Организация и эффективность работы по развитию духовно-нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации

 

ФГОС ДО одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания считает «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Эти положения отражены в Национальной доктрине образования в РФ, Концепции развития дошкольного образования, Государственном образовательном стандарте дошкольного образования, Концепции модернизации российского образования, Федеральной целевой программе развития российского образования,

Система работы в МБДОУ №14 г. Майкопа по нравственному воспитанию дошкольников происходит через различные виды деятельности, специфические для детей 4-6 лет: содержательный (представления ребенка об окружающем мире, о культуре народа, его традициях, о родной природе, об истории страны, о символах республики и России), эмоционально-побудительный (любовь к семье и родной стране, гордость за свою республику и страну, уважение к его культуре, уважение к своей семье и т.д.); деятельностный (труд, игра продуктивная деятельность, познавательная, музыкальная и продуктивная деятельность).

Чтобы получить представления детей о необходимости правил поведения и планирования работы нравственному воспитанию, вместе в педагогом-психологом используем методики "Сюжетные картинки" (разложить картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников в разные группы), "Закончи историю" (нужно закончить рассказ с какой-либо ситуацией на нравственную тему). Результаты данных методик выявляют, какие нравственные нормы освоены детьми в моей группе.

С детьми я провела цикл занятий под названием «Уроки доброты», включающие ситуативные беседы о добре, зле, честности, уважении к старшим, чтение сказок, сюжетно-ролевые игры, различные упражнения.

Наряду с традиционными методами работы по нравственному воспитанию (беседа, чтение, сюжетно-ролевые игры) я использую и инновационные методы. Это, прежде всего, метод проектов. Использование данного метода в системе духовно - нравственного воспитания, наиболее эффективен, так как он позволяет сочетать интересы всех участников воспитательного процесса: дошкольников, родителей (законных представителей), педагогов. Проектный метод даёт ребёнку возможность применять исследовательские, коммуникативные навыки, развивать творческие способности, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем мире. Так, в нашем детском саду реализованы проекты по нравственному воспитанию «Путешествие в страну Вежливости», «Хлеб-всему голова», «Наша дружная семья» и т.д.

Учитывая возраст детей, активно использую сказкотерапию, театрализованную деятельность как один из самых эффективных способов формирования нравственных качеств дошкольников. Не давая прямых наставлений сказка всегда содержит какой –либо нравственный урок. С помощью народных сказок воспитываются понятия «добро и зло», «хорошо и плохо», «можно и нельзя». Сказки, в которых положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, честностью и другими физическими и моральными качествами, становятся образцом для подражания.

Для формирования нравственных ценностей я использую также адыгейские пословицы и поговорки, адыгейские народные сказки, произведения наших адыгейских писателей Жанэ К. «Как внуки запутали бабушку»; «Вышивала Фатимет»; Куёк Н. «Сколько рук у дедушки»; Чуяко Дж. «Эта бабушка не чужая»; Нехай Р. «Добрый старик»; Гадагатль А. «Мамин помощник». Эти произведения о вежливости, труде, доброте, взаимопомощи, трудолюбии используются для формирования нравственных ценностей, элементов адыгагьэ.

Очень хочу, чтобы мои воспитанники выросли добрыми и милосердными, и внимательными к близким людьми, поэтому у нас в группе мы завели традицию передавать подарки тем, кто заболел, звонить им и справляться об их самочувствии: Во время телефонного звонка хором желаем скорее выздороветь. В «День добрых дел» дети просят своих родителей вместо покупки конфет перевести деньги на счет Русфонда (1 сообщение - 75 рублей) в помощь больным детям. Доброй традицией у нас стало украшение «Дерева доброты» в группе, на которое дети вешают сердечки после совершения добрых поступков.

Часть нравственного воспитания – трудовое воспитание. Большую роль в трудовом воспитании отвожу вовлечению детей в совместную трудовую деятельность, выполнению посильных трудовых поручений, участии в различных акциях, чтении, а затем обсуждении рассказов о труде людей разных профессий, стихов, сказок, в которых высмеивается лень и воспевается трудолюбие.

Для организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей большую роль играет организация предметной среды. Материал по нравственному воспитанию детей внесён во все зоны детской деятельности: элементы русского и адыгейского национального костюма, и предметы утвари, посуды, детские музыкальные инструменты, символы России и Адыгеи; серии картин «Профессии», «Наша Родина», «Детям о хлебе», «Мой дом»; настольные театры по русским народным сказкам, театр теневой, пальчиковый; сюжетно – ролевые игры с атрибутами: «Семья», «Ателье», «Библиотека», «Кафе», «Магазин», «Больница», наборы сюжетных картинок, знакомящие дошкольников с народными традициями;

Одна из новых форм развития познавательной деятельности и пополнения предметно-развивающей среды – это создание лэпбуков (в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap- колени, book- книга). Лэпбук -тематическая или интерактивная самодельная бумажная книжечка с кармашками, окошками, конвертиками, мини- книжками, и т. д., в которой собирается материал, по какой-то определенной теме. В нашей группе уже собраны лэпбуки «Моя Родина», «Моя семья», «Кем быть?», «Русские народные сказки». Их создание способствует развитию творческой и познавательной активности дошкольников, развивает навыки исследователя.

Большую роль в нравственном воспитании дошкольников несомненно играют родители. Ведь именно в семье закладываются нравственные устои, формируются нравственные ценности, ребенок получает первоначальные представления о добре и зле, о честности, доброте, отзывчивости. Моя роль, как воспитателя, активно вовлекать родителей в процесс формирования нравственных ценностей.

Поскольку основная часть родителей моих воспитанников – молодые родители, я с огорчением отмечаю, что многие из них не находят времени, чтобы пообщаться с ребенком, послушать внимательно его впечатления за прошедший день, похвалить за успехи или поддержать в неудачах и огорчениях. Многие родители грубы и несдержанны в общении с детьми. Поэтому, я считаю, что большое внимание нужно уделить и психолого-педагогическому просвещению родителей, распространению положительного опыта семейного воспитания.

Реализуя эти задачи, я провожу родительские собрания в виде родительских конференций, семейных клубов для обмена опытом семейного воспитания, распространения положительного опыта родителей. Темы, которые мы обсуждаем с родителями злободневные и острые «Всегда ли родитель прав?», «Почему ребенок лжет?», «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Наши семейные традиции», «Приобщение детей к национальной культуре». На такие собрания я приглашаю педагога-психолога, медицинского работника, даем консультации, рекомендуем список литературы, делимся опытом с другими родителями.

В ходе обсуждения применяю элементы тренинга, кейс-технологий, деловых игр, решению педагогических ситуаций. Родительские встречи в таких формах способствуют поиску верных вариантов решения различных проблем. Так, на одном из собраний в форме семинара-практикума педагог-психолог предлагают родителям оценить воспитанность своих детей, отвечая на различные вопросы. Родителям предложили проанализировать поведение своих детей с помощью фишек. Воспитатель зачитывал правило, а родители выкладывали фишки: красную - если ребёнок выполняет данное правило, желтую - если не всегда, не совсем правильно, синюю - если не выполняет. При помощи такого приёма родители смогли критически оценить поведение своих детей, сделать вывод, над чем ещё следует поработать с детьми.

Мы обращаем внимание родителей на то, как важно научить детей искренне радоваться успехам других, научить доброте, искренности. В конце собрания, собирая волшебный цветок из "Десяти заповедей родителей", родители увидели, как распускается "цветок воспитания". Всем участникам нашего урока воспитания было присвоено почетное звание "Домашний воспитатель" с вручением диплома.

Для укрепления семейных отношений использую возможности проектной деятельности. Детско-родительские проекты «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Герб семьи», «Профессии моих родителей» способствуют сплочению семьи, формированию интереса детей к истории своей семьи, его обычаям и традициям, гордости и уважения к ней.

Подводя итоги проделанной работы по нравственному воспитанию дошкольников, можно сделать вывод, что родители наших воспитанников стали более осознанно относиться к вопросам нравственного воспитания, внимательнее относится к своим детям, активнее участвовать в жизни группы. Надеюсь, что все наши усилия помогут нам вырастить счастливых, активных, здоровых, жизнелюбивых, общительных, гармонически развитых личностей и конечно же, хорошо воспитанных детей.

 

Использованная литература:

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.
  2. Елисеева Л.Н. Хрестоматия для маленьких― М.: Просвещение, 1987.
  3. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. - М.:Мозаика-Синтез., 2010.
  4. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144
  5. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2008.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий театрализации «Поможем Зайчику» для детей 2 младшей группы

Сценарий театрализации «Поможем Зайчику» для детей 2 младшей группы Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Задачи: 1. Создавать благоприятные условия для развития...

Конспект образовательной деятельности по физической культуре

Конспект образовательной деятельности по физической культуре Задачи: Отрабатывать ходьбу и бег по кругу; учить ползать по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Эта удивительная…

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Эта удивительная солнечная система» Цель: Вызвать интерес детей к изучению космоса, с помощью такой...

Читайте также

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по родному…

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по родному краю» Цель: Обобщить знания, полученные в течение года. Задачи: Обучающие задачи: Определить умение детей решать устные задачи. Продолжать...

Физкультурный досуг для детей старшей группы «День Здоровья»

Физкультурный досуг для детей старшей группы «День Здоровья» Цель: формировать представление о здоровом образе жизни; закрепить основные составляющие здоровья, вызвать желание заниматься физкультурой и...

Упражнения на суше для подготовительной части занятия по плаванию, в…

Упражнения на суше для подготовительной части занятия по плаванию, в старшей и подготовительной к школе группе детского сада Образовательная область: Физическое...