Сайт для воспитателей детских садов






Консультация для воспитателей.

Тема: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»

Мы знаем, что большое значение в развитии ребёнка имеет речь. Основная цель работы по развитию речи в детском саду – это формирование правильной, грамотной, хорошей устной речи у детей с учётом их возрастных особенностей и возможностей. Правильная речь рассматривается как: правильное произношение звуков и слов; правильное по смыслу употребление слов; умение правильно изменять слова согласно грамматике; умение правильно выстраивать слова в предложении. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимо отношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Речевое развитие детей в дошкольном возрасте осуществляется в различных видах деятельности: в игре, в труде, в бытовой, учебной деятельности, на прогулках.

Сюжетно - ролевой игре мы учим детей ролевому общению и взаимодействию, проводим обсуждение замысла и хода игры, расширяем словарь детей новыми словами, т.е. диалогическую речь.

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи. Например: игра «подойдите звуки». Эта подвижная игра направлена на закрепление звукового анализа слов. Или игра «длинные и короткие слова». Цель этой игры научить детей определять длину слов методом «прошагивания».

Дидактические и настольно – печатные игры используются для решения всех задач речевого развития: развитие словаря, грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи детей, развитие связной речи.

Общение в быту, в процессе труда помогает детям усвоить бытовой словарь, необходимый для их жизнедеятельности, пополнить его названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, названиями результатов труда.

На прогулках мы учим детей наблюдать заявлениями живой и неживой природы, анализировать, рассуждать, рассказывать, описывать. Например: наблюдение за солнцем. В начале весны солнце поднимается выше, ослепительно светит, день удлиняется. Весеннее солнышко яркое, лучистое. А ещё какое? (Теплое, ласковое…) Дети описывают солнце. Можно предложить придумать предложение или загадку. Для того чтобы дети учились делать самостоятельные выводы им можно дать такое задание как: пройти по участку и определить, где снег и лёд тают быстрее – на солнце или в тени. Умение думать, отвечать на вопросы, аргументировать свои высказывания, позитивно влияют на развитие связной речи, овладение сложноподчинёнными предложениями. Например: на солнце тает снег быстрее, чем в тени, потому что там теплее. На прогулках мы расширяем словарный запас детей, учим видеть красоту слова. Например: травушка – муравушка (спорыш), солдатская трава (полынь) и т.д. А также используем художественное слово. Например:                                                                                                                                                                    

Солнышко, повернись!

Красное, разожгись!

Красно солнышко,

В дорогу выезжай,

Зимний холод забывай!

Здесь проходит работа по звуковой культуре речи – отрабатываем правильное произношение звука «с».

В учебной деятельности мы также совершенствуем и развиваем речь детей, используя разнообразные методы и приёмы. Например: на занятиях познавательного цикла, ознакомления с художественной литературой. Это беседы по картинам, беседы по прочитанным произведениям, рассуждения из личного опыта детей и т.д. Тематика бесед может быть разнообразной в зависимости от поставленной задачи. Например: беседа о природе «Как мы помогали птицам зимой». Мы учим детей пересказу литературных произведений, составлению творческих рассказов (н-р: рассказ с конкретным содержанием «Подарок маме») или рассказыванию на отвлечённую тему («Придумай рассказ про интересный случай»), заучиванию стихотворений, учим делать высказывания типа рассуждений, состоящих из тезиса, доказательств и выводов (Например: игры типа «разложи и объясни». Цель задания – учить устанавливать логическую последовательность событий, пользоваться при доказательстве союзами (так как, если то), словами (во-первых, во вторых…), заканчивать рассуждение выводом (значит, поэтому)).

Занятия по ознакомлению с художественной литературой проводим не только в группе, но и в центральной детской городской библиотеке. Проходят они под названием «В гостях у бабушки – рассказушки». Здесь используется такая форма работы, как совместные занятия с сотрудниками библиотеки. Так же ребята берут книжки для чтения на дом. Такая работа способствует воспитанию у детей интереса к книге, воспитанию бережного к ней отношения, хорошей ориентировки в обилии литературы при выборе книг.

Занятия по обучению грамоте и чтению в своей группе провожу я. Обучение проходит по образовательной программе « Школа 2100» курс «По дороге к азбуке». Цель курса – всесторонне развитие личности ребёнка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.

   Ставятся такие задачи обучения:

1) Формирование мотивации и интереса к процессу обучения.

2) Развитие наглядно – образного и формирование словесно – логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения, анализировать, сравнивать, обобщать.

3) Развитие памяти, внимания, воображения, творческих способностей, вариативности мышления.

4) Развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца, работать внимательно.

5) Развитие умений общения с взрослым, со сверстниками, умения видеть мир глазами другого человека.

6) Развитие умений говорения, слушания, чтения.

7) Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих.

8) Обогащение словаря детей, развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка.

9) Развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетание и предложением.

10) Развитие звуковