Сайт для воспитателей детских садов



Организация и эффективность работы по развитию духовно-нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации

 

ФГОС ДО одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания считает «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Эти положения отражены в Национальной доктрине образования в РФ, Концепции развития дошкольного образования, Государственном образовательном стандарте дошкольного образования, Концепции модернизации российского образования, Федеральной целевой программе развития российского образования,

Система работы в МБДОУ №14 г. Майкопа по нравственному воспитанию дошкольников происходит через различные виды деятельности, специфические для детей 4-6 лет: содержательный (представления ребенка об окружающем мире, о культуре народа, его традициях, о родной природе, об истории страны, о символах республики и России), эмоционально-побудительный (любовь к семье и родной стране, гордость за свою республику и страну, уважение к его культуре, уважение к своей семье и т.д.); деятельностный (труд, игра продуктивная деятельность, познавательная, музыкальная и продуктивная деятельность).

Чтобы получить представления детей о необходимости правил поведения и планирования работы нравственному воспитанию, вместе в педагогом-психологом используем методики "Сюжетные картинки" (разложить картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников в разные группы), "Закончи историю" (нужно закончить рассказ с какой-либо ситуацией на нравственную тему). Результаты данных методик выявляют, какие нравственные нормы освоены детьми в моей группе.

С детьми я провела цикл занятий под названием «Уроки доброты», включающие ситуативные беседы о добре, зле, честности, уважении к старшим, чтение сказок, сюжетно-ролевые игры, различные упражнения.

Наряду с традиционными методами работы по нравственному воспитанию (беседа, чтение, сюжетно-ролевые игры) я использую и инновационные методы. Это, прежде всего, метод проектов. Использование данного метода в системе духовно - нравственного воспитания, наиболее эффективен, так как он позволяет сочетать интересы всех участников воспитательного процесса: дошкольников, родителей (законных представителей), педагогов. Проектный метод даёт ребёнку возможность применять исследовательские, коммуникативные навыки, развивать творческие способности, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем мире. Так, в нашем детском саду реализованы проекты по нравственному воспитанию «Путешествие в страну Вежливости», «Хлеб-всему голова», «Наша дружная семья» и т.д.

Учитывая возраст детей, активно использую сказкотерапию, театрализованную деятельность как один из самых эффективных способов формирования нравственных качеств дошкольников. Не давая прямых наставлений сказка всегда содержит какой –либо нравственный урок. С помощью народных сказок воспитываются понятия «добро и зло», «хорошо и плохо», «можно и нельзя». Сказки, в которых положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, честностью и другими физическими и моральными качествами, становятся образцом для подражания.

Для формирования нравственных ценностей я использую также адыгейские пословицы и поговорки, адыгейские народные сказки, произведения наших адыгейских писателей Жанэ К. «Как внуки запутали бабушку»; «Вышивала Фатимет»; Куёк Н. «Сколько рук у дедушки»; Чуяко Дж. «Эта бабушка не чужая»; Нехай Р. «Добрый старик»; Гадагатль А. «Мамин помощник». Эти произведения о вежливости, труде, доброте, взаимопомощи, трудолюбии используются для формирования нравственных ценностей, элементов адыгагьэ.

Очень хочу, чтобы мои воспитанники выросли добрыми и милосердными, и внимательными к близким людьми, поэтому у нас в группе мы завели традицию передавать подарки тем, кто заболел, звонить им и справляться об их самочувствии: Во время телефонного звонка хором желаем скорее выздороветь. В «День добрых дел» дети просят своих родителей вместо покупки конфет перевести деньги на счет Русфонда (1 сообщение - 75 рублей) в помощь больным детям. Доброй традицией у нас стало украшение «Дерева доброты» в группе, на которое дети вешают сердечки после совершения добрых поступков.

Часть нравственного воспитания – трудовое воспитание. Большую роль в трудовом воспитании отвожу вовлечению детей в совместную трудовую деятельность, выполнению посильных трудовых поручений, участии в различных акциях, чтении, а затем обсуждении рассказов о труде людей разных профессий, стихов, сказок, в которых высмеивается лень и воспевается трудолюбие.

Для организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей большую роль играет организация предметной среды. Материал по нравственному воспитанию детей внесён во все зоны детской деятельности: элементы русского и адыгейского национального костюма, и предметы утвари, посуды, детские музыкальные инструменты, символы России и Адыгеи; серии картин «Профессии», «Наша Родина», «Детям о хлебе», «Мой дом»; настольные театры по русским народным сказкам, театр теневой, пальчиковый; сюжетно – ролевые игры с атрибутами: «Семья», «Ателье», «Библиотека», «Кафе», «Магазин», «Больница», наборы сюжетных картинок, знакомящие дошкольников с народными традициями;

Одна из новых форм развития познавательной деятельности и пополнения предметно-развивающей среды – это создание лэпбуков (в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap- колени, book- книга). Лэпбук -тематическая или интерактивная самодельная бумажная книжечка с кармашками, окошками, конвертиками, мини- книжками, и т. д., в которой собирается материал, по какой-то определенной теме. В нашей группе уже собраны лэпбуки «Моя Родина», «Моя семья», «Кем быть?», «Русские народные сказки». Их создание способствует развитию творческой и познавательной активности дошкольников, развивает навыки исследователя.

Большую роль в нравственном воспитании дошкольников несомненно играют родители. Ведь именно в семье закладываются нравственные устои, формируются нравственные ценности, ребенок получает первоначальные представления о добре и зле, о честности, доброте, отзывчивости. Моя роль, как воспитателя, активно вовлекать родителей в процесс формирования нравственных ценностей.

Поскольку основная часть родителей моих воспитанников – молодые родители, я с огорчением отмечаю, что многие из них не находят времени, чтобы пообщаться с ребенком, послушать внимательно его впечатления за прошедший день, похвалить за успехи или поддержать в неудачах и огорчениях. Многие родители грубы и несдержанны в общении с детьми. Поэтому, я считаю, что большое внимание нужно уделить и психолого-педагогическому просвещению родителей, распространению положительного опыта семейного воспитания.

Реализуя эти задачи, я провожу родительские собрания в виде родительских конференций, семейных клубов для обмена опытом семейного воспитания, распространения положительного опыта родителей. Темы, которые мы обсуждаем с родителями злободневные и острые «Всегда ли родитель прав?», «Почему ребенок лжет?», «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Наши семейные традиции», «Приобщение детей к национальной культуре». На такие собрания я приглашаю педагога-психолога, медицинского работника, даем консультации, рекомендуем список литературы, делимся опытом с другими родителями.

В ходе обсуждения применяю элементы тренинга, кейс-технологий, деловых игр, решению педагогических ситуаций. Родительские встречи в таких формах способствуют поиску верных вариантов решения различных проблем. Так, на одном из собраний в форме семинара-практикума педагог-психолог предлагают родителям оценить воспитанность своих детей, отвечая на различные вопросы. Родителям предложили проанализировать поведение своих детей с помощью фишек. Воспитатель зачитывал правило, а родители выкладывали фишки: красную - если ребёнок выполняет данное правило, желтую - если не всегда, не совсем правильно, синюю - если не выполняет. При помощи такого приёма родители смогли критически оценить поведение своих детей, сделать вывод, над чем ещё следует поработать с детьми.

Мы обращаем внимание родителей на то, как важно научить детей искренне радоваться успехам других, научить доброте, искренности. В конце собрания, собирая волшебный цветок из "Десяти заповедей родителей", родители увидели, как распускается "цветок воспитания". Всем участникам нашего урока воспитания было присвоено почетное звание "Домашний воспитатель" с вручением диплома.

Для укрепления семейных отношений использую возможности проектной деятельности. Детско-родительские проекты «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Герб семьи», «Профессии моих родителей» способствуют сплочению семьи, формированию интереса детей к истории своей семьи, его обычаям и традициям, гордости и уважения к ней.

Подводя итоги проделанной работы по нравственному воспитанию дошкольников, можно сделать вывод, что родители наших воспитанников стали более осознанно относиться к вопросам нравственного воспитания, внимательнее относится к своим детям, активнее участвовать в жизни группы. Надеюсь, что все наши усилия помогут нам вырастить счастливых, активных, здоровых, жизнелюбивых, общительных, гармонически развитых личностей и конечно же, хорошо воспитанных детей.

 

Использованная литература:

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.
  2. Елисеева Л.Н. Хрестоматия для маленьких― М.: Просвещение, 1987.
  3. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. - М.:Мозаика-Синтез., 2010.
  4. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144
  5. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2008.
0 Плохо0


Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность




Вход на сайт


Комментарии

  • церенова нина
    консультация полезна для родителей

    Подробнее...

     
  • Елена Шевченко
    Огромное Спасибо!!!!

    Подробнее...

     
  • Разита
    Хотелось бы использовать ваш проект в своей работе.

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Спасибо, Ваш материал очень понравился.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Спасибо, замечательная работа!!!

    Подробнее...

Добавить статью на сайт