«Развитие связной речи через нетрадиционные методы изобразительной деятельности в группах с задержкой психического развития»

занятиеВ   современной   коррекционной   педагогике   особую   значимость приобретает проблема сложного дефекта, в структуре которого нарушения речи сопровождаются с задержкой психического развития. В ходе исследований были накоплены данные о речевой деятельности детей с задержкой психического развития.

Часть из них касается монологической речи. На значительные трудности детей данной категории в речевом оформлении своих действий, на неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи, указывают в своих работах ГИ. Жарекова и А.Д. Кошелева. В исследованиях А.Д. Кошелевой показано, что не только при глубокой задержке развития, но и при легких ее формах имеются такие видимые нарушения речевой деятельности, как рассогласованность речевой и предметной деятельности Р.Д. Тригер, - как одну из особенностей речи этих детей, выделяет недостаточность .словообразовательных процессов Е.С. Слепович, изучая особенности монологической речи у старших дошкольников с ЗПР отмечает, что речь .

Этой категории детей в основном носит ситуативный характер. Наряду с этими особенностями Е.С. Слепович выделяет ограниченность словарного запаса у этих детей, особенно существительных с узким, конкретным значением, а также прилагательных.

На несформированность развернутого речевого высказывания и, в частности, операций внутреннего программирования и грамматического структурирования указывается в исследованиях Н.Ю. Боряковой. По данным Е.В. Мальцевой, недостаточность мыслительной деятельности, низкая познавательная активность свойственная детям с ЗПР, затрудняют приобретение ими элементарных сведений о звуковой действительности речи. Исходный уровень осознания звукового строения речи у детей с ЗПР наступает позже, чем в норме.

В работах А.Р. Лурия, Е.Д. Хомской, В.В. Лебединского и А.Д. Кошелевой и др. указывается, что значительную роль в нарушении познавательной деятельности таких детей играет недостаточность речевой регуляции. Развивая у детей творческую активность, мы развиваем и связную речь-это процесс длительный и без специального обучения невозможен. Учитывая определённые особенности восприятия детей все циклы занятий решают определённые задачи:

-  развивают творческие способности детей посредством изобразительной деятельности

-  формируют сенсорные способности

-  формируют целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие изображаемого предмета, явления

-  формируют обобщённое представление об однородных предметах и сходных способах их изображения

- обучают техническим приёмам и способам изображения в разных видах изодеятельности формируют     способность     оперировать     представлениями     и преобразовывать их на основе накопленных знаний

-  развивают познавательною активность детей

-  воспитывают культуру деятельности, формируют навыки сотрудничества

Вся работа делится на два этапа, подготовительный этап строится на основе совместной деятельности взрослого и ребёнка. На первых занятиях я рисую сама, вслух проговаривая детали рисунка. В дальнейшем я рисую, а дети комментируют сюжет и детали изображения, так как детям с задержкой психического развития характерны неустойчивое внимание, и пониженная работа способность. Живое и эмоциональное   общение усиливает интерес к рисованию. На этом этапе проводятся специальные игры и упражнения: «На что похоже?», «Найди такой же?», «Что ты увидел в пятнах?». Проводятся специальные упражнения на развитие сенсорики (игры с цветом, формой), на развитие руки. Например, «Помоги найти похожий цвет», «Что бывает этого цвета?»: Провожу эксперименты с цветом, добавляя белую гуашь в другие краски. В результате получаем осветлённые тона. Знакомлю детей с оттенками основного цвета. Дети сравнивают цвета, сами отмечают, какой цвет основной, какой цвет добавлен и в какой пропорции. Чтобы вызвать желание рисовать, ребёнок становится участником событий различных игр.

На втором этапе уже вводятся нетрадиционные способы изображения. Дети учатся рисовать пальчиком и ладошкой. Получаются красивые цветы, облака, и разноцветные рыбки. Способ простой и понятный детям. Ребёнок обмакивает пальчик в краску и наносит пятна на лист бумаги. И вот уже готовы интересные, доставляющие радость рисунки: »Красивые цветы», «Солнышко гуляет». Научив ребёнка аккуратному обращению с краской, начинаем рисовать ладошкой. Способ нанесения краски такой же, как и на пальчики. Краска губкой или кисточкой наносится на всю ладонь и делается отпечаток. Затем пальчики вытираются салфеткой. Когда дети усваивают правила последовательности рисования пальчиком и ладошкой, я предлагаю им поиграть в «парафинку-невидимку» с использованием парафиновой свечи. Я рисую контур, а дети наносят мазки, пятна, а затем закрашивают всё краской и чудо - на листе альбома появились листочки, снежинки, »овощи в корзине», «деревья в снегу». Дети учатся работать печатками и трафаретами. Вспомогательные средства развивают руку ребёнка. Развивают восприятие формы и цвета. Например, я рисую дерево, а дети печатают много деревьев и кустарников. Вот и получился лес. Заполняем лес животными, птицами, растениями. Одновременно решаем и познавательные задачи. Постепенно дети знакомились и применяли в работе различные изобразительные материалы. Они рисовали красками, мелками, карандашами, фломастерами. Пользовались вспомогательными средствами - печатками, свечами, поролоном. Все изобразительные материалы находятся в доступном месте для детей, ребёнок свободен в выборе материалов. Научив ребёнка изображать предметы разной формы и величины, приступаю к обучению детей другим интересным изобразительным технологиям. Дети с удовольствием и интересом занимаются техникой «монотипия» - оттиском графического изображения. Они изображают бабочек, дома, деревья и многие другие предметы. Дети фантазируют придумывают свои сюжеты.

Нарядны и необычны рисунки в виде открыток на ярком «бархатном» тоне. Выполнение этой техники очень простое, но занимательное для детей. Вырезаем из бумаги какой-нибудь узор, фигуру, цветок. Накладываем узор на подготовленную для открытки плотную бумагу, придавливаем узор монеткой, а затем путём набрызга (старую зубную щётку несколько раз проводим по гуашевой краске) стряхиваем краску на лист бумаги. Снимаем бумажный узор-открытка готова! Такие открытки начинаем готовить заранее к праздникам в свободное от занятий время.

Все техники легко усваиваются детьми. Так же мы работаем в технике «рисование пластилином». В ней дети более самостоятельны, они не устают от однообразных действий, потому что в ней много этапов. Сначала дети наносят рисунок по контуру, можно просто обвести предмет. Затем подбирают цвет пластилина. Соединяют один цвет пластилина в другой, получается новый оттенок. Отщипывают маленькими кусочками и размазывают пальчиками по поверхности рисунка. Вмазывают другие цвета пластилина, получается необыкновенный узор. Когда пластилиновый рисунок готов, начинаем плавить пластилин снизу свечой. Он растекается и застывает. В плавленый пластилин добавляем бусинки вместо глаз, украшаем пуговицами, природным материалом. Затем вырезаем изделие по контуру и приклеиваем на общий фон. Работа в коллективе очень ценна для детей. Они учатся договариваться между собой, приходить к единому решению.

В подготовительной группе мы осваиваем технику «пластилиновый витраж». Она требует от ребёнка терпения, усидчивости, аккуратности при исполнении, что не свойственно нашим детям. Это необходимо детям с ЗПР для развития мелкой моторики рук, так как это способствует развитию речи. В этой технике присутствуют три способа изображения.

Первый способ-это секторный, когда рисунок разбивается на сектора. Дети подбирают цветовые гаммы пластилина, очень тонко размазывают по поверхности не заходя за контуры частей, а затем трубочкой убирают пластилин по контуру и выкладывают тонкими «колбасками» пластилин по контуру всех частей, картины получаются яркими.

Второй способ выполняется по типу пластилиновой живописи (по способу размазывания). При исполнении таких картин дети используют инструменты. В ход идут стеки, палочки, трубочки, прозрачные пуговицы, расчистки - как вспомогательные средства для выражения образа.

И так шаг за шагом, постепенно дети становятся более самостоятельными, уверенными в себе и в своих силах. Они могут рисовать разными материалами, придумывают свои сюжеты для рисунков.

Успешному осуществлению поставленных задач способствует совместная работа с родителями, которые не всегда могут понять, что именно изобразил их ребёнок, почему не так как все. И порой оценка рисунка, непонимание, осуждение обижают детей. В индивидуальном порядке даю родителям рекомендации : как рассматривать рисунки своих детей. Как рассматривать рисунки своих детей, предлагаю подумать, почему именно так нарисовал их ребёнок, почему именно эти цвета выбрал; учу беседовать с ребёнком по содержанию, делать соответствующие выводы. Закреплять дома полученные знания и умения в изображении предметов. Отрабатывать с ребёнком «трудные» техники. Постепенно родители научились восхищаться детским творчеством, понимая, что рука ребёнка не бывает лживой. Некоторые родители изъявили желание посетить наши занятия, мы были очень рады, что заинтересовали их и даже научили с помощью приёма монотипии заколдовывать бабочек, жучков, с помощью набрызга делать праздничный салют.

Анализируя свою работу, я с уверенностью могу сказать, что систематическая комплексная коррекционная работа по изодеательности является непременным условием для развития речи, творческого воображения, а так же предпосылок успешного овладения учебной деятельностью, без которых невозможно успешное обучение в школе.




Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проблемы воспитания личности дошкольника в современных условиях

Проблемы воспитания личности дошкольника в современных условиях Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий...

Роль игр и упражнений в формировании правильного звукопроизношения у детей…

Роль игр и упражнений в формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для...

Конспект НОД по рисованию с использованием техники «кляксография»

Конспект НОД по рисованию с использованием техники «кляксография»

Читайте также

Морально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях дополнительного образования технической…

Морально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях дополнительного образования технической направленности Проблема морально-нравственного воспитания детей все больше обостряется в современном обществе...

Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Северные мотивы»

Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Северные мотивы» Программное содержание: закрепить знания детей о Крайнем Севере; уточнить представления о коренном населении Ямало-Ненецкого автономного...

НОД в первой младшей группе «Там, по неведомым дорожкам…»

НОД в первой младшей группе «Там, по неведомым дорожкам…» Цель. Формировать познавательную активность детей, закреплять знания детей о диких животных. Доставить...