Дизартрия. Причины возникновения дизартрии. Анартрия - отличия и схожесть

 

Введение

Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.

Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме. Тяжелая форма чаще всего рассматривается в рамках детского церебрального паралича и является его компонентом. Нарушение речи при самых тяжелых поражениях ЦНС, когда речь становится практически невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц, называется анартрией. Дети с тяжелой формой получают комплексную логопедическую и врачебную помощь в специальных учреждениях: детских садах и школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата.

В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент). Эти формы проявляются в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи - она понятна для окружающих, но нечеткая.

Понятие дизартрии. Виды дизартрии

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.

Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

У детей- дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением. Голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий. Ритм дыхания нарушен. Речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

Выделяют бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую, корковую, мозжечковую и так называемые “стертые” формы дизартрии [ 4 ].

Бульбарная дизартрия (от латинского bulbus – луковица, т.е. относящаяся к продолговатому мозгу) — форма дизартрии, при которой речедвигательные расстройства развиваются вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов или их ядер. При бульбарной дизартрии наблюдается периферический парез (т.е уменьшение силы или амплитуды движения, неполный паралич) или паралич лицевой мускулатуры. Развиваются вялые параличи мышц губ, одной щеки, что приводит к нарушению и нечеткости артикуляции губных звуков. При двусторонних поражениях нарушения звукопроизношения наиболее выражены. Грубо искажается произношение всех губных звуков по типу приближения их к единому глухому щелевому губному звуку. Звонкие согласные оглушаются. Эти нарушения произношения сопровождаются назализацией.

По внешним клиническим проявлениям бульбарная дизартрия похожа на псевдобульбарную, но бульбарная дизартрия — это поражение самих ядер или корешков черепно- мозговых нервов (7- я, 9- я, 10- я, 12- я пара). Такое поражение даёт парез речевой мускулатуры, которое носит достаточно избирательный характер. Например, может наблюдаться поражение только лицевого нерва, только губной мускулатуры или вялость мягкого нёба. При бульбарной дизартрии нарушается как произвольные речевые движения, так и непроизвольные. При псевдобульбарной же преимущественно страдает произвольное движение. При бульбарной дизартрии в речи может страдать одно движение. Например, “язык кверху”. При бульбарной дизартрии страдают гласные, все звуки приглушены. А при псевдобульбарной присутствует достаточная звучность и звонкость.

Псевдобульбарная дизартрия (от греческого pseudes – ложный) — форма дизартрии, возникающая при двустороннем поражении двигательных корково- ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола. Влечёт центральный паралич мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами. Различают три формы псевдобульбарной дизартрии:

  • Спастическую (т.е. спазматическую);
  • Паретическую (паретичность – неподвижность мышц);
  • Смешанную (спастико- паретическую).

Подкорковая дизартрия (от латинских extra – внешне и pyramidalis – пирамидный) — форма дизартрии, которая возникает при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. Иногда подкорковая дизартрия также называется экстрапирамидной или гиперкинетической. Она определяется по наличию гиперкинезов в лицевой, дыхательной мускулатуре, языке. Произношение отдельных звуков может быть сохранно. Общая разборчивость речи зависит от управления речевым дыханием и голосом, и зависит от силы голоса. При хорошем звучании голоса речь может быть достаточно понятной. Звонкость голоса непостоянна. Обычно идёт затухание к концу фразы. Голос может быть глухим, напряженным. Отсутствует плавности речи. Трудность подчинения ритма дыхания произвольной регуляции приводит к тому, что звукопроизношение непостоянно. При подкорковой дизартрии наблюдается дискоординация движений дыхательных и артикуляционных мышц. Часто повышен тонус мышц шеи и плечевого пояса. Отсутствует стабильность в построении фразы. Часто наблюдается саливация. При резких спазмах речь невозможна. При подкорковой дизартрии часто наблюдаются нарушения орального праксиса – кинестетическая диспраксия. Подкорковая дизартрия может сочетаться с нарушениями слуха по типу нейросенсорной тугоухости.

