Развитие пластических умений посредством лепки из соленого теста у старших дошкольников

(Из опыта работы)

 

Работая в детском саду, я пришла к выводу, что у детей дошкольного возраста плохо развита мелкая моторика рук и в связи с этим возникают проблемы с развитием пластических умений.

Свою деятельность я строю в соответствии с программой детского сада. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с примерной Основной образовательной программой, которая разработана с учетом ФГОС дошкольного образования, с учетом Примерной образовательной программой дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г.Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014.

В ходе наблюдения за детьми я отметила, что уровень развития пластических умений находится далеко не на высоком уровне. У детей плохо развита мелкая моторика рук и уровень речевого развития заметно снижен. Я считаю, что все это связанно с тем, что в наш век компьторизации, дети редко делают что-то своими руками, так как им интереснее проводить время за компьютером или планшетом играя в игры. Родителям проще посадить ребенка перед телевизором, чем поиграть в игры направленные его на развитие.

Развитие моторики рук является одной из проблем, с которой сталкиваемся мы – воспитатели. По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Чтобы выявить, насколько развиты у детей пластические умения, в своей работе я стала использовать соленое тесто на занятиях изодеятельностью, т.к. оно обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый натуральный материал, не вызывающий аллергии. Его можно даже съесть. Лепить могут как дети 5-6 лет, так и самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого вам интересен.

И провела ряд экспериментов: констатирующий, формирующий и контрольный.

Целью констатирующего эксперимента явилось: выявить уровень сформированности пластических умений у старших дошкольников.

В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:

  1. Подобрать диагностический инструментарий для определения уровня сформированности пластических умений у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Определить уровень сформированности пластических умений у детей старшего дошкольного возраста и отобрать экспериментальную группу для проведения формирующей работы.

Для решения поставленных задач был использован многосерийный эксперимент.

I серия констатирующего эксперимента была направлена на выявление у старших дошкольников знаний о правилах работы с пластичными материалами.

Дети давали ответы в устной форме, выявлялись имеющиеся у них знания, собственный опыт лепки из различных пластичных материалов с использованием инструментов.

II серия констатирующего эксперимента была направлена на определение уровня сформированности пластических умений у детей экспериментальной группы. (Диагностика «Веселые человечки».) Дети выполняли творческое задание.

Таблица ответов детей экспериментальной группы

(1 серия констатирующего эксперимента.)

Вопросы Настя Б. Маша Д. Вадим Д. Арина К. Богдан С. Паша К. Лиза Р. Алина М.
Любишь ли ты лепить? Да

 

Да Да Да Да Нет Да Да
Лепишь ли ты дома? Да Да Нет Да Нет Нет Да Да
Из чего можно лепить? Глина, пластилин, снег, соленое тесто. Соленое тесто, пласти-лин Пластилин, соленое тесто. Соленое тесто, пластилин глина, снег. - Пласти-лин, глина. Соленое тесто, пласти-лин, сырой песок, глина. Соленое тесто, пласти-лин.
Что нужно для лепки? Стека, тряпочка, вода, дощечка Стека, тряпочка, вода, дощечка - Стека, тряпочка, вода, дощечка - Дощечка, стека Стека, тряпочка, вода, дощечка Дощечка, стека
Какие приемы лепки ты знаешь? Вдавливание, оттягивание и прищипывание краев Вдавливание, оттягивание и прищипывание краев - Вдавливание, оттягивание и прищипывание краев - - - -

По результатам I серии констатирующего эксперимента можно сделать выводы:

  • Дети, отобранные в экспериментальную группу, показали II (средний) уровень сформированности знаний о работе с пластичным материалом;
  • Среди детей есть два ребенка (25% от группы) с низким уровнем знаний, это Паша К. и БогданС. уровне;
  • В группе 3 человека (37% от группы) проявили высокий уровень знаний работы с пластичным материалом, однако и эти дети не смогли назвать основные приемы работы с ним.

Таким образом, начиная формирующую работу, необходимо обратить внимание на повторение основных приемов: скатывание, оттягивание, раскатывание, защипывание, вдавливание, сглаживание и т. д.

Уровень пластических умений детей можно определить, оценивая качество выполнения творческого задания.

(2 серия констатирующего эксперимента.)

 

2 серия констатирующего эксперимента

 

По результатам II серии констатирующего эксперимента можно сделать выводы:

  • Дети, отобранные в экспериментальную группу, показали II (средний) уровень сформированности пластических умений – 50%детей;
  • Среди детей есть один ребенок с низким уровнем знаний, это Богдан С.: таким образом, 13% группы – на низком уровне;
  • В группе 3 человека проявили высокий уровень знаний работы, однако и эти дети не смогли передать четкое движение и выразительность предмета- это 37% группы.

Итак, в ходе констатирующего эксперимента я установила, что:

  • Знания детей об основных приемах лепки недостаточны. Есть ребята, более информированные в этом отношении, но есть и такие, кто не имеет знаний в этой области; 62,5% детей группы не знают основные приемы лепки, 37,5% детей экспериментальной группы показывают приемы лепки, но не могут их назвать.
  • Дети, отобранные в экспериментальную группу, показали II (средний) уровень сформированности пластических умений;

С учетом данных следует построить формирующую работу. Обратимся к следующему этапу эксперимента.

3.1. Задачи, этапы, содержание формирующей работы.

Исходя из данных, полученных в результате констатирующего эксперимента, мной была определена цель формирующей работы: развить пластические умения у детей экспериментальной группы посредством лепки из соленого теста на занятиях изодеятельностью в ДОУ.

Поставлены следующие задачи:

  1. Разработать поэтапную методику реализации развития пластических умений у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Определить содержание занятий с использованием лепки из соленого теста для детей экспериментальной группы.
  3. Провести занятия с детьми экспериментальной группы в соответствии с разработанной системой.

Для осуществления формирующих задач необходимы следующие педагогические условия:

Содержание педагогической работы, построенное с учетом основных дидактических принципов – воспитывающего обучения, принципа научности (эмоционально воздействуя на ребенка, воспитываем познавательные способности, формируем умения); принцип наглядности (наглядность – ведущее средство обучения на занятиях изодеятельностью); принцип индивидуального подхода к каждому, принцип систематичности и последовательности, посильности и доступности учебного материала (необходимо учитывать повторяемость и усложнение учебного материала от занятия к занятию, для детей занятия должны быть по силам, но без занижения способности, материал нужно преподносить ясно, доступно, образно). Для осуществления формирующих задач необходимо также предусмотреть использование на занятиях изодеятельностью игровой мотивации, разных пластичных материалов (пластилин, глина, соленое тесто) и вспомогательных материалов, оборудования.

В выборе тематических занятий использованы возрастные особенности детей 6-7 лет. Дети в этом возрасте достаточно самостоятельны, у них сформировались определенные знания, умения, навыки в работе с различным материалом. Дети экспериментальной группы имеют II (средний) уровень сформированности пластических умений, значит, первые занятия формирующего эксперимента должны быть не очень сложными, их задача – увлечь и раскрепостить детей, вызвать желание лепить.

На занятиях по лепке создавались условия для формирования пластических умений:

  • создание необычной, новой обстановки;
  • создание благоприятной атмосферы (дидактические игры, слушание музыки, стихи, беседы);
  • детям был предложен новый вид материала для лепки – соленое тесто;
  • новые проблемные ситуации;
  • неповторяющиеся задания;
  • учет возможностей и интересов каждого ребенка.

Цель: создать условия на занятиях по лепке для формирования у детей творчества.

Задачи:

- предложить материал к занятиям по лепке для формирования пластических умений;

- составить и провести цикл занятий по лепке из соленого теста;

- включить в занятия условия, методы и приемы, способствующие формированию пластических умений.

Определено содержание и тематика занятий по лепке: «Друзья для бабочки» (плоскостная лепка), «Пчелки для Михаила Потаповича» (объемная лепка), «Звонкие колокольчики» (объемная лепка), «Крямнямчики» (объемная лепка). Поэтапная методика развития пластических умений у детей предусматривает три этапа.

1 этап – ознакомительный. На нем создаем мотивацию действий, даем представление об использовании различных пластичных материалов (дополнительных и вспомогательных). На этом этапе формирующей работы ребенок – объект образовательного процесса. Воспитатель – субъект. Занятие этого этапа «Друзья для бабочки».

2 этап – формирующий. Развиваем элементарные пластические умения, используя соленое тесто. На данном этапе воспитатель и дети – партнеры. Предусмотрено проведение занятий «Пчелки для Михаила Потаповича» и «Звонкие колокольчики».

3 этап – углубляющий. Развитие пластических умений, самостоятельности в выполнении заданий, проявление творчества в поделках. Ребенок переходит в положение субъект образовательного процесса. Занятие 3 этапа – «Крямнямчики».

Реализация содержания опытной работы шла через занятия изодеятельностью, всего проведено 4 занятия по 30 минут.

Первый этап «Друзья для бабочки»

 

Первый этап «Друзья для бабочки»

 

Второй этап «Пчелки для Михаила Потаповича» и «Звонкие колокольчики».

 

Второй этап «Пчелки для Михаила Потаповича» и «Звонкие колокольчики»

Второй этап «Пчелки для Михаила Потаповича» и «Звонкие колокольчики»

 

Третий этап «Крямнямчики».

 

Третий этап «Крямнямчики»

 

На всех занятиях использовались яркие, разнообразные наглядные материалы, создавалась игровая мотивация, проблемные ситуации. Дети работали индивидуально при фронтальном задании, но живо интересовались работами друг друга, помогали в выполнении поделок, проявляли самостоятельность (особенно на последнем занятии, когда дети творческую работу выполняли самостоятельно, даже не обращались за помощью, коррекцией ошибок, поощрением).

Дети на всех занятиях работали с явным желанием и интересом. Качество их работ визуально улучшилось, но динамику развития пластических умений мы можем проследить, лишь проведя контрольный эксперимент.

Целью контрольного эксперимента являлась проверка эффективности проведенной формирующей работы, для чего были поставлены следующие задачи:

1. Провести контрольное исследование творческих работ из соленого теста детей экспериментальной группы с использованием методики констатирующего эксперимента.

2. Выявить изменения в развитии пластических умений у старших дошкольников.

Контрольный эксперимент был проведен по методике констатирующего эксперимента. При ответах на вопросы (I серия) дети были активны, инициативны, заинтересованы в правильности ответов. Сами ответы получились более содержательными и точными.

Результаты I серии контрольного эксперимента.

№ вопр. Настя Маша Вадим Арина Богдан Паша Лиза Алина Ср.балл
Любишь ли ты лепить? 3 3 3 3 3 3 3 3 3
Лепишь ли ты дома? 3 3 3 3 3 3 3 3 3
Из чего можно лепить? 3 3 3 3 2 3 3 3 2,9
Что нужно для лепки? 3 3 3 3 3 3 3 3 3
Какие приемы лепки ты знаешь? 3 3 3 3 1 3 3 3 2,8
Баллы 15 15 15 15 12 15 15 15 14,6
Ср.балл 3 3 3 3 2,4 3 3 3 2,9
Уровень III III III III II III III III III

Результаты I серии контрольного эксперимента показали возросшее качество знаний детей о правилах работы с пластичными материалами. Сравним результаты констатирующего и контрольного экспериментов.

Сравнительный анализ уровней знаний детей экспериментальной группе

правил работы с пластичными материалами.

Ф. И. ребенка Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент
Баллы Уровень Баллы Уровень
1 Настя Б. 2,8 III 3 III
2 Маша Д. 2,8 III 3 III
3 Вадим Д. 2 II 3 III
4 Арина К. 2,6 III 3 III
5 Паша К. 1,4 I 3 III
6 Богдан С. 1,4 I 2,4 II
7 Лиза Р. 2,2 II 3 III
8 Алина М. 2 II 2,9 III

Сравнительный анализ результатов показывает, что у 50% детей увеличили тот уровень знаний, который был отмечен в начале экспериментальной работы, качество ответов детей улучшилось (на это указывает количество баллов). 87% ребят экспериментальной группы оказались на III высоком уровне.

2 серия контрольного эксперимента

 

2 серия контрольного эксперимента

2 серия контрольного эксперимента

 

Пронаблюдаем изменения показателей 2 серии констатирующего и контрольного экспериментов (на оси ОХ- эксперимент, ОУ – средние показатели и уровни развития пластических умений).

 

Динамика роста пластических умений в ходе эксперимента

Динамика роста пластических умений в ходе эксперимента

 

Столбчатая диаграмма показывает, что средний показатель уровня развития пластических умений вырос на 1 балл. У детей значительно улучшилось качество композиции. Сравнительная оценка результатов экспериментальной работы приведена в рис.2

 

Динамика роста знаний и умений работы с пластичным материалом у детей экспериментальной  группы в ходе эксперимента

Динамика роста знаний и умений работы с пластичным материалом у детей экспериментальной группы в ходе эксперимента

 

Диаграмма демонстрирует, что знания правил работы с пластичными материалами дети экспериментальной группы усвоили лучше, умения невозможно сформировать за такой короткий срок (4 занятия), нужна длительная систематическая работа. Однако, положительная динамика роста результатов позволяет утверждать, что развитие пластических умений у старших дошкольников будет осуществляться успешно, если на занятиях изодеятельностью в ДОУ использовать поэтапную методику работы, в ходе которой ребенок выполняя творческие работы из соленого теста, будет выступать как субъект совместной деятельности.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с различными видами…

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с различными видами живописи Цель: Создать условия для ознакомления дошкольников с жанрами искусства. Задачи: Образовательные: - закрепить...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с…

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познанию в старшей…

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познанию в старшей группе на тему: «Путешествие в город профессий» Задачи: Образовательные: Расширять представление о профессиях...

Читайте также

Тематический план кружка «Умники и умницы» для детей дошкольного возраста

Тематический план кружка «Умники и умницы» для детей дошкольного возраста Пояснительная записка. Познавательное развитие направлено на развитие интересов детей, любознательности и познавательной...

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию. Тема «Любимая сказка»

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию Тема «Любимая сказка» Доминирующая область: художественное творчество. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое...

Речевое развитие детей старшей группы посредством дидактических игр и мнемо-таблиц

Речевое развитие детей старшей группы посредством дидактических игр и мнемо-таблиц Предисловие Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Данная работа направлена...