Сайт для воспитателей детских садов



Территория детского сада как образовательное пространство для изучения и поддержки биоразнообразия

 

Цель: «Теоретическое обоснование и практические рекомендации по использованию территории ДОУ для изучения и поддержки биоразнообразия».

План:

1. Введение.

2. Актуальность экологического образования.

3. Экологическое воспитание в ДОУ.

4. Сохранение биоразнообразия.

5. Биологическое разнообразие залог существования биосферы.

6. Формы и методы работы.

7. Заключение.

 

XXI век поставил перед человечеством целый ряд проблем, от успешного решения которых, зависит существование или гибель цивилизации. Вся история развития человечества – это история взаимодействия его с природой. Причем деятельность человека по отношению к природе веками была направлена на удовлетворение своих «сиюминутных» потребностей: сначала в пище, одежде, крове, топливе…Но начиная с времен появления земледелия, скотоводства, выплавки металлов, все возрастающее потребительское отношение к природе стало проявляться в изменении ландшафта, самой окружающей среды и происходящих в ней процессов.(обезлесение большей части Европы, появление пустынь Сахара в Африке, пустыни Кара – Кум в Средней Азии и т.д.). Начиная с середины ХХ в., с развитием научно – технического прогресса, человечество стало оказывать все более жесткое бескомпромиссное, зачастую хищническое давление на природу, превышая пределы ее возможностей удовлетворения своих все возрастающих запросов. Игнорирование пределов емкости для хозяйственной деятельности человека привело к дестабилизации окружающей среды, что выразилось в ее загрязнении ядохимикатами, дефолиантами, инсектицидами, пестицидами, солями тяжелых металлов, радиоактивными веществами и др. А также – появление «озоновых дыр» в атмосфере, выпадение кислотных дождей, образование смога, возникновение парникового эффекта, изменение климата (например, выпадение снега в Африке и на Аравийском полуострове, торнадо – в России). Появление этих проблем повлекло за собой негативные изменения в жизни растений и животных – вплоть до гибели, привело к неимоверному росту аллергических, онкологических и других заболеваний человека. Экологическая ситуация, сложившаяся в области, регионе, стране и мире, а также глобальные экологические проблемы, создающие угрозу гибели человечеству, вызвали необходимость экологического образования. Чтобы устранить негативные последствия неразумной, природоразрушающей хозяйственной деятельности человека, успеть компенсировать нанесенный окружающей среде ущерб, необходимо не только разумное поведение в природе, но и умение управлять своими потребностями, бережно и рационально использовать природные ресурсы. Главным ориентиром всех действий человека в природе должен стать экологический и морально – нравственный принцип: «Не навреди!». Антропоцентрический подход в научно – практической деятельности человечества должен сменяться экоцентрическим. А для этого вся образовательно – педагогическая деятельность должна быть нацелена на формирование у подрастающего поколения личной ответственности за состояние окружающей среды, человека с новым мировоззрением и экологической культурой, патриота своей Родины и планеты Земля. Теоретические основы экологического образования подрастающего поколения разрабатывались в работах ученых Г.Д. Гачева, Э.В. Гирусова, Н.С. Дежникова, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, А.В. Сидельновского, И.Т. Суравегина, Л.П. Симонова, В.А. Ясвина и др. Особое внимание уделяется детям дошкольного возраста, так как именно у них легко формируется осознанное эмоционально – положительное отношение к окружающему миру. Близкий контакт с природой, эмоциональные переживания – основа экологического образования. Еще великий русский педагог К.Ушинский восклицал: «А воля, а простор, а природа, прекрасные окрестности города, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень – разве они не были нашими воспитателями!». Детские эмоциональные впечатления от общения с природой сохраняются на всю жизнь и, несомненно, накладывают отпечаток на весь его жизненный путь. В качестве примера можно вспомнить жизнь великих ученых Ч. Дарвина, Ж. Кусто, И. Мичурина, К.А. Тимирязева др. А.Герцен утверждал, что: «светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине». Важно, что проблема экологического воспитания детей не может быть решена без успешного развития экологического сознания у взрослых, занимающихся их воспитанием. Каждый воспитатель помимо профессионализма и педагогического мастерства понимания целей и задания, владения методикой, творческого поиска и применения конкретных технологий, совершенствования своей педагогической деятельности должен понимать важность решения экологических проблем и причине, их вызывания их, желание и готовность разрешить. И здесь очень важною роль играют ДОУ с их «жизненным производством» для детей, педагогов и родителей. Создания в ДОУ эко - педагогическая среда становится для ребенка территорией познания, «территорией открытий», если она наполнена эстетически, выразительными и экологически полноценными объективными. Здесь каждый ребенок почувствовать себя первооткрывателем природных тайн, наблюдая за раскрытием бутонов, смыканием лепестков цветков перед дождем или к вечеру, изменением окраски, осенних листьев слушая пение птиц. Наблюдая за полетом различных насекомых, их разнообразием. Эколого–развивающая среда способствует пониманию дошкольниками законов природы – законов экологии. Использование местных природных ресурсов – (объектов краеведения) способствует расширению эко образовательного пространства ДОУ, применено педагогами различных форм и методов работы. Результатом такой работы становится изменения отношения к окружающей среде, самостоятельная реализация элементарных навыков экологически безопасного поведения в быту и к окружающей среде, формирование элементарных навыков рационального природопользования, воспитание гуманного и сострадательного отношения к живой природе, понимания последствий для своих поступков окружающего мира, ответственности за них. Вопросы формирования экологической культуры у дошкольников и создания эколого – развивающей среды ДОУ разрабатывались учеными В.И. и С.Г. Ашиковыми, Ж.Л. Васякиной – Новиковой, Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, Н.А.Рыжовой. Цель работы воспитателя – выработать у ребенка твердое убеждение в том, что:

  1. Живые организмы нельзя делить на «вредных» и «полезных», «плохих» и «хороших». Природе важен и нужен каждый вид;
  2. Любой организм связан с другими, образуя сложную цепь природных взаимосвязей, благодаря которым существует живая природа, и выпадение одного звена может вызвать непредсказуемые последствия;
  3. Чем более разнообразен живой мир, чем больше в нем видовое разнообразие тем более устойчивой и предсказуемой будет окружающая нас природа;
  4. Каждый человек – часть природы и должен жить не нарушая её законов, чтобы не уничтожать то, что не создавал и создать не может, то, благодаря чему возможна его жизнь;
  5. Окружающая человека природа, родная для каждого, неповторима и неописуема красива;
  6. Поступки, действия, поведения человека оказанной влияние на окружающую среду, и чтобы оно было положительным («помогать природе»). Неожидаемо применять полученные в ДОУ знания об:

а) экологически грамотном поведении в повседневной жизни;

б) основах экологической безопасности;

в) рациональном использовании природных ресурсов (вода, электроэнергия, песок, глина, и д.р.).

Все живые организмы, обитающие на земле в совокупности со средой обитания академик Вернадский назвал биосферой. Он особо подчеркивал действия живых существ в ней (живого вещества) на неживую природу (косное вещество, вещества) называя ее геохимической силой, преобразующей Землю и служащей основой круговорота веществ в природе. «На земной поверхности нет силы более» постоянно действующей, а потому и более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом» - говорил он. Живое вещество биосферы состоит из организмов всех биологических видов, жизнь которых с момента их возникновения протекает в форме многовидовых сообществ. Эволюция видов сопровождается эволюцией структурно – функциональной организации многовидовых сообществ. Такие многовидовые сообщества микроорганизмов, растений и животных, совместно заселяющих биотопы и осуществляющих круговорот веществ, и движение энергии называются биогеоценозами или экосистемами. Учение о биогеоценозах разработано академиком В.Н. Сукачевым, доказавшим, что биогеоценоз (экосистема) – основная функциональная единица живой природы. Биосфера – это глобальная экосистема и важнейшим условием его существования, так же как и в любом биогеоценозе, является круговорот веществ и поток энергии, осуществляемый продуцентами, консументами и редуцентами. Любая биосистема устойчива лишь в том случае, если в ней достаточно полно поддерживается круговорот веществ, осуществляемый входящими в нее видами. Изменение живого вещества количественные и качественные сказываются на характере биологического круговорота. Чем больше видовое разнообразие экосистемы, тем больше разнообразных экологических взаимосвязий и взаимодействий, тем устойчивее экосистема. Устойчивость глобальной экосистемы (биосферы) прямо зависит от количества компонентов (видов и биогеоценозов), способных поддержать ее функционирование при изменении условий среды. Исчезновение вида вызывает нарушение устойчивости биогеоценоза (экосистемы), так как нарушает сложившиеся в сообществе цепи пищевых или других экологических взаимоотношений. Каждый вид, также , обладает неповторимым генофондом, необходим и природе и обладает потенциальной ценностью для человека. Еще в 1880 году профессор А.Г. Банников утверждал: « Возможности использования видов настолько непредсказуемы, что было бы величайшей ошибкой дать вымереть какому – то виду только потому, что сегодня мы не знаем о его полезности». ООН совместно с учеными разных стран мира была разработана программа сохранения биологического разнообразия Земли. В «конвенции о биологическом разнообразии», принятой в 1992 году говорится: «Биологическое разнообразие представляет собой большую ценность по экологическим, генетическим, социальным, экономическим, научным, образовательным, культурным, рекреационным и эстетическим причинам». Биологическое разнообразие является насущной необходимостью для поддержания устойчивости биосферы как среды жизни человечества. Богатство видов неравномерно распределяется по территории Земли. Особенно богаты видами влажные тропические леса, а также океаны. 