Педагогическая гостиная «Память плюс внимание есть язык познания»

(для молодых педагогов старших дошкольных групп)

1 часть.

Вступительное слово ведущего:

Дошкольное образовательное учреждение призвано создавать максимально благоприятные условия для формирования здоровья детей, их гармоничного физического, психического и социального развития, а также осуществлять   подготовку детей к школе. Одним из непременных условий успешного обучения ребенка в школе является развитие произвольного внимания и произвольной памяти.

Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания и памяти в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат. А это значит, что хорошо развитые память и внимание являются для детей «языком познания».

Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания, а со стороны родителей и учителей бывает много жалоб и на плохую память ребенка, особенно в 1 классе. Первоклассник часто не помнит, что задано на дом, что нужно принести из школьных принадлежностей на следующий день в школу и т.п. Поэтому степень готовности ребенка к обучению в школе существенно зависит от того, насколько продуманным было обучение ребенка в семье и в дошкольном учреждении в течение предыдущих лет, как происходило у него развитие познавательных процессов.

Исследования психологов показывают, что развитие произвольного внимания и памяти у старших дошкольников, при грамотном управлении этими процессами, может происходить довольно интенсивно и давать положительные результаты даже в течение одного года обучения.

Внимание и память старшего дошкольника тесно связано с мышлением. Дети не могут сосредоточить свое внимание или быстро запомнить то, что им неясно, непонятно, они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Педагогам необходимо не только делать трудный и непонятный материал доступным и понятным, но и развивать у детей волевые усилия, а вместе с ними и произвольную память и внимание.

Вопрос к педагогам:

Какие же условия необходимы для поддержания у детей устойчивого произвольного внимания и развития произвольной памяти в разных видах деятельности?

Примерные выводы:

  • Отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой деятельности;
  • Привычные условия работы. Если ребенок выполняет деятельность в постоянном месте, в определенное время, если его предметы и рабочие принадлежности содержатся в порядке – это создает определенную установку для развития внимания и памяти;
  • Возникновение косвенных интересов. Сама деятельность может не вызывать у ребенка заинтересованности, но у него существует устойчивый интерес к результату деятельности;
  • Создание благоприятных условий для деятельности, т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей;
  • Тренировка произвольного внимания и памяти;

Ведущий:

Чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания и памяти и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. Под влиянием игры внимание и память ребенка достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность успешного обучения в школе. Как писала в своей книге «Креативный ребенок» М. Монтессори: «Ребенок…посредством игр…приобретает способности и силы, которые требуются ему для формирования и развития».

2 часть.

Игры с педагогами

Ведущий:

Сегодня мы рассмотрим и обыграем наиболее эффективные игры и игровые упражнения, которые, как показала практика, представляют наибольший интерес для детей, просты в изготовлении и применении. По ходу нашей работы вы можете предложить свои интересные игры или варианты представленных   игр в нашей педагогической гостиной.

1. Игры – «Шифровки»

В этих играх применяется один из методов мнемотехники – метод «крокирования» (от франц. – чертеж, схема, набросок).

Этот метод помогает научить детей с помощью рисунков, схем, условных знаков и обозначений шифровать слова или «прочитывать» уже зашифрованные. Этот метод чаще используется в играх путешествиях, сюжетных играх, при обогащении словаря детей. Он помогает значительно повысить продуктивность запоминания.

Задание педагогам: «Придумаем кроки»

Педагоги заранее разделены на небольшие группы, каждая группа педагогов получает небольшой текст (2 – 4 предложения), который нужно «зашифровать» (т.е. нарисовать, условно обозначить) по своему усмотрению в течение 3 -5 минут. Затем педагоги поочередно «расшифровывают» получившиеся «кроки», отмечают наиболее удачные и четкие.

2. Игра «Кто быстрее соберет?»

Эта игра развивает у детей зрительно-моторную память.

Ведущий раскладывает на столе 5 разных предметов или игрушек. Одному из педагогов завязывают глаза, и он должен с максимальной быстротой собрать эти вещи в порядке, который указывает ведущий. Ведущий может поменять расположение предметов, и их по очереди должны собрать другие участники игры.

Тот, кто сделает это быстрее других, считается победителем. Время определяется по часам с секундной стрелкой.

3. Игра «Пуговицы»

Эта игра для развития объема памяти и внимания.

Описание: ведущий игры показывает карточки для игры и наборы пуговиц, внутри которых ни одна не повторяется. Для начальных игр достаточно игровых полей с 4 – 6 клетками. Затем количество клеток увеличивается на усмотрение педагога. Пуговицы кладутся на клетки поля, водящий располагает их по своему усмотрению, дает партнеру время – 20-30 сек., чтобы запомнить их расположение и накрывает поле листом чистой бумаги. Второй игрок должен выбрать из своего набора такие же пуговицы и воспроизвести на своем поле их взаиморасположение. Затем первый игрок открывает свое поле, и оба проверяют правильность решения.

