за помощь , кратко ...

    Подробнее...

     
  • Косарева Наталья Иго
    jочень интересное занятие, где можно посмотреть конспект занятия?

    Подробнее...

В блогах

НОД по речевому развитию

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Купинского района Новосибирской области         Конспект Итогового занятия по речевому развитию в средней группе «Незабудка»                                                                                        воспитатель 1кв.кат.                                            Самохина Наталья Геннадьевна Программное содержание: выявить уровень знаний детей, упражнять в изменении существительных...

Конспект образовательной деятельности дл…

Конспект образовательной деятельности для детей 4-5 лет ( средняя группа) по теме «Права ребёнка». Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура».Цель: продолжить формирование у детей представления о своих...

Конспект совместной образовательной деят…

Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению с худ литературой в подготовительной группе по теме: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной...

Работа с родителями детей 2-3 лет

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к Программе социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ д/с № 48 с. Новоликеево на 2018-2019 учебный год   План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2018-2019 учебный год в 1 младшей группе...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство