«Пример руководства самостоятельной игрой детей первой младшей группы с учетом полоролевой социализации»
Цели: расширение тематики сюжетно-ролевых игр, формирование внутреннего плана действий, формирование умения определять правильную последовательность игровых действий, умения действовать в рамках определённого сюжета, способствование овладению детьми речевым поведением; учить самостоятельно распределять роли, длительно сохранять игровые объединения.
Предварительная работа.
1. Рассматривание картин «На строительстве дома», «День рождения куклы», рассматривание иллюстраций в книгах с изображением поездок на автобусе, машине.
2. Игра воспитателя на глазах у детей, совместная игра воспитателя с ребенком, с группой детей.
3. Беседа на тему «Кем работает мама, кем работает папа»; занятие с предметными картинками «Профессии».
4. Беседы на тему «Празднование дня рождения», «Как принимают гостей»;
Материал: куклы, кукольная посудка, муляжи конфет и печений, напольный стороитель, большие напольные машины (грузовые машины, экскаватор), чертежи различных построек из строителя; детские стульчики, игрушечный руль для водителя, сумка с нарезанным прямоугольными бумажками (билеты), сумка для кондуктора муляжи денежных купюр из игры «Монополия».
В групповом помещении находятся три группы детей. Первая группа детей играет в игровом уголке «Столовая». Вторая группа детей играет с напольным строителем и набором машин средней величины, третья группа сидят на стульчиках поставленных в ряд – едут в автобусе, один из них взял руль – он шофер.
Воспитатель подходит по очереди к каждой группе детей, осуществляя опосредованное руководство игрой с помощью наводящих вопросов.
Воспитатель подходит к детям играющим в уголке «Столовая». Ира, Лиза и Настя наливают куклам чай и поят их из чашки. Для того, чтобы помочь детям выстроить четкую последовательность действий для полноценной реализации сюжета игры воспитатель задает следующие вопросы.
Воспитатель. Ребята, а что же такое куклы у вас делают?
Дети. Чай пьют.
Воспитатель. А по какому поводу они у вас собрались – просто так или праздник у них какой-нибудь, День рождения например.
Дети. День рождения!
Воспитатель. Я так и подумала: вон какие у вас куклы нарядные, посудка красивая, на столе угощение – конфеты, печенье. А у какой же куклы тут день рождения?
Дети. Вот у нее (показывают на самую нарядную куклу).
Воспитатель.
Кукол в платья наряжали,
Кукол в гости приглашали,
Сладким чаем их поили
И коврижками кормили.
Воспитатель. Наверное сейчас куклы будут пить чай с конфетами и печеньем?
Дети. Да.
Помогая детям определить последовательность действий воспитатель задает детям следующие вопросы.
Воспитатель. Ребята, а гости уже поздравили куклу Машу с днем рождения, подарки подарили?
Дети обыгрывают поздравление куклы Маши с днем рождения.
Воспитатель. А гости что то грустные сидят, наверное хозяйке пора их чаем угостить, только наверно надо выяснить сколько ложечек сахара каждому гостю нужно в чашку положить.
Дети продолжают играть, воспитатель переходит к другой группе детей, которые играют в строителей.
Воспитатель. Ребята, что это вы такое строите?
Дети. Дом.
Воспитатель.
За кирпичиком кирпич
Вырастают стены:
И красивы, и прочны
Будут непременно.
Какой большой дом вы строите, похож на замок. А если вы строите, значит вы наверное строители и здесь у вас стройка. А кроме рабочих кто еще на стройке работает, помните мы на занятии беседовали об этом и картинки рассматривали.
Дети (перечисляют с помощью воспитателя). Архитектор, прораб, водитель грузовика, экскаваторщик.
Далее воспитатель помогает распределить роли.
Чтобы помочь детям войти в роль и определить последовательность действий для более полного развертывания игрового сюжета воспитатель задает следующие вопросы.
Воспитатель. Ребята, а кто главный на стройке, кто говорит строителям как строить и из какого материала?
Дети. Прораб.
Воспитатель. Но что бы самому это узнать прораб сначала должен посмотреть на проект, а кто приносит ему проект? (дети отвечают). Правильно, архитектор. Посмотрите вот здесь на столе у нас лежат разные чертежи, архитектор может выбрать один из них и принести прорабу.
Воспитатель. А когда прораб отберет детали из которых строить дом, кто привезет их на стройку? (дети отвечают). Правильно, водитель грузовика.
Воспитатель. Архитектор приносит проект, прораб отбирает материал и руководит стройкой, водитель грузовика привозит на стройку строительный материал на своем грузовике, а строители строят дом. А экскаватор для чего нужен на стройке. (ответы детей). Правильно, он капает котлован под фундамент для дома.
Дет продолжают играть, а воспитатель переходит к последней группе детей которые играют в «автобус».
Воспитатель. Дети, куда же вы едете.
Дети. На работу.
Воспитатель. А кто же у вас водитель?
Дети. Кирюща.
Воспитатель. Да, теперь вижу, водитель крутит руль нажимает на педаль и автобус едет.
Качу,
Лечу
Во весь опор.
Я сам — шофер,
И сам — мотор.
Нажимаю
На педаль-
И автобус
Мчится вдаль!
А пассажиры когда заходят в автобус что должны купить?
Дети. Билеты.
Воспитатель. а кто же продает билеты, помните, мы на занятии с вами беседовали об этом и картинки рассматривали. (дети отвечают, воспитатель помогает им, корректирует ответы). Вот посмотрите какая сумка на столе стоит, совсем как у кондуктора, а в ней билеты.
Дети с помощью воспитателя выбирают кондуктора.
Далее воспитатель помогает детям наметить внутренний план действий.
Воспитатель. когда автобус приехал на остановку и пассажиры сели на свои места, что они сначала должны сделать. (дети отвечают). Правильно, купить билеты у кондуктора.
Воспитатель. Вот автобус остановился, водитель наверное должен объявить остановку. (действия детей). пассажиры, которым нужно выйти на этой остановке выходят, а автобус дальше поехал.
Дети продолжают играть.
Читайте также |
---|
Тематическое развлечение по экологическому воспитанию «Куда пропали птицы»
Тематическое развлечение по экологическому воспитанию «Куда пропали птицы»
Организация речевого развития детей в ДОУ «Клад волшебника» (конспект занятия…
Организация речевого развития детей в ДОУ «Клад волшебника» (Конспект занятия по развитию речи в старшей группе) Цель: Формирование правильной грамматической структуры...
Логопедическое пособие «По страницам скаки «Три медведя»
Логопедическое пособие «По страницам скаки «Три медведя»