Консультация на тему: «Нравственное воспитание по К.Д. Ушинскому»

 

«Хотите победить народ,

Отнимите у него память

и нравственность».

(15 век н.э.)

 

В своей жизни мы часто слышим «морально устойчив» и понимаем, с этим человеком можно вести дела, дружбу, он не подведет, всегда поможет.

Что же это такое мораль?

Мораль – латинское слово, в русском переводе оно звучит как «нравственность».

Нравственность – совокупность норм и правил, принципов, которая определяет отношение человека к жизни, природе, обществу, самому себе и другим людям.

Еще в 3 тысячелетие до нашей эры было сформировано золотое правило нравственности: не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе.

Человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит.

К.Д. Ушинский главное место среди различных сторон воспитания отводил воспитанию нравственности. Он говорил, что «убежденные в том, что нравственность не является естественным следствием образованности, мы утверждаем, что влияние нравственности главнее, чем развитие ума вообще и наполнение головы познаниями в частности».

К сожалению, многие родители считают, что научить ребенка читать, писать, считать – это первостепенно. Увы! Гармонически развитая личность имеет твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.

А это и есть составляющая нравственного воспитания.

И начинать его надо с самого первого мгновения, как ребенок появился на свет.

«Мораль заключается не в словах, а в самой жизни семьи, охватывающей со всех сторон и отовсюду ежеминутно проникая в его душу». (К.Д. Ушинский.)

К.Д. Ушинский считал, то главное место в воспитании нравственного человека занимает именно воспитание патриотизма беззаветной деятельной любви к Родине. Любовь к Родине, писал К.Д. Ушинский, это наиболее сильное чувство человека, которое гибнет в дурном человеке последним.

«С чего начинается Родина?» Конечно, с семьи, с первой улыбки мамы и папы. Именно в семье начинается воспитательный процесс, длящийся постоянно «и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением». (А.С. Макаренко.)

К.Д. Ушинский отмечал, что труд укрепляет семейную жизнь. Труду человек обязан минутами высокого наслаждения. По словам К.Д. Ушинского, воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить его к труду жизни.

Воспитание должно развить у человека любовь и привычку к труду.

Труд физический и умственный надо сочетать в человеческой деятельности. Он так же указывал, что учение есть труд и должно остаться трудом, но трудом полным мысли. «Учение есть труд и труд серьезный».

Воспитывая ребенка, прививая ему такие нравственные качества как любовь к ближнему, природе, Родине, мы не можем забывать об истоках русского народа, а именно о родном русском языке, ибо это основа обучения русских детей.

«Когда исчезает народный язык – народа нет более!»

Родной язык появился тогда, когда не было ни письменности, ни книг.

Слушая мамины колыбельные, напевные, протяжные, ребенок слышит звуки родного языка, его интонацию. Усваивая родной язык, ребенок воспринимает не только сочетания и видоизменения звуков, но и бесконечное множество понятий, воззрений, чувств, художественных образов.

«Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое».

Проанализировав все выше сказанное, мы определяем цели нравственного воспитания, на которые нам указал К.Д. Ушинский.

Педагогами ребенка в первую очередь являются его родители, а уже потом учителя, воспитатели. Поэтому средствами нравственного воспитания, предложенные К.Д. Ушинским, могут и должны использоваться все педагоги:

  1. Обучение;
  2. Личный пример педагога;
  3. Убеждение;
  4. Педагогический такт (умелое обращение с детьми);
  5. Меры предупреждения;
  6. Поощрение и взыскание.

Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой, будь прям и тверд с врагами и друзьями,

Пусть все, в свой час, считаются с тобой;

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег –

Тогда весь мир ты примешь, как владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

Р. Киплинг.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактические игры в работе учителя-логопеда

Дидактические игры в работе учителя-логопеда О том, что в жизни ребёнка роль игры важна, писали великие педагоги: Ж.Ж Руссо. К.Д Ушинский...

Педагогический проект в старшей группе «Я и моё имя»

Педагогический проект в старшей группе «Я и моё имя» Направленность проекта: познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие. Участники проекта: - авторы проекта – Лучникова...

Проект «Подъемный кран»

Проект «Подъемный кран»

Читайте также

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на…

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Петушок и его семья» Цель: Закреплять полученные ранее знания о домашних птицах (петушок...

Открытое занятие во второй младшей группе «В гости к лесным…

Открытое занятие во второй младшей группе «В гости к лесным животным» Интеграция: речевое, художественно – эстетическое, познавательное, физическое развитие. Цель: формировать представления...

Эссе по прочитанной книге Анны Быковой «Как подружить детей с…

Эссе по прочитанной книге Анны Быковой «Как подружить детей с эмоциями. Советы «ленивой мамы» Любая активность детей сопровождается эмоциональными переживаниями. Как...