Семинар-практикум «Использование нетрадиционных методик в работе по познавательно-речевому развитию»

Артпедагогика. Сказкотерапия (дидактическая сказка).

Артпедагогика (художественная педагогика)это понятие не подменяет более узкий термин «художественное воспитание». Артпедагогика, являясь областью научного знания, позволяет рассматривать в рамках дошкольного воспитания не только художественное воспитание, но и все компоненты учебно – воспитательного процесса, а при необходимости и коррекционного воздействия, средствами искусства, а также формирование основ художественной культуры ребёнка.

В настоящее время артпедагогика в широком понимании включает в себя: изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства); библиотератию (лечебное воздействие чтением); имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию); музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки); вокалотерапию (лечение пением); кинезитерапию (лечебное воздействие движением) т.д.

В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии – сказкотерапия. Сказкотерапияявляется самым древним психологическим и педагогическим методом. Издавна жизненный опыт передавался через образные истории. Однако опыт опыту рознь. Можно просто рассказать историю, которая недавно произошла. А можно не просто рассказать интересный сюжет, но и сделать определённый вывод, или задать вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни. Именно такие истории являются терапевтическими. Именно они являются основой сказкотерапии.

Выделяют пять видов сказок:

  • художественные сказки – это народные и авторские;
  • дидактические сказки создаются педагогом для подачи учебного материала;
  • психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребёнка, имеют ограничение по возрасту (примерно 11- 13 лет);
  • психотерапевтические сказки раскрывают глубинный смысл происходящих событий;
  • медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения.

Я предлагаю более подробно остановиться на дидактических сказках.

Дидактические сказки создаются педагогом для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, складывается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определённых знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

Алгоритм дидактической сказки – задания:1

1. Создания образа сказочной страны, в которой живёт одушевлённый символ. Рассказ о нраве, привычках, образе жизни в этой стране.

2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые   сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень),   тяжёлое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).

3. Восстановление страны: чтобы восстановить страну нужно выполнить определённое задание (упаковка учебного задания).

При работе со сказками у детей значительно повышается мотивация, появляется смысл выполнения задания. Мы используем и сочиняем сказки, чтобы ребёнок проникся учебным материалом, чтобы восприятия и усвоение материала проходило на более высоком уровне. Занятия приобретают необычную окраску, переставая быть скучными. И это очень важно! Занимательная сторона занятия принесёт радость и детям, и вам.

Важнейшее место в организации совместной деятельности по сочинению (передаче) сказочного сюжета отводиться коммуникативной, диалогической составляющей. Взрослый ведёт сказку, задаёт интонацию: выступая одновременно в роли доброжелательного, мудрого носителя эталонов, заинтересованного слушателя. Подхватывает, воспроизводит ситуацию ребёнок – рассказчик. Таким образом, сказка предоставляет возможность ввести ребёнка в мир знаний, успеха, добра и красоты.

ПРИМЕР использования дидактической сказки – формирование элементарных экологических представлений (сезонные изменения, развитие речи)

Составление творческого рассказа на тему: «Осень» (подготовительная группа)

Артур А.4

Пришла на землю Осень. Солнышко стало меньше греть. Пошли дожди. Деревья сбросили листву. Птицы улетели на юг. Люди собрали урожай, приготовили компоты, варенье. Люди надели тёплую одежду.

Посмотрела Осень вокруг и позвала свою сестру Зиму:

-Здравствуй, Зима! Я всё приготовила для твоего прихода. Посмотри вокруг. Птиц нет, они улетели на юг. День стал короче, ночь длиннее. Природа приготовилась ко сну.

- Спасибо, Осень! Я остаюсь, а ты иди, отдохни.

-До свидания!

Ваня К.

Пришла золотая Осень. Она встретилась с Зимой. Говорит ей Зима:

«Посмотри вокруг, сестрица, жарко, всё цветёт, да растёт. Дети бегают в лёгких футболках. Я скоро приду, а Природа и люди не готовы. Всё замёрзнет вокруг». Осень сказала: «Я тебе помогу». Взмахнула Осень своим волшебным рукавом, и деревья стали голыми. Потом часто пошли дожди. Солнышко закрыли тучки. Подули сильные ветры. Люди тепло оделись. Осень позвала Зиму: «Приходи, Зима, всё готово!»

Ирина М.

Пришла золотая Осень и встретила Лето:

- Здравствуй, Лето!

- Здравствуй, Осень!

- Устала я, Осень, хочу отдохнуть. Помоги, мне смени меня.

Осень ответила: «Помогу! Я всегда всем готова помочь». Взмахнула своим волшебным рукавом и сказала: «Сбросьте свои листики, деревья. Солнышко, спрячь свои лучики, не грей так жарко. Улетайте, птички. Люди, одевайтесь потеплее и убирайте в шкаф летнюю одежду. Ещё, люди, собирайте урожай. Прошло лето, скоро наступит зима».

ПРИМЕР использования дидактической сказки – формирование элементарных экологических представлений (природное окружение, развитие речи)

Значительно интересней рассказывать о животных. Если ты чувствуешь себя кошечкой или белочкой. Сказкотерапия даёт огромные возможности в перевоплощении и вариативности. Волк - злой, но он лучше заботиться о своей семье, чем большинство животных. В русских сказках волк не раз приходил на помощь герою, как мудрый и верный товарищ. Способность сказкотерапии образовывать связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, даёт возможность развития у детей личностных качеств: самостоятельность, инициативность, коммуникабельность, трудолюбие, общечеловеческие качества.

Составление творческого описательного рассказа по теме: «Дикие животные»

(подготовительная группа)

Антон С.   «Волк»

Здравствуйте, дети! Я, волк. Меня все боятся. Меня боятся все обитатели леса. Я очень сильный и храбрый. Я могу, кого – ни будь съесть, ведь я могу, есть одно мясо. Я живу в лесу, я дикое животное. Иногда я со стаей выхожу охотиться к деревне. С фермы мы таскаем кроликов и поросят. Я живу в стае, я знаю, что меня могут поймать. Стая меня защитит: один отвлекает, а другой убегает. Я со своими друзьями живу дружно и делюсь с ними едой. У нас есть волчата. Вместе с мамой волчихой, мы заботимся о них и любим своих детей. Мы кормим их молоком. Они подрастут, и будут ходить на охоту вместе с нами.

Я серый. У меня блестящие и умные глаза, чуткие уши. Я очень хорошо слышу, даже очень далеко. У меня четыре лапы и сильные когти.

Не сомневайтесь, я дикое животное, если вы попадёте в беду, позовите меня, и я приду на помощь, ведь я сильный и храбрый!

Дошкольный возраст, является сензитивным периодом в развитии речи. У ребёнка необходимо вырабатывать и совершенствовать умение рассказывать и рассуждать вслух, специально побуждая его к этому. Этому способствует использование монологической речи. В рамках работы по сказкотерапии можно решать и данную проблему: различные виды работы с текстом мы вводим в сказочную ситуацию (помощь герою, разрешение конфликтной ситуации и т.д.)

Монологическая речь – последовательное связное изложение системы мыслей одним лицом. Она развилась на основе диалогической речи, и также имеет ситуацию общения, но характер общения иной, т.к. монолог не прерываем. Монологическая речь – контекстная, развёрнутая, для неё характерны грамматически полносоставные предложения. Обычно монологическая речь бывает заранее подготовленной.

Исследования психологов показывают, что у детей 6 – 7 летнего возраста наблюдается несформированность (возрастная) механизма линейного соединения тестовых элементов на уровне создания поверхностной структуры высказывания. Дети этого возраста не имеют представления о целостности текста, предопределяемой единством замысла. Это связано с другой особенностью их мышления: с отсутствием в речевой деятельности предвосхищения целостного смысла будущего текста. Ряд учёных считает, что только к 10 –11 годам совершенствуется механизм внутреннего планирования. В помощь приходят методы и приёмы работы с текстом, основанные на проработке плана высказывания. Остановимся на использовании пиктографического письма, состоящего из рисунков, изображающих предметы, явления, события. Упрощение рисунков, их схематизация привели к появлению идеограмм. Набор последовательно выставленных пиктограмм помогает ребёнку составить логичный, законченный рассказ. Ряд пиктограмм – это алгоритм рассказа. На начальном этапе работы с планом, педагог даёт свой образец рассказа, затем детям предлагается составить свой тестовой вариант. На последующих этапах работы, дети самостоятельно выстраивают цепочку повествования.

