Обучение пению

 

Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словестному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре и ансамбле объединяет детей, создаёт условия для их эмоционального музыкального общения.

В пении, как и в других видах музыкального исполнительства, формируются основы музыкальной культуры детей. Ребёнок может непосредственно и активно проявить своё отношение к музыке.

Песня – это огромный и существенный пласт музыкальной и общечеловеческой культуры, осваивать который человек начинает с раннего детства, слушая сначала незатейливые колыбельные, попевки, прибаутки, которые поёт мама, а затем постепенно приобщаясь к более сложным музыкальным жанрам и формам.

В процессе обучения пению ребёнок получает первые представления о певческой культуре, о вокальной музыке, о музыкальных жанрах. Выразительное пение помогает переживать содержание музыки, настроения, чувства, переданные в ней. В пении, при условии применения высокохудожественного репертуара, проявляется и формируется эмоционально-оценочное отношение не только к разучиваемой песне, но и ко всей музыке в целом, закладываются основы эстетического сознания ребёнка: появляются эстетические эмоции и чувства, представления о красоте. В певческой деятельности у детей успешно развиваются основные музыкальные способности:

  • эмоциональная отзывчивость на музыку;
  • ладовое чувство;
  • музыкально-слуховые представления;
  • чувство ритма;
  • творческие способности детей;
  • умственные способности (память, мышление, речь, воображение);
  • нравственные качества.

Песня, благодаря единству музыки и слова, способна оказывать глубокое воздействие на психику ребёнка, на его чувства, развивает воображение, расширяет границы познания. Всё это способствует становлению личности ребёнка.

Общеизвестно, что пение способствует укреплению здоровья человека: у него развивается голосовой, дыхательный аппарат, появляется хорошая осанка. В процессе пения активно участвует дыхательная система, поэтому занятия пением являются прекрасной дыхательной гимнастикой, которая способствует наполнению кислородом внутренних органов и общему оздоровлению организма.

Цель певческой деятельности – формирование у детей основ музыкальной и певческой культуры, гармоничное развитие личности ребёнка.

Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, то есть взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения, потому что голос не может успешно развиваться без слуха, а слух формируется с участием голоса. Ребёнок сначала внимательно слушает пение взрослого, затем поёт вместе с ним, «подравниваясь» к его вокальной интонации. Благодаря этому у него постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания и ладовысотный слух.

Вот почему показ песни педагогом должен быть на высоком уровне, должен понравиться детям и быть принятым ими. Это требует постоянной работы над собой, внимательной самоподготовки и самосовершенствования. Если детям понравилась песня – они будут слушать её внимательно и петь с большим удовольствием сами.

Обучая детей пению, педагог должен придерживаться следующих требований:

  • Следует воздерживаться от громкого пения, криков (в повседневной жизни тоже);
  • Необходимо обращать внимание на диапазон звучания (нельзя исполнять трудные песни);
  • Дети не должны петь на улице при температуре -18 С и влажности 40-60 %;
  • Дети могут исполнять не более 3-5 песен одновременно (в зависимости от возраста);
  • Тематика песен должна быть понятна детям, соответствовать вокальным возможностям, мелодия должна быть простой, понятной, яркой;
  • Песни должны быть высокохудожественными и отвечать дидактическим принципам.

Уже в дошкольном возрасте голоса детей делятся на три природных типа: высокие, средние и низкие, каждый из которых характеризуется присущими ему тембровой окраской, общим звуковысотным и примарным диапазонами. В удобной, соответствующей голосу тесситуре (преобладающее расположение звуков по высоте в муз. произведении по отношению к диапазону голоса), ребёнок поёт значительно чище интонационно и при этом гораздо свободнее и красивее.

В идеале работа по постановке голоса должна идти, в основном, индивидуально, и включать следующие правила:

1) не разрешать детям петь громко, только средним звуком,

2) никогда громко не аккомпанировать,

3) распевки проводить по голосам для «разогревания» певческого аппарата,

4) формировать ладовое чувство – работа над основными ступенями лада,

5) введение в песню, которая будет звучать,

6) не доводить занятия до усталости голоса.

Распевки каждому типу голоса давать в нескольких тональностях (по полутонам), начиная с примарной зоны, затем 2-3- тональности вниз, потом вверх. Направление движения мелодии в распевках должно быть преимущественно нисходящим. Необходимо правильно подбирать песни для соответствующих голосов, или транспонировать имеющиеся.

И ещё раз. Педагог обязательно должен работать над своим собственным певческим голосом, чтобы его показ детям был, по возможности, профессиональным, потому что дети очень склонны к подражанию вообще и к подражанию голосу, характеру его звучания, в особенности.

По данным отечественных и зарубежных исследователей (Е.И. Алмазов, Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Т.С. Бабаджан, М.Ю. Нильсон и др.), голосовые реакции на музыку у детей проявляются очень рано, уже в первые месяцы жизни. Но собственно певческая деятельность начинается к 2 годам, когда ребёнок уже может подпевать взрослому и воспроизводить несложные мелодии песен.

Учёные-педагоги выделяют три возрастных периода в соответствии с общим и музыкальным развитием дошкольников (до 3 лет, от 3 до 5 и от 5 до 7 лет). В первом – дети накапливают опыт восприятия музыки, первоначальные музыкальные впечатления, опыт сенсорно-слуховых и ритмических представлений, интонирования мелодии голосом. Во втором происходит координация слуха и голоса, музыки и движений, соединение знаний и умений. И в последний период – практические действия детей подкрепляются и обогащаются знаниями о музыке, формируются элементы эстетического отношения к пению, музыке в целом.

Младший дошкольный возраст (3-4 года). Только начинает формироваться певческий голос, но певческого звучания пока нет. Гортань у ребёнка гораздо короче, чем у взрослого, поэтому голос очень слабый. Он усиливается только за счёт головного резонатора (полость глотки, рта, носа). Дыхание у детей очень короткое, слабое, поверхностное, Диапазон – ре-ля первой октавы. Вместе с тем, дети этого возраста проявляют активность и с желанием включаются в пение. Они охотно подпевают окончания музыкальных фраз, интонируют отдельные звуки, воспроизводят звукоподражания: подражают лаю собачки, мяуканью кошки, чириканью птички и т.п. Со временем, при соответствующем обучении, диапазон становится более устойчивым, дыхание пока неравномерное. Но дети привыкают прислушиваться к пению взрослого и петь одновременно с ним. Правильная артикуляция и дикция пока ещё вызывают затруднения, но малыши учатся петь все вместе, в одном темпе, вовремя начиная и одновременно заканчивая. Они ещё не умеют тянуть звук, поэтому начинаем их упражнять в протяжном пении, используя для этого колыбельные песни, народные попевки.

Средний дошк. возраст (4-5 лет). В этот период певческий диапазон немножко расширяется (ре-си), дыхание становится более устойчивым. Дети постепенно начинают использовать разные типы дыхания: ключичное, грудное, нижне-рёберное, смешанное. В связи с этим могут петь более протяжные фразы, улучшается дикция и артикуляция, усложняется репертуар, улучшается качество певческого звучания. Дети эмоционально откликаются на содержание песни, запоминают и узнают знакомые мелодии.

На данном возрастном этапе очень важно вырабатывать навык слаженного коллективного пения (чувство ансамбля), поскольку у некоторых детей ещё иногда сохраняется тенденция опережать других или отставать от них. Поэтому важно приучать детей петь в общем темпе, естественным голосом, без напряжения, добиваясь мягкого, напевного звучания. Можно начинать петь а*сареllа с простых мелодий.

Старший дошк. возраст (5-7 лет). Общее физическое развитие ребёнка оказывает влияние и на совершенствование голосового аппарата. Певческий диапазон расширяется (ре первой- ре второй). Развивается певческое дыхание, улучшаются дикция и артикуляция.

Если работать в интеграции с учителем-логопедом, можно добиться достаточно высоких общих результатов, потому что дети с удовольствием демонстрируют свои фонетические достижения, и пение активно в этом помогает им.

Изменяется характер певческого звучания – оно становится более напевным, лёгким, подвижным, естественным. В этом возрасте дети способны контролировать своё пение – регулировать силу звука, отчётливо пропевать слова, исправлять допущенные ошибки. Певческие возможности значительно расширяются благодаря развитию и укреплению организма.

Накапливается исполнительский опыт детей, они могут правильно брать дыхание и расходовать его, точно интонировать мелодию. Дети уже могут пользоваться динамическими нюансами, ускорять и замедлять темп; у них значительно расширяется музыкальный опыт, возникают предпочтения, появляется любимый репертуар; они свободно поют в хоре, в ансамбле и индивидуально.

Здесь уже имеет значение комплексный подход к музыкальному воспитанию, поскольку ребёнок может сознательно использовать весь накопленный музыкальный опыт в разных видах муз. деятельности.

И ещё коротко о вопросах, которые неразрывно связаны с пением. В певческой деятельности дошкольников можно условно выделить следующие виды:

  • Слушание песен в исполнении взрослого, или в аудиозаписи (обогащаем восприятие детей, знакомим с видами и жанрами, показываем образец для подражания);
  • Пение песен детьми (основной вид певч. деятельности, где дети практически осваивают приобретённые умения и навыки выразительного пения – с аккомпанементом (ф-но, оркестр, а*сареllа – хороводы, игры);
  • Пение певческих упражнений (цель – развитие слухового восприятия, формирование вокально-технических зунов и элементарных представлений о музыкальной грамоте);
  • Песенное творчество детей (вызывает интерес и развивает воображение, самовыражение, самостоятельное применение и закрепление зунов, стимулирует активность, учатся звукоподражаниям, импровизации своих имен, сочинению окончаний мелодий и т.п.).

Для достижения цели формирования певческой культуры и приобщения детей к музыкальной культуре в целом немаловажное значение имеет репертуар. Он подбирается в определённой системе и последовательности с учётом:

  • художественной ценности,
  • доступности по эмоциональном-образному содержанию,
  • возрастных возможностей детей,
  • индивидуальных особенностях каждого ребёнка,
  • педагогических задач.

Репертуар должен быть доступным, удобным, несложным, понятным.

А теперь переходим к практической части. С ребятами старшей группы мы покажем фрагменты нашей работы.

1. Заходят дети, здороваются речитативом. Потом я показываю варианты всевозможных пропеваний приветствия – это обучение детей прислушиваться и определять движение мелодии в небольших попевках.

2. Показ певческих упражнений на звукообразование («музыкальные бусы на ниточке», пропевание имени с «разбрасыванием» бусинок, «купание» в гармонии). Эти упражнения проделываем также со зрителями (взрослыми).

Вся эта работа исполняется а*сареllа – для развития чистоты интонации у детей, что гораздо сложнее, чем с аккомпанементом.

Дальше переходим к методике обучения детей пению. Подготовка педагога для эффективности занятия трудно переоценить, она включает:

  • Отбор и анализ необходимого певческого репертуара;
  • Составление плана работы наиболее адекватными методами и приёмами;
  • Тщательная подготовка самого педагога к исполнению песни.

Методы для обучения детей пению могут быть различными: наглядный, словесный, практический (применение музыкально-дидактических пособий и игр, приёма двигательного моделирования, метода уподобления характеру звучания музыки, и т.п.)

Работа над песней включает в себя несколько этапов:

    • Ознакомление с песней;
    • Разучивание песни;
    • Закрепление песни.

3. Я подобрала для ознакомления и начала разучивания народную песни «Рады мы вас видеть»:

      • сначала объясняю, почему выбрала именно её – создаю определённое настроение, соответствующее эмоциональному содержанию песни
      • далее пропеваю детям 2 куплета, обращаю внимание на характер, особенности звучания, соответствующие содержанию поэтического текста, отмечаю выразительные средства.
      • Приступаем к непосредственному разучиванию песни. Сначала выразительно прочитываем текст, потом проговариваем его с закрытым ртом). Далее – несколько упражнений на нисходящее движение и скачки. Самое сложное – запоминаение мелодии, поэтому я повторяю мелодию, проигрываю её на ф-но, использую музыкальную лесенку для показа. Разучиваем фразами, фрагментами, подкрепляю дыханием по фразам. Уточняю форму – здесь нет припева, только куплеты. Работаю над формированием у детей певческих навыков: чистоты интонирования, точного воспроизведения ритма мелодии, правильного дыхания, дикции, ансамблевого исполнения.

Для начала закрепления разучивания можно попробовать пение «цепочкой», когда я начинаю, а дети продолжают по фразам – это для показа. Но на практике закрепление происходит на последующих занятиях.

Разучивание нового материала не должно быть утомительным, нельзя перегружать детей, а надо сохранить интерес, поэтому переходим к исполнительству. Здесь можно использовать те приёмы, которые показаны на заключительном этапе закрепления выученной песни: исполнение педагогом вокализа мелодии, узнавание основной мелодии при звучании на инструменте, определение ф-ного вступления и т.п. Предлагаю зрителям послушать 2-3 контрастные песни, которые дети исполнят хором, в ансамбле и солистами. А в завершение детского выступления мы споём совместно песню «Родина» С. Трофима (можно раздать

зрителям распечатанный припев).

После этого детей отпускаем, чтобы не утомить их окончательно

Разговор об обучении детей пению очень долгий и разнообразный. Есть много интересных методик, которые помогут самому разобраться в этих вопросах и найти наиболее приемлемый для себя материал. В идеале, нужно вести дополнительно вокальный кружок – это значительно улучшит результаты певческой деятельности детей и будет способствовать накоплению собственного педагогического опыта. Поэтому, всегда есть, к чему стремиться, и нет предела совершенству. А дорогу осилит идущий.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД «Деревья»

Конспект НОД «Деревья» Группа: старшая Форма проведения: групповая. Цели: Уточнить знания детей о деревья их внешнем виде и строении. Закрепить представления о том, что...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию на тему: «Городской…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию на тему: «Городской транспорт» В рамках тематической недели: «Транспорт». Дата проведения: (первая неделя ноября). Цель: закреплять знания детей о...

Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Полянка»

Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Полянка» Аннотация: Дидактическая игра из фетра представляет собой пособие, которое может помочь детям в развитии...

Читайте также

Опыты «С нравственным подтекстом» для детей старшей группы

Опыты «С нравственным подтекстом» для детей старшей группы Чистая душа Материал: 2 прозрачных стакана (один пустой, другой с водой), черная краска, кисточка. Ход...

Путешествие в город Мастеров

Путешествие в город Мастеров Цель: формирование реалистических представлений о труде людей. Задачи: 1. Сформировать представления о профессии строитель, о строительных специальностях, о необходимости и...

Цифровое детство

Цифровое детство Еще недавно, мы взрослое поколение, постепенно погружались в цифровой мир. Времена изменились, а наши дети уже рождены в этом...