Консультация для воспитателей и родителей по теме: «Сказка и психокоррекционная сказка»

 

Сегодня много внимания уделяется развитию творческих способностей. Э. Фромм сформулировал понятие креативности, как «способность ребенка, взрослого удивлять и познавать». Процесс познания мира и собственных возможностей подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. Вы, наверное, замечали, при работе с детьми, что стоит только обычный предмет назвать волшебным, как он для детского восприятия, сразу же приобретает другое значение.

В последнее время, к методу сказкотерапии тяготеет все больше специалистов: психологов, педагогов, психотерапевтов, воспитателей, дефектологов. Появились сказкотерапевтические программы Г. Азовцевой, А. Лисиной, Т. Речицкой, Т. Д. Зинкевич – Евстигнеевой.

В чем актуальность сказки?

В сказках нет прямых нравоучений. Всем известно, когда на нас кто- то психологически «давит», диктуя: «Делай именно так, а не иначе», оценивает наши действия, в душе (особенно детской или подростковой) рождается протест или желание сделать все наоборот.

В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно – следственные связи и закономерности, существующие в мире.

Сказочным свойством «мягкого намека» обладают также притчи, истории из жизни, особенно в подростковом возрасте.

Опыт показывает, что метафора глубоко приникает в бессознательное человека и активизирует потенциал личности, который, в свою очередь, помогает найти человеку, свой, собственный, лучший, на данный момент, выход из проблемного состояния. Возможно, поэтому психологи рекомендуют в те моменты, когда вы в ситуации выбора, когда вам плохо, читать сказки, возможно, читая ее, вы, пока на бессознательном уровне, найдете ответ на вопрос. Метафора не директивна, она лишь мягко направляет и намекает. С другой стороны, человек получает возможность «приподняться» над проблемой, посмотреть со стороны на то, что ему мешает.

С давних времен люди использовали сказки, притчи, мифы, как воспитательное средство. Они передавали и закрепляли нравственные нормы, правила поведения. Иногда смысл сказки, притчи понятен сразу, а бывает так, что мы сталкиваемся с явлением отсроченного эффекта. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь человек в разные периоды жизни. На примере сказки «Колобок», 3 – 5 летний ребенок может проследить последствия необдуманных, слишком скорых детских решений (ведь в 3 года начинается кризис «Я сам!»), ребенок старается обходиться без помощи родителей, например, идти по улице без руки взрослого. Ребенок старше, с помощью той же сказки, может узнать, какие типы людей существуют и как можно вести себя с ними: как строить контакт с «зайцами», «медведями» и «лисами».

Сказка помогает в тех случаях, когда детские вопросы ставят взрослых в тупик. Наблюдая за судьбами героев, проживая сказочные ситуации, ребенок складывает, как мозаику собственную картину мира. Часто дети просят родителей, педагогов прочитать несколько раз одну и ту же сказку. Вероятно, что сказка наибольше соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает понять важные для себя вещи, «прожить» различные модели поведения.

Сказка дает ребенку чувство психологической защищенности, что бы ни происходило – в сказке все заканчивается хорошо.

Несколько отличается от традиционного понимания сказки психокоррекционная сказка:

  • Психокоррекционная сказка сочиняется индивидуально, для какого – то ребенка.
  • Психокоррекционная сказка направлена на коррекцию негативных моментов в поведении.
  • Психокоррекционные сказки сочиняются детям начиная с 2, 5 – 3 лет (как только ребенок выделил себя из окружающего мира, сказал «Я») до 11 – 12 лет.
  • В подростковом возрасте лучше использовать мифы, притчи.
  • Детям 3 – 5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных.
  • Сочинению сказки предшествует наблюдение за ребенком педагогов, психолога, родителей.

Сотрудники института сказкотерапии в г. Санкт – Петербург разработали алгоритм сочинения психокоррекционной сказки:

1 шаг. Выбирается герой (животное, растение, человек).

2 шаг. Герою приписывается, то конфликтное поведение, которое характерно для ребенка.

3 шаг. Герой отправляется в путешествие. На пути он встречает, как отрицательные, так и положительные варианты разрешения конфликтной ситуации.

4 шаг. Вводится волшебная фигура (мудрец, волшебник, фея и т. п.), которая помогает сделать выбор, дает мудрый совет или радуется положительным изменениям героя.

5 шаг. У героя наступает прозрение.

Далее мы приводим пример психокоррекционной сказки, сочиненной нами для ребенка 4-5 лет. Проблема: ребенок не ложится спать один в свою кровать.

История про гномика.

Жила - была семья гномов. Жили они в дремучем лесу. Папа - гном любил свою жену, гнома старшего сына и младшего. Младшего гнома звали ... (имя может придумать сам ребенок). Каждый день папа - гном уходил на работу, а гном старший сын - в школу. Гнома Петю каждый день водили в детский сад. Там он играл в разные игры, у него были друзья, тоже такие же гномы. Петя в садике рисовал, играл, считал, в общем, было весело. Каждый день папа - гном или мама - гном забирали его вечером домой. Дома у Пети была своя комната и была своя кроватка, но случалось так, что гном Петя приходил в комнату папы и мамы и просился с ними спать». (Вопрос ребенку: «Как ты думаешь, почему Пете так нравилось в кроватке мамы и папы?») «Да, действительно, гном - Петя считал, что…» (перечисляется то, что назвал ребенок). «Когда папа - гном уезжал в командировку, в соседний лес, то Петя радовался тому, что мама разрешит спать вместе с ней в любимой кроватке.

Однажды сорока в своем клюве принесла письмо Пете. В этом письме было приглашение путешествия в сказочный лес, где жило много других гномов. Обрадовался гном - Петя, собрался в дорогу, взял с собой плитку шоколада, не забыл он и про воду, он знал, что ему много нужно будет пройти и может наступить жажда. И отправился он в путь - дорогу.

В пути он встретил семью гномов, они пригласили его к себе в гости, в домик, который находился под землей. В этой семье тоже были папа - гном, мама - гном и младший гном по имени Бух. Петя и. Бух покушали, потом долго и весело играли. Наступил вечер, пора было ложиться спать. Пете показали кроватку, в которой он мог переночевать, а рядом стояла кроватка Буха. Но Бух смотрел на свою кроватку и не радовался: он хотел спать с родителями. Петя посмотрел на свою кровать и удивился: она была такая же, как и у гнома Буха, но она ему нравилась.

На следующий день отправился гном Петя путешествовать дальше. Вдруг он увидел лесенку, которая вела в подземный домик. Там тоже жили папа - гном, мама - гном и их сын Макс. Петя и Макс вместе смотрели любимые мультики по большому телевизору, играли в разные игры. Наступил вечер. Пете показали кроватку, она ему очень понравилась: была красивая, мягкая. Рядом стояла кроватка Макса. Макс умылся, подошел к своей кроватке и сказал: «Какая замечательная у меня кроватка, мягкая, удобная, подушечка теплая. Просто класс!» Гном Петя говорит: «Я вижу, что ты радуешься. И тебе не хочется спать с родителями?». На что Макс ответил: «А зачем? Зачем мне их стеснять, тут так хорошо, никто не мешает. Я спокойно сплю в теплой и мягкой кровати». Легли они спать. Гному Пете приснился вот какой сон: как - будто волшебники очень радовались за Макса, за то, что он уже такой большой и спит отдельно.

По дороге домой Петя думал: «Макс даже выглядит старше, самостоятельнее. Мне даже кажется, что он больше любит маму и папу: не стесняет их, не мешает, думает о том, чтобы им было хорошо». Вот и сказке конец.

 

Используемая литература:

1. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб.: «Златоуст», 1998.

2. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: ООО «Речь», 2000.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект ООД в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми…

Конспект ООД в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной группе «Как в Прибайкалье жили русские...

Квест-игра по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Юные…

Квест-игра по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Юные пожарные» Цель мероприятия: создать условия для закрепления знаний правил пожарной безопасности. Задачи: 1. Закреплять...

Хрестоматия «Зайка серенький, где был?» для детей младшего возраста

Хрестоматия «Зайка серенький, где был?» для детей младшего возраста Аннотация: Почему зайца называют Косым? Кто такой заяц- беляк и заяц- русак? На...

Читайте также

Новогодний утренник «Новогодний бал у Царя Гороха»

Новогодний утренник «Новогодний бал у Царя Гороха» Новый год — это время волшебства, улыбок и счастья. В этот праздник каждый может поверить в...

Конспект занятия по ФЭМП «Волшебное путешествие»

Конспект занятия по ФЭМП «Волшебное путешествие» Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Интегрированные...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования

Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности является одной из...