Сайт для воспитателей детских садов




( 0 Голосов ) 


Консультация для воспитателей ДОО по теме
«Организация мини-музея в группе детского сада»

 

Цель: актуализация знаний педагогов по теме «музейная педагогика».

Задачи:

  1. уточнить представления о значении музейной педагогики;
  2. познакомить воспитателей технологией создания группового мини – музея;
  3. представить методическую литературу по теме.

Музей – помещение, где хранят, комплектуют и выставляют для обозрения посетителей произведения искусства, предметы истории, науки, быта. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Музейная педагогика – область деятельности, осуществляющая передачу культурного опыта в условиях музейной среды на основе междисциплинарного и полихудожественного подхода через педагогический процесс.

Музейная педагогика – достаточно известное направление современной педагогики. Развитие этого направления происходит благодаря взаимодействию музееведения, педагогики и психологии. Изначально музейная педагогика подразумевала прежде всего сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия. Однако в последние годы музейная педагогика в значительной степени изменилась, т.к. детские сады стали создавать собственные мини – музеи, а организация и использование мини – музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями.

Музейная педагогика играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию ДОУ с семьей и социумом.

Музей решает задачи музейной педагогики и общеинтеллектуального, социально – нравственного и общекультурного воспитания детей дошкольного возраста, формирования духовно развитой личности, возрождения, изучения и развития культуры путем погружения ребенка в традиционную культуру, сравнения с искусством и культурой других народов.

Детский музей – воспитательно – образовательная система, в которой музейная педагогика облегчает ребенку вхождение в сложный мир искусства, погружает его в мир традиционной культуры, историко – художественного наследия.

Главная задача мини – музея – образовательно – просветительская, поэтому в нем могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники, как это принято в традиционных музеях. Также специфической чертой мини – музея является его игровое или интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может делать что – то самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей, т.е. ребенок имеет возможность проявлять активное поведение по отношению к экспонатам. Главное – не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребенка.

Музей – это возможность расширения представлений детей об окружающем мире, это «ключ» к пониманию многих сказок. «Стала девочка кудель прясть» - звучит красиво, но загадочно. Что такое кудель и что значит прясть? Или: «Села Баба – Яга на лопату, а Иванушка раз и засунул ее в печь, а устьице задвижкой прикрыл». На какую такую лопату? На садовую, что ли? Да и зачем на лопату садиться? Даже сказки К.Чуковского, написанные в начале прошлого века, изобилуют деталями, с которыми современные дети не сталкиваются. Откуда, например, в маминой спальне взялся Умывальник и зачем ему медный таз? Что такое ушат и лохань?

Участие детей в создании мини – музеев, подготовка и поиск экспонатов способствует развитию у них познавательного интереса, связной речи, усвоению социального опыта, формированию умения эмоционально оценивать свою деятельность и деятельность окружающих, воспитывает гуманное отношение к окружающему миру.

Цели и задачи мини – музея:

1. Реализация направления «Музейная педагогика».

2. Обогащение предметно – развивающей среды ДОУ.

3. Обогащение воспитательно – образовательного пространства новыми формами.

4. Формирование у дошкольников представления о музее.

5. Расширение кругозора дошкольников.

6. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

7. Формирование проектно – исследовательских умений.

8. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

9. Развитие творческого и логического мышления, воображения.

10. Формирование активной жизненной позиции.

В основе музея обычно лежит какая – нибудь коллекция. Ребенок – дошкольник по своей природе тоже коллекционер. Он с удовольствием собирает ракушки, камни, фигурки динозавров, машинки, фигурки из «киндер – сюрпризов». Но назначение таких коллекций в отличие от настоящих имеет для дошкольников сугубо практическое значение. Трудно представить ребенка, который собирает машинки только для того, чтобы выставить их на полке за стеклом и показывать друзьям. Все детские коллекции становятся частью его развивающей среды. Если предмет находится в постоянном поле зрения, но делать с ним практически ничего нельзя, то интерес дошкольника к данному предмету ослабевает: предмет становится частью окружающего фона. Неправильно организованная работа в мини – музее приводит к тому, что музей становится элементом дизайна, не решая поставленных перед ним задач.

Основной признак любого музея – наличие фонда подлинных материалов, которые составляют его основу. Для создания музейной экспозиции привлекаются также разнообразные воспроизведения подлинников, вспомогательные материалы: фото, ксерокопии, макеты, схемы.

Собираемые музейные предметы подразделяются на 2 группы:

  • Подлинные памятники материальной и духовной культуры (орудия труда, предметы производства и быта, письменные и печатные источники, подлинные фотографии и т.д.), а также памятники природы, являющиеся первоисточниками знаний о природе и обществе. Это основной фонд музея.
  • Предметы, изготовленные специально для пополнения экспозиции, пояснения отражаемых в ней событий и явлений. Это точные воспроизведения подлинников (фото- и ксерокопии печатных материалов, копии художественных произведений, макеты, модели, муляжи, слепки), карты, схемы, тематические рисунки и др. Большая часть этих материалов изготавливается педагогами, родителями и детьми в процессе исследовательской творческой работы. Это вспомогательный фонд.

На все экспонаты составляется картотека. Все экспонаты должны иметь этикетки, на которых указано название и описание экспоната.

Организации в детском саду мини – музея, посвященного определенному предмету, объекту природы или явлению, способствует использование метода системного подхода (ТРИЗ – РТВ).

Системный подход или использование системного оператора, несмотря на сложную терминологию, вполне доступен для понимания и применения дошкольниками и заключается в следующем:

Рассматриваемый объект условно помещается в центр таблицы из девяти ячеек (3Х3). Этот объект мы называем «Система» (1)

  • Любой объект (система) не существует сам по себе, он всегда является частью чего – то или находится в каком – то специальном месте. (дерево в лесу, конструктор на полке, платье в шкафу и т.д.). Это место, в котором находится объект и частью которого он является, называется «Надсистема» (2).
  • Объект (система) неоднороден по своей сути. Он состоит из каких – то частей, деталей (в платье есть рукава, юбка, воротник и др.; в хлебе – корочка, мякиш; в машине – мотор, кабина, кузов, руль, колеса; у дерева – ствол, листья, корни и др.). Ячейка, в которой мы рассматриваем «анатомию» объекта, его составные части и детали, называется «Подсистема» (3).

Таким образом, рассмотрен центральный столбец (1,2,3) таблицы, что уже позволяет получить некоторые сведения об объекте.

Далее анализируется центральная горизонталь, которая является своеобразной временной лентой.

  • Ячейка 4 рассказывает о том, чем являлась система в прошлом. Чем был хлеб до того, как стал хлебом? Чем была елочка до того, как стала елочкой? Чем была чашка до того, как стала чашкой? Это «Прошлое системы».
  • Будущее системы рассматривается в ячейке 5. Что произойдет с этим объектом? («Будущее системы»).

Таким образом, объект рассмотрен по ряду позиций и о нем имеется разнообразная информация. С детьми младшего дошкольного возраста этого достаточно.

Старшие дошкольники способны рассуждать более глубоко:

  • Если рассматривать систему в прошлом, то можно обнаружить, что и у нее есть собственная надсистема и подсистема. Если птица в прошлом была яйцом, то надсистемой яйца могли быть и гнездо с другими яйцами, и «мамин животик» (6 – надсистема системы в прошлом). А такой предмет, как книга, можно рассмотреть с точки зрения происходивших с ней изменений: какой книга была в старину, как создавалась.
  • Любая система в прошлом также имела свои составляющие. То же яйцо состояло из скорлупы, белка и желтка. А для книг, к примеру, использовалась береста.
  • Точно так же рассматривается система в будущем – ее надсистема и подсистема (8,9). Кем станет цыпленок? Какой будет книга в будущем?
6 2 8
4 1 5
7 3 9

Эта таблица может быть дополнена еще несколькими позициями:

  • Антисистема – условно говоря, враги нашего объекта.
  • Сосистема – друзья объекта.
  • Нейтральная система – то, что никак не реагирует на наш объект, равно как и объекту все равно, существует нейтральная система или нет. Например, слону все равно, есть ли у нас дома шкаф. Более философски звучит утверждение: «Солнцу – как космическому объекту – все равно, есть жизнь на Земле, или же она безжизненна».

М.С. Гафитулин так изложил принцип системного оператора в шутливом стихотворении:

Если мы рассмотрим Что – то,

Это Что – то – для чего – то,

Это Что – то из чего – то,

Это Что – то – часть чего – то.

Чем – то было раньше Что – то,

Чем – то будет это Что – то.

Есть противники у Что – то,

Много есть друзей у Что – то.

Всё нейтральное у Что – то

Делает свое чего – то.

Что – то ты теперь возьми

На экранах рассмотри. (И в музее рассмотри).

Как работает системный оператор с детьми?

Допустим, в группе решено создать мини – музей чашки.

1. Система – чашка. В мини – музее изображение чашки может стать композиционным центром, сразу привлекающим к себе внимание. (панно с аппликацией из бумаги, ткани и других материалов). Подойдет и большая чашка из папье – маше. Таким образом мы выделяем главного «героя» музея – чашку.