Пиктографическое письмо используется в мнемотехнике, системе методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Целью обучения с использованием мнемотехники, является развитие памяти (разные виды: слуховая, зрительная, двигательная, тактильная), мышления, внимания, воображения. Основа обучения – развитие творческого познания.

ПРИМЕР  составления идеограммы. Каждая группа детей самостоятельно составляет план пересказа текста, поэтому изображения получаются разными (подготовительная группа).

56 

ПРИМЕР составления пиктограммы при самостоятельном составлении рассказа.

7 

ПРИМЕР составления плана рассказа с помощью рисунка (слева – подготовительная группа)

8 

ПРИМЕР работы с пиктограммами при пересказе текста (старшая группа)

Пересказ текста с изменением лица говорящего (для детей с незначительной речевой патологией – добавление начала или изменение конца рассказа)

Даша М.

Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снеговику руки. Воткнули в руки ему метлу. Потом мы сделали ему глаза, рот и нос. На голову снеговику надели шапку.

Илья С.

Однажды я захотел погулять и вышел на улицу. Во дворе было много снега. Я слепил во дворе два огромных снежных кома. Положил ком на ком. Затем прилепил снеговику руки. Воткнул в руки ему метлу. Потом я сделал ему глаза, рот, а вместо носа поставил морковку. На голову снеговику надел ведро. Прибежали ребятки, им очень понравился мой снеговик. Мы немного поиграли, а потом меня мама позвала домой кушать и спать.

ПРИМЕР образцов различных видов «рисунчатого» письма

10 

Сказкотерапия по своей сущности не может обойти стороной приёмы драматизации и использования различных видов театрализованной деятельности. «Проживание» множества жизней персонажей значительно обогащает интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий багаж человека. Слушая сказку, ребёнок проигрывает её в своём воображении. Он представляет себе действие и героев сказки. Таким образом, он в своём воображении видит целый спектакль. Находясь достаточно длительное время в активном состоянии. Выполняя определённые действия, связанные с показом и передачей сюжета. Происходит всестороннее развитие детей, освоение ими новых умений и навыков. Дети овладевают средствами речевой и двигательной выразительности.

11

Сказкотерапевтические постановки не допускают «мучительного выучивания» ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставиться идея экспромта. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Ценность его не в результате, не в продукте творчеств, а в самом процессе.

Варианты составления детьми окончания сказки «Колобок» (подготовительная группа):

Яна Д. «Покатился Колобок по лесу, а навстречу ему Зайка. Заплакал Колобок:

«Отведи меня, Зайка, домой!» Зайчик сказал: «Пошли, я тебя домой отведу».

Пришли они к дедушке с бабушкой, те обрадовались, что Колобок стал настоящим:

«Вот, Зайка, спасибо! Будет у нас теперь внучок!»

Стал Колобок жить у дедушки с бабушкой. Стали они жить поживать, да добра наживать».

Юсуф С. «Покатился Колобок в лес. Он от зайца ушёл, от волка ушёл. Потом встретил в лесу медведя. Медведь сказал: «Давай мы с тобой поиграем». Начали они играть в догонялки. Колобок быстро покатился, обманул медведя, спрятался от него. Медведь его не нашёл, а Колобок покатился домой. Дома ему обрадовались. Бабушка угостила его чаем с баранками.

Вот и сказки конец, а кто слушал молодец».

Оля Г. «Покатился Колобок и встретил Зайца:

- Колобок, Колобок, я тебя съем.

- Не ешь меня, Зайчик, пошли лучше поиграем.

Идут, играют, а на встречу Волк:

- Колобок, Колобок, я тебя съем.

- Не ешь меня, да и зайчик меня защитит. Пошли лучше поиграем.

Пошли они дальше. Зайчик говорит Волку:

- Ты смотри, Волк, не съешь Колобка.

Им на встречу Медведь:

- Колобок, Колобок, я тебя съем.

- Не ешь меня. Видишь Волк, и Заяц меня защищают. Пойдём лучше с нами.

