Использование проектного метода в дошкольных учреждениях

 

К работе прилагается презентация.

 

(1 слайд) «Использование проектного метода в дошкольных учреждениях»

Как одного из методов интегрированного обучения дошкольников.

Метод проекта делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

(2 слайд)Федеральные государственные требования (ФГТ)

В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом – Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ).
Реформирование системы образования, демократизация и гуманизация этой

важной для общества социальной сферы требуют нового подхода к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

(3 слайд) В чем актуальность проблемы?

Так как современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 10 -15 лет назад, увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу, снизилась положительная мотивация к занятиям.

В дошкольных учреждениях постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.

В нашем МБДОУ детском саду № 10 п. Сафоново – 1 мы внедрили в практику технологию - метод проекта, что позволило изменить стиль работы с детьми:

повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

(4 слайд) Проект – что это?

Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.

Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Таким образом, педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

Слово «проект» заимствовано из латыни: «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».

А в переводе с греческого – это путь исследования.

(5 слайд) История проектой деятельности

Из истории известно, что понятие проекта впервые возникло в Римской архитектурной школе XVI века для обозначения эскизов, планов. Постепенно это понятие стало использоваться и в педагогике, как самостоятельно выполненное учащимися (воспитанниками) конкурсное задание.

1920 г.США педагог, психолог, философ Джордж Дьюи.
Обучение сообразно личным интересам.

1926 г.советская педагогика, Е.Г. Кагаров впервые определил этапы проекта: начало проекта – детский интерес сегодняшнего дня, самостоятельное планирование программы занятий, выполнение запланированного.

1929-30 г.разработка комплексно-проектных программ в СССР. Приобретение лишь тех знаний, которые связаны с необходимостью выполнения практических работ на производстве, сельхозтруде.

1931 г. проектный метод осужден постановлением ЦК ВКП(б)

  1. гШирокое распространение проектного метода в садах западной Европы (сады Монтессори). Дошкольники составляют планы на день, неделю сообразно своим интересам. Взрослый – помощник в достижении целей.

Сейчас проектный метод – основа американской программы СОРОСа «Шаг за шагом», в России – один из методов работы развивающего обучения в комплексной работе с дошкольниками.

(6 слайд) Типология проектов в ДОУ

 

Классификация

Типы

По количеству

(7 слайд)

индивидуальные; парные;

групповые, фронтальные

По содержанию

(8 слайд)

монопроекты (1 образовательная область) – чаще применяются в школе (биология, история…).

Работа предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы.

Интегративные (межпредметные) (2 и более образовательных областей) – в основном используются в ДОУ.

По продолжительности

(9 слайд)

краткосрочные (мини-проекты – несколько занятий, 1-4 недели); среднесрочные (от 1 месяца);

долгосрочные проекты (полугодие, учебный год)

По доминирующему виду проектной деятельности (10 слайд)

 

Исследовательские - дети совместно со взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы, источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования.

Творческие - дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник).

Ролево – игровые - с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают

по-своему поставленные проблемы.

Ознакомительно-ориентировочный (информационные) – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.

Практико – ориентированные (прикладные) - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, проект изоуголка, проект правил группы, витражи и т.д.)

Комбинированные (универсальные) - представления

с использованием предварительно изготовленных изделий

(показы моделей одежды, кукольный спектакль и т.д.).

 

(11 слайд) Этапы проекта.

(12 слайд) План работы по подготовке проекта.

  1. Подготовительный / Целеполагание (проблема, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта).

Глубоко изучите тематику проекта, помогите ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени, заинтересуйте каждого ребенка тематикой проекта, поддержите его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

Ненавязчиво вовлекайте родителей, социальных партнеров в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

2. Деятельностный/ Разработка проекта – план работы по подготовке проекта(непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка).

На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

Составление плана-схемы проекта.

Сбор, накопление материала.

Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

Домашние задания для самостоятельного выполнения.

  1. Выполнение проекта – практическая часть.

Создавайте игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

Вводите детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

Тактично рассматривайте все предложенные детьми варианты решения

Соблюдайте принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

В ходе работы над проектом создавайте атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

  1. Завершающий / Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

(презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом).

(13 слайд)

Результаты проектно – тематического обучения

Помогает:

- осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

- активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

- развивать творческие способности детей, навык обобщать и анализировать;

- развивать мышление, воображение, память, внимание;

- развивать речь (задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта; комментировать свои действия; делать спонтанные и подготовленные высказывания в пределах определенной заранее темы; высказываться в связи с высказываниями других; сформулировать свой интерес, предпочтение, намерение; договариваться о правилах; поддерживать разговор; использовать элементарные нормы общения);

- контролировать свое поведение, выполнять простые правила, следовать простому алгоритму (в работе с предметами или общении в группе);

- организовать свою работу (разложить материалы, отбирать необходимое);

- сотрудничать (со взрослыми и с детьми разного возраста) в предложенных формах.

(14 слайд)

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.

 

К работе прилагается презентация.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конструкт организации образовательной деятельности для детей 4-5 лет «Возвращение дорожных…

Конструкт организации образовательной деятельности для детей 4-5 лет «Возвращение дорожных знаков»

Коррекционно-воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении

Коррекционно-воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении Одна из главных социальных проблем молодого поколения 21 века заключается в...

Аппликация из комбинированного материала: креповой и цветной бумаги в старшей…

Аппликация из комбинированного материала: креповой и цветной бумаги в старшей группе «Весёлый клоун» Цель: создание условий для развития творческих способностей дошкольников, развития...

Читайте также

Сценарий «Выпуск в школу – 2023» для подготовительной группы

Сценарий «Выпуск в школу – 2023» для подготовительной группы Цель: Создание эмоционально положительной атмосферы сотрудничества детского сада и семьи. Задачи: - развивать в детях желание...

Конспект НОД по аппликации во второй младшей группе «Ручеёк и…

Конспект НОД по аппликации во второй младшей группе «Ручеёк и кораблик» Задачи приоритетной образовательной области: «Художественно-эстетическое развитие»: Учить детей создавать образ кораблика...

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством малого…

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством малого фольклорного жанра Слово «фольклор» - в буквальном переводе с английского означает...