2. Надсистема. Чашка – часть сервиза. Значит, в мини – музее мы поместим иллюстрацию этого сервиза или настоящий кукольный сервиз. Здесь же могут быть представлены иллюстрации, расширяющие представления детей о том, где могут храниться чашки. (Например, обычные, которыми мы пользуемся ежедневно, стоят в посудном шкафу на кухне, дорогие сервизы – в гостиной комнате, на полках красивого серванта. Уникальные, редкие чашки хранятся в музейных витринах за стеклом).

3. Подсистема предусматривает рассмотрение частей, из которых состоит чашка. Этот раздел может быть представлен коллекцией чашек разной формы и конфигурации: чашки с одной ручкой, с двумя, без ручек, округлые, конусообразные, кофейные чашки на ножке и т.д.

4, 5, 6. Система в прошлом. В этом разделе можно рассмотреть прошлое чашки по двум позициям.

  • Материалы, из которых изготавливают чашки, могут быть представлены в прозрачных пластиковых емкостях: песок, глина, кусочки пластмассы, кусочки дерева.
  • История возникновения чашки: иллюстрации с изображением жизни наших предков в разные исторические периоды. Первобытно – общинный – глиняная посуда, древние славяне – деревянные кубки. Племена других народностей – раковины, рога животных и т.д.

7, 8, 9. Система в будущем. Здесь могут быть самые различные экспонаты.

  • Треснутая чашка или ее осколки (для безопасности их лучше держать в прозрачной пластиковой коробочке) послужат темой для разговора о правилах аккуратного пользования вещами. Можно поговорить с детьми и о том, каких мер предосторожности требуют чашки, изготовленные из разных материалов, показать способы починки испорченной вещи либо варианты ее вторичного использования. Например, треснутые глиняные чашки могут служить вазой для сухих цветочных композиций, а из осколков толстых фарфоровых чашек нередко составляют мозаичную композицию. Осколки служат и дренажной основой для цветочных горшков. При сжигании остатков деревянной посуды выделяется тепло.
  • В качестве будущего системы можно рассмотреть и возможные варианты нового дизайна чашки.

Таким образом, при создании мини – музея очень удобно применять метод системного оператора. Он позволяет рассмотреть предмет или явление с самых разных сторон. Можно сказать, что мини – музей и есть видоизмененная , объемная таблица системного оператора.

Принципы организации мини – музея.

1. Принцип интеграции.

Мини – музей создается с учетом содержания образовательной программы ДОУ и помогает реализовать ее общие задачи и задачи отдельных разделов. Музей – это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Содержание мини – музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т.п. Мини – музей способствует реализации интегрированного подхода в образовательной деятельности.

2. Принцип деятельности и интерактивности.

При подборе экспонатов необходимо помнить о том, что мини – музей должен предоставлять возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в мини – музее.

Необходимо выделить уголок для самостоятельной деятельности ребенка: в мини – музее народных промыслов ребенок должен иметь возможность по собственному желанию сделать «старинную» игрушку, посуду, расписать народной росписью картинку или предмет утвари; в мини – музее воздуха – провести элементарные опыты, поиграть со свистульками и вертушками; в мини – музее хлеба – слепить изделие; в музее природы – изготовить поделку из природного материала; в мини – музее народной куклы – сделать куклу из предложенного материла и т.д.

3. Принцип научности.

Экспонаты мини – музея должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы и явления на доступном и в то же время научном уровне.

4. Принцип природосообразности.

При организации мини – музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, создавать условия для раскрытия их личностного потенциала.

5. Принцип культуросообразности.

Мини – музей приобщает детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям.

6. Принцип гуманизации.

Мини – музей ориентирован на создание условий для всестороннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности, на индивидуально – ориентированный подход в образовании.

7. Принципы динамичности и вариативности.

Эти принципы тесно связаны с принципами интерактивности и деятельности. Мини – музей периодически меняется – по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности.

8. Принцип разнообразия.

Независимо от темы мини – музея его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам. Экспонаты мини – музея отображают историческое, географическое, природное, культурное разнообразие окружающего мира.

9. Принцип экологичности.

В экспозиции мини – музея должны преобладать экологически безопасные для здоровья ребенка материалы. Весь материал должен быть чистым (даже если он бросовый).

10. Принцип безопасности.

Оформление мини – музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Он должен свободно доставать до любого уголка мини - музея. Если экспонаты все же стоят на верхних полках, то дети должны знать, что заниматься самостоятельно в мини – музее они могут только с доступными для них предметами. Экспонаты не должны быть острыми, режущими, легко бьющимися и т.д.

11. Принципы глобализма и регионализма.

Музейные экспозиции позволяют знакомить дошкольников как с глобальными проблемами природы и культуры, так и с региональной тематикой.

12. Принцип креативности.

Этот принцип проявляется в содержании, в оформлении мини – музея, в поддержке творчества детей и взрослых.

13. Принцип непрерывности.

Мини - музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, а деятельность ребенка в нем отражает тематику занятий, экскурсий, прогулок, праздников.

14. Принцип партнерства.

Мини – музей – это результат сотрудничества взрослых и детей.

Этапы создания мини – музея.

1. Подготовительный этап.

Главная задача подготовительного этапа – выбор темы мини – музея, определение путей создания мини – музея.

Выбор темы:

- планируется заранее, с учетом образовательной программы ДОУ, годового плана;

- тема определяется детьми и родителями. Например, в группе собрана коллекция раковин, на основе этой коллекции и будет организован мини – музей;

- тема определяется спонтанно по инициативе детей. Например, кто – нибудь из детей задает вопрос: «Откуда берется хлеб?», для ответа на этот вопрос и создается мини – музей хлеба.

Когда тема мини – музея определена необходимо продумать (обсудить с детьми и родителями группы) варианты оформления и пути сбора экспонатов. Можно составить перечень экспонатов, которые составят основу коллекции, вывесить его в приемной, чтобы родители смогли этот перечень дополнить. Параллельно подбирается литература, фотографии, аудиозаписи по теме, материалы для уголков самостоятельной деятельности.

На подготовительном этапе проводится и работа с детьми: беседы о том, что такое коллекция и музей, какими бывают музеи. Можно провести акцию среди родителей по оформлению сообщения о тех музеях, которые они посещали.

2. Практический этап.

Главная задача второго этапа – совместная (педагоги, дети, родители) реализация идей первого этапа, т.е. создание мини – музея (оформление, изготовление оборудования, сбор экспонатов, их группировка, оформление коллекций, уголка самостоятельной деятельности, изготовление игр и макетов, отдельных экспонатов и др.) и работа с детьми и родителями.

Название мини – музея должно быть ярким, привлекательным и отражать его содержание (например, фольклорный мини – музей украсит название, выполненное в народном стиле; мини – музей песка – название, сделанное из песка, приклеенного к основе и т.д.).

По возможности в мини – музее можно представить информационный материал (каталог музейной экспозиции) с описанием экспонатов и дополнительной информацией (папки, карточки, ширмы и др.) (описание экспоната: название; где собран; кем собран (изготовлен); информация об экспонате; как использовать в работе с детьми).

Схема описания экспоната.

- Рисунок (фотография) экспоната.

- Название экспоната (указывается научное, бытовое, народное название. Можно дать краткую информацию, почему так называется).

- Где собран (указывается место сбора, его особенности, страна, среда) / Как изготовлен (материал)

- Кем собран / изготовлен (ФИО «дарителя»).

- Краткая информация об экспонате (где встречается, почему такое название, особенности (например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней), как используется человеком, проблемы охраны, связи с другими компонентами природы (например, кто питается этим растением, животным, из каких растений сделано).

- Как использовать в работе с детьми: при изучении каких тем используется экспонат; на что обратить внимание при работе с детьми; какие виды деятельности можно использовать (экспериментирование, рисование, моделирование).

- Дополнительная литература: перечисляется литература, в которой имеются сведения об экспонате, иллюстрации с его изображением и др.

Например:

Название экспоната. Осиное гнездо.

Где собран. На балконе в городе.

Кем собран. Семья Петровых.

Информация об экспонате. Каждую весну самка осы обыкновенной строит новое гнездо. Из пережеванных волокон древесины она сооружает несколько бумажных ячеек и откладывает в них яйца. При строительстве насекомое отщепляет волокна древесины, пережевывает их, смешивая со слюной. В результате получается белая бумажная масса для гнезда. Оса делает все точно по расчету, постоянно измеряя антеннами величину ячеек и толщину бумажных стенок. Вход в гнездо называется «леток». Он всегда обращен вниз.

Как использовать в работе с детьми. Темы «Воздух – неведимка» («Летающие животные»), «Животные» (темы о насекомых, их образе жизни, о связи с растениями – использование осой древесины). Пусть дети осторожно потрогают гнездо: похож ли материал, из которого оно сделано, на бумагу? Чем именно? С чем можно сравнить «дом» осы? Похоже ли оно на гнезда птиц? Обратить внимание на то, что строительный материал оса находит в природе. Рассмотреть фотографию или рисунок с изображением осы: почему она полосатая («пугающая» окраска), где живет.

