Сайт для воспитателей детских садов



Осознание детьми явлений языка и речи как условие подготовки их к обучению грамоте

(из опыта работы)

В подготовке детей к овладению грамотой особое значение имеет формирование элементарного осознания чужой и своей речи имеет. По мнению исследователей (Ф.А.Сохин, Д.Б. Эльконин, Л.Н. Невская, Н.С. Варенцова и др.) данное качество является составной частью общей речевой готовности к обучению в школе. Учёные в своих работах показывают, что формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий), произвольности речи составляют важный аспект подготовки к обучению письменной речи. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладевают в школе процессом чтения и письма.

Солидаризируясь с исследователями, в осуществлении данного направления работы мною всегда было глубоко осознано стремление к тому, чтобы дети, поступившие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте. Вполне очевидно, что результатом такой работы является: развитый фонематический (речевой) слух, правильная и хорошая устная речь, первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов, на слоги, умели держать карандаш и различать строки в тетради.

Реализация обозначенной подготовки начинается с изучения уровня практического осознания элементов языка. Многолетний опыт работы убеждает, что для этого подходят такие традиционные задания:

1. Скажи одно слово.

2. Произнеси один звук.

3. Сколько звуков в слове дом.

4. Назови звуки в этом слове.

5. Скажи одно предложение.

6. Сколько слов в предложении. (например, «Дети любят играть» и др.) .

7. Назови первое слово, второе, третье.

Ответы оцениваются как верные — 1 балл и неверные – 0. Результаты обследования заносятся в таблицу, которая содержит три основные раздела: «Выделение слова», «Фонемный анализ», «Анализ предложений». Оценка 7 баллов соответствует высокому уровню осознания языковых элементов, 3-4 – среднему, меньше 3 – низкому. Диагностика, как известно, позволяет дифференцированно проводить работу по подготовке детей к обучению грамоте с учётом их выявленного уровня практического осознания элементов языка.

Однако в последние годы, работая только со старшими дошкольниками, приходится отходить от традиционной программы по подготовке детей к обучению грамоте, так как школа, а, следовательно, и родители заинтересованы, чтобы ребёнок, поступая в класс, уже умел читать и писать. Но обучение грамоте и чтению - это сложные навыки, требующие определённого уровня развития не только общеречевого развития ребёнка, но и психических процессов.

Учение даётся легче тому, у кого лучше развита память, быстрее работает мышление, кто скорее может что-то вообразить, обнаружить нестандартный путь решения, кто более внимателен и тому подобное.

Цель моей работы - помочь каждому ребёнку, как в подготовке к обучению грамоте, так и в овладении чтением и грамотой, через осознание элементов языка (звук, слово, предложение) и через развитие его основных психических процессов (восприятия, памяти, внимания, воображения и мышления).

Обучение и развитие детей организуется мной в виде самой привлекательной - и, главное, основной для них деятельности - игры. Зачастую занятия проводятся в форме путешествий (на неизвестную планету, в подводное царство, в сказку, в лес и прочее), экскурсий, где нужно кого-то спасти, оказать помощь, в ходе которых дети обучаются, играя: без принуждения и нажима.

Одной из самых «больных» проблем является невнимательность многих детей, а ведь внимание - это основное психическое свойство человека. Для ребёнка-дошкольника, у которого преобладает непроизвольное внимание, мощным фактором концентрации внимания является интерес. И здесь использую такие игры, как:

  • «Кто внимательный?» (найти одинаковый звук в ряде слов; выбрать из текста, который читаю, слова с заданным звуком; собрать определённые буквы, написанные по-разному);
  • «Лабиринт букв»;
  • «Какие слова спрятались в буквах?» (как можно больше слов составить из предлагаемых букв);
  • «Слово в слове» (в одном слове найти ещё одно и больше): «ПЛУГ-ЛУГ», «РУБЛЬ-РУЛЬ», «УТОЧКА-ТОЧКА», «ТОК, КОТ».
  • «Что изменилось?» (с буквами);
  • «Сколько букв спряталось?» или «Путаница» (Ш МЦ );

В этих играх не только тренируется непроизвольное внимание, но оно и перестраивается в произвольную форму и целенаправленное наблюдение, а ведь наблюдательность — это высшая форма внимания (сознательное целенаправленное сосредоточение психической активности на конкретном объекте).

В процессе обучения грамоте наши ребята много работают с индивидуальными разрезными азбуками, когда они «пропускают» буквы, слоги через пальцы, использую буквы и пластмассовые и вылепленные из глины и пластилина самими детьми. Много есть игр на восприятие, когда в сознании ребёнка отражаются предметы и явления в виде зрительных, слуховых, осязательных образов: «Узнай букву» (на ощупь); «Собери букву» (по образцу); «Нарисуй так»; «Добавь недостающую часть буквы».

Одна из высших функций психики, обеспечивающая полноценное приспособление человека к окружающему миру, - это память. Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации. Определённым образом подбирая игры, можно управлять и развитием памяти у ребёнка:

1. «Новые слова», когда последние 2 буквы предыдущего слова - это первый слог для следующего в цепочке: «ЗЕРКАЛО-ЛОЗА- ЗАБОР» или «КАША-ШАПКА», «КАЛИНА-НАТА-ТАПКИ-КИВИ» и др.).

2. игра «Наборщик» (составить новые слова, которые спрятались в предлагаемом слове «НАБОРЩИК», «ИГРУШКИ» и др.);

3. «Слова и буквы» (за определённое время написать названия животных или продукты, или игрушки на какую-то букву);

4. «Продолжай» или «Дополни предложение» (с мячом)

  • ребёнок — называет слово
  • добавляет слово, чтобы они согласовывались
  • продолжает
  • заканчивает предложение (ЯРКОЕ СОЛНЦЕ СВЕТИТ В ОКОНЦЕ)

Тренирует память заучивание скороговорок, загадок про каждую букву. Дети знают их очень много, так как подбираю скороговорки на каждый звук, и они являются прекрасной гимнастикой для органов артикуляции.

Развитие мышления начинается с раннего детства. Оно выражается в освоении через восприятие свойств окружающих предметов и улавливании простейших связей между ними. Наша задача - развить у старших дошкольников на основе образного словесно-логическую форму мышления. И здесь на помощь придут игры:

1. Игры на классификацию, обобщение, нахождение, выделение одинаковых и разных признаков: «Берёза, тополь, сосна - это ...»; «Медведь, волк, кенгуру, лиса (кто лишний)»; «Буква потерялась», «Волшебная цепочка - превращение слов»;

2. Головоломки - задачи на смекалку - могут быть и буквенные. Это анаграммы, кроссворды, ребусы, лабиринты, типа «Круглая пословица», «Цифры - подсказки», «Цвет тебе поможет», где даётся ключик для прочтения пословицы.

Хочется заметить, что ребусы предлагаю сначала самые простые, предварительно показав принцип их разгадывания. Знакомя с ребусами, предлагаю детям поиграть в разведчиков, где ребус - это зашифрованное сообщение. Дети с интересом разгадывают их, записывая буквами отгадку и прочитывая её.

Наибольший интерес у детей вызывают анаграммы (из букв одного слова составь другое; буквы использовать все, добавлять нельзя), например: «НАСОС – СОСНА», «РОМАН – НОРМА», «КРОНА – НОРКА», «НОСКИ – НОСИК».

Лабиринты («Собери слова»).

Мышление неразрывно связано со всеми психическими прогрессами, в том числе и воображением, в процессе которого человек создаёт образы и ситуации, никогда в целом непосредственно им не воспринимавшиеся. В развитии воображения, смекалки, сообразительности огромное значение имеют загадки, так как в них присутствуют уподобление, метафорическое описание предмета:

«Красные двери в пещере моей,

Белые звери стоят у дверей.

И мясо, и хлеб - всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю».

(Губы, зубы)

 

«Вот гора,

А у горы две глубокие норы,

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит».

(Нос)

Загадка основана на сходстве и отрицании сходства между предметами. Это заставляет ребёнка размышлять о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления (анализ и синтез). Не столь важно, что многие загадки не отгадываются детьми самостоятельно. Главное в загадках то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо, формируют быструю реакцию на слово.

Обучение грамоте — очень ответственный период в жизни ребёнка. Здесь главное не допускать нажима, дать ребёнку поверить в собственные силы. Предлагаемые мною игры помогают ребёнку самому наглядно убедиться, что каждый звук (или буква в слове и каждое слово в предложении должны стоять на своём месте - только тогда можно понять смысл сказанного или прочитанного). Они способствуют обогащению связной речи точными и образными словами и выражениями. Экспериментируя со словом «нащупывая» правильную форму, ребёнок учится вслушиваться в звучание речи, произвольно менять слово, заниматься словотворчеством. По моему глубокому убеждению, ребёнок должен чувствовать свой успех, делать какие-то маленькие «открытия» для себя. Тогда он с радостью будет идти на каждое занятие.

Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу - овладению грамотой и чтением. Готовность ребёнка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух, чёткая артикуляция звуков (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, выработке гибкости и точности движения руки, глазомера и прочее.





Новые публикации

Спортивно-оздоровительный проект по теме: «В здоровом теле - здоровый дух»

Спортивно-оздоровительный проект по теме: «В здоровом теле - здоровый дух» (Для детей дошкольного возраста) «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение...

Использование анаглифных изображений для ранней профориентации детей старшего до…

Использование анаглифных изображений для ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения {pdf=download/files/presentation/file573.pdf|90%|700|native}

Сценарий праздника: «9 Мая — праздник Победы»

Сценарий праздника: «9 Мая — праздник Победы» Под военный марш выходит ведущая. Ведущая: Дорогие дети, уважаемые воспитатели! Поздравляем Вас с праздником Великой Победы! В этот день...

Читайте также

Конспект занятия по аппликации «Тучки по небу бегут, тучки дождики везут ...» (с…

Конспект занятия по аппликации«Тучки по небу бегут, тучки дождики везут ...» (средняя группа) Цель: Продолжать учить детей пользоваться ножницами. - Познакомить с техникой...

Зимнее развлечение в средней группе «Зимушка – зима»

Зимнее развлечение в средней группе «Зимушка – зима»     Цель: закрепить навыки и умения: метание, прыжки, танцевальные движения, создание эмоционального настроения, повторение понятий об...

Совместная деятельность во 2 младшей группе. Тема: «Салют радости»

Совместная деятельность во 2 младшей группеТема: «Салют радости» Интеграция образовательных областей согласно ФГОС: Социально – коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми...




Комментарии

  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

     
  • Андрей
    Кто нибудь может пояснить, какие обозначения для чего используются (особенно графа причины непосещения).

    Подробнее...

В блогах

Конспект нетрадиционного родительского с…

Конспект нетрадиционного родительского собрания-игры «Правила дорожные полезно нам знать» Подготовили: Инструктор по физической культуре Ганиев Р.Р Учитель-логопед Шагивалеева Л.Р.   Цель: побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД самое главное для сохранения...

Консультация для воспитателей «Театрализ…

«Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений» Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Театр – это целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство...

Конспект физкультурно-речевого занятия в…

Конспект физкультурно-речевого занятия в старшей группе культуре по методике Н. Н. Ефименко с элементами логоритмики и с пользованием информационно-коммуникативных технологий Подготовили: Инструктор по физической культуре Ганиев Р.Р Учитель-логопед Шагивалеева Л.Р.     1 Слаид Цель: Создание оптимальных...

Консультация для воспитателей «Коррекция…

Коррекция лексико - грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В настоящее время в массовых детских садов число детей с ОНР резко увеличилось. ОНР характеризуется нарушением основных компонентов речевой...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство