Сайт для воспитателей детских садов




( 1 Голос ) 


Консультация. «Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»

 

«Читайте простонародные сказки, молодые писатели, - чтоб видеть свойства русского языка».

Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребёнок в раннем детстве.

Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребёнка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребёнка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой.

Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера, обогащает словарный запас, развивает речь, воображение, мышление. Она помогает им в первые годы жизни

Разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогает оценить их поступки; вызывает либо сочувствие, либо осуждение; формирует правильное представление о мире, выстраивает мировоззрение ребёнка, и оказывает огромное влияние на формирование речевых компетенций (речевых умений и навыков) детей дошкольного возраста.

Этому вопросу и посвятим наш сегодняшний разговор. (Слайд.)

Чрезвычайно важный момент методики - это подготовка детей к полноценному восприятию литературного произведения. Она проводится по двум линиям, тесно связанных между собой:

  • организация и методические приёмы проведения речевой деятельности;
  • подведение детей к осмыслению содержания литературного текста с помощью рассматривания иллюстраций, объяснения незнакомых слов. (Слайд.)

- Как вы думаете, что значит для маленького слушателя, это понятие, «осмыслить содержание текста»? Например, для малышей?

- Это умение детей подхватывать слова и строки знакомых сказок, отрывков с опорой на наглядность, и слышать сказку, т.е. понимать её, представлять все образы. С большой любовью, бережно следует относиться к искусству слова русского народа, к языку сказки.

Интонации народной речи в устной передаче звучат убедительнее, чем в чтении по книге, поэтому сказку следует рассказывать детям в её подлиннике, не искажая текста свободным пересказом. Такие сказки, как «Репка», «Заюшкина избушка», «Снегурочка», и многие др., рассказчик- воспитатель должен знать наизусть.

Большие по объёму сказки, как например, «Царевна- лягушка», лучше читать по книге, чтобы не исказить текст, не снизить их художественную ценность.

Народная сказка широко использует диалог. Многие сказки построены исключительно на диалоге.

- Давайте вспомним, какие? («Теремок», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лиса и козёл», «Лисичка со скалочкой» и др.)

Изложение повествования во многих сказках ритмично. Приём троекратного, а иногда и многократного повторения уже придаёт ритмичность развитию действия.

- Какие сказки на ваш взгляд ритмичны? («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» и др

Итак, внимательная, вдумчивая работа рассказчика поможет ему понять подтекст сказки, наметить выразительные средства для её устного звучания, направленные на формирование у детей речевых компетенций (т.е. речевых умений и навыков).

Проведение речевой деятельности.

Специфика данного вида занятий требует создания особо спокойной обстановки. Важно, чтобы ничто не отвлекало детей от слушания.

Нужно быстро организовать занятие, провести его в бодром, жизнерадостном тоне.

Приветливо и спокойно предложив детям сесть, воспитатель проверяет, как они расположились, и начинает занятие. Воспитатель это делает не замечаниями, не угрозами, а показом яркой картинки, чтением небольшого стихотворения, народной песенки, загадыванием загадки, присказки.

Конец занятия.

Концовка занятия, так же как и его начало, может носить самый разнообразный характер, в зависимости от содержания литературного материала. Следует напомнить об обязательном использовании паузы.

После исполнения художественных произведений, сильно воздействующих на эмоции детей, например русской народной сказки «Снегурочка», вопросы воспитателя будут неуместны; они разрушат созданное сказкой впечатление. Иногда дети сами задают вопросы. В таком случае на них следует ответить, используя по возможности текст сказки.

Не следует морализовать по поводу содержания литературно- художественного материала, говорить о том, хорошо или дурно поступил тот или иной герой.

Например, если после чтения сказки «Гуси-лебеди» воспитатель говорит детям: «Как плохо поступила девочка, что не послушалась родителей, и оставила братца одного. И случилась беда. Вы всегда слушаетесь маму и папу?»

Это не что иное, как открытая мораль, назидание, стирающее впечатление от слушания литературного произведения.

Показ иллюстраций.

В сказках всегда есть иллюстрации, и чем меньше ребенок, которому предназначается книга, тем большее место в ней отводится иллюстрациям: они облегчают детям усвоение содержания прочитанного. Иллюстрации воспитатель показывает детям во время чтения. Сначала рассматривается картинка, а затем читается соответствующий текст; после чтения картинку рассматривают ещё раз.

Часто возникает вопрос о целесообразности объяснения большого количества незнакомых слов, связанных с прошлой исторической эпохой.

Например: «У лисы была избушка ледяная , а у зайчика лубяная». Здесь понятие «лубяная» поясняется рядом стоящим словом «деревянная». Но такой приём возможен только в прозе. Многие незнакомые слова в народных сказках не мешают детям понять содержание произведения, поэтому их можно не объяснять.

К старшему дошкольному возрасту ребёнок проявляет стремление к постоянному общению с книгой, к языку литературного произведения. Творчески активен. Замечает речевые ошибки, исправляет их. Пользуется обобщающими словами и понятиями. Умеет употреблять в речи разные типы предложений (простые, сложносочиненные,

Сложноподчинённые). Способны использовать слова в переносном, иносказательном значении.

Это является условием для освоения детьми средств языковой выразительности.

- Вспомним их:

  • Эпитет.
  • Метафора.
  • Олицетворение.
  • Гипербола.

Вспомним определение эпитета. (слайд) «Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. (напр., в народной поэзии- синее море)» (С.И. Ожегов., Словарь русского языка., Москва., Русский язык., 1987).

Например, хмурое лицо- хмурое утро.

- Какое словосочетание здесь будет являться эпитетом? (Хмурое утро.)

- Совершенно верно. Мы создаём образ серого, дождливого, бессолнечного утра или передаём своё отношение к тому, что нам неприятно утро без солнца.

Так как русские народные сказки- фольклорный жанр, то употребляемые в них эпитеты, давно стали устойчивыми выражениями. Так что, читая сказку, мы воспринимаем их как самостоятельные образы. (Слайд синего моря.)

Например, «сине море», «добрый молодец», «красна девица», «злато солнышко», «мать сыра земля», «конь мой вороной», «сизый голубь», «чёрная тоска», «живая вода». Важно объяснить детям значение этих эпитетов. (Через визуальный ряд - иллюстрации.)

- Почему девица красная? Лицо красное? Сарафан красный? Давайте подумаем! (Красивая.)

- Молодец добрый почему? Плюшками одарил? Богатствами? (Нет. Потому что добрые дела делает. Смелый и сильный. Не боится Кащея и т.д.)

Вывод.

- Что развивает подобная работа? (Развивает образное мышление, понятие цвета и прямого и переносного значения слова.) (Слайд.)

Метафора- это употребление слова в переносном значении на основе какой- нибудь аналогии, сходства, сравнения. (глаз-алмаз, «Финист-ясный сокол»). Метафора использует сравнительное сходство для переноса значения. Вывод.

Следовательно, метафоры тоже позволяют создать в воображении ребёнка сказочные образы. Мы понимаем, что мыслительный процесс напрямую связан с речевой деятельностью. Учёными установлено, что когда человек думает – у него колеблются голосовые связки. И мы можем проследить следующую закономерность. (Слайд.)

Воображение-колебание голосовых связок - речь.

Олицетворение - это воплощение чего-нибудь в образе живого существа. Это весьма распространённый стилистический приём, состоящий в том, что при описании животных или неодушевлённых предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью. Вспомним хорошо известную сказку «Колобок». Приведем примеры олицетворения из этой сказки. (Сам Колобок - говорящий шарик теста.)

-Сказка «Гуси- лебеди»? (Говорящая печка, яблоня, речка и т.д.)

Итак, почему важно понимать природу олицетворения? Чему это может способствовать при развитии речевой компетенции? (Слайд.) (Формированию речевых навыков.)

Олицетворение- образ, в который вживается ребёнок- слова персонажа-формирование речевых навыков. (Вместо дефиса следует понимать стрелку)

Гипербола- это преувеличение. Например, «бился Иван-царевич со Змеем- Горынычем три дня и три ночи». Мы же понимаем, что живой человек не может сражаться так долго. Сила героя преувеличена.

- Для чего это понадобилось рассказчику? (Чтобы показать силу Ивана- царевича, добра молодца.)

Вывод.

Таким образом, гипербола выполняет ту же функцию, что и эпитет, метафора, олицетворение при развитии речевых умений и навыков дошкольников.

После чтения русских народных сказок полезно предложить детям разнообразные речевые игры и упражнения, мотивирующие развитие речевой компетенции.

1.Дидактическая игра «Шляпа фокусника».

Материал: кукольный театр (несколько кукол, шляпа или коробка фокусника, платок).

Взрослый показывает шляпу и платок.

- Это шляпа (или коробка) фокусника. В ней спрятаны герои сказок. Вам надо по очереди на ощупь отгадать героя, назвать его и сказать из какой он сказки.

2. Речевая игра- упражнение. «Я назову, а вы продолжите». Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название.

Младший и средний возраст.

  • Мышка…(норушка)
  • Лягушка…(квакушка)
  • Зайчик…(побегайчик)
  • Лисичка (сестричка)
  • Волчок…(серый бочок)
  • Баба…(Яга, костяная нога)
  • Коза…(Дереза)
Медведь …(косолапый)

Петушок…(золотой гребешок)

Гуси… (лебеди)

Сестрица…(Алёнушка)

Братец… (Иванушка

Курочка …(Ряба)

Серый... (волк)

 

Старший дошкольный возраст.

Крошечка…(Хаврошечка)

Никита… (Кожемяка)

Добрыня… (Никитич)

Иван… (Царевич)

Сивка… (бурка)

Финист… (Ясный Сокол)

Василиса…(Прекрасная)

Мальчик…(с пальчик)

3. «Сказочная путаница». Картинка с изображением двух разных сказок. Взрослый показывает картинку. Дети должны назвать какие сказки перепутались.

4. «Собери и расскажи сказку». (Картинки с изображением сюжетов сказки.) Ребёнок должен сложить последовательно сюжетные картинки от начала до конца сказки, затем рассказать сказку с опорой на сюжетные картинки.

5. «Маски». (Маски сказочных персонажей.) Выбирается водящий. Остальные дети стоят перед ведущим полукругом. На водящего одевают маску сказочного героя знакомой сказки, но он не видит какого (у него закрыты глаза). Чтобы догадаться, чья это маска, водящий предлагает кому- либо из детей, или всем детям, изобразить этого персонажа. Если персонаж будет угадан, водящим становится тот, кто его изображал.

6. «Что изменилось». (Игрушки из настольного театра.) На столе перед детьми стоят фигурки героев одной сказки. Воспитатель называет героев. Затем дети закрывают глаза и взрослый убирает одну фигурку. Дети открывают глаза и воспитатель спрашивает: «Кто убежал в лес?» Дети говорят что изменилось.

7. «Кто лишний». На столе или на фланелеграфе, или магнитной доске помещаются герои одной из сказок и один лишний персонаж. Детям до 5 лет взрослый называет сказку. Дети должны назвать кто лишний, кто заблудился. Дети после 5 лет должны назвать из какой сказки герои и кто заблудился.

8. Речевая игра «Добавлялки». (Дети идут по кругу. Можно включить фоном русскую народную мелодию.)

Ок-ок-ок- стоит в поле…(теремок).

Ок-ок-ок- покатился… (колобок).

Ят-ят-ят- серый волк не съел (козлят).

Су-су-су- петушок прогнал… (лису).

Цо-цо-цо- снесла курочка… (яйцо).

9.Речевая игра «Если бы я был(а)…? (Богатырём, Красной шапочкой, Василисой Премудрой, и т.д.) (Игру можно провести с мячом или дети могут передавать по кругу мягкую игрушку, клубок ниток, шляпу- шапку- невидимку.)

10. «Живые картинки». Стакан обернуть детским рисунком, а внутрь стакана вставить свечу. Взрослый предлагает ребёнку придумать сказку об оживших человечках.

11. «Волшебный сказочный салат». На столе стоят фигурки настольного театра, герои из разных сказок. Взрослый предлагает ребёнку сочинить новую сказку. (С элементами ТРИЗ.)

 

Литература:

1.М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко «Художественное чтение и рассказывание в детском саду» , М., Просвещение., 1966.,стр. 91.,стр.119- 127.)

2. Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном».(М., Детская литература., 1985., стр. 201-203.)

3. «Дошкольное воспитание»., № 9., 2005., стр. 18- 67. Статья « Игра в сказку.»; №1., 2005.

4.С. И. Ожегов «Словарь русского языка». ( М., Русский язык.,1987).

5. Е. В. Субботский « Ребёнок объясняет мир».(М., « Знание»., 1985).

Приложение: В.И.Даль «Присказки».

  1. В некотором царстве, в некотором государстве.
  2. Ай, потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные!
  3. В чистом поле, в широком раздолье, за тёмными лесами, за зелёными лугами, за быстрыми реками, за крутыми берегами.
  4. Вот тебе сказка, а мне бубликов связка.
  5. Вправо поедешь- коня потеряешь, влево поедешь - самому живу не быть.
  6. Сказка от начала начинается, до конца читается, в серёдке не перебивается.
  7. Жил был царь овёс. Он все сказки унёс.
  8. Конь лежит, земля дрожит, из ноздрей дым столбом валит.
  9. Ни в сказке сказать, ни пером описать.
  10. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
  11. Растёт не по дням, по часам.


Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность





Вход на сайт


Комментарии

  • Наталья
    отлично

    Подробнее...

     
  • Ludmila Sazonova
    Ocen horosij konspekt,detam ocen ponravilos vipolnat razlicnije zadanija inotgadivat zagadki.Bolsoje ...

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Замечательный проект, станет ещё лучше, если вы добавите театрализованны й спектакль. Его составляющие ...

    Подробнее...

     
  • Виктория Кожевникова
    В ходе НОД дети посредством познавательного материала и игровой деятельности расширяют представления ...

    Подробнее...

     
  • Галина Бенда
    Большое спасибо Вам за интересный и содержательный материал !!!

    Подробнее...