Сайт для воспитателей детских садов




( 2 Голосов ) 


Пальчиковый игротренинг как современная физкультурно-оздоровительная технология в работе с дошкольниками

 

Цель игротренинга: развитие мелкой моторики кистей рук у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.

Задачи:

  1. развивать мелкую моторику пальцев рук детей посредствам пальчиковых игр,
  2. развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность,
  3. развивать речевые способности, учитывая возрастные особенности,
  4. развивать психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, воображение,
  5. прививать интерес у детей к пальчиковым играм, к использованию пальчиковой гимнастики в повседневной жизни, в игровой деятельности,
  6. формировать умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, осуществлять контроль за собственными действиями,
  7. привлекать родителей к проведению пальчиковых игр в домашней обстановке.

Условия проведения пальчикового игротренинга:

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый игротренинг могут являться как самостоятельной игрой, так и игровыми моментами в процессе организованной или самостоятельной деятельности. В младшем возрасте пальчиковые виды деятельности можно проводить индивидуально, подгруппой, в старшем возрасте – фронтально. Такая пальчиковая деятельность играет огромную роль в общем развитии детей и ведущую в развитии речи. А полноценная речь является непременным условием успешного обучения ребёнка в школе.

Многие учёные, которые, изучают деятельность детского мозга и психику детей (М.И.Кольцова, Е.И.Исенина, А.В. Антонова-Фомина и др.), считают, что развитие пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Также установлено, что развитие мелкой моторики оказывает огромное влияние на функционирование зон коры головного мозга. Они рекомендовали стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Кроме того, целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев полезна и для подготовки руки к письму.

Если у ребёнка наблюдается отставание в развитии тонкой моторики рук, то это препятствует овладению им навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметам, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Позднее это может сказаться в затруднении в овладении письмом, трудовыми навыками, а в дальнейшем может стать серьёзным препятствием и в овладении желаемой профессией.

Всё это говорит о необходимости целенаправленной специальной работы по коррекции и по развитию тонких движений рук и ручной ловкости в целом у детей.

Известно, что развитие руки ребёнка начинается с ощупывательных и хватательных движений. Захватывая, находящиеся вблизи предметы, игрушки, манипулируя ими, ребёнок при помощи руки приобретает свой первый опыт в познании окружающего его предметного мира. Рука ребёнка постепенно развивается во всё усложняющейся предметной деятельности и становится не только воспринимающим, наряду с глазом и ухом, но и творящим органом. Благодаря развитию руки расширяются возможности ребёнка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственное практическое действие с этим предметом. А если ещё имеет место словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения, последовательности выполняемых действий, то это способствует освоению родного языка и развитию собственной речи.

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: массаж кистей рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводятся разминания и поглаживания ежедневно в течении 2-3 минут. Грудным младенцам массируют пальчики, воздействую, тем самым на точки, связанные с корой головного мозга.

Уже с десятимесячного возраста проводят более активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей амплитудой.

В раннем возрасте можно учить детей удерживать в руках предметы, различные по материалу, весу, размеру, форме, схватывать предметы, находящиеся вверху, над головой, впереди – дотягиваться рукой, хлопать в ладоши. Детям можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра, палочки. Можно предложить перекладывать из одной кучки мелкие предметы в другую кучку. Нужно вовлекать в движения все пальчики.

В полтора года можно давать детям следующие задания: застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.В младшем дошкольном возрасте – это упражнения, сопровождаемые стихотворениями.

Сначала упражнения у детей вызывают некоторые трудности, и нужно помогать детям удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений. Можно сгибать пальцы, начиная, то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке. Могут использоваться упражнения и без речевого сопровождения: «Пальчики здороваются». Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Следовательно, пальчиковые игры и упражнения вызывают у детей интерес, повышают эмоциональный настрой, это мобилизует их внимание и стимулирует запоминание. В процессе пальчиковых игр ребёнок проговаривает слова, что обогащает его словарь, развивается фонематический слух, совершенствуется связная речь. Разученные движения и упражнения можно объединить в сказки, сценки, которые дети по собственной инициативе могут использовать в самостоятельной деятельности. Дети проговаривают стихи, потешки и «конструируют» их пальцев различные предметы, фигуры: зайцы, кошки, волки… Ребёнок при этом не просто работает, а играет с собственным телом. Определённые участки тела, становятся своего рода психосоматическими голограммами, массируя их, ребёнок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит что-то новое и прекрасное, способствует становлению у ребёнка чувства любви к своему телу, внимательного и бережного отношения к нему.

 

Литература:

  1. Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок/ Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. - №7.
  2. Алябьева, Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  3. Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000.
  4. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1.
  5. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 – 7 лет / сост. Т. В. Калинина [и др.]. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013.



Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность



Вход на сайт


Комментарии

  • Bridgette
    Thans for finally writing abkut >Конспект НОД по развитию речи «Сло варный тренинг – мебель»

    Подробнее...

     
  • Ольга Борисовна Долг
    очень интересное занятие!

    Подробнее...

     
  • Зифа Закировна
    Очень полезная разработка! Сейчас особенно актуально знакомить детей с такими сферами жизни человека ...

    Подробнее...

     
  • Ирина Николаевна
    спасибо за сценарий. доступно, просто и интересно.

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Большое спасибо Вам за сценарий! Я как раз хотела написать "Музыкальную гостиную" на тему "Осень" Мне ...

    Подробнее...