Использование проектного метода в дошкольных учреждениях
К работе прилагается презентация.
(1 слайд) «Использование проектного метода в дошкольных учреждениях»
Как одного из методов интегрированного обучения дошкольников.
Метод проекта делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
(2 слайд)Федеральные государственные требования (ФГТ)
В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом – Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ).
Реформирование системы образования, демократизация и гуманизация этой
важной для общества социальной сферы требуют нового подхода к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
(3 слайд) В чем актуальность проблемы?
Так как современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 10 -15 лет назад, увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу, снизилась положительная мотивация к занятиям.
В дошкольных учреждениях постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.
В нашем МБДОУ детском саду № 10 п. Сафоново – 1 мы внедрили в практику технологию - метод проекта, что позволило изменить стиль работы с детьми:
повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
(4 слайд) Проект – что это?
Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.
Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.
Таким образом, педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.
Слово «проект» заимствовано из латыни: «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».
А в переводе с греческого – это путь исследования.
(5 слайд) История проектой деятельности
Из истории известно, что понятие проекта впервые возникло в Римской архитектурной школе XVI века для обозначения эскизов, планов. Постепенно это понятие стало использоваться и в педагогике, как самостоятельно выполненное учащимися (воспитанниками) конкурсное задание.
1920 г. – США педагог, психолог, философ Джордж Дьюи.
Обучение сообразно личным интересам.
1926 г. – советская педагогика, Е.Г. Кагаров впервые определил этапы проекта: начало проекта – детский интерес сегодняшнего дня, самостоятельное планирование программы занятий, выполнение запланированного.
1929-30 г. – разработка комплексно-проектных программ в СССР. Приобретение лишь тех знаний, которые связаны с необходимостью выполнения практических работ на производстве, сельхозтруде.
1931 г. – проектный метод осужден постановлением ЦК ВКП(б)
- г– Широкое распространение проектного метода в садах западной Европы (сады Монтессори). Дошкольники составляют планы на день, неделю сообразно своим интересам. Взрослый – помощник в достижении целей.
Сейчас проектный метод – основа американской программы СОРОСа «Шаг за шагом», в России – один из методов работы развивающего обучения в комплексной работе с дошкольниками.
(6 слайд) Типология проектов в ДОУ
Классификация |
Типы |
По количеству (7 слайд) |
индивидуальные; парные; групповые, фронтальные |
По содержанию (8 слайд) |
монопроекты (1 образовательная область) – чаще применяются в школе (биология, история…). Работа предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Интегративные (межпредметные) (2 и более образовательных областей) – в основном используются в ДОУ. |
По продолжительности (9 слайд) |
краткосрочные (мини-проекты – несколько занятий, 1-4 недели); среднесрочные (от 1 месяца); долгосрочные проекты (полугодие, учебный год) |
По доминирующему виду проектной деятельности (10 слайд)
|
Исследовательские - дети совместно со взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы, источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования. Творческие - дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник). Ролево – игровые - с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Ознакомительно-ориентировочный (информационные) – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Практико – ориентированные (прикладные) - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, проект изоуголка, проект правил группы, витражи и т.д.) Комбинированные (универсальные) - представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показы моделей одежды, кукольный спектакль и т.д.). |
(11 слайд) Этапы проекта.
(12 слайд) План работы по подготовке проекта.
- Подготовительный / Целеполагание (проблема, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта).
Глубоко изучите тематику проекта, помогите ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени, заинтересуйте каждого ребенка тематикой проекта, поддержите его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
Ненавязчиво вовлекайте родителей, социальных партнеров в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
2. Деятельностный/ Разработка проекта – план работы по подготовке проекта(непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка).
На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
Составление плана-схемы проекта.
Сбор, накопление материала.
Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
Домашние задания для самостоятельного выполнения.
- Выполнение проекта – практическая часть.
Создавайте игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
Вводите детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
Тактично рассматривайте все предложенные детьми варианты решения
Соблюдайте принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
В ходе работы над проектом создавайте атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
- Завершающий / Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
(презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом).
(13 слайд)
Результаты проектно – тематического обучения
Помогает:
- осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
- активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
- развивать творческие способности детей, навык обобщать и анализировать;
- развивать мышление, воображение, память, внимание;
- развивать речь (задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта; комментировать свои действия; делать спонтанные и подготовленные высказывания в пределах определенной заранее темы; высказываться в связи с высказываниями других; сформулировать свой интерес, предпочтение, намерение; договариваться о правилах; поддерживать разговор; использовать элементарные нормы общения);
- контролировать свое поведение, выполнять простые правила, следовать простому алгоритму (в работе с предметами или общении в группе);
- организовать свою работу (разложить материалы, отбирать необходимое);
- сотрудничать (со взрослыми и с детьми разного возраста) в предложенных формах.
(14 слайд)
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.
К работе прилагается презентация.
Читайте также |
---|
Конструкт организации образовательной деятельности для детей 4-5 лет «Возвращение дорожных…
Конструкт организации образовательной деятельности для детей 4-5 лет «Возвращение дорожных знаков»
Коррекционно-воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении
Коррекционно-воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении Одна из главных социальных проблем молодого поколения 21 века заключается в...
Аппликация из комбинированного материала: креповой и цветной бумаги в старшей…
Аппликация из комбинированного материала: креповой и цветной бумаги в старшей группе «Весёлый клоун» Цель: создание условий для развития творческих способностей дошкольников, развития...