Поиграли они, а вечером звери отвели Колобка домой к дедушке и бабушке. Дед и баба обрадовались Колобку и угостили своих гостей чаем.

Здесь и сказке конец».

Хочется остановиться на социально – личностном аспекте при составлении сказок в рамках работы по сказкотерапии.

Терпимость к ближнему, сопереживание - обязательный компонент коммуникативных способностей и полноценного социального общения. Эти качества можно сформировать путём «мягкого» влияния на поведение ребёнка. Надо попытаться «заменить» неэффективный стиль поведения на более продуктивный, объясняя ребёнку, с помощью сказки, смысл происходящего. Здесь пригодится не только «взрослый» опыт педагога, но и опыт общения детей в своих семьях, в группе и т.д. Главное – заронить в душу ребёнка зерно осмысления. А почему? Слушая сказочные истории, составленные педагогом и товарищами, дети накапливают некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости. В основе работы лежит процесс переноса сказочных смыслов в реальность, как один из факторов эффективного осуществления социально – личностного развития детей.

Составление рассказа по серии картинок «Котёнок и мышка» (подготовительная группа)

Ирина М.

Однажды на дорожке играла голубым шариком маленькая мышка. За ней из – за кустов следил котёнок Мурзик. Мышка увидела котёнка и сильно испугалась. Она юркнула за шарик. Мурзик был маленьким и глупеньким, он подумал, что мышонок спрятался в шарик. Котёнок царапнул коготком шарик и шарик лопнул. Было мно-о-го шума! Котёнок испугался и убежал. А мышка спряталась в норку.

Я пожалела мышку, потому что, она ничего плохого не делала. А котик хотел её обидеть или даже съесть. Нельзя приносить другому горе – это плохо.

Алёша Л.

… Мне жалко котёнка. Он ещё совсем маленький. Котик сильно испугался, когда лопнул шарик, а мышка убежала в норку и стала смеяться. Он ведь хотел просто поиграть, а его обидели. А мыши часто делают плохо: грызут пол, портят в подполье овощи. Я бы обязательно погладил котёнка и успокоил его.

Составление сказки по выбранному плану «Гостинец» (старшая группа).

Ваня К.

Жил – был Медведь. Ходил он на работу далеко- далеко от дома. Поработал, пошёл домой через лес и увидел грибы. Он их собрал в корзинку. Пришёл Медведь домой:

- Папочка, папочка пришёл!

- Здравствуйте, дети, я принёс вам гостинец. Жена, дорогая, свари нам на ужин грибной суп.

- Хорошо, дорогой.

Мама приготовила ужин, все сели за стол и поели. Потом дети сказали маме и папе:

«Спасибо!»

Ксюша К.

Папа Лис шёл по полянке. Устал, остановился и увидел малину. Побежал он к кустам малины. У него с собой было ведёрко. Набрал он полное ведёрко малины и пошёл домой.

Мама Лиса выключила микроволновку и вместе с малышами вышла встречать папу.

«Папа, папа, пришёл!»- закричали лисята. «Здравствуй, папа, посмотри, какие у нас хорошие малыши», - сказала мама. Потом они увидели ведёрко с малиной. «Какой ты молодец, - сказала мама Лиса, - что набрал малины». Она сделала малышам сладкий морсик. Все ели малину и пили морсик. Потом лисятки сказали маме и папе: «Спасибо!»

12

Составление творческого рассказа «Сказка о слонёнке» (подготовительная группа)

Арина Р.

Слонёнок шёл по лесу. Он любил гулять. Он любил любоваться цветами, ведь они очень красивые. На улице было сильно жарко, и цветочки повяли. Они просили пить. Слонёнок побежал на речку, набрал в хобот воды и полил цветочки. Цветочки сказали ему: «Спасибо!»

Настя Г.

Жил – был Смешарик. Однажды он пошёл в гости к своему другу Слонёнку. Он позвал его погулять в парк. Пошли они в парк. Там они бегали, долго играли, веселились. Потом друзья пошли домой. Смешарик сказал: «Я очень устал, у меня заболели ножки». «Я тебя довезу»,- сказал Слонёнок. Он посадил друга себе на спину и пошёл домой. Так Слонёнок помог своему другу.

Артур А.

