Консультация для воспитателей и родителей
«Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»

 

Дошкольный период характеризуется стремительным психическим и физическим развитием ребенка. Именно в этом возрасте необходимо сформировать правильные качества и свойства личности, которые положительным образом повлияют на становление характера ребенка. В этот небольшой промежуток времени ребенок приобретает большой опыт. Современные мультфильмы искажают представления нравственных качеств ребенка, не воспитывают в ребенке ни доброты, ни справедливости, ни милосердия, подрывают традиционные семейные ценности.

Не лучшим образом на нравственном воспитании дошкольника сказываются такие тенденции современного общества, как возвышение материальных ценностей над духовными, замена книг экраном телевизора. Теперь идеалом для современного ребенка становится не всегда нравственный персонаж, герой очередного «антимультфильма». В результате мы получаем агрессивных, эмоционально незрелых, не способных к сопереживанию маленьких личностей с искаженными моральными нормами.

Мощным и самым доступным воспитательным средством в дошкольном возрасте является народная сказка. Детям близок стиль повествования в сказках, язык изложения, наглядность и яркость образов, большое количество сравнений и повторений свойственных речи ребенка.

Большую роль сказке отводил великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он утверждал, что педагогическое значение народного творчество невозможно заменить никакими рассказами. Сказка близка и понятна детской психологии.

Именно сказка впервые открывает перед ребенком мир идеалов и ценностей традиционной культуры. Через сказку ребенок познает окружающий мир, мир человеческих взаимоотношений. Многогранные образы сказочных героев дают возможность развиваться детскому воображению. Сказка привлекает детей тем, что в ней много фантастического: разные превращения, животные разговаривают, герои наделены волшебными умениями (умение летать, различные превращения) и т.д.

В содержании сказки всегда заложен урок. Сказка не дает прямых указаний. Всегда есть добро и зло, положительные и отрицательные герои. Сказки развивают положительные качества: доброту, милосердие, сопереживание, честность, трудолюбие. В то же время осуждают: жадность, злость, лень, трусость и др. С помощью сказок ребенок учится отличать добро от зла, хорошее от плохого. Народный фольклор отражает моральные устои и традиционные ценности общества.

Нельзя не отметить значение сказок в патриотическом воспитании. Сказка воспитывает любовь к Родине, раскрывает перед ребенком духовные богатства культуры. В сердце ребенка остаются образы родной природы, описанные в народном творчестве.

Проецируя на себя чувства и поступки положительных героев, ребенок формирует свое поведение. Поступки героев сказки становятся его поступками. Ребенок не сможет ответить на добро злом, обидеть слабых.

Язык сказок очень певуч и поэтичен. Песенки-вставки, присказки и концовки вызывают у ребенка интерес к слушанию. Традиционные эпитеты русских народных сказок: добрый молодец, Василиса Прекрасная, Иван-дурак и др. В сказках медведь всегда косолапый, могучий, но добрый, волк - серый, свирепый, но глупый, лиса - хитрая, всегда выигрывает в любой ситуации. Темные силы русских сказок: Леший, Баба Яга, Кощей Бессмертный, Водяной.

Наиболее эффективным методом знакомства со сказкой является метод рассказывания. Рассказывая сказку, педагог видит как меняется мимика, жесты ребенка, какие моменты сказки взволновали ребенка. Дети заслушиваются выразительным рассказыванием. Повторное прочтение сказки усиливает произведенное впечатление и раскрывает подробности сюжета, поэтому не стоит им пренебрегать. С каждым новым прочтением ребенок акцентирует внимание на разных деталях.



Новые публикации

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Чудесная сила камня» в старшей…

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Чудесная сила камня» в старшей группе Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная. Цель: Познакомить детей с разнообразием...

Доклад на тему: «Влияние исследовательской деятельности на поисковую активность детей»

Доклад на тему: «Влияние исследовательской деятельности на поисковую активность детей» Одно из предпосылок учебной деятельности - это воспитание познавательных интересов и...

Консультация для родителей «Осторожно тонкий лед»

Консультация для родителей «Осторожно тонкий лед» Уважаемые родители! Как известно, каждому родителю хочется доставить своему ребенку гору удовольствия и положительных эмоций. Особенно...

Читайте также

Конспект НОД «Зимующие птицы». Образовательная область «Познавательное развитие»

Конспект НОД «Зимующие птицы»Образовательная область «Познавательное развитие» Младший возраст   Программное содержание: уточнить представление детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в...

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы «Стоит ли…

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы«Стоит ли отдавать ребёнка в музыкальную школу?»   Данную консультацию имеет смысл проводить в начале...

Сценарий праздника, посвященному Дню матери «А, ну-ка, мамы!» (подготовительная группа)

Сценарий праздника, посвященному Дню матери «А, ну-ка, мамы!» (подготовительная группа) Цель: формировать у детей чувство любви и уважения к матери, как самому близкому, родному...






Комментарии

  • Наталья Викторовна Г
    Спасибо Вам огромное за такой развёрнутый конспект. Очень помог мне быстро понять домашнее задание.(студен ...

    Подробнее...

     
  • Ирина Разумова
    Добрый вечер. спасибо за ответ. Каким для вас способом это удобнее сделать?

    Подробнее...

     
  • Елена Александровна
    Да конечно)))

    Подробнее...

     
  • Ольга Клименко
    очень актуальный и познавательный конспект.Спасиб о за творческий подход.

    Подробнее...

     
  • Ольга Клименко
    классный конспект, спасибо за творческий подход

    Подробнее...

В блогах

Тематическая неделя «Мир профессий» подготовительная группа.

Цель тематической недели  формировать у детей представление о важности и нужности любой профессии взрослых, уважения к труду взрослых, представляющих различные профессии. Расширение познавательного интереса к профессиям. Побуждать детей к стремлению учиться и к выбору будущей профессии. Одна из основных задач дошкольного...

Картотека пальчиковых игр для детей 2 - 3 лет

Пальчиковая гимнастика «Игрушки» Цель:  развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Я с игрушками играю:  (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.) Мячик я тебе бросаю,  (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».) Пирамидку собираю,  (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём...

Игры и игровые упражнения малой подвижности для детей дошкольного возраста

 Малоподвижные игры используются как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию. Целью малоподвижных игр и игровых упражнений является: снижение физической нагрузки, т. е. постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойному; снятие общего утомления, моторной напряженности мышц рук, гибкости и подвижности...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство