«Пример руководства самостоятельной игрой детей первой младшей группы с учетом полоролевой социализации»

Цели: расширение тематики   сюжетно-ролевых игр, формирование внутреннего плана действий, формирование умения определять правильную последовательность игровых действий, умения действовать в рамках определённого сюжета, способствование овладению детьми речевым поведением; учить самостоятельно распределять роли, длительно сохранять игровые объединения.

Предварительная работа.

1. Рассматривание картин «На строительстве дома», «День рождения куклы», рассматривание иллюстраций в книгах с изображением поездок на автобусе, машине.

2. Игра воспитателя на глазах у детей, совместная игра воспитателя с ребенком, с группой детей.

3. Беседа на тему «Кем работает мама, кем работает папа»; занятие с предметными картинками «Профессии».

4. Беседы на тему «Празднование дня рождения», «Как принимают гостей»;

Материал: куклы, кукольная посудка, муляжи конфет и печений, напольный стороитель, большие напольные машины (грузовые машины, экскаватор), чертежи различных построек из строителя; детские стульчики, игрушечный руль для водителя, сумка с нарезанным прямоугольными бумажками (билеты), сумка для кондуктора муляжи денежных купюр из игры «Монополия».

В групповом помещении находятся три группы детей. Первая группа детей играет в игровом уголке «Столовая». Вторая группа детей играет с напольным строителем и набором машин средней величины, третья группа сидят на стульчиках поставленных в ряд – едут в автобусе, один из них взял руль – он шофер.

Воспитатель подходит по очереди к каждой группе детей, осуществляя опосредованное руководство игрой с помощью наводящих вопросов.

Воспитатель подходит к детям играющим в уголке «Столовая». Ира, Лиза и Настя наливают куклам чай и поят их из чашки. Для того, чтобы помочь детям выстроить четкую последовательность действий для полноценной реализации сюжета игры воспитатель задает следующие вопросы.

Воспитатель. Ребята, а что же такое куклы у вас делают?

Дети. Чай пьют.

Воспитатель. А по какому поводу они у вас собрались – просто так или праздник у них какой-нибудь, День рождения например.

Дети. День рождения!

Воспитатель. Я так и подумала: вон какие у вас куклы нарядные, посудка красивая, на столе угощение – конфеты, печенье. А у какой же куклы тут день рождения?

Дети. Вот у нее (показывают на самую нарядную куклу).

Воспитатель.

Кукол в платья наряжали,

Кукол в гости приглашали,

Сладким чаем их поили

И коврижками кормили.

Воспитатель. Наверное сейчас куклы будут пить чай с конфетами и печеньем?

Дети. Да.

Помогая детям определить последовательность действий воспитатель задает детям следующие вопросы.

Воспитатель. Ребята, а гости уже поздравили куклу Машу с днем рождения, подарки подарили?

Дети обыгрывают поздравление куклы Маши с днем рождения.

Воспитатель. А гости что то грустные сидят, наверное хозяйке пора их чаем угостить, только наверно надо выяснить сколько ложечек сахара каждому гостю нужно в чашку положить.

Дети продолжают играть, воспитатель переходит к другой группе детей, которые играют в строителей.

Воспитатель. Ребята, что это вы такое строите?

Дети. Дом.

Воспитатель.

За кирпичиком кирпич

Вырастают стены:

И красивы, и прочны

Будут непременно.

Какой большой дом вы строите, похож на замок. А если вы строите, значит вы наверное строители и здесь у вас стройка. А кроме рабочих кто еще на стройке работает, помните мы на занятии беседовали об этом и картинки рассматривали.

Дети (перечисляют с помощью воспитателя). Архитектор, прораб, водитель грузовика, экскаваторщик.

Далее воспитатель помогает распределить роли.

Чтобы помочь детям войти в роль и определить последовательность действий для более полного развертывания игрового сюжета воспитатель задает следующие вопросы.

Воспитатель. Ребята, а кто главный на стройке, кто говорит строителям как строить и из какого материала?

Дети. Прораб.

Воспитатель. Но что бы самому это узнать прораб сначала должен посмотреть на проект, а кто приносит ему проект? (дети отвечают). Правильно, архитектор. Посмотрите вот здесь на столе у нас лежат разные чертежи, архитектор может выбрать один из них и принести прорабу.

Воспитатель. А когда прораб отберет детали из которых строить дом, кто привезет их на стройку? (дети отвечают). Правильно, водитель грузовика.

Воспитатель. Архитектор приносит проект, прораб отбирает материал и руководит стройкой, водитель грузовика привозит на стройку строительный материал на своем грузовике, а строители строят дом. А экскаватор для чего нужен на стройке. (ответы детей). Правильно, он капает котлован под фундамент для дома.

Дет продолжают играть, а воспитатель переходит к последней группе детей которые играют в «автобус».

Воспитатель. Дети, куда же вы едете.

Дети. На работу.

Воспитатель. А кто же у вас водитель?

Дети. Кирюща.

Воспитатель. Да, теперь вижу, водитель крутит руль нажимает на педаль и автобус едет.

Качу,

Лечу

Во весь опор.

Я сам — шофер,

И сам — мотор.

Нажимаю

На педаль-

И автобус

Мчится вдаль!

А пассажиры когда заходят в автобус что должны купить?

Дети. Билеты.

Воспитатель. а кто же продает билеты, помните, мы на занятии с вами беседовали об этом и картинки рассматривали. (дети отвечают, воспитатель помогает им, корректирует ответы). Вот посмотрите какая сумка на столе стоит, совсем как у кондуктора, а в ней билеты.

Дети с помощью воспитателя выбирают кондуктора.

Далее воспитатель помогает детям наметить внутренний план действий.

Воспитатель. когда автобус приехал на остановку и пассажиры сели на свои места, что они сначала должны сделать. (дети отвечают). Правильно, купить билеты у кондуктора.

Воспитатель. Вот автобус остановился, водитель наверное должен объявить остановку. (действия детей). пассажиры, которым нужно выйти на этой остановке выходят, а автобус дальше поехал.

Дети продолжают играть.




Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Тематическое развлечение по экологическому воспитанию «Куда пропали птицы»

Тематическое развлечение по экологическому воспитанию «Куда пропали птицы»

Организация речевого развития детей в ДОУ «Клад волшебника» (конспект занятия…

Организация речевого развития детей в ДОУ «Клад волшебника» (Конспект занятия по развитию речи в старшей группе) Цель: Формирование правильной грамматической структуры...

Логопедическое пособие «По страницам скаки «Три медведя»

Логопедическое пособие «По страницам скаки «Три медведя»

Читайте также

Педагогический проект «Куклы разных народов»

Педагогический проект «Куклы разных народов» Паспорт педагогического проекта 1. Тема проекта Ознакомление детей с предметами декоративно-прикладного искусства. 2. Вид проекта Творческий, учебно-познавательный 3. Актуальность проекта Актуальность проекта...

Конспект интегрированного занятия в средней группе по теме «Зачем зайчику…

Конспект интегрированного занятия в средней группе по теме «Зачем зайчику другая шубка?» Цель: закрепить знания детей о разных периодах осени и...

Ознакомление детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности

Ознакомление детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности «Самое дорогое у человека – это жизнь». Н. А. Островский. Потребность обучения и ознакомления детей правилами...