Если в мини – музее представлены экспонаты, изготовленные детьми и родителями, то к ним прикрепляется бейджик, на котором указано: название экспоната, дата изготовления, фамилия – имя автора (либо, если экспонат собран и принесен: название; где собран; кем собран; краткая информация об экспонате; как использовать в работе с детьми).

Обязательно в мини – музее должны быть представлены знаки, отражающие нормы поведения в музее.

Для поддержания интереса детей к экспозиции в разных местах мини – музея могут периодически появляться различные «секретики» - задания, необычные экспонаты, сюрпризы.

3. Заключительный (обобщающий) этап.

Начинается после завершения создания мини – музея. На этом этапе проводится торжественное «официальное» открытие мини – музея. На этом этапе сами дошкольники могут проводить для ребят из других групп ознакомительные экскурсии.

Где расположить мини – музей.

Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины».

Даже в самых стесненных условиях при желании можно найти уголок для небольшой экспозиции. Даже картонная ширма – раскладушка, расположенная в приемной, поможет выделить место для маленького передвижного музея. У любого места расположения мини – музея есть свои плюсы и свои минусы.

Групповое помещение.

Этот вариант предоставляет возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а дети по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.

Однако расположение мини – музеев в группах имеет и свои минусы. Во – первых, постоянный доступ к музею получают дети только одной группы. Удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по темам музея.

Приемная.

Если позволяет площадь, то вариант размещения мини – музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и музей в групповой комнате. Кроме того, у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея.

Недостатки – те же.

Помещения для дополнительных занятий, студии.

С одной стороны, помещения для дополнительных занятий идеально подходят для размещения некоторых видов мини – музеев. Например, в изостудии, на первый взгляд, вполне уместен мини – музей образцов декоративно – прикладного искусства. Но любая изостудия и так насыщена предметами такого рода. И для того, чтобы музей не сливался с общим фоном, выделялся и привлекал внимание детей, педагогу необходимо проявить большие дизайнерские способности.

Холлы.

В этом варианте мини – музеи находятся в общедоступных местах, что дает возможность посещать их в любое удобное для воспитателя время. Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально, со своими детьми. Мини – музей дает стимул для общения.

В то же время открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов (да и не очень ценные, случается, пропадают).

Как оформить мини – музей.

Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини – музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка.

Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины и высоты, тумбы.

Расположение всех экспонатов только в одной горизонтальной плоскости, например на детском столике, нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции, т.е. предметы одного наименования (например, коллекция морских раковин, отличающихся по окраске, форме, размеру, передающая представление об их многообразии).

В мини – музее может быть представлена какая-нибудь коллекция, но все же основная задача мини – музея – показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами.

Кроме того, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. А это осложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов.

При отсутствии подходящих уголков и полочек, можно из крупных строительных кубиков, цилиндров и кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки.

Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

  • Размещение материала на настенных полочках.
  • Использование ширм.
  • Использование стендов.
  • Использование мобиле.
  • Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.

Особенно удобны в использовании стенды. Основное их достоинство в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды очень мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея.

При использовании стационарных полочек смена экспозиции мини – музея проходит не так заметно для ребенка, как при использовании стендов, которые могут отличаться по форме, цвету, расположению. Хотя эффект новизны имеет большое значение в привлечении и удержании внимания ребенка.

Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним очень удобно крепить и легкие объемные предметы.

Как сделать и где разместить стенды.

Для изготовления стенда потребуются листы картона от упаковочных коробок, мешковина, рогожа, лен или другая ткань однотонного цвета, клей ПВА, макетный нож.

На картоне предварительно раскладывают экспонаты и определяют размер и форму заготовки. Это могут быть квадраты, круги, прямоугольники. Иногда лучше всего подходят фигуры неправильной формы. Заготовку вырезают макетным ножом, густо смазывают клеем, накладывают мешковину и разглаживают неровности. Края мешковины обрезают по периметру, оставляя 4- 5 см для подгиба края на изнаночную сторону стенда. Края нельзя подклеивать до тех пор, пока не приклеится лицевая сторона. Нужно иметь в виду, что упаковочный картон от влаги может выгибаться. Поэтому нужно положить заготовку на некоторое время под пресс. Когда заготовка подсохнет, ее края подгибают и подклеивают. Края мешковины (ткани) можно и не подгибать. В этом случае ткань обрезают под край, а контур оформляют нарядной тесьмой, декоративным шнуром или обычной бечевой. Особую нарядность стендам из мешковины придают элементы из ситцевой ткани. Крепить экспонаты к стенду можно при помощи клеевого пистолета. Можно и просто их пришить. Можно использовать также декоративные панели. Если между панелями натянуть тонкие ленты, тесьму, на такой стене можно крепить и детские работы, и декоративные элементы. Стенды подвешиваются на тонкой леске, на нужной высоте, по аналогии с картинами в художественных музеях.

К вертикальным приемам оформления относятся также вазы с раскидистыми ветками. К ним можно подвешивать мелкие экспонаты, небольшие картинки, медальоны с загадками или заданиями.

Как использовать мини – музеи в работе с детьми и родителями.

Необходимо помнить, что мини – музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.

1. Иногда целесообразней разбить всю информацию на несколько подтем и проводить так называемые беседы - пятиминутки.

2. Если дошкольники обращают внимание на другие стенды, рассказ о которых не входит в сегодняшние планы педагога, то им предлагается поговорить об этом в другой раз, но разрешается самим посмотреть внимательно и догадаться, о чем рассказывает стенд и его экспонаты. При этом воспитатель не отвечает на вопросы детей и не дает наводящих вопросов. Если дети хорошо сориентировались в материале самостоятельно, то при следующем посещении музея воспитатель предлагает самому активному ребенку стать экскурсоводом по конкретному разделу.

3. Можно предложить детям подойти к интересующему их разделу вместе с родителями и рассказать на следующий день о том, что они узнали, остальным детям.

Игры для мини – музея.

В каждом мини – музее в уголке самостоятельной деятельности и в других разделах детям предоставляется возможность играть. Тема мини – музея сама подскажет, какими должны быть игры: сюжетно - ролевыми, играми – драматизациями, дидактическими и т.д.

Дидактические игры или материалы для игровых упражнений располагают в коробках и конвертах. Некоторые задания можно разместить на стендах. Желательно подобрать такие упражнения, чтобы дети сами могли догадаться, какое именно задание нужно выполнить. Правила игры должны быть хорошо знакомы детям, педагоги лишь изменяют содержание заданий в зависимости от тематики музея.

Существует ряд «универсальных» дидактических игр, которые можно использовать при работе в любом мини – музее, изменяя лишь содержание заданий в зависимости от темы музея.

Лото.

Игра состоит из большой карты с изображением главного предмета и набора маленьких карточек с изображениями предметов, которые соотносятся с главным по определенным качествам. Задача: подобрать (и назвать) соответствующие картинки.

Например, в мини – музее песка можно использовать лото «Животные песчаной пустыни», «Как люди используют песок»; в мини – музее воздуха – лото «Как человек использует воздух», «Летающие животные»; в мини – музее «Золотая хохлома» - лото «Хохломские узоры» и др.

Бродилки.

Для этой игры требуется большое полотно (поле), на которое нанесен маршрут в виде линии, а также фишки по числу играющих и игральный кубик с числовым обозначением на гранях. Выбрасывая кубик, ребенок определяет количество ходов, которое он должен сделать. На маршрутной линии на небольшом расстоянии друг от друга расположены остановки – разноцветные кружки. Цвет кружка обозначает задание, которое должен выполнить ребенок. Это может быть пропуск одного хода, возвращение на один – два хода назад или вперед, разрешение сделать еще один, дополнительный ход. Игру можно изготовить самостоятельно. Для этого по теме подбирается плакат (например, по теме «Пустыня»), на нем фломастером или бумажными полосами наносится маршрут, на который приклеиваются разноцветные кружочки – остановки. Педагог определяет, что будут обозначать цвета остановок. Например, красный цвет – назвать животное, обитающее в пустыне; зеленый – отгадать загадку (загадки написаны на специальных карточках, входящих в комплект игры); желтый – изобразить пантомимой животное, обитающее в пустыне. Если ребенок затрудняется выполнить задание, он может либо пропустить один ход, либо отдать фант, который по окончании игры будет выкупать, выполняя забавные задания. Такую игру можно выполнить по любой теме музея.

Солнышко.

Для игры потребуются набор карточек - заданий и деревянные прищепки разного цвета. Карточка - задание – это круг, разделенный на 6 – 8 секторов. В каждом секторе изображена картинка. В центре круга находится основной символ, который определяет тему игры. Символ помогает детям понять задание без помощи взрослого.

Например, если в центре изображена капелька, ребенок должен найти животных, для которых вода является «домом», местом обитания. Содержание нескольких картинок в секторах связано с темой игры, остальные картинки не имеют к ней отношения. Выполняя задания, ребенок отмечает нужные (т.е. относящиеся к данной теме) сектора, к примеру, синими прищепками, а не относящиеся к ней – красными. Затем ребенок объясняет свой выбор. Карточка с выполненным заданием благодаря прищепкам становится похожей на солнышко.

Например: в центре круга картинка с изображением барханов пустыни, в секторах – изображения животных, обитающих и не обитающих в пустыне (черепаха, лягушка, верблюд, ящерица, овца, лиса, змея, белый медведь).

Кольца Луллия.

«Кольца Луллия» - это один из вариантов использования метода морфологического анализа (технология ТРИЗ - РТВ).

Принцип изготовления игры: вырезанные из картона круги разбиваются на 4, 6, 8 секторов. В каждый сектор помещается картинка. Принцип подбора картинок может быть разным: например, на одном кольце изображены разнообразные деревья, а на другом – их листья или семена; на одном кольце – животные, на другом – их «дома» (лиса, пчелы, медведь, белка, собака, птица – нора, гнездо, дупло, улей, будка, берлога); птицы – разные формы птичьих клювов или разные виды птичьих ног; животные – детеныши животных.

Задания: найди, кто где живет; подбери и назови детеныша; с чьей ветки детки? подбери местообитание; крылья, ноги и клювы и т.д.

Также для любого мини – музея подойдут известные и хорошо знакомые детям игры:

«Четвертый лишний»,

«Найди пять отличий»,

«Разрезные картинки»,

«Лабиринт»,

«Угадай, что в мешочке»,

«Узнай по силуэту»,

«Найди, кто спрятался» (из контурных изображений найти и назвать нужные).

Также в мини – музее должно быть представлено достаточно много иллюстративного материала – рисунки, фотографии, иллюстративные альбомы, маеты, детские творческие работы по теме мини – музея и др., которые можно размещать на стенах и полках.

Мини – музей должен содержать разделы:

1) история темы,

2) настоящее темы,

3) результаты детского творчества по теме,

4) уголок самостоятельной деятельности детей (материалы для самостоятельной творческой деятельности; раскраски по теме; дидактические игры; загадки; ребусы; головоломки и др.).

Приветствуется, если мини – музей имеет обозначение и все его разделы выделены (обозначены). Содержание и название разделов мини – музея зависит от его темы.

Например: мини – музей «В гостях у сказки» представляет сказочные предметы, которые встречаются в различных сказках и обладают волшебной силой (скатерть – самобранка (любой расшитый или расписанный лоскут ткани); сапоги – скороходы (подойдут любые резиновые сапожки, декорированные нарядной тесьмой, стразами); тарелочка с яблочком; шапка – «неведимка» - любая красивая шапочка; волшебный клубочек; зонтики Оле – Лукойе (один разноцветный, другой – черный); волшебная палочка (палочка из любого материала раскрашивается либо декорируется тесьмой, бисером, стразами); игла, в которой таилась смерть Кощея (изготовленная из фольги) и др. Также в музее представлены загадки о сказках, сказочных героях и предметах; книги с волшебными сказками. На игровом столике расположены настольные игры, карточки с заданиями и раскраски на сказочную тему. Также в данном мини – музее размещены разнообразные виды кукольных театров для самостоятельных детских драматизаций. В данном мини – музее можно провести беседы о сказках и сказочных предметах и их волшебной силе; литературную викторину. Для того чтобы привлечь к мини – музею внимание родителей, вывешивается объявление:

Дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки!

Хотите окунуться в волшебный мир? В нашем детском саду открылся «Сказочный музей». Герои популярных сказок любезно предоставили для нашей экспозиции волшебные предметы. Торопитесь! Музей работает недолго, ведь волшебные предметы необходимо вернуть в сказки.

Наш музей особенный – посетите его всей семьей!

Предложите ребенку назвать знакомые ему предметы.

Вспомните, в какой сказке они встречаются.

Не забыли ли вы, в чем заключается волшебная сила этих предметов?

Как известно, существуют специальные волшебные слова, которые помогают разбудить их сказочную силу. Помнит ли эти слова ваш ребенок? А вы?

Загадайте ребенку загадки, которые представлены в мини – музее.

Экспонаты и разделы мини - музея могут быть обозначены знаками (символами), обозначающими назначение раздела (экспоната): поиграй; попроси взрослого прочитать этот текст; трогать нельзя; эти экспонаты можно понюхать; эти экспонаты можно трогать; эти экспонаты можно только рассматривать.

Обязательно детей необходимо познакомить с правилами поведения в мини – музее. Примерный вариант правил:

1. В нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками.

2. Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.

3. Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.

4. Можно и даже нужно задавать вопросы.

5. Можно пополнять музей новыми экспонатами.

