"Фольклор - источник народной культуры в музыкальном развитии детей дошкольного возраста"
Методические рекомендации по организации фольклорного кружка в детском саду

 

Пособие посвящено актуальной современной проблеме - сохранению национальных традиций, установлению связей между церковно-православной, крестьянской календарно-обрядовой и современной культурами.

Книга адресована педагогам дошкольных учреждений, школ, центров досуга, а также всем, кто интересуется проблемами возрождения детского традиционного досуга.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

2. КРУЖКОВАЯ РАБОТА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

2.1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА

2.2. ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА

3. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ФОЛЬКЛОРЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребёнка. Понятие эстетического развития включает в себя две составляющие: первое-формирование эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; второе-художественное развитие- приобщение к искусству и художественной деятельности под влиянием окружающей среды у ребёнка формируется основы эстетического сознания, художественного вкуса.

На Руси религиозные праздники вплетались в народные, придавая им возвышенность и святость. А народные обряды, обычаи вносили в религиозные праздники жизнерадостность, красоту, неповторимость, оригинальность. Это наша культура, история, а православие-основа духовной жизни русской нации. Формы и способы подачи могут быть самыми разнообразными. Что подтолкнуло меня к русскому искусству? Давно заметила необычайный интерес детей к русскому искусству. Люблю русскую музыку, песню. Воспитывать любовь к русскому искусству и с его помощью развивать музыкальные способности - такую задачу поставила перед собой. С 1996 года накапливался опыт, систематизировался репертуар по фольклору, с 1999 года работа ведется постоянно.

Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит, и интересно. Я решила создать кружок по музыкальному фольклору, расширить репертуар русских народных песен, хороводов, игр, изготовить необходимые атрибуты, костюмы, т. е. спланировать работу так, чтобы на музыкальных занятиях, в быту, в праздничный день звучала русская песня.

Начала с чтения специальной литературы о музыкальном и устном фольклоре и русских народных инструментах. Для этой цели приобрела аудиокассеты с записями профессиональных народных ансамблей и хоров. Все это пригодилось в моей дальнейшей работе. Старалась, чтобы на занятиях в каждом виде детской музыкальной деятельности звучали русские народные мелодии, поэтому включала их в авторскую программу по музыкальному воспитанию в детском саду «Ладушки».

Русская песня - это то, что вдохновило меня на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка- муравушка, рассыплюся яблонькой, Ваня-простота, незнакомы детям и звучат непривычно (коромысел, Сенечки и др.), они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют песни «А я по лугу», «Гармошка-говорушка», «Балалайка», «Во кузнице», «Блины» и другие. Эти песни хороши еще тем, что их можно инсценировать.

На музыкальных занятиях дети познакомились и с движением русской пляски, хороводным, топающим, переменным шагом, шаг с притопом, распашонка, ковырялочка, присядка и др. После того как дети усвоили эти движения, я стала включать их в пляски «Кадриль», «Русский чай», « Приданниковская кадриль», «Сенечка», шуточный танец «Антошка» и другие.

Кроме песен и плясок, мы разучивали игры с пением, хороводы и потешки с движениями. Короткий текст потешки легко усваивается детьми. Яркий образ, динамичность вызывает у них желание двигаться. Эти игры и потешки дети переносят в свободные игры. Так были инсценированы потешки «Пирог», «Ладушки - ладошки», «К нам коза пришла», « Барашеньки-крутороженьки», а в дальнейшем использованы на обрядовых праздниках. В играх часто пользуюсь игровыми зачинами, т.е. водящего выбираем по считалочке. Дети это делают с большим удовольствием. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр.

Особенно нравится детям играть на детских музыкальных инструментах, о которых я узнала из книги Ю. Васильева и А. Широкова «Рассказы о русских народных инструментах». Мне повезло тем, что в нашем детском саду есть необходимые музыкальные инструменты (ложки, трещотки, колотушки, румба, бубенцы), которые используются постоянно. Но в скором времени мне пришла мысль разнообразить и увеличить их количество. Я решила сделать необычные шумовые музыкальные инструменты из подручного материала и через некоторое время эти инструменты появились у нас в саду, которые мы с детьми начали осваивать, причем очень быстро и с большой охотой. Хочется отметить, работая именно в нашем детском саду, мне большую помощь оказывает наша заведующая. Любое мероприятие, организованное мной находит поддержку и одобрение со стороны руководства. Далеко не в каждом детском саду есть такое разнообразие костюмов, декораций, атрибутов, которые позволяют работать творчески и с большим интересом. Большую помощь в ознакомлении детей с народно-прикладным искусством оказывают воспитатели: хохломой, гжелью, дымковской игрушкой, русской матрешкой. Хочется сказать, что вся работа по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством пронизана в нашем детском саду духом творчества, радости и любви к русскому народу.

Малыши расписывали матрешек, жостовские подносы, лепили, расписывали дымковские игрушки, гжель. Лучшие работы были использованы при оформлении праздника «Дымковская игрушка», «Русский сувенир». Итогом работы с русским фольклором явились наши праздники: «Дымковская игрушка», зал был оформлен в виде ярмарочной площади. С ярких, красочных лотков продавались русские народные игрушки: матрешки, свистульки, дымковские игрушки, пряники, сушки. Они как бы оживали в танцах, песнях и стихах в исполнении детей и взрослых. Ведущие были одеты в русские сарафаны, на голове - кокошник, оберег. Дети (матрешки, Ваньки-встаньки, дымковские игрушки) в красочных костюмах. Коробейники расхваливали свой товар, а дети-покупатели свободно могли его рассмотреть. Все шествие сопровождалось русской народной песней в исполнении детей и взрослых и в исполнении русского народного оркестра (фонограмма). На празднике были использованы сюрпризные моменты, характерные для русской ярмарки: карусель, поводырь с медведем. При постановке танцев использовала народные мелодии, русские народные движения.

Праздник «В гости к нам пришли матрешки» был приурочен к празднику 8 Марта, который ввел детей в мир народных промыслов: дымки, гжели, хохломы. Исконно русский праздник «Пасха», где дети познакомились с народными обычаями, обрядами русского народа. Чего только не было на праздниках: водили хороводы, состязались, кто кого переговорит, пели русские песни, приуроченные к тому или иному празднику, выступали ложкари, дети играли в русские народные игры, пели потешки. В процессе работы важно не только дать детям новые знания, но и организовать их непосредственное участие в народных обрядах, играх, а это легче сделать на детском празднике.

В подготовке такого праздника большое значение имеет контакт с родителями, которые участвуют вместе с детьми в играх, народных обрядах (дети колядуют, а родители одаривают и т.п.). В зале собрались дети, родители, воспитатели. Ведущий рассказал о смысле, значении праздника. (Иисус Христос пострадал на кресте и умер как человек, но он победил смерть, воскрес и открыл людям путьк вечной жизни.) Дети сели за столы рядом с родителями. На каждом столе выпечка, букет из вербочек, свеча, салфетки, сладости в вазах. На зелени (проращенный в блюде овес) лежали крашеные яйца.

Также стараюсь знакомить детей с русскими народными сказками, где добро всегда побеждает зло. Так была сделана постановка по русской народной сказке «Морозко», которую дети разыграли на новогоднем утреннике, надо сказать, что сказка удалась, потому что сказки дети очень любят, они с удовольствием разыгрывают сказочных героев. В древней Руси празднование Нового года сопровождалось величанием, поздравлениями. Этот праздник назвали - Святки от слова «святой». Люди с шутками и прибаутками ходили от дома к дому и колядовали - пели поздравительные песенки-колядки, в которых выражали добрые пожелания хозяину дома в новом году. В ответ колядующих полагалось угощать, одаривать подарками. Этот момент я использую с детьми. Дети вместе со взрослыми ходят по группам и желают хозяевам добра, светлых деньков, чтобы в дому прибыло и никогда не убыло. Дети рядились в костюмы медведя, скомороха, деда, бабы, птиц, козу и с большим удовольствием исполняли песенки-колядки, играли в игры, плясали под русскую народную музыку в исполнении образцовых русских народных оркестров. Следующий большой праздник- масленица. На Руси он начинается за восемь дней до Великого поста, после вселенской субботы. Масленицу отмечают семь дней. Пекут блины, приглашают гостей, сами ходят в гости. Отсюда и поговорка: «Не житье, а масленица». Масленичным веселым обрядом издревле приписывалась магическая сила. По древнему календарю масленица - рубеж старого и нового года - начало весны.

За неделю до праздника начинаю знакомить детей с названиями дней масленичной недели: первый - встреча, второй - наигрыши, третий - лакомки и т. д. Рассказываю, какое значение придавалось обрядам и играм в эти дни. Ребята узнают, например, что блин- знак богатства, что молодежь любила прыгать через костер, так как огню приписывалась очистительная сила. В последний день готовили и наряжали чучело Масленицы, а затем сжигали его, прогоняя морозы, ветры, вьюги и непогоду. Праздник мы проводим в первую половину дня, на улице. Предварительно украшаем площадку, делаем ледяные постройки. Поверх пальто дети надевают элементы карнавальных костюмов, маски, колпаки. На празднике много сказочных героев: Баба Яга, Емеля с печкой, Снеговик, Дед Мороз, Весна и др. На наш праздник приходила Масленица «белая, румяная, коса длинная, трехаршинная, платье синее, ленты красные, лапти желтые головастые».

Было и угощение блинами и сжигание масленицы. Праздник полон искрометного веселья, неподдельной детской радости.

Праздник - Троица (другие названия - духов день, Семик, Березка). Он соединяет Весну с летом. Символом праздника является березка, поэтому основная часть ей и посвящается. Праздник проводим в виде девичьих посиделок. Дети с удовольствием поют песни о берёзке, играют в народные игры. Знакомя детей с музыкальным фольклором и проводя повседневные занятия, я убедилась, что совместная деятельность детей и взрослых приводит к более успешному усвоению материала, так стараюсь включать в репертуар совместное пение детей и взрослых.

Таким образом, все праздники проводятся на основе фольклорного материала. Так, впитывая с детских лет русские традиции, народный дух, дети не утрачивают связь с историей прошлых лет.

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, обогатился словарный запас, повысился интерес к музыке. Ребята лучше, чем раньше, поют, быстро узнают знакомые мелодии, движения их стали более раскованными, более выразительными, а это значит - развилась музыкальная память, слух, чувство ритма. Родители обратили внимание, что дома ребята с удовольствием поют и играют на детских музыкальных инструментах.

Русская песня, русское поэтическое слово становятся близкими детям и любимыми ими, способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту, а значит и к фольклору, как источнику развития народной культуры в музыкальном воспитании ребенка дошкольника. Проводя с детьми работу по ознакомлению с народным творчеством, стараюсь не забывать и о классической музыке, где знакомлю детей с композиторами всех времён, песнями современных авторов, танцам, при этом большую помощь оказывает постоянно приобретающиеся диски, кассеты, литература, которые в дальнейшем использую на праздниках и развлечениях. Этот репертуар включаю также на праздниках: «Осенний праздник - Кузьминки», «Новый год», «23 Февраля», «8 Марта», «До свиданья, детский сад» и др. Также мы являемся постоянными участниками мероприятий, которые проводятся в нашем городе. Так мы каждый год выступаем на конкурсе «Эх, Семеновна!», «Мисс Малышка», фестивале «Красноуфимские звездочки» и др. Разрабатывая сценарии праздников, стараюсь их делать каждый раз неповторимым с прошлым праздником. Это даёт мне толчок работать творчески, искать новые подходы к работе, проведению мероприятий в детском саду. Увлеченность детей и воспитателей кружковой деятельностью делает коллектив более сплочённым, организованным, способствует развитию у коллектива чувства коммуникабельности, коллективизма, что помогает в работе.

 

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Особую значимость приобретает понимание народной культуры как жизненной и эффективной системы воспитания, обучения основам культуры.

Музыкальный фольклор рассматривается как часть народной культуры, её «систематизирующий фактор», «специфический язык» (К.В.Чистов). Подобное понимание подчёркивает смыслообразующую роль фольклора в народной культуре.

Известна значимость традиций в народной культуре. Существенна их роль с точки зрения педагогики – как «установившегося порядка», воплощенного в устном опыте народа, преемственность и воспроизводство которого призвано обеспечить воспитание.

Важнейшее свойство народной музыки - устность, «бесписьменная традиционность» (И.И. Земцовский), где определяющим фактором является интонация, возникающая в процессе живого интонирования и несводимая к нотной записи. В условиях устного способа передачи музыкальный фольклор является не только произведением искусства, т.е. «конечным результатом акта создания» (Г.В. Лобкова), а, прежде всего, средством «трансляции» традиционного опыта культуры в социокультурном пространстве.

Реализация специфики и возможностей музыкального фольклора, представленного характерными свойствами, такими как традиционность, устность, синкретизм, вариативность, коллективность, функциональность является важнейшим условием приобщения детей к народной культуре.

Суть комплексного подхода ученые видят в междисциплинарном объединении методов различных наук с целью выявления внутренних и внешних взаимосвязей фольклорного текста, разностороннего анализа художественных средств (М.А. Енговатова, Н.Н. Гилярова, А.М. Мехнецов, Н.И. Толстой и др.) и т.д.

Растущая потребность в комплексных исследованиях фольклора объясняется происходящими в наши дни качественными изменениями понимания феномена народной культуры, осознанием «содержательного единства всех ее видов, жанров и форм, единства механизмов культуры, ее категорий и ее “языка” (С.М. Толстая).

.Приобщение детей к народной культуре как направление отечественной педагогической мысли стало активно разрабатываться в 80-90-е годы ХХ столетия, когда в условиях изменения концепции воспитания происходит активное обращение к народному опыту как основанию жизненного пространства, его духовно-нравственного наполнения.

Культурный опыт интенсивно осваивался на народных праздниках. Происходило усвоение присущих каждому из них традиционных составляющих: «своей» идеи, круга действующих лиц, репертуара и т.д. Важна была и реализация структуры праздника, где ученые выделяют: зачин (встреча), действия по обозначению его пространства (поздравительные обходы, катание на лошадях, шествия и т.д.), «развлечения на горушке» (хороводы, пляски, набор игровых форм, театрализованные представления и т.д.), пирование и перегащивание. В музыкальной составляющей подчеркивается яркость, эмоциональная приподнятость, использование специфических приемов (“гукание”, диалоговое и антифонное пение, скандирование и др.)

Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения (М.Н. Мельников). Его особенность обусловлена народным художественным мышлением и требованиями народной педагогики. К примеру, в подговорках, потешках, детских песенках, прибаутках объединены импровизационность, изобразительность, ритмичность и наставительность (М.Ю. Новицкая). Это своеобразная школа игры, призванная обеспечить ребенку адекватный способ познания окружающего мира (А.М. Мартынова). Детский фольклор - прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. К сказке, созданной детям в назидание, привлекал вымысел, несущий глубокий жизненный смысл. Детский календарный фольклор давал интонационно-поэтическую, образную форму общения с окружающим миром. Функциональность является важнейшим условием приобщения детей к народной культуре.

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?

Ответить на эти и подобные вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Педагоги нашего детского сада посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратились к истокам русской национальной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Нами были отобраны следующие направления:

1. Составление перспективного плана работы с включением причисляемых
к фольклору словесных, музыкальных, хореографических видов народного творчества во все формы организации музыкального воспитания.

2.. Проведение познавательных бесед о народном творчестве, праздниках, обрядах.

Ориентируясь на имеющиеся теоретические сведения об особенностях русских народных песен, о неразрывной связи их с бытом, трудом, жизнью крестьян, а также праздниками и обрядами, на которых они звучали. Большую помощь оказывают аудиозаписи подлинных образцов народных песен в исполнении выдающихся певцов и фольклорных ансамблей. Ознакомление детей с живым песенным фольклором и сопутствующая этому образовательная деятельность повышают уровень их знаний, расширяют общий и музыкальный кругозор, психологически подготавливают к осознанию важности народной музыки, пробуждают интерес к ней. Особенно необходимым является осознание важности задачи как можно более ранней перестройки музыкального слуха и мышления ребенка, которые в современном мире преимущественно складываются и формируются в условиях и под воздействием традиционных, обыденных мотивов и ритмов массовой песенной культуры. Педагог вносит свой посильный вклад в процесс приобщения ребенка к лучшим образцам поэтического, музыкального, игрового фольклора, противопоставляет примитивные интонации окружающей дошкольника современной развлекательной музыки богатому совершенством выражения интонационному словарю музыки народной.

3. Работа с детьми по формированию певческих навыков.

Решение задачи развития певческого голоса ребенка дошкольного возраста предполагает активную работу со специально подобранным репертуаром. Сам характер народных песен («поющийся» текст, удобный ритмический рисунок напева, одинаковые по длине и небольшие по объему фразы) способствуют выработке легкого, льющегося звука, ровных по интонированию гласных. Зная особенности голосового аппарата дошкольника и его возрастные возможности, следует использовать унисонное пение с детьми при исполнении уже ранеевыученных попевок и песен различных жанров. Процесс формирования одного из самых сложных и важных певческих навыков - дыхания - происходит при этом наиболее эффективно. Это объясняется тем, что в мелодии каждой напевной песни используются отдельные звуки большей, чем остальные, длительности.

Пение напевных песен, удлиняя выдох и углубляя вдох, активизирует главную дыхательную мышцу- диафрагму и вырабатывает при этом умение постепенного расходования воздуха. Таким образом, напевные народные песни являются певческим материалом, который необходимо использовать для выработки нужных качеств певческого дыхания.

4. Исполнение песен с детьми без музыкального сопровождения.

В процессе обучения пению без сопровождения у детей формируются такие важные певческие навыки, как напевность исполнения и чистота интонирования. Умение детей петь без сопровождения является хорошей тренировкой и воспитанием внутреннего слуха, т. е. способности слышать музыку и ее отдельные элементы как бы « про себя», без предварительного повторения звуков вслух. Необходимой на первоначальном этапе обучения пению дошкольников является поддержка голоса ребенка педагогом, который, как правило, первым начинает петь песню и пропевает с детьми ее наиболее сложные фрагменты.

5. Музыкально-образовательная работа.

В музыкально-образовательной деятельности детей одной из задач является освоение дошкольниками элементов музыкальной грамоты. Педагог формирует представления детей о таких средствах выразительности, как темп, динамика, регистр, тембр, в процессе ознакомления с известными и доступными жанрами детского фольклора, включения его во все виды исполнительской деятельности. При этом использование произведений устного народного поэтического творчества для музыкального развития детей является не менее важным, чем работа с песенным материалом.

6. Использование пения в сочетании с хореографическими движениями при инсценировании знакомого детям фольклорного репертуара.

 Естественной формой исполнения народной песни является   выражение ее содержания в хореографическом движении. Сопровождение пения движением способствует развитию у ребенка музыкально-ритмических навыков, влияет на качество хорового звучания, чистоту интонирования.У детей укрепляется дыхание, улучшается дикция, вырабатывается навык согласованности движения с музыкой. Решение задачи отражения в движении содержания и характера музыкального образа помогает развивать у ребенка дошкольного возраста воображение, активизировать его творческие проявления.

7. Включение   фольклорного   материала   в   праздники, развлечения, самостоятельную деятельность.

Разученные на занятиях песни, танцы, импровизации на музыкальных инструментах становятся близкими и доступными ребенку дошкольного возраста, когда включаются в его повседневную жизнь, используются в самостоятельной деятельности. Известно, что большой интерес у детей вызывают выступления на праздниках и различных по тематике развлечениях.

Взрослый организует участие дошкольников в массовых хороводных играх и плясках, инсценировании шуточных песен, частушек, индивидуальных сольных выступлениях, что позволяет детям наиболее полно проявит свои музыкальные и творческие способности, вызывает состояние психоэмоционального комфорта, побуждает к дальнейшему освоению музыкального фольклорного репертуара.

8. Знакомство с русскими народными играми.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества является национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Игры развивают ловкость. Быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию.

9. Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.

Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах. При игре не детских музыкальных инструментах у детей развивается чувство ритма. Музыкальный слух, внимание. Дети учатся владению некоторыми навыками игры на них, различным способам звукоизвлечения.

 

2. КРУЖКОВАЯ РАБОТА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Музыка играет особую роль в нравственном и эстетическом воспитании ребёнка. Благодаря своей одухотворённой энергии музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других искусство, насыщая ребёнка бесценным эмоциональным опытом.

Понимание важности музыкального искусства в развитии и формировании гуманистической сущности личности заставляет задуматься о наиболее эффективных формах организации педагогического процесса. Наряду с традиционными формами работы с детьми, необходима организация кружковой деятельности, которая позволяет оптимально учитывать интересы, наклонности, потребности детей в саморазвитии и самореализации.

Главная задача кружка состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности.

При отборе содержания и методов работы кружка мы поставили перед собой следующие воспитательно-образовательные задачи:

1. Вариативность моделей познавательной деятельности.

2. Интегративность, определяющая взаимодействие различных видов искусств.

3. Поддержание интереса у детей к познанию жизни своих предков, генетическая связь с которыми подтверждается укладом, обычаями жизни родных и близких.

Организация работы по реализации программы проводится по трем направлениям:

1. Занятия познавательного цикла.

2. Совместная деятельность взрослых и детей.

3. Самостоятельная деятельность детей.

ЗАНЯТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА

Они раскрывают основной сюжет года. Внимание детей при этом обращается на выявление особенностей сезонных природных явлений, их характеристики, их взаимосвязь с трудовой, обрядовой деятельностью человека, направленной на бережное, почтительное отношение к природе. На занятиях познавательного цикла дети знакомятся с народными приметами, обрядовыми действиями, народными играми, потешками, пословицами, произведениями устного народного творчества и народным фольклором.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

Здесь решаются задачи, направленные на формирование интереса к познанию народной культуры. Так гармоничное соотношение сезонного труда и развлечений, как нравственная норма в народной жизни будет убедительно доказана, если вместе с детьми устроить «Капустник», на котором и дело сделать, и повеселиться.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Взрослый создает специальные условия, обеспечивающие свободную деятельность детей, способствующую реализации творческого замысла, проявлению инициативы, фантазии. Представления, полученные в организованной взрослым познавательной деятельности, дети используют в народных бытовых, подвижных играх, самостоятельной деятельности. Кружковая деятельность предполагает комплексное изучение следующих разделов:

Раздел 1. «Детский музыкальный фольклор».

Раздел 2. «Народная песня».

Раздел 3. «Игровой фольклор».

Раздел 4. «Хоровод».

Раздел 5. «Игра на детских музыкальных инструментах».

Программа составлена по типу программы по музыкальному воспитанию в детском саду Н.А.Ветлугиной, учтены все виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения (упражнения, игры, хороводы, пляски), игра на народных инструментах. Составлен план проведения праздников и развлечений по народной тематике.

Содержание кружка ориентировано на детей 5-7 лет. Оптимальное количество детей на занятиях - не более 10 - 12 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю во 2-ой половине дня.

Реализация данного содержания на практике способствует решению задачи целостного эстетического развития ребенка, расширяет возможности влияния искусства на духовный мир человека, предполагает формирование ребенка - творца, духовного ценностного ядра личности и параллельно делает уклон на приобретение необходимых творческих навыков.

 

Полную версию публикации можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическое пособие по познавательному развитию для детей второго раннего возраста…

Дидактическое пособие по познавательному развитию для детей второго раннего возраста «Времена года» Аннотация: Дидактическая игра представляет собой пособие, которое может помочь детям научиться...

Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую…

Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают...

Совместная деятельность с родителями для детей старшего дошкольного возраста…

Совместная деятельность с родителями для детей старшего дошкольного возраста Квест «Вместе с мамой» Цель: совершенствование эмоционально-доверительных взаимоотношений между воспитанниками и родителями посредством...

Читайте также

План проекта для старшего дошкольного возраста «Материалы и их свойства»

План проекта для старшего дошкольного возраста «Материалы и их свойства» Тип проекта: долгосрочный, познавательный. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги. Время реализации проекта: ноябрь-апрель...

Конспект НОД по математике в старшей группе «Королевство Математики»

Конспект НОД по математике в старшей группе «Королевство Математики» Программное содержание: выявлять знания и умения детей по следующим критериям: - навыки счёта в...

Опыт работы «Использование игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В…

Опыт работы «Использование игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в группе раннего возраста (2-3 года)» В настоящее время вопросы развития...