Корковая дизартрия — формы дизартрии, при которых моторные расстройства речи возникают в связи с очаговым поражением коры головного мозга. Корковая дизартрия может наблюдаться при двусторонних или односторонних поражениях нижнего отдела передней центральной извилины, при односторонних поражениях коры доминантного полушария мозга. Выделяют кинетический и кинестетический варианты корковой дизартрии.

Мозжечковая дизартрия — форма дизартрии, при которой имеет место поражение мозжечка или его проводящих путей. Речь замедленная, толчкообразная, скандированная, с нарушением модуляции ударений. Голос затухает к концу фразы. При мозжечковой дизартрии отмечается пониженный тонус мышц языка и губ. Язык тонкий, распластанный, его подвижность ограничена, темп движений замедлен. Движения языка неточные, может наблюдаться тремор языка. Большинство звуков при мозжечковой дизартрии назализованы.

Стертая дизартрия – это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. Такая форма дизартрии встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре слов. Стертая дизартрия по своим проявлениям очень похожа на сложную дислалию.

Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки - дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребенка хорошо пережевывать и твердую пищу.

Труднее у таких детей воспитываются культурно- гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно.

Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Также они испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку.

Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге.

Симптомы дизартрии

Речевые:

- нарушение звукопроизношения. В зависимости от степени поражения может страдать произношение всех или нескольких согласных. Может нарушаться и произношение гласных звуков (они произносятся неясно, искаженно, часто с носовым оттенком);

- нарушение просодики - темпа, ритма, модуляции, интонации;

- нарушение восприятия фонем (звуков) и их различения. Возникает вследствие нечеткой, смазанной речи, которая не дает возможности сформироваться правильному слуховому образу звука;

- нарушение грамматического строя речи.

Неречевые:

- нарушения двигательного аппарата (дизартрия всегда сопровождает ДЦП);

- нарушение эмоционально- волевой сферы;

- нарушение ряда психических функций (внимание, память, мышление);

- нарушение познавательной деятельности;

- своеобразное формирование личности.

Причины возникновения дизартрии

Искаженное произношение звуков возникает вследствие органического поражения тех участков головного мозга, которые составляют речедвигательную зону. Среди причин важное значение имеют:

- асфиксия (удушье) новорожденных;

- отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония, нефропатия во время беременности и др.);

- поражение нервной системы при гемолитической болезни, обусловленной несовместимостью групп крови матери и плода или по резус- фактору;

- инфекционные заболевания (ОРВИ, грипп и др.), перенесенные во время беременности;

- стремительные или затяжные роды;

- длительный безводный период;

- механическое родовспоможение (щипцы, вакуум);

- черепно- мозговые травмы;

реже:

- нарушения мозгового кровообращения;

- опухоли головного мозга;

- пороки развития нервной системы, например, врожденная аплазия ядер черепно- мозговых нервов (синдром Мебиуса);

- наследственные болезни нервной и нервно- мышечной систем.

Анартрия. Отличия и схожесть с дизартрией

Нарушение речи при самых тяжелых поражениях ЦНС, когда речь становится практически невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц, называется анартрией. При классификации дизартрии по степени понятности речи для окружающих (1- я степень, при которой нарушения речи может выявить только специалист; 2- я, при которой речь понятна окружающим, но всем заметны и нарушения звукопроизношения; 3- я, когда речь понятна только близким ребенка и лишь частично – окружающим) [1], анартрия относится к четвертой, самой тяжелой степени и в свою очередь может подразделяться на тяжелую форму анартрии, когда речь и голос отсутствуют полностью, среднюю, при которой могут присутствовать некоторые звуковые реакции, и легкую, при наличии определенной звуко- слоговой активности.

Анартрия (греч. arthroo - членораздельно произносить) - нарушение речи в виде полного отсутствия способности произносить буквы, слоги, слова.