Однажды шёл Слонёнок с мамой и папой по лесу. Они шли на речку, чтобы попить водички. У речки они встретили зебру. Зебра пила водичку. Вдруг пришёл Лев. Зебра испугалась и убежала. Слонёнок с мамой не испугались, ведь они были с папой. Если бы Лев захотел их обидеть, то папа его бы прогнал. Папа всех бы защитил, он самый сильный и смелый.

Конкретные рекомендации   по организации и проведению занятий.  

Что нужно знать при проведении занятия?

1. Подготовка к занятию.

Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, необходимо  потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать. Выполнять инструкции.

2. Проведение занятий.

2.1.Места для занятия должно быть достаточно много. На занятиях дети должны иметь возможность свободно выполнять упражнения и задания по развитию различных видов моторик, иметь возможность принять позу расслабления.

2.2.В процессе занятия детям периодически даётся возможность говорить о своих ощущениях.

2.3.Вхождение в сказку. Создать настрой на совместную работу. Коллективное, «сплачивающее» действие.

2.4.Текст сказки является связывающим звеном между упражнениями и создаёт определённую атмосферу.

2.5.Художественные сказки можно повторять через определённые промежутки времени. Так же можно брать знакомый сюжет при работе с дидактическими сказками. Дети любят повторения, кроме того, известные упражнения воспринимаются легче, а порой и с большим интересом.

2.6.Все атрибуты сказок, любую наглядность, музыкальные произведения надо варьировать.

2.7.Роль ведущего в этих занятиях трудно переоценить. Именно от него зависит. Какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их.

2.8.Необходимо помнить, что всё, выполняемое детьми: их слова, движения, даже импровизация (их надо поощрять особо!) являются успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. И неважно, как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощёнными, чтобы поверили в себя и свои силы. Каждый делает лучшее, на что способен. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить.

Структура занятия:

1. Ритуал «входа» в сказку.

2. Повторение / вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились/.

3. Расширение / расширить представление ребёнка о чем – либо/.

4. Закрепление / приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребёнка/.

5. Интеграция / связать новый опыт с реальной жизнью/.

6. Резюмирование / обобщить приобретённый опыт, связать его с имеющимся/.

7. Ритуал «выхода» из сказки / закрепить новый опыт, подготовить ребёнка к взаимодействию в привычной социальной среде/.

Сказка окружает нас повсюду – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребёнка, мощный инструмент его развития. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически, воспринимать окружающее.

 

Литература:

Более подробно ознакомиться с данной технологией можно по следующим пособиям:

1. «Практикум по сказкотерапии» Т.Д. Зинкевич – Евстегнеева, Санкт – Петербург, ООО Из. «Речь», 2006 год.

2. «Погружение в сказку» Н.М. Погосова, Санкт – Петербург, ООО Из. «Речь», 2008год.

3. «Игры в сказкотерапии» » Т.Д. Зинкевич – Евстегнеева, Санкт – Петербург, ООО Из. «Речь», 2008год.

4. «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании» Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.Д. Добровольская, М. Из. «Центр «Академия»», 2001 год.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Перспективный план проекта «Шаг навстречу к космосу!»

Перспективный план проекта «Шаг навстречу к космосу!»

Экологический проект во второй младшей группе «Обитатели леса. Как животные…

Экологический проект во второй младшей группе «Обитатели леса. Как животные готовятся к зиме» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Длительность: краткосрочный проект. Участники проекта: дети второй...

Доклад на тему: «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании…

Доклад на тему: «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников» «Здоровье – это главное жизненное благо». Януш Корчак. В современном...

Читайте также

Сообщение из опыта работы «Ребенок и книга»

Сообщение из опыта работы «Ребенок и книга» Ребенок открыт всему миру. Известно, что ребенок усваивает огромный объем информации. «От пятилетнего возраста...

Технологическая карта НОД для детей средней группы. Образовательная деятельность «Познавательное…

Технологическая карта НОД для детей средней группы. Образовательная деятельность «Познавательное развитие» Тема: «Зимнее волшебство на окне» Цель: учить детей рисовать морозные...

Режим дня в жизни дошкольника

Режим дня в жизни дошкольника Часто родители задают вопрос что такое режим дня и нужно ли его соблюдать малышу! Режим дня -...