«Влияние нетрадиционных форм рисования на развитие творчества детей»

   В своей работе я стремилась достичь следующих целей:

- приобщить детей к наблюдению за действительностью;

- развивать важнейшие для художественного творчества умения видеть мир глазами творца- художника;

- формировать наблюдательность и внимательность;

- предоставить свободу в отражении доступными для ребёнка художественными средствами своего видения мира.

Я заметила, что новые подходы раскрепощают ребёнка. Он уже не боится, что у него что- то не получится, не много техники и пятно на листе бумаги превращается в зайчика, смешного человечка, морское чудовище и т.д.

Ребёнку легче поставить на лист пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки. При этом решается ещё одна задача- подготовка руки к письму. Учёные придают большое значение так называемым мышечным ощущениям руки и именно с ними связывают развитие двигательного центра речи. Научно доказано, что тонкие движения пальцев рук (мелкая моторика) непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных) центров речи. Таким образом, во время рисования развивается не только рука, но и речь ребёнка.

Какое счастье излучают глаза детей, когда у них что- то получается. Они готовы трудиться ещё и ещё. Рисование- действие, которое привлекает внимание и главное здесь- «Я сам!».

С любопытством дети наблюдают, как растекается капля краски, чернил или туши на влажном листе бумаги. Их поражает сам момент неожиданного появления на чистом листе яркого движущегося пятна. Оно расплывается, как нечто живое и непонятное. Чем раньше мы обратим внимание на цвет травы, листьев, цветов, неба, солнца, на звук дождя, ветра, пение птиц, чем больше впечатлений получит от соприкосновения с Красотой Природы, Мира, тем скорее у него возникает потребность в самовыражении.

Часто можно услышать от детей: «Я не умею рисовать». Давай попробуем вместе. Тебе лист бумаги, мне лист бумаги, тебе карандаш и мне карандаш. Нарисуем Солнце, большое, во весь лист, круглое, доброе, тёплое. Оно улыбается как мама, протягивает к нам руки- лучи. Разве это не чудо?

Только что лист был белый, чистый и вдруг… Родилось Солнце, живое, доброе, родилось не само мы ему помогли.

Начиная работу с детьми, я стараюсь, прежде всего, создать у детей хорошее настроение, вызвать доброжелательное отношение и интерес к изобразительной деятельности. Предлагаю детям свободный выбор материалов, и сразу становится видно, кто чему отдаёт предпочтение, в какой технике ребёнок чувствует себя увереннее, что у него ещё не получается, в чём надо помочь. Выясняя детский замысел, стремясь понять, в чём надо помочь, используя приём индивидуальной беседы шепотом, «на ушко» с каждым ребёнком. После каждого занятия в свободной самостоятельной деятельности или в индивидуальной работе повторяю с детьми показанный на занятии приём, отмечаю, над чем нужно поработать с отдельными детьми.

К работе я активно привлекаю родителей: они должны быть помощниками своим детям. Для этого предлагаю им основные правила:

1. Ребёнок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физиологическое и психологическое пространство.

2. У ребёнка не должно быть недостатка в цветных карандашах, красках, фломастерах, мелках и т.д.

3. Сюжет рисунка не должен подвергаться критике.

4. Рисунки, отобранные самим ребёнком нужно повесить где- нибудь в удобном месте и попросить ребёнка прокомментировать их.

Предлагаю родителям, чтобы их дети рисовали всё, о чём ребёнок любит говорить, и говорить с ним обо всём, что он любит рисовать.

Существует много способов, которые помогают привить ребёнку интерес к рисованию. Наиболее эффективные и увлекательные - это такие как:

1. Рисование на подносе высыпаем на поднос манную крупу и проводим пальцем разнообразные линии.

2. Рисование ладошкой. Разводим в блюдце гуашевую краску, опускаем в неё ладонь, оставляем отпечаток на листе бумаги.

3. Рисование ребром ладони.

4. Пальчиковая живопись. (Ягоды калины).

5. Рисование щепоткой. (Следы на снегу).

6. Рисование ягодами. Берём сочную ягоду, прижмём её к листу бумаги и проведём самые разные линии.

7. Рисование зубной щёткой.

8. Рисование верёвочкой. Показываем детям, как можно «рисовать» с помощью самой обыкновенной верёвочки. Начинаем с самых простых рисунков: рыбка, мышка, сердечко и т.д.

9. Рисование пластиковой бутылочкой (из- под шампуня, клея), которая плотно обматывается тонкой бельевой верёвкой, губкой наносится краска, затем катим бутылочку по листу бумаги.

10. Монотипия, краска наносится на целлофан или кусочек бумаги, можно на стекло, а потом этот кусочек прикладывается к той бумаге, на которой наносится изображение.

11. Рисунок свечой. Получается «волшебный рисунок» - он есть и его не видно. Затем наносится краска, и рисунок проступает на цветном фоне.

12. Рисовать можно по мокрой бумаге, сначала лист смачивается чистой водой, а потом кистью или пальцами наносится изображение. Оно получается как бы размытое под дождём или в тумане.

13. Интересно рисовать краской прямо из тюбика, но необходимо научить ребёнка выжимать её на бумагу, поворачивая тюбик в нужную сторону.

14. Кляксография. Капнуть кляксу на лист бумаги, определить, на что похоже и дорисовать недостающие детали.

15. Точечный рисунок- весь рисунок состоит из отдельных точек наносится кончиком кисти, пальцами, точки могут быть разного размера.

16. Рисование клеем. На чистый лист бумаги наносится контурный рисунок канцелярским клеем (на колпачке вырезается дырочка) так, чтобы рисунок был выпуклым. Подождать пока высохнет клей и тогда наносится краска, причём краска жидкая, чтобы свободно растекалась.

17. Использование печатей и штампов, пробковая печать, штампы из картофеля или моркови.

18. Использование трафаретов, рисование пипеткой, зубной пастой.

Мне интересны новые взгляды на детское творчество в изобразительной деятельности. Я считаю, что на современном этапе развития общества педагог обязан познакомить детей как с традиционными, устоявшимися методами в изобразительной деятельности, так и с новыми взглядами, новаторскими идеями, «свежими» мыслями, способами, техниками, воплощение, их несложное, а результат превосходит все ожидания.

Нетрадиционные методы рисования - одно из средств выражения своего «Я».

Овладение разнообразными движениями руки, способами действия различными материалами имеет важное значение не только для развития изобразительной деятельности ребёнка, но и для его психического развития. Развитие моторики имеет огромное значение для развития мышления, воображения, памяти, различных способностей, как образно сказал В.А.Сухомлинский «способности детей на кончиках пальцев». В работе в нетрадиционной технике акцент сделан на развитие творчества, на формирование художественного вкуса.

Я работаю по общим требованиям, предъявляемых к воспитанию. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, используя в своей работе программы «Детство» и «Радуга».

Воспитываю у детей целостное и всестороннее развитие творческих способностей, экологическую культуру и нравственность, широкий кругозор на основе комплексного использования различных видов искусства и организации детской деятельности.

Изобразительная деятельность ребёнка приобретает художественно- творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов- представлений и овладения способами изображения. Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут лишь они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в «белогривые лошадки», а небо помещается в бутоне цветка. Глубинный, скрытый смысл изображения понятен только маленькому художнику. Ребёнку нельзя навязывать определённые штампы и стереотипы (трава - зелёная, небо - голубое).

Собственный опыт работы с детьми показывает: дети с большим удовольствием рисуют, используя разнообразные материалы, детям нравится новизна.

Рисование с помощью ладони - одно из любимейших детских занятий. Оно не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные. С помощью ладошек можно делать отпечатки на бумаге и превращать их разные образы. Например, если нарисовать ствол дерева, изобразить стройную сосну, пальму или раскидистый куст. Портрет любого животного можно изобразить на ладони и отпечатать на листе бумаги. Красивые аппликации получаются из обведённых на цветную бумагу и вырезанных ладошек. Это листья, цветы, птицы, осьминожки. Удивительные, фантастические образы получаются из обведённых фломастером ладошек с подрисованными элементами. Птицы, рыбы, растения, украшенных декоративными узорами с помощью фломастеров или стержневых авторучек.

Занятия подобного рода помогают каждому малышу больше узнать о красках, запомнить названия цветов и их оттенков. Важно, чтобы дети испытали от игры с красками истинную радость. Такие игры с окрасками, водой и бумагой развивают пространственное воображение и неординарное мышление, учат ценить всё красивое и аккуратно выполненное. Воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельные решения. А так же черты характера, необходимые подрастающему человеку и сейчас и в будущем, кем бы он ни стал- художником, строителем, педагогом, физиком или математиком.

У каждого ребёнка есть свои «драгоценности»- камешки, гвозди, кусочки кружева, бусики, пуговицы и многое другое. На взгляд взрослого это «ненужные вещи и предметы для ребёнка». Но на сколько они ценней и значимей чем настоящие дорогие игрушки. А почему бы эти «необычные» материалы не включить в детское творчество? Именно то, что ближе и понятнее ребёнку должно помочь ему в изобразительной деятельности. Ведь материалы, с которыми дети соприкасаются, часто случайно вызывают у них стремление посмотреть, потрогать, каждый новый навык- достижение и предмет гордости.

В процессе работы ребёнок открывает для себя такие понятия как «линия», «цвет», «форма», «ритм». Это порой происходит неосознанно, интуитивно, ребёнок просто увлекается доступным ему в данный момент материалом. Любой предмет, который в обычной жизни неприметен, в руках ребёнка оживает, преображается в некоторую смысловую нагрузку. Например, веточка кустарника, окрашенная белой краской, в одном случае может быть деревом, в другом - морским кораллом; кружево из белоснежного айсберга превращаются в крылья бабочек.

Детская работа не должна быть только живописной или графической. Она может и должна включать и другие изобразительные материалы. Лучше всего для этого подходит коллаж (приклеивание к какой- либо основе, выбранной как фон, материалов, отличающихся по цвету и фактуре). При работе над коллажем детям предоставляется возможность познакомиться с различными материалами: бумагой разной фактуры, красками, жидким мелом, цветным клистиром, бросовым материалом. А так же с нетрадиционными техниками рисования: пальцами, тычком, промакиванием и другими. Это пробуждает интерес к восприятию отдельных предметов, к желанию выразить свою творческую идею с помощью разных средств.

В работе с детьми нужно уметь использовать и сочетать различные материалы и сочетать, различные материалы в одном рисунке. Это позволяет добиться большей выразительности изображения, то, что трудно передать одним материалом, дополняется другим. Сочетание различных материалов в одном рисунке не может быть случайным: всякий раз нужно добиться большей выразительности.

Использование различных материалов обогащает детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными повысит эстетическую сторону рисунка. Вне занятий, например, на участке детского сада и на стенах навесов (в зимнее время), можно вылепить из снега крупные декоративные скульптуры животных и их барельефное изображения.

Я подготавливаю необходимое оборудование: деревянные лопатки, совки, различные формочки, подкрашенную воду всевозможных оттенков. Подкрашенная вода разливается в разнообразные формочки, и выставляется на мороз. Весь процесс изготовления льда должен проходить в присутствии детей. Они сами могут разводить краски и разливать воду в форму. Замёрзшие цветные формы целиком или цветные куски льда используются в декорировании снежных скульптур.

Далее снежную фигуру расписывают гуашью насыщенных цветов: красным, желтым, оранжевым, синим, зелёным, чёрным. Фигуры вносят декоративность в оформление участка, дети обычно работают с увлечением, после устраивают вокруг скульптуры хоровод, проводят игры.

Дети любят рисовать на асфальте цветными мелками, водой налитой в пластмассовую бутылку с дыркой в пробке. Такие рисунки вносят новизну в творческий процесс детей, активизируют сам процесс, происходит новое понимание детьми масштабов изображения, отличаются от размеров альбомного листа.

На участке есть песок, один из любимых материалов детей, из которого они лепят, а также рисуют на нем любым предметом, попавшим под руку. Самое интересное заключается в том, что если что- то не получается, то можно легко стереть и изобразить снова, добавляя в рисунок различный природный материал; камешек, веточку, перо, листик, цветок, ракушку, и многое другое.

Такие рисунки становятся более выразительными.

На основе практических занятий с детьми я использую различные виды нетрадиционной техники рисования и надеюсь, что накопленный опыт окажется полезным и для других.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Квест-игра для воспитанников старшего дошкольного возраста «Экологический калейдоскоп»

Квест-игра для воспитанников старшего дошкольного возраста «Экологический калейдоскоп» Образовательная область: «Познавательное развитие». Цель: формирование понятия об экологической культуре у дошкольников. Задачи: сформировать у детей основные природоведческие представления и...

Квест-игра «Путешествие с загадками» в старшей группе

Квест-игра «Путешествие с загадками» в старшей группе Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Цель: Развитие...

Дидактическая игра «Веселая корзиночка»

Дидактическая игра «Веселая корзиночка» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Веселая корзиночка» предназначена для детей 3-4 лет. Игра направлена на развитие памяти...

Читайте также

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Тюльпанчик» на тему:…

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Тюльпанчик» на тему: «В мире насекомых» (С использованием интерактивной доски, песочных столов) Цели: - В увлекательной форме познакомить детей...

Конспект НОД в первой младшей группе по лепке «Вот какой…

Конспект НОД в первой младшей группе по лепке «Вот какой красивый у нас ёжик получился» Цель: Учить детей лепить образ ежика: туловище...

НОД «Прогулки Саши и Маши по славному городу Самара»

НОД «Прогулки Саши и Маши по славному городу Самара» Образовательная область: познавательное развитие. Возрастная группа: подготовительная группа. Основные цели: Формировать представления о достопримечательностях...