Анартрия является результатом бульбарного или псевдобульбарного паралича, при котором нарушается функция мышц языка, губ, глотки, гортани, участвующих в артикуляции. Наиболее часто анартрия наблюдается при боковом амиотрофическом склерозе, сирингобульбии, прогрессивном бульбарном параличе, как последствие нарушений мозгового кровообращения (множественные очаги размягчения), при миастении, стволовой форме полиомиелита, а также вследствие таких анатомических дефектов, как волчья пасть, заячья губа, дефекты твердого неба, носовой перегородки, зубных рядов. Анартрия является тяжелой формой дизартрии.

Анартрик не в состоянии громко читать и повторять слова; способность писать обыкновенно вполне сохранена, так же, как и понимание письменной и разговорной речи; интеллект остается не задетым. Страдающему анартрией лишь иногда удается невнятно произнести несколько слогов или же гласных звуков; нередко при этом наблюдаются носовой оттенок и хриплость голоса.

Главным отличием является то, что анартрия - это невозможность говорить из- за отсутствия артикуляции речи, а дизартрия - это затруднение в произношении отдельных звуков, из которых складывается речь.

Схожесть же заключается в том, что оба Расстройства речи происходят из- за нарушения артикуляции, возникающего вследствие поражения мышц или нервов, участвующих в произношении.

Заключение

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.

Существуют несколько форм дизартрии: бульбарная, подкорковая, мозжечковая, корковая, стертая, псевдобульбарная. Наиболее часто встречается стертая форма дизартрии.

Причины дизартрии обычно кроются в различных нарушениях в перинатальный период.

Анартрия – это отсутствие способности произносить звуки, слоги, слова, в то время как дизартрия - это неясность речи, ее неточность. Образный «диагностический симптом» дизартрии: «Говорит, как с кашей во рту». Анартрия сопровождается параличом мышц артикуляционного аппарата.

При дизартрии требуется комплексное лечебно- педагогическое воздействие. Логопедическая коррекция производится в сочетании с медикаментозным лечением и ЛФК. Особое значение приобретает использование при коррекции произносительной стороны речи логопедических инструментов. В детской логопедической практике важная роль отводится общему развитию всех сторон речи: словаря, грамматического строя, фонематического слуха, поскольку дети, страдающие дизартрией, испытывают в школьные годы трудности в усвоении письменной речи. Наиболее целесообразно обучение таких детей в дошкольном периоде в логопедических группах детского сада, в школьные годы — в специальных речевых школах.

Список литературы.

  1. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. - М.: «Владос», 2009 - с. 287.
  2. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. - М., 1982 - с. 75.
  3. Понятийно- терминологический словарь логопеда./Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1997 - с. 400.
  4. Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектологов факультетов пед. ин- тов. Изд. 2- е, доп. и перераб. - М.: «Просвещение», 1973 - с. 272.
  5. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых форм дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. М., 1974, №4.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Подготовка ребёнка к школе, сопровождение будущих первоклассников и их родителей…

Подготовка ребёнка к школе, сопровождение будущих первоклассников и их родителей в детском саду Роль родителей в подготовке детей к школе, несомненно...

Сценарий спортивно-музыкального праздника «Моя спортивная мама» для детей старшего возраста…

Сценарий спортивно-музыкального праздника «Моя спортивная мама» для детей старшего возраста (совместно с родителями) Цель: формирование здорового образа жизни, вовлечение родителей в...

Проект «Наши добрые дела и поступки» в средней группе

Проект «Наши добрые дела и поступки» в средней группе Актуальность: Доброта – это внутреннее чувство человека. Люди, совершающие добрые дела, для...

Читайте также

Сохранение традиций в семье и в детском саду

Сохранение традиций в семье и в детском саду Традиции большая редкость в наши дни. Между тем ничто так не сплачивает семью...

Занятия для дошкольников 6-7 лет «Знакомство с деньгами»

Занятия для дошкольников 6-7 лет «Знакомство с деньгами» Цель: формирование основ финансовой грамотности, содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста. Образовательные задачи: Расширять...

Конспект по развитию речи для детей младшей группы. Тема: «Домашние…

Конспект по развитию речи для детей младшей группы Тема: «Домашние животные» Задачи:1. Способствовать усвоению обобщающего понятия домашние животные.2. Развивать умения детей...