Мини – музей в группе – это не просто выставка предметов по определенной теме, это одна из форм образовательной работы с детьми, поэтому в нем организуются:

- беседы;

- рассказ педагога;

- «беседы – пятиминутки» (короткие беседы, когда вся информация разделена на несколько подтем);

- дидактические игры;

- викторины;

- ручной труд по изготовлению отдельных экспонатов, поделок;

- игры – экспериментирования;

- чтение и обсуждение произведений;

- продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация);

- упражнения по развитию речи, формированию математических представлений, обучению грамоте;

- экскурсии по мини – музею;

- рассматривание экспонатов, иллюстраций, книг;

- вечера загадок;

- народные праздники;

- слушание, разыгрывание сказок и других фольклорных произведений;

- музыкальная деятельность (игра на детских музыкальных инструментах);

- занятия по ознакомлению с окружающим; развитию речи; экологии; изобразительной деятельности и др.;

- самостоятельная творческая и игровая деятельность детей.

Виды мини – музеев в ДОУ.

1. Мини – музеи природы.

- экологические мини – музеи (мини – музей моря, подводного мира, леса);

- палеонтологические мини – музеи (мини – музей истории планеты и природы);

- мини – музеи астрономии (мини – музей космоса);

- музеи отдельных компонентов природы (мини - музей солнца, мини – музей «Волшебница – вода» и др.);

- мини – музеи живой природы (мини – музей насекомых, домашних животных, диких животных, мини – музей «Буренушка», мини – музей «Курочка Рябушка», мини – музей овечки).

2. Мини – музеи народной культуры.

3. Исторические мини – музеи.

- мини – музей, посвященный истории страны;

- мини – музей, посвященный определенному историческому событию;

- мини – музей, посвященный истории родного края;

- мини – музей, посвященный истории детского сада;

- мини – музей, посвященный истории одного предмета (мини – музей часов, мини – музей новогодних игрушек, мини – музей игрушечных солдатиков, мини – музей кукол, мини – музей хлеба, мини – музей «Куклы наших бабушек»)

- мини – музей государственной символики.

4. Литературные мини – музеи.

- музей сказки;

- мини – музей любимой сказки;

- мини – музей писателя (поэта);

- мини – музей книги;

- мини – музей сказочных персонажей;

- мини – музей научной книги;

- мини – музей букваря (азбуки);

- мини – музей букв и цифр.

5. Мини – музеи искусства.

- мини – музеи художественного творчества;

- мини – музей декоративно – прикладного искусства;

- музыкальный мини – музей (музыкальных инструментов, колокольчиков, музыкальных игрушек, народных музыкальных инструментов);

- мини – музей театрального искусства (мини – музей театра; театрального костюма; театральных кукол).

Мини – музей декоративно – прикладного искусства.

Задачи мини – музея ДПИ:

- ознакомление детей с историей и культурой своего и других народов;

- патриотическое воспитание;

- эстетическое воспитание, развитие эмоциональной сферы;

- формирование представлений о взаимосвязи культуры народа и окружающей его природы;

- развитие творческих способностей, воображения.

Основой для мини – музея ДПИ является коллекция игрушек народного промысла (гжель, дымка, городец, хохлома и т.д.).

Этот мини – музей как никакой другой предназначен для самостоятельной детской деятельности. Здесь дети любого возраста могут почувствовать себя авторами и создателями художественных шедевров. Следовательно, в мини – музее должны быть бумага, глина, краски, кисточки, образцы изображений, узоров, иллюстрированные книги, и т.д.

 

Литература:

1. Рыжова Н.А. Мини – музей в детском саду. – М.: 2008 г.

2. Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские / под ред. Н.В.Микляевой, Н.Ф. Лагутиной – М.: 2011 г.

3. Первое сентября (цикл статей Н.Рыжовой по теме «Музейная педагогика в детском саду»).

4. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 3 – 2013.

5. Детский сад от А до Я № 6 – 2007.




Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность



Вход на сайт


Комментарии

  • Павел
    Пружинный массажёр – полностью оправдал мои ожидания. Я применяю его и как массажёр для рук и ног (су ...

    Подробнее...

     
  • Bridgette
    Thans for finally writing abkut >Конспект НОД по развитию речи «Сло варный тренинг – мебель»

    Подробнее...

     
  • Ольга Борисовна Долг
    очень интересное занятие!

    Подробнее...

     
  • Зифа Закировна
    Очень полезная разработка! Сейчас особенно актуально знакомить детей с такими сферами жизни человека ...

    Подробнее...

     
  • Ирина Николаевна
    спасибо за сценарий. доступно, просто и интересно.

    Подробнее...