50% видов мировой флоры и фауны обитают в Юго – Восточной Азии, Центральной и Западной Африке и Южной Америке. Их, наряду с сибирской тайгой, ученые называют «легкими планеты». Но по данным Национальной академии наук США, ежегодно уничтожаются около 20 млн. га тропического леса (!). Ведется промышленная разработка древесины, особенно ценных пород, «освобождается» земля под посадки кофе и других культур, имеющих коммерческий успех… Не лучше обстоят дела и с лесами России. Катастрофически истощаются высокопродуктивные хвойные леса Карелии, Коми, Архангельской, Вологодской, Костромской, Пермской, Свердловской, Тюменской, Томской областей, Красноярского края. Особую тревогу вызывают участившие в последние годы пожары, уничтожающие огромные массивы лесов на Дальнем Востоке, Бурятии и прилегающих территориях Сибири. Серьезную угрозу видовому разнообразию представляет и загрязнение водной среды: Мирового океана, рек, озер и других пресноводных водоемов, а также бесконтрольный промысел водных животных. На грани исчезновения находятся все виды китов, особенно киты – полосатики, сокращается численность пресноводных беспозвоночных – жемчужниц, перловиц, раков, медицинских пиявок и др. Исчезают и растения. На Дальнем Востоке уже через дикорастущий жень – шень, исчезает купальница европейская, тисс ягодный, плаун булавовидный, подснежник плосколистный, шафран прекрасный и другие. Сокращение биологического разнообразия катастрофически ускоряется. Темпы вымирания видов в последние десятилетия увеличилась в 500 – 1000 раз. Учеными подсчитано, что на Земле за период с 1600 по 1975 вымерло примерно 1,2 видов млекопитающих и птиц, а к концу 80 – х гг. под угрозой вымирания сказалось около 1000 видов, т.е. 8%. Считается, что на Земле существует около 2 млн. биологических видов. Ученые утверждают, что в 70 – х гг. прошлого столетия в сутки исчезал один вид животных или растений, а уже в 90 – е годы - 3 вида в сутки. В России по данным комитета по охране природы РФ, в 1994 году насчитывалось более 25 тысяч видов растений и более 80 тысяч видов животных (из них около 550 видов позвоночных: 24 вида амфибий, 69 видов рептилий, более 350 видов птиц, более 100 видов млекопитающих). Биологическое разнообразие включает в себя все виды растений, животных, грибов и микроорганизмов, в том числе редкие и исчезающие виды. Их, по данным Красной книги России, - огромное количество. В нее занесено 440 видов покрытосеменных растений, 11 видов голосеменных, 10 видов папоротникообразных т.е. 4% российской флоры (!), а также 259 видов позвоночных: 39 видов рыб, 21 вид рептилий, 8 видов амфибий и 65 видов млекопитающих. Исчезновение видов продолжается с угрожающей быстротой во всех странах мира. В конце ХХ века от прямого воздействия человека исчезло 28%, а от косвенного – 72% числа исчезнувших видов. Основной причиной исчезновения и сокращения численности видов явилось разрушение среды обитания животных вследствие урбанизации, развития транспортных магистралей, вырубки лесов и т.д. В «Конвенции о биологическом разнообразии (подписанной представителями 179 правительств стран мира), где разработана всемирная стратегия охраны разнообразия видов, говорится: «Очень важно предвидеть, предупредить и устранить причины уменьшения биологического разнообразия. Мир должен сохранить биологическое разнообразие и обеспечить устойчивое использование его компонентов справедливым образом». Образовательная направленность в ДОУ заключается не только в формировании элементарных знаний экологического характера, но и развитие экологического сознания и экологической культуры, как регулятора взаимоотношений с природой, формирование потребностей в природосберегающей деятельности, ответственного отношения к окружающему миру. Формирование экологической культуры у воспитанников ДОУ обычно осуществляется в результате совместной деятельности педагогов и детей с привлечением родителей. Для их успешной деятельности в ДОУ должны быть созданы:

  1. Предметно – развивающая среда, включающая:
  • Групповые уголки природы,
  • Мини – огород на окне,
  • Тематическое оформление помещения группы;
  1. Использование свободного пространства в помещении ДОУ:
  • Картинная галерея (стены коридора),
  • Зимний сад (холлы, лестничные площадки и т.д.),
  • Создание искусственных мини – экосистем (моделирование, видовой состав, пищевые цепи, факторы воздействия человека на экосистему, правила экологически грамотного поведения),
  • Моделирование ландшафтов (степь, горы, пустыня и др.),
  • Создание мини – лабораторий,
  • Зал релаксации.
  1. Организация экологического пространства на прилегающей территории:
  • Клумбы, рабатки, альпийские горки с видовым разнообразием растений (различные виды камнеломок, молодия, очитков и др.);
  • Мини – дендрарий – включающий различные виды хвойных и лиственных растений (деревьев),
  • Экологическая тропа;
  • Сад камней (в японском стиле);
  • Пряный огород (мята, мелисса, петрушка, укроп, фенхель, базилик и др);
  • Уголок нетронутой природной флоры с деревьями. Кустарниками, травами различных видов;
  • «Птичья столовая» с кормушками для птиц;
  • «Лекарственный огород» - с растениями, применяющимися в фармакологии;
  • «живые уголки и тд.
  1. Методический фонд –дидактические игры, методическая справочная, детская литература (произведения С.Аксакова, М.Пришвина, Л.Толстого, И.Акимушкина, В.Чаплиной, В.Зотова, А.Иванова и других.).
  2. Использование аудио – и видео аппаратуры. («Голоса птиц», «животные леса», и т.д., а также передач ТВ и презентаций о флоре и фауне).
  3. Наглядно – иллюстрационный материал:
  1. Наборы открыток («животные водоема», «растения красной книги», «животные красной книги», «охраняемые растения» и д.р.).
  2. Буклеты («Растения - часы», «Чудо – растения», «Народные промыслы», «Жостово»).
  3. Коллекции (в том числе собранные детьми).
  4. Наборы (кора деревьев, листьев, шишек, плодов и др.)

Используя указанные и множество других объектов, воспитатель ДОУ формирует основы экологической культуры, применяя различные формы организации деятельности:

  • Экскурсии;
  • Сбор коллекций (листьев, семян, камней и др.);
  • Наблюдения за растениями и животными (у окна, в уголке природы, на прогулке);
  • Экологические занятия;
  • Создание моделей, тематических папок – раскладушек, книг – самоделок, аппликаций (охраняемые растения нашего района, «животные красной книги» и т.д.);
  • Изобразительная деятельность экологической тематики;
  • Формирование трудовых навыков в процессе ухода за растениями и животными;
  • Ознакомление с трудом взрослых в природе;
  • Составление сказок и рассказов о природных объектах и явлениях;
  • Формирование обобщающих представлений о природе и правильным взаимоотношениям с ней;
  • Игры (дидактические, интеллектуальные, подвижные, сюжетные) беседы на экологические темы с детьми по их интересам;
  • Ведение календарей природы;
  • Просмотр видеофильмов и ТВ – передач по теме многообразие видов в природе и их охраны;
  • Чтение художественной и научно – популярной детской литературы;
  • Создание обучающих игровых ситуаций;
  • Проведение экологических праздников.

Процесс формирования экологического сознания, культуры природопользования должен осуществляться путем широкого сенсорного развития детей, направленного на познание окружающей природы, путем эстетического восприятия, образных представлений и воображения. В своей работе каждый воспитатель должен учитывать основные положения личностно – ориентированной модели экологического воспитания, быть отличным методистом, прекрасно знать теорию и уметь добиваться поставленной цели. И тогда успех обеспечен. Мы воспитаем новое поколение с новым экологическим сознанием и экокультурой, которое будет сохранять и приумножать и видовое многообразие планеты и разумно использовать все природные богатства.

 

Список использованной литературы:

  1. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно – экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.
  2. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н.Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Тереньтьева; под ред. Л.М. Маневцевой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: детство – пресс, 2003. – 319 с.
  3. Николаева С.Н. теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. Центр «Академия», 2002. – 336 с.
  4. Рекомендации по наружному и внутреннему озеленению детских образовательных учреждений. – М.: Изд.УЦ «Перспектива», 2011.
  5. Пенькова Л.А., Бзгина Е.Н., Евфратова Т.Г. Ландшафтный дизайн детского сада. – М.:Сфера, 2008. Риекстиня В.Э., Риекстиньш И.Р.,
  6. Сагидуллина Л.М. Ландшафтная мастерская.//Справочник воспитателя. – 2011 - №7. – с. 38 – 42 // Справочник воспитателя. – 2013. - №6. – С. 8-12.
0 Плохо0



Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность



Вход на сайт


Комментарии

  • Анжела
    Игра "Цветик-разноцв етик"

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Лариса Геннадьевна! Понравилось, что на занятие использовали интересный речевой и дидактический ...

    Подробнее...

     
  • Анна
    Лариса Геннадьевна, здравствуйте! Спасибо за интереснейшее занятие!!! Как я понимаю, Вы используете в ...

    Подробнее...

     
  • Грануш
    hranush1971@mail.ru

    Подробнее...

     
  • ольга урванцева
    Очень понравилась презентация.

    Подробнее...

Добавить статью на сайт