Сайт для воспитателей детских садов



Консультация для педагогов.
Из опыта работы с детьми с синдромом Дауна

 

До принятия в 2012 г. нового закона об образовании в РФ, дети с ОВЗ обучались лишь по спец программам и в спец. Коррекционных образовательных учреждениях. Инклюзивные сады встречались как исключение. Теперь ситуация изменилась и такие дети, включая детей с умственной отсталостью, являются равноправными членами общества. Поэтому, когда в общеобразовательную группу нашего сада поступили дети с синдромом Дауна, перед нами встал ряд проблем по созданию условий для обеспечения равных возможностей получения качественного образования обучающимися с умственной отсталостью с учётом их возрастных индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Что явилось нашей основной целью работы.

Перед педагогами, столкнувшимися с подобной работой, встали следующие задачи:

1. повышение профессиональной компетентности педагогов по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями;

2. создание предметно-развивающей среды, способствующей всестороннему развитию личности ребенка с синдромом Дауна в условиях группы общеразвивающей направленности;

3. развитие навыков самообслуживания;

4. формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);

5. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;

6. формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками);

7. формирование в социальном окружении ребенка толерантного сообщества воспитанников (детей), родителей воспитанников и персонала ДОУ;

8. создание сетевого взаимодействия с организациями – партнерами, а именно с «Комплексным центром социального обслуживания населения» и его отделением по реабилитации инвалидов и детей с ограниченными возможностями;

9. оказание консультативной помощи семье в вопросах развития и воспитания ребёнка .

Исходя из поставленных задач, свою работу мы выстроили по следующим этапам:

I этап – Адаптационный (сбор информации о ребёнке – изучение диагноза и социальных контактов семьи и ребёнка);

II этап – Диагностический (изучение когнитивных и социально-личностных особенностей ребёнка, определение зоны его ближайшего окружения; проведение психолого-педагогического обследования ребёнка);

III этап – Основной (составление и апробация индивидуальной адаптированной программы инклюзивного образования);

IV этап – Заключительный (анализ эффективности психолого-педагогической работы).

По окончанию реализации АООП мы планируем получить следующие результаты:

- приобретение педагогами опыта организации образовательной деятельности ребёнка с синдромом Дауна;

- ребёнок с синдромом Дауна начнёт эффективно включаться в процесс социализации ;

- показатели физического, социально-коммуникативного, речевого, познавательного и художественно-эстетического развития ребёнка станут выше;

- родители станут более активно включаться в процесс развития ребёнка в условиях ДОУ.

Так как мы впервые столкнулись с такими детьми, мы были вынуждены обратиться за квалифицированной помощью к коллегам из «Комплексного центра социального обслуживания населения» (КЦСОН), где ранее занимались эти дети.

Для дальнейшей работы, чтобы она оказалась качественной и продуктивной нам потребовалось повысить свою квалификацию в вопросе работы с детьми с умственной отсталостью. Эту задачу мы выполняем путём регулярного повышения квалификации (например, прошли курсы по «Организация и содержание инклюзивного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в контексте внедрения ФГОС», прослушиваем вебинары - Адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования: особенности разработки и реализации; «Организация и содержание сопровождения семьи ребёнка с синдромом Дауна (3-8 лет)» и т.п.

По охране и укреплению физического и психического здоровья детей с синдромом Дауна в ДОУ используем такие формы работы, как утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультпаузы и физ. минутки, пальчиковая гимнастика, точечный массаж, гимнастика пробуждения после дневного сна. Также прибегаем к помощи инструкторов по плаванию и физической культуре для проведения оздоравливающих гимнастик.

Много внимания уделяется играм на развитие мелкой моторики, так как она напрямую связана с развитием умственных способностей, интеллекта и речи. Для развития мелкой моторики у детей с умственной отсталостью мы используем игры с космическим песком, с крупами, игры со шнуровками, с матрёшками, пирамидками, складывание паззлов, застёгивание молний, пуговиц, нанизывание крупных бус, игры с мозаикой, кубиками, наматывание тонкой веревки на катушку или собственный пальчик, рвать и комкать бумагу. Также развитие мелкой моторики реализуем в игре, в различных видах деятельности, в том числе в конструировании и изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Для создания предметно-развивающей среды, способствующей всестороннему развитию личности ребенка с синдромом Дауна в условиях группы общеразвивающей направленности мы регулярно приобретаем, иногда изготавливаем и обновляем дидактические пособия и игры, насыщаем ППР среду ребёнка природными материалами, стараемся сделать её не только безопасной, но и мобильной. Совместно с родителями обмениваемся играми и пособиями.

В период адаптации детей в группе мы наблюдали и попытались проанализировать для планирования дальнейшей работы в этой области их поведение в бытовых ситуациях (сон, приём пищи, туалет, умывание и тп.). За период пребывания деток в общеобразовательной группе ДОУ они научились кушать самостоятельно и более аккуратно, проситься в туалет, одеваться самостоятельно.

Образовательную деятельность с детьми с умственной отсталостью мы реализуем по АООП, то отталкиваясь от самочувствия, настроения и желания детей, мы привлекаем их к ООД вместе с основной группой воспитанников, индивидуально от общей группы, но рядом со всеми, так же согласно учебному плану, узкие специалисты берут на свои занятия.

Процесс развития, воспитания и образования детей с умственной отсталостью не возможен без тесного сотрудничества с их родителями. Поэтому мы консультируем их в вопросах сохранения и укрепления физического и психического здоровья, рекомендуем литературу для чтения с ребёнком, игры и дидактические пособия для развития мелкой моторики, внимания и т.п.

1 Плохо0



Добавить комментарий


Читайте также




Вход на сайт


Комментарии

  • Ольга
    Замечательный материал

    Подробнее...

     
  • Ольга
    Спасибо! замечательный материал для занятий с детьми

    Подробнее...

     
  • Анжела
    Игра "Цветик-разноцв етик"

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Лариса Геннадьевна! Понравилось, что на занятие использовали интересный речевой и дидактический ...

    Подробнее...

     
  • Анна
    Лариса Геннадьевна, здравствуйте! Спасибо за интереснейшее занятие!!! Как я понимаю, Вы используете в ...

    Подробнее...

Добавить статью на сайт