Если на первых этапах дети затрудняются в игре, следует научить их помогать себе, описывая вслух взаиморасположение пуговиц. Одновременно при этом надо закреплять умение ориентироваться на бумаге (вверху, внизу, столбец, ряд, влево, вправо и др.).

Задание педагогам: предлагается таблица с символами, расположение которых они должны воспроизвести по памяти на своих таблицах. Отмечаются педагоги, правильно и быстро справившиеся с заданием.

4. Игра «Кукловоды»

Ведущий предлагает одному педагогу выступить в роли «кукловода», а другому в роли «куклы». «Кукле» завязывают глаза и «кукловод» водит ее, держа за плечи по несложному маршруту в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад и т. д.Затем «кукле» развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца.

5. Игровое упражнение «Найди и зачеркни»

Это упражнение на развитие устойчивости внимания.

Играющим дается небольшой текст (можно газетный, журнальный и др.) и предлагается, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, «а»). В этом упражнении можно фиксировать время выполнения и проводить его в соревновательной форме. Для тренировки распределения и переключения внимания можно изменить инструкцию. Например, так: «В каждой строке зачеркните букву «а», а букву «б» подчеркните». Или так: «Зачеркните букву «а», если перед ней стоит буква «н» и т.п.

6. Игры с использованием художественных текстов по типу «Кто самый внимательный?»

Такие игры развивают произвольное внимание и его объем.

Ведущий предлагает педагогам послушать стихотворение и затем ответить на вопросы:

Куда делся Понедельник?

- Где бездельник Понедельник? -

Спрашивает Вторник

- Понедельник - не бездельник,

Никакой он не бездельник,

Он отличный дворник!

Он для повара Среды

Притащил ведро воды.

Кочегару Четвергу

Смастерил он кочергу.

Но приходила Пятница

Скромница, опрятница,

Он оставил всю работу

И поехал с ней в Субботу

К Воскресенью на обед.

Передал тебе привет.

Ю. Мориц

Вопросы педагогам: Какой день недели является дворником? Для кого понедельник притащил ведро воды? Какой день недели кочегар? Что смастерил ему понедельник? Как в этом стихотворении называют пятницу? Кто с кем поехал на обед к воскресенью? В какой день недели был обед у воскресенья? Как вторник отзывается о понедельнике? Соответствует ли это действительности?

3 часть.

Заключительное слово ведущего:

Как известно, мы, педагоги, тоже постоянно чему-то обучаемся, приобретаем новые знания и умения, и нам необходимы хорошая память и внимание, развитое мышление, которые также нуждаются в регулярной тренировке. Я предлагаю вам для тренировки экспресс-викторину «Круг или квадрат?». В каждом высказывании викторины прячется круг или квадрат. А может быть, то или другое. Что именно в каждом случае – вам и нужно определить.

  • Самая знаменитая картина Казимира Малевича («Черный квадрат»)
  • Форма публичного обсуждения («Круглый стол»)
  • Роман А. Солженицына («В круге первом»)
  • Способ посева ряда культур (Квадратно-гнездовой)
  • Сторонники английского парламента в период Английской буржуазной революции («Круглоголовые»)
  • Сбор казаков (Казачий круг)

 

 

Литература.

  1. Нартова-Бочавер С.К. Скоро в школу!, М., 1998
  2. Матюрин И., Чекаберия Е. Зрительная память. М., 1992
  3. Бодрова И. Технология развития памяти. М., 1999
  4. Ильина М. Готов ли ваш ребенок к школе? Минск, 1999
  5. Шмаков С. Ее величество – игра. М., 1992

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Квест-игра для воспитанников старшего дошкольного возраста «Экологический калейдоскоп»

Квест-игра для воспитанников старшего дошкольного возраста «Экологический калейдоскоп» Образовательная область: «Познавательное развитие». Цель: формирование понятия об экологической культуре у дошкольников. Задачи: сформировать у детей основные природоведческие представления и...

Многофункциональное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Во саду ли…

Многофункциональное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Во саду ли в огороде» Актуальность Дидактическое пособие предназначено для осуществления познавательного и речевого развития...

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством организации современных…

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством организации современных форм социальных акций Современные условия жизни сопряжены не только с проблемами...

Читайте также

Мастер-класс для педагогов «Эвристическая беседа как метод обучения дошкольников»

Мастер-класс для педагогов «Эвристическая беседа как метод обучения дошкольников» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения о методе...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Весна пришла» Цель: Развитие и закрепление лексико-грамматического строя речи и...

Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе детского сада «Ярмарка в…

Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе детского сада «Ярмарка в Золотом кольце» Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса...