Художественная деятельность в социальной и психологической адаптации дошкольников

Открылась бездна,

Звезд полна.

Звездам числа нет,

Бездне дна…

                (М.Ломоносов)

 

Окружающий нас мир многолик и прекрасен. Он состоит из разных по характеру предметов и явлений. Одни из них существуют обособленно друг от друга, другие – в тесной взаимосвязи. В течение жизни мы расширяем рамки «своего» мира, причем не только в количественном, но и качественном отношении. Сначала это общество мамы и родных, затем общение выходит за пределы дома, становясь более сложным и разнообразным. И здесь появляются вопросы. Как скоро сумеет малыш приспособиться к этому «новому» миру? Не будет ли этот мир враждебным по отношению к нему? И как сделать так, чтобы это «вхождение» в мир взрослых проходило радостно и открыто?

Именно в этот момент появляется проблема психологической и социальной адаптации ребенка. Для одних детей этот процесс проходит легко и почти безболезненно, а для других – с большими трудностями. Под психологической адаптацией мы понимаем умение ребенка «быть в ладу с самим собой», а под социальной – умение ребенка приспособиться к окружающему миру, то есть, в конечном счете, реализовать себя в обществе как личность. Таким образом, первая категория отвечает за развитие внутренних качеств человека, а вторая – за внешние проявления этих качеств. Психологическая и социальная адаптации тесно взаимосвязаны друг с другом. Каждая из этих категорий довольно сильно влияет на другую.

Прекрасную возможность для адаптации ребенка в дошкольный период дает приобщение его к художественной деятельности, где основной является изобразительная. Живопись открывает ребенку окружающий мир не только наглядным, но и, что особенно ценно, действенным способом. Изобразительная деятельность – это, по сути, отражение ребенком окружающего мира через художественные образы и передача своего отношения к нему в соответствии со своими мыслями, чувствами, опытом.

«Рисуя, ребенок…» (Мыслит? Учится? Мечтает? Радуется?..).

Развитие личности ребенка происходит в обществе через построение общественных отношений и участие в предметной деятельности (практической и познавательной). Становление ребенка как субъекта изобразительной деятельности означает одновременно развитие всех структур личности: разума, чувств, воли, способностей, характера.

Общение с живописью доставляет ребенку огромное удовольствие. Кроме того, в ходе рисования у него получается вполне реальный продукт творчества – картина. Рисуя, малыш ощущает себя творцом. Он автор, а значит, проявляет себя как личность. Создавая картину, ребенок не просто что-то изображает, он отдает часть своего «Я». Рисунок помогает ему побывать в любой роли – и на месте положительного героя, и на месте отрицательного. Ведь мир многогранен. В нем существуют не только радость и добро. Каждый человек переживает и неудачи, и огорчения. Со всем этим ребенку так же, как и взрослым, приходится встречаться. Поэтому, беря на себя определенную роль в картине, маленький художник приобретает и ценный опыт поведения в конкретной ситуации. В соответствии с ролью, на картине вырисовываются определенные отношения между предметами и людьми, создается соответствующий эмоциональный фон, который ярко прослеживается через цвет. В действии, представленном на картине, ребенок помогает сказочным героям, «проигрывая» их ситуации: исцеление Ильи Муромца после продолжительной болезни (былина «Болезнь и исцеление Ильи Муромца»), опасность встречи царевны Лебедь и чародея Коршуна («Сказка о царе Салтане…»), трудное путешествие Герды в поисках Кая («Снежная королева»). В этой связи интересен один случай, происшедший на занятии с детьми подготовительной группы. Мы рисовали фантастическую картину о космосе. Почти все дети увлеклись передачей необыкновенной расцветки планет Солнечной системы. И тут Данил произнес: «А я хочу нарисовать инопланетян, чтобы посмотреть, как они выглядят». Нарисовать, чтобы увидеть!

Я верю в то, что мир прекрасен,

Что в нем любовь есть и добро.

Я верю в сказки и открытия,

В то, что судьбою мне дано.

Ребенок взял альбом и краски

И начал быстро рисовать:

Вот дом, вот речка, солнце яркое,

Его могу рукой достать.

 

Как просто все здесь на бумаге,

Здесь я король и шут людей.

Ах, если б так же в жизни нашей

Все было б просто, без затей…

В ходе работы над рисунком ребенок изобразительными средствами выражает свое отношение к событиям, понятиям, постигая смысл этических категорий. Но часто бывает так, что в рисунке ребенок высказывает мнение, совершенно противоположное нашему. Так, даже отрицательные герои могут иметь положительную окраску (Баба Яга в красивом пестром платке, Разбойник с мороженым и др.). Если посмотреть на детскую картину более внимательно, то она может многое поведать нам о мыслях и желаниях автора, которые зачастую совершенно не вписываются, как нам кажется, в тему занятия. На одном из занятий с детьми 5-6 лет, мы рисовали оленей в лесу. В конце занятия каждый придумывал название для своей картины. Интересных названий было много. Но самое потрясающее дал Кирилл: «Олень ищет свою мечту». Он нарисовал олененка, стоящего перед огромным розовым цветком. Мальчик пояснил, что мечта оленя – иметь хорошую семью, в которой есть мама, папа и ребенок, и где все любят друг друга и счастливы. Вот такие удивительные вещи можно узнать из, казалось бы, обычного рисунка. Поэтому детская картина – это, своего рода, «книга души» ребенка. И чтобы уметь ее читать, мы должны научиться слушать, любить и понимать ее.

Еще одна особенность детского рисунка в том, что все изображаемые события являются для ребенка практически реальными, существующими воочию. Именно этим можно объяснить такой случай. Пятилетний Никита нарисовал углем эскиз к картине «Канатоходец» и начал его раскрашивать красками. На вопрос взрослого, почему он начал не с главного героя - канатоходца, а с второстепенных деталей - прожекторов, Никита удивленно заметил: «Но ведь артисту там, наверху, темно. Поэтому надо сначала зажечь ему свет». Этот пример очень характерен для детей дошкольного возраста.

Формирование знаний, умений и навыков на занятиях по изобразительному искусству – это лишь средство для достижения главного результата: проявление себя как личность через яркие художественные образы. Обучение детей художественной деятельности осуществляется в ходе общения педагога и ребенка. Поэтому задача взрослого на занятиях состоит, прежде всего, в том, чтобы сделать это общение творческим и развивающим, причем для обеих сторон. И здесь большую роль играет умение взрослого создать на занятии атмосферу эмоциональной отзывчивости и комфорта. Именно эти условия помогут детям раскрыться по настоящему и ярко проявить свои способности.

Предлагаем вам несколько вариантов тематики тестовых занятий по рисованию для детей старшего дошкольного возраста. Они помогут вам лучше понять чувства и стремления каждого ребенка, а также вместе с ребенком преодолеть некоторые из его комплексов и проблем, развить в нем уверенность в собственных силах и повысить самооценку, что особенно важно при формировании личностных качеств дошкольника. Вместе с тем, данные занятия могут быть успешно использованы в работе с педагогами, которых интересует данная тема.

  • Тест «Эмоциональная выразительность линии»

Цель: выявление способности соотносить форму обычной линии с эмоциональной характеристикой, которую она в себе несет, развитие образного мышления, способности к нестандартным решениям.

  • Темы для рисования:

«Птица Счастья» Цель: Развитие образного мышления и воображения, уверенности в собственных силах, способности к осмыслению философских понятий.

«Шкатулка Радости и шкатулка Печали»

Цель: Передача разнообразных эмоциональных состояний с помощью цвета; развитие умения давать качественную характеристику различным событиям.

«Я – клоун!» Цель: Создание у ребенка чувства радости и внутренней свободы, желания изменить себя, увидеть другим. Развитие чувства юмора.

«Змей Горыныч на прогулке»

Цель: Преодоление собственной неуверенности и чувства страха перед неизвестным; развитие образного восприятия.

«Цветок для царевны Несмеяны»

Цель: Развитие способности к сопереживанию, умения чувствовать и передавать в рисунке разнообразные психологические состояния, используя конкретные художественные образы.

12

Буратино                                                                      Буратино

Миша 4 года                                                                  Юля 4 года

 

78

                Рыбки и осьминожки                                              Цыпленок играет с бабочками

Маша 4 года                                                                     Поля 3 года



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через устное…

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через устное народное творчество Дошкольный возраст – важный период, когда формируется личность и...

Безопасность в сети интернет

Безопасность в сети интернет Что такое Интернет? Интернет – эта Всемирная информационная сеть. Получив доступ к сети, можно сделать многое. При...

Познавательное развитие (ФЭМП), младшая группа «В гости к волшебнику»

Познавательное развитие (ФЭМП), младшая группа «В гости к волшебнику» Программное содержание: продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной...

Читайте также

Дидактическая игра «Цветные комочки»

Дидактическая игра «Цветные комочки»

Дидактическая игра «Волшебный круг» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии

Дидактическая игра «Волшебный круг» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии Цель: освоение детьми базовой модели ТРИЗ «Объект – Имя признака – Значение имени признака». Задачи: -...

Конспект музыкально-спортивного развлечения «Азбука безопасности» в средней группе

Конспект музыкально-спортивного развлечения «Азбука безопасности» в средней группе Цель: формирование у детей среднего дошкольного возраста основных навыков безопасного поведения на улицах...