Консультация для педагогов.
Из опыта работы с детьми с синдромом Дауна
До принятия в 2012 г. нового закона об образовании в РФ, дети с ОВЗ обучались лишь по спец программам и в спец. Коррекционных образовательных учреждениях. Инклюзивные сады встречались как исключение. Теперь ситуация изменилась и такие дети, включая детей с умственной отсталостью, являются равноправными членами общества. Поэтому, когда в общеобразовательную группу нашего сада поступили дети с синдромом Дауна, перед нами встал ряд проблем по созданию условий для обеспечения равных возможностей получения качественного образования обучающимися с умственной отсталостью с учётом их возрастных индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Что явилось нашей основной целью работы.
Перед педагогами, столкнувшимися с подобной работой, встали следующие задачи:
1. повышение профессиональной компетентности педагогов по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями;
2. создание предметно-развивающей среды, способствующей всестороннему развитию личности ребенка с синдромом Дауна в условиях группы общеразвивающей направленности;
3. развитие навыков самообслуживания;
4. формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
5. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
6. формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками);
7. формирование в социальном окружении ребенка толерантного сообщества воспитанников (детей), родителей воспитанников и персонала ДОУ;
8. создание сетевого взаимодействия с организациями – партнерами, а именно с «Комплексным центром социального обслуживания населения» и его отделением по реабилитации инвалидов и детей с ограниченными возможностями;
9. оказание консультативной помощи семье в вопросах развития и воспитания ребёнка .
Исходя из поставленных задач, свою работу мы выстроили по следующим этапам:
I этап – Адаптационный (сбор информации о ребёнке – изучение диагноза и социальных контактов семьи и ребёнка);
II этап – Диагностический (изучение когнитивных и социально-личностных особенностей ребёнка, определение зоны его ближайшего окружения; проведение психолого-педагогического обследования ребёнка);
III этап – Основной (составление и апробация индивидуальной адаптированной программы инклюзивного образования);
IV этап – Заключительный (анализ эффективности психолого-педагогической работы).
По окончанию реализации АООП мы планируем получить следующие результаты:
- приобретение педагогами опыта организации образовательной деятельности ребёнка с синдромом Дауна;
- ребёнок с синдромом Дауна начнёт эффективно включаться в процесс социализации ;
- показатели физического, социально-коммуникативного, речевого, познавательного и художественно-эстетического развития ребёнка станут выше;
- родители станут более активно включаться в процесс развития ребёнка в условиях ДОУ.
Так как мы впервые столкнулись с такими детьми, мы были вынуждены обратиться за квалифицированной помощью к коллегам из «Комплексного центра социального обслуживания населения» (КЦСОН), где ранее занимались эти дети.
Для дальнейшей работы, чтобы она оказалась качественной и продуктивной нам потребовалось повысить свою квалификацию в вопросе работы с детьми с умственной отсталостью. Эту задачу мы выполняем путём регулярного повышения квалификации (например, прошли курсы по «Организация и содержание инклюзивного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в контексте внедрения ФГОС», прослушиваем вебинары - Адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования: особенности разработки и реализации; «Организация и содержание сопровождения семьи ребёнка с синдромом Дауна (3-8 лет)» и т.п.
По охране и укреплению физического и психического здоровья детей с синдромом Дауна в ДОУ используем такие формы работы, как утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультпаузы и физ. минутки, пальчиковая гимнастика, точечный массаж, гимнастика пробуждения после дневного сна. Также прибегаем к помощи инструкторов по плаванию и физической культуре для проведения оздоравливающих гимнастик.
Много внимания уделяется играм на развитие мелкой моторики, так как она напрямую связана с развитием умственных способностей, интеллекта и речи. Для развития мелкой моторики у детей с умственной отсталостью мы используем игры с космическим песком, с крупами, игры со шнуровками, с матрёшками, пирамидками, складывание паззлов, застёгивание молний, пуговиц, нанизывание крупных бус, игры с мозаикой, кубиками, наматывание тонкой веревки на катушку или собственный пальчик, рвать и комкать бумагу. Также развитие мелкой моторики реализуем в игре, в различных видах деятельности, в том числе в конструировании и изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
Для создания предметно-развивающей среды, способствующей всестороннему развитию личности ребенка с синдромом Дауна в условиях группы общеразвивающей направленности мы регулярно приобретаем, иногда изготавливаем и обновляем дидактические пособия и игры, насыщаем ППР среду ребёнка природными материалами, стараемся сделать её не только безопасной, но и мобильной. Совместно с родителями обмениваемся играми и пособиями.
В период адаптации детей в группе мы наблюдали и попытались проанализировать для планирования дальнейшей работы в этой области их поведение в бытовых ситуациях (сон, приём пищи, туалет, умывание и тп.). За период пребывания деток в общеобразовательной группе ДОУ они научились кушать самостоятельно и более аккуратно, проситься в туалет, одеваться самостоятельно.
Образовательную деятельность с детьми с умственной отсталостью мы реализуем по АООП, то отталкиваясь от самочувствия, настроения и желания детей, мы привлекаем их к ООД вместе с основной группой воспитанников, индивидуально от общей группы, но рядом со всеми, так же согласно учебному плану, узкие специалисты берут на свои занятия.
Процесс развития, воспитания и образования детей с умственной отсталостью не возможен без тесного сотрудничества с их родителями. Поэтому мы консультируем их в вопросах сохранения и укрепления физического и психического здоровья, рекомендуем литературу для чтения с ребёнком, игры и дидактические пособия для развития мелкой моторики, внимания и т.п.
Читайте также |
---|
Развлечение для второй группы раннего возраста «Путешествие в прошлое русского…
Развлечение для второй группы раннего возраста «Путешествие в прошлое русского народа» Группа: вторая группа раннего возраста. Оформление. В углу макет русской избы...
Лэпбук «Юные экологи»
Лэпбук «Юные экологи» В условиях современного мира экологическое воспитание становится одним из приоритетных направлений ДОУ. Его цель — формирование личности, способной...
Конспект итогового мероприятия «В гости к бабушке Наташе»
Конспект итогового мероприятия «В гости к бабушке Наташе» Вторая мл. группа