Сайт для воспитателей детских садов






Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений детей среднего дошкольного возраста

Дошкольное детство - совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

Прежде чем начать играть в сюжетно – ролевые игры мы подготовили предметно-игровую среду в средней группе, ориентируясь на цели развития и воспитания детей, исходя из сущности требований современной педагогики, активной роли ребенка и взрослого в этом процессе.

Предметно-игровая среда в средней группе была организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, что позволяло детям объединяться подгруппами по общности интересов.

При организации предметно-игровой среды учитывалось проявление интереса у детей к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта. Для многих сюжетно-ролевых игр вносилось оборудование и игрушки, расширяющие личный опыт детей. Предметно-игровая среда организовывалась так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных и др. Созданная игровая среда, на наш взгляд, будила познавательную активность, самостоятельность, ответственность и инициативу.

Сюжетно-ролевые игры носят отражательный характер, в них ребенок творчески воссоздает заинтересовавшие его стороны действительности, отношения между людьми, события. В связи с этим для детей средней группы была разработана примерная тематика сюжетно-ролевых игр на год: бытовые («Семья», «В гости к бабушке», «Новогодний праздник», «День рождения» и др.), производственные, отражающие профессиональную деятельность взрослых («Больница», «Повар», «Парикмахерская», «Магазин», «Юный строитель» и др.), игры по сказкам.

Для каждой темы игры были определены цели и содержание. Например, цель игры «Юный строитель»: отображать в игре знания об окружающей жизни, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры. А содержанием этой игры будут: выбор объекта строительства, строительного материала, способов его доставки на строительную площадку, строительство. Была спланирована предметно-игровая среда и спроектирована перспектива ее развития. Так же большое внимание уделялось организации предметно-игровой среды для новых и современных тематик игр, а именно Телевидение, Супермаркет.

Большая часть оборудования для сюжетно-ролевых игр комплектовалась по коробкам, где была надпись с названием игры и картинка, обозначающая ее тематику. Таким образом, дети имели возможность выбирать игру по своим интересам. Игры, развернутые детьми, оставались на определенный период времени, до тех пор, пока к ним сохранялся интерес. Затруднения, а иногда и конфликтные ситуации, использовались для того, чтобы учить детей разрешать их сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

При этом по ходу реализации примерного плана развивающей игровой деятельности, и после окончания каждого игрового процесса вместе с детьми в непринужденной обстановке проводился анализ характера их игрового взаимодействия: выявлялись свои минусы и плюсы, обсуждались проблемные ситуации, возникшие у детей в игре, и совместно принимались их правильные решения.

Постепенно в процессе реализации примерного перспективного плана стало заметно, как повышался уровень проявления самостоятельности детей в играх: знание правил; умение организовывать обстановку для игры; умение распределять роли и выполнять их; умение подчиняться установленным правилам; умение разрешать конфликтные ситуации; умение согласовывать свои действия друг с другом.

Дети принимали активное участие в игровой деятельности, сюжеты которой самостоятельно развивались на основе наблюдений окружающей жизни, а также знаний, полученных на занятиях, при чтении литературных произведений, просмотре диафильмов, в полной мере используя предметно-игровую среду.

Для того чтобы можно было подвести итоги, свидетельствующие об эффективности проделанной нами работы по созданию предметно-игровой среды и развитию игровых умений у детей, нами была проведена повторная оценка предметно-игровой среды группы и диагностика уровня развития сюжетно-ролевой игры. Анализ игровых умений показал, что выросли проявления инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре. Дети используют различные атрибуты, предметы-заместители, самоделки. В играх появились нестандартные сюжеты на основе личных впечатлений, проявляется инициатива в развитии сюжетных логических эпизодов.

Кроме того, организация предметно-игровой среды должна отвечать следующим требованиям:

учитывать закономерности развития игровой деятельности,

соответствовать педагогическим задачам воспитания детей различных возрастов,

носить развивающий характер,

соответствовать потребностям и уровню развития когнитивной сферы ребенка, т. е. быть неисчерпаемой, информативной, удовлетворять потребностям в новизне и преобразовании.

Если ребёнок не играет, значит, у него не развивается социальная мотивация, не формируются социальные позиции. А это, в свою очередь, ведёт к снижению и недоразвитию познавательных способностей, неумению общаться. И наоборот, овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник способен к преодолению трудности в учёбе и общении.

Примерный перспективный план по развитию сюжетных игр в средней группе.

Магазин

Сентябрь-октябрь

1. Изучение лексики по темам «Фрукты», «Овощи», «Продукты».

2. Целевая прогулка к овощному магазину.

3. Дидактическая игра и упражнение на тему «Овощи».

4. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» на название, различение овощей и фруктов.

5. Дидактическая игра «Узнай вкус».

6. Экскурсия в магазин. Наблюдение за работой продавца.

7. Дидактическая игра «Магазин продуктов».

8. Рассмотрение предметов необходимых для работы продавца.

9. Рассмотрение картины «Продавец» из серии «Кем быть».

10. Посильное участие детей в изготовлении атрибутов для игры.

