Сайт для воспитателей детских садов



Коррекция и развитие моторики и речи у детей с ТНР, через организацию кружка «Игралочка»

 

Уровень развития общей и мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, графическое письмо. По данным исследований, проведённых Л. В. Антаковой - Фоминой, М. М. Кольцовой, Б. И. Пинским, была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики пальцев. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Ведь от уровня развития мелкой моторики зависит и владение речью, и общий интеллектуальный уровень ребенка, но не меньшее значение для полноценного развития детей имеет и крупная моторика, которую также называют общей.

Больше всего на свете маленький ребёнок хочет двигаться, для него движение— есть способ познания мира. Значит, чем точнее и чётче будут детские движения, тем глубже и осмысление знакомство ребенка с миром. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает не только благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. Активная тренировка общих движений и ручной моторики позволяет совершенствовать произвольное внимание, развивать навыки контроля и планирования целостного действия. Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, такие детки отличаются от массовых групп. Это и плохая координация движений руки и глаза, слабо развитая общая и мелкая моторика, нарушение основных психических процессов. Всё это не может не отразиться на образовательном процессе. Решение проблемы развития речи и моторики я нашла в организации дополнительных образовательных услуг, в форме кружка «Игралочка».

Цель программы кружка: совершенствование речи через развитие моторики.

Программа рассчитана на 3 года обучения, и делится на 2 блока:

Средний дошкольный возраст - «Играем вместе» для детей 4-5 лет.

Старший дошкольный возраст - «Умелый карандаш» для детей 5-7лет.

Программа и тематическое планирование составлено с учётом лексических тем учителя-логопеда, и КТП ООП ДОУ.

В течении первого года обучения мы, в игровой форме, разучиваем комплексы общеразвивающих упражнений на развитие крупной и мелкой моторики, пальчиковые игры, игры с речевым сопровождением.

Предметно-развивающая среда, важный аспект в организации образовательного пространства. Кроме традиционных застежек, шнуровок, конструкторов и мозаик, можно предложить: мячи, пробки от пластиковых бутылок для звукового анализа и игр на запоминание, различные предметы для нанизывания, веревки - для завязывания узлов, кистевые эспандеры - для развития мышечной силы кисти, прищепки - для развития координации движений пальцев рук, щетки для волос, аппликаторы Кузнецова, - для массажа и самомассажа ладоней, карандаши для самомассажа рук. Такие упражнения способствуют овладению тонкими движениями пальцев, улучшает трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук, стимулирует речевое развитие.

Особый интерес у детей вызывают массажные упражнения с проговариванием коротких стихов и рифмовок - "Пальчиковые игры" Они очень эмоциональны и увлекательны, и отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

Развитию тонкой моторики рук, ручной ловкости дошкольников способствуют разнообразные занятия по конструированию, изобразительной деятельности, ручному труду и многие другие.

Проведена и большая работа с родителями. Это и совместное проведение утренней гимнастики, и веселые старты и совместные прогулки и походы.

Для работы над вторым блоком программы «Умелый карандаш» для детей 5-7 лет, я сначала познакомилась с работами по развитию мелкой моторики разных авторов, отметила, что одни из них отдают предпочтение штриховке и рисованию (Е.В. Черных, г. Москва), другие - теневому театру (А.В. Мельникова, г. Краснодар), третьи лепке, конструированию, (3.И. Богатеева, г. Ульяновск). Я же постаралась в своей программе расширить этот комплекс мероприятий по развитию мелкой моторики рук, и сделать акцент на использование упражнений на ориентировку на листе, потому что это, в первую очередь развитие графических и подготовка руки к школе.

Самый простой и эффективный способ подготовки руки к письму — книжки раскраски, раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, используя силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает её движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами. Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к прописных букв.

Развитие мелкой моторики через графические навыки определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии.

Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок должен постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма. При выполнении упражнений следует обращать внимание на правильность посадки за столом. Для профилактики нарушения зрения использую серии расслабляющих упражнений для глаз, предложенные В.П.Матыцыным, М.М.Безруких. Важный компонент – зрительные и слуховые диктанты (в чередовании). Зрительные диктанты проводятся с использованием таблиц. Соблюдение этих правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

Проведена и большая работа с родителями: мастер классы, консультации по подготовке руки к письму, открытые мероприятия.

Вся программа блока «Умелый карандаш» так же объединена единым КТП по ООП ДОУ и рассчитана на 2 года и построена с усложнением в зависимости от возраста. Это делает занятия в кружке интересными для детей, сохраняет непринужденную обстановку на протяжении всего занятия и способствует нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников. Дети не испытывают утомления, у них увеличивается объем внимания, становится лучше зрительная, словесная и слуховая память, уточняется и расширяется словарь, развивается речь и пространственное воображение.

Эффективность занятий, и выросший интерес детей к ним, можно проследить по результатам диагностики. В случаях затруднений в овладении тонкими ручными действиями предусмотрена организация коррекционно-педагогической работы по индивидуальной программе.

Таким образом, программа кружка «Игралочка» способствует как развитию речи ребенка и уровня развития мелкой и крупной моторики, так и общий интеллектуальный уровень ребенка.

Такой подход к коррекции и развитию моторики у дошкольников с ТНР в процессе работы кружка, позволяет успешно совершенствовать двигательную сферу детей, развивать зрительно-пространственные координации, активизировать познавательную и речемыслительную деятельность.

Литература:

  1. Гаврина С.Е. « Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать».
  2. Подрезова И.А. «Школа умелого карандаша» по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями.
  3. Сборник статей составитель Громова О.Е. « Инновации в логопедическую практику».
  4. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. Ярославль Академия развития 2001.
0 Плохо0


Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность




Вход на сайт


Комментарии

  • церенова нина
    консультация полезна для родителей

    Подробнее...

     
  • Елена Шевченко
    Огромное Спасибо!!!!

    Подробнее...

     
  • Разита
    Хотелось бы использовать ваш проект в своей работе.

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Спасибо, Ваш материал очень понравился.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Спасибо, замечательная работа!!!

    Подробнее...

Добавить статью на сайт