Методический семинар - практикум по теме:

«Создание эмоционального комфорта и развитие межличностных отношений как одно из условий жизнедеятельности ребенка»

 

Проблема, над которой я работаю, звучит так: «Создание эмоционального комфорта и развитие межличностных отношений как одно из условий жизнедеятельности ребенка». И сегодня я постараюсь вас убедить в том, что она очень актуальна в настоящее время.

Думаю, что не для кого ни секрет, что в последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания. На фоне прогрессивных изменений развитию эмоциональной и коммуникативной сфер ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Замыкаясь на телевизорах и компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее общительными и отзывчивыми к чувствам других.

В основу моего опыта положены наблюдения, экспериментирование, направленные на изучение проблем в создании эмоциональной сферы для детей дошкольного возраста.

Центр развития ребенка д/сад «Белочка», в котором работаю, реализует программу воспитания, образования и развития детей «Радуга» Т.Н. Дороновой.В программе прописаны три основных цели:

- Сохранять и укреплять здоровье детей;

- Способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка;

- Обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Последняя из этих целей легла в основу проблемы ,над которой я работаю на протяжении нескольких лет и считаю актуальной в наши дни.

Я хочу сказать, что это при ее изучении, я опиралась на материалы авторов, которые в своих программах, авторских разработках непосредственно описывали актуальность данной проблемы. Я имею ввиду программу О. Князевой «Я-ты—мы», Козлова О.А. «Я-человек», Л.М. Щипицина «Азбука общения» и многих других авторов.

Исходя из всего этого, поставила перед собой и творчески реализую целый комплекс взаимосвязанных задач:

- Создать условия благоприятного психологического климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми;

- Развивать личность ребенка, его коммуникативные способности;

- Побуждать и укреплять у детей интерес к окружающим людям и воспитывать чувства взаимоуважения и взаимодоверия;

- Создавать ситуации, позволяющие детям проявить и развить свои индивидуальные способности;

- Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей.

Воспитательно-образовательный процесс строю в следующих направлениях:

- Организованная деятельность детей: специальная подготовка к усвоению предмета;

- Совместная деятельность детей: дидактические игры, театральная деятельность, экскурсии, прогулки, беседы, чтение художественной литературы, праздники, развлечения и т.д;

- Самостоятельная деятельность детей: сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные игры, лепка, аппликация, рисование в свободной деятельности.

Все мы понимаем, что успешное эмоциональное развитие в дошкольном возрасте имеет решающее значение, и от этого зависит адаптация ребенка к школе.

Считаю, и думаю, что вы со мной согласитесь, что важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является эмоциональная среда, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка. Моя задача - обеспечивать соблюдение прав каждого ребенка всеми другими детьми и взрослыми.

Этому способствует установление определенных норм жизни группы, основанных на уважении взрослого к ребенку и детей друг к другу. Общая атмосфера доброжелательности создается за счет отношения педагога к детям и поддерживается через введение добрых традиций жизни группы. А в нашей группе их не мало!

Это и «Утро радостных встреч», «У меня сегодня именины».

«Осень, осень в гости просим!», «Вечер сказок».

«Пишла коляда, отворяй ворота», «Вырасти друга» и т.д.

Осуществляя задачу побуждения у ребенка эмоционального отклика на игровое занятие и желание участвовать в совместной игре, использую игровую «жилую комнату», уголок сенсорики и развивающих игр, оборудование для сюжетно-ролевых игр (игровая зона).

Забочусь об эстетике окружающей обстановки - в спальне, раздевалке, при приеме пищи. Эмоциональный отклик вызывает созданный музыкальный уголок и музыкальный фон. Это не только прослушивание привычных детских песенок, но и классические произведения, народная музыка.

Педагогическое обеспечение эмоциональной релаксации, снятие эмоционального напряжения решается в зоне двигательной активности детей, в центре «Песок-вода», уголке ИЗО-деятельности.

Подробнее хочу остановиться на играх с песком. Это - увлекательный процесс экспериментирования, созидания, творчества. Т.Н. Грибенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева отмечают: «именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается «семья». Все это-мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищено, где ему все близко и понятно».

Песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, это – залог их развития и саморазвития. В последнее время специалисты обратили внимание на позитивный психологический эффект обучению рисования песком и на песке. Справедливо считается, что занятия позволяют избавиться от стрессов, страхов, переживания. Такая творческая работа способствует снятию напряжения.

Рисование песком для детей - это уникальная возможность справиться с волнениями. Необыкновенно приятный на ощупь, этот материал позволяет легко воплотить самые фантастические замыслы.

Вся моя работа построена так, что позволяет в привычной для детей игровой ситуации побуждать их к самостоятельной передаче эмоционального состояния, используя доступные изобразительные средства и различные материалы и техники рисования. Неподдельный интерес вызывает у детей рисование на воздушных шарах своего настроения, сказочных героев. Ребята придумывают свой персонаж. Ведь сказка очень близка и понятна детям. Так появился в нашей группе театр шаров. Воплощение фантазий, формирование взаимоотношений сотрудничества и взаимопомощи, отражение своего мироощущения они находят в театре. Возможно данную технологию нельзя назвать инновационной,   но активной, это точно. (виды театра).

Я считаю и надеюсь, что вы меня поддержите в том, что сказка – это кладезь мудрости и опыта наших предков. Из сказки мы можем почерпнуть очень многое для своей жизни: она не только наполняет наш внутренний мир, она помогает понять, что силы для преодоления любых трудностей есть в тебе самом; она даёт почувствовать, что вокруг всё живое и о нём нужно бережно заботиться; она учит реагировать на то, что встречается на пути и поэтому, когда ты рассчитываешь только на свои силы, к тебе непременно придёт помощь, как награда за внимание и заботу. Как обо всём этом поведать ребёнку? Как сделать так, чтобы он извлёк необходимые для жизни сказочные уроки. В этом помогает сказкотерапия! Мало прочитать сказку, важно её прожить.

Понимая, что основной вид деятельности дошкольников игра, использую разные виды игр в разные режимные моменты.(разные игры),т.к. именно игра позволяет наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

В новейших условиях решения задач в процессе воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психологического здоровья , их полноценного развития невозможно обойтись без применения информационно- коммуникационных технологий.

Компьютерные игры и презентации, включенные в систему обычных игр, вносят свой вклад в совершенствование воспитания всесторонне- развитой личности ребенка.

Малыши показывают более высокий уровень «школьной готовности» и естественное вхождение в мир взрослых, завтрашний мир. («Морозные узоры», «Насекомые», «Уроки Мудрой совы», «Сказка про лето», «Смешарики» и т.д.)

Обращаю внимание на то, что в соответствии с гигиеническими требованиями длительность работы с компьютером зависит от возрастных особенностей детей, но не превышает 10 минут.

Особое место в воспитательно-образовательной работе отвожу методу проекта, что позволило изменить стиль работы с детьми, способствовало развитию у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми.

Был реализован длительный проект «Нам вместе интересно», который и решал задачи, определенные в проблеме «Создание эмоционального комфорта и развитие межличностных отношений как одно из условий жизнедеятельности ребенка» и затронул не только и не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации. Создалась атмосфера доверия, в которой дети чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение. Отсутствует стереотип «делай как все», «рассказывай как все» и т. д.

За время работы над проектом, были разработаны и реализованы краткосрочные проекты, на разных этапах которых решались основные задачи. Так, в канун празднования Дня Победы, был реализован проект «Всё, что Родиной зовется!», который включил в себя следующие мероприятия: неоднократное участие в клубе «Тепло души», организованном ЦСО г. Зверево, посещение на дому ветеранов ВОВ, встреча с ветераном ВОВ (ныне покойным) К.А. Голубевым, экскурсия на Мемориальный комплекс площадь им. Докукина, участие в акции «Отправь посылку воинам Российской армии». Дети с гордостью приняли участие в Параде, посвященном празднованию годовщины Великой Победы.

Большое значение уделяю воспитанию и формированию личности, как носителя национальной, российской культуры, развитию патриотических чувств детей, осознание принадлежности к своей малой Родине. Был реализован проект «Мы-донские казачата!» (итоговое занятие «Варенички я варила», вечер-конкурс «Отец, мать и я – казачья семья», праздник, посвященный матери казачке «Матушка дорогая-Богородица Пресвятая». Участие в фестивале Казачьей песни и строя, проведение различных обрядовых праздников: «Масленница», «Колядки»,  «Казачьи посиделки».)

В процессе включения детей в систему социальных отношений возникла предпосылка для развития в игровой и познавательной деятельности уважительного, заботливого и бережного отношения к природе. На протяжении нескольких лет вместе с детьми принимали участие в акциях, предложенных международным фондом защиты животных IAFW , экологических акциях «Чистый участок», «Не рубите елочку», «Вырасти друга» и т. д.

Как известно, семья оказывает огромное влияние на формирование у детей системы ценностей. В своей работе не могла обойтись без помощи родителей. Ведь именно они являются важными и самыми главными учителями и педагогами для своих чад. Поэтому родители стали непосредственными участниками в нашем деле. Целые семьи приняли участие в вечере-конкурсе «Отец, мать и я - казачья семья». С удовольствием родители вместе с детьми играют роли на праздниках. Постоянной и доброй традицией стала организация выставки, посвященной Всемирному дню ребенка «Тебе, малыш!». Для этой выставки родители готовят подарки детям своими руками, участие в акции «Домик для друга!». Активно участвуют в нетрадиционных родительских собраниях, таких как «Семейные традиции» и «Азбука родительской любви» и т.д.

Считаю, что положительных результатов в одиночку добиться нельзя. Поэтому работаем во взаимодействии со вторым воспитателем (напарником, единомышленником),педагогом-психологом, музыкальным руководителем , инструктором по физической культуре, а так же социумом(школа искусств города, СКЦ «Маяк», СОШ №2, казаки Этнического казачества, общественная организация «Зверевский казачий круг», ЦСО , детская библиотека, краеведческая библиотека-музей др.)

Опытом работы неоднократно делилась с коллегами на Городских методических объединениях, семинарах, проводила мастер-классы. Знакомила зверевчан через средства массовой информации. Публиковала на сайте «Дошколенок.ру».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект по развитию речи для детей 5-6 лет «Сундучок со…

Конспект по развитию речи для детей 5-6 лет «Сундучок со сказками» Цель: создание условий для активизации речевых навыков. Задачи: Обучающие: -Закрепить знания детей...

Дидактическая игра «Пришей пуговицу» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Пришей пуговицу» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних...

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Путешествие…

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Путешествие на Северный полюс» Образовательные задачи: дать представление об особенностях географического положения Арктики; познакомить...

Читайте также

Конспект по ФЭМП для подготовительной группы

Конспект по ФЭМП для подготовительной группы Образовательная область: познавательное развитие ФЭМП. Вид деятельности: познавательно-исследовательская. Форма проведения: игра-путешествие. Цель: закрепить знания, умения и навыки детей...

Мастер-класс с эффектом 3D «Цветочная поляна»

Мастер-класс с эффектом 3D «Цветочная поляна» Цель: ознакомить педагогов с техникой создания панно с эффектом 3D. Задачи: - создание условий для самореализации и...

Совместная деятельность с родителями для детей старшего дошкольного возраста…

Совместная деятельность с родителями для детей старшего дошкольного возраста Квест «Вместе с мамой» Цель: совершенствование эмоционально-доверительных взаимоотношений между воспитанниками и родителями посредством...