Повар

Ноябрь

1. Экскурсия на кухню с целью знакомства с оборудованием кухни.

2. Занятие по развитию речи. Дидактическая игра «Сварим из овощей вкусный суп». «Будем учиться заваривать чай».

3. Дидактическая игра «Кому что нужно».

4. Наблюдение за работой повара.

5. Чтение стихотворения «Маша обедает».

6. Рассматривание картины «Повар» из серии «Кем быть».

Больница

Декабрь

1. Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.

2. Рассматривание медицинского инструмента.

3. Повторная экскурсия с целью «Наблюдение за приемом больных».

4. Дидактическая игра «Вылечим мишку».

5. Чтение стихотворений Максакова «Я сегодня медсестра», Виеру «Доктора не бойтесь дети».

6. Посильное участие в изготовлении атрибутов для игры.

Шофер

Январь-февраль

1. Целевая прогулка «Знакомство с улицей».

2. «Рассказ воспитателя о средствах передвижения». Рассматривание картины «Едем в автобусе».

3. Наблюдение за работой шофера.

4. «Рассказ воспитателя о труде взрослых».

5. Рассматривание грузового автомобиля -/ непосредственно образовательная деятельность/.

6. Наблюдение (на прогулке) за тем, как шофер ухаживает за машиной, заботится о ней

7. Чтение Павловой «На машине».

8. Чтение стихотворения «Шофер». Рассмотрение иллюстраций из книги.

10. Изготовление атрибутов игры в присутствии детей.

Парикмахерская

Март

1. Экскурсия в парикмахерскую. Цель: знакомство с общим видом.

2. Наблюдение за работой парикмахера.

3. Рассмотрение инструментов необходимых парикмахеру.

4. Рассматривание картины «Парикмахер» из серии «Кем быть».

5. Посильное участие детей в изготовлении атрибутов.

Детский сад

Апрель-май

1. Непосредственно образовательная деятельность: «Рассказ воспитателя о труде няни».

2. Наблюдение за трудом няни.

3. Рассказ воспитателя о труде взрослых в детском саду.

4. Дидактическая игра «Кому что надо для работы?».

1 Плохо0


Новые публикации

Проект «Омская крепость»

Проект «Омская крепость» Патриотическое воспитание детей это одно из важных направлений воспитания. Действительно, любимый край, область по своему особенные. У каждого есть...

Опыт работы по развитию познавательных интересов у младших дошкольников

Опыт работы по развитию познавательных интересов у младших дошкольников Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению...

Конспект фронтальной ООД по обучению грамоте. Тема: «Звуки С,-Сь. Буква С»

Конспект фронтальной ООД по обучению грамотеТема: «Звуки С,-Сь. Буква С» Цель: знакомство со звуками [с-сь] и буквой С. Задачи: Коррекционно-образовательные: закрепить навык различения и...

Читайте также

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Прогул…

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Прогулка в зимний лес»   Цель занятия. Обогатить знания детей о жизни птиц и...

Сценарий мероприятия посвященного празднованию 70 летия Победы в ВОВ «Этот день …

Сценарий мероприятия посвященного празднованию 70 летия Победы в ВОВ«Этот день Победы!»   Вход в зал под марш «День Победы» композитор Давид Тухманов...

Дидактическая игра «День рождения куклы Кати»

Конспект совместной игровой деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Социализация» для детей группы общеразвивающей направленности от 3 до 4-х...


Подписаться на получение новостей сайта


Комментарии

  • людмила
    спасибо за полезнуюю информацию.

    Подробнее...

     
  • надежда
    прекрасно

    Подробнее...

     
  • людмила
    спасибо .хороший конспект.

    Подробнее...

     
  • юлия
    Данный материал вполне можно использовать как "скелет" основного проекта, наполнив соответствующим и ...

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Поделитесь пожалуйсто музыкой!

    Подробнее...

В блогах

Конспект фронтального занятия "Проф…

19-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

МБДОУ «Детский сад «Жаворонок»       Конспект фронтального занятия в средней группе комбинированной направленности       Тема: «Профессии»                Учитель-логопед: Романова С.А.         Абакан 2019г.           «Профессии» Пальчиковая гимнастика ПЕКАРЬ — Пекарь, Пекарь, Для чего ты из баранок Сделал счеты — Подсчитать Хочу точней, Хватит ли в Москве дрожжей, И...

Комплексное познавательное занятие на т…

18-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

Комплексное познавательное занятие на тему: « 12 апреля – день космонавтики». Цели: Расширить знания детей о космосе, известных космонавтах, познакомить с историей создания ракетной техники; развивать любознательность, мышление; воспитывать гордость за...

Образовательная деятельность по экологи…

18-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

Образовательная деятельность по экологии Тема: « Растение – живые организмы »   Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды детской деятельности:   Познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная. Цель: включение детей в...

Конспект НОД по математике для детей под…

18-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

Задачи: Образовательные: -  Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клеточку. - Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на наглядном материале, "записывать" задачи, используя "+","-","="; Закрепить   состав...

Добавить статью на сайт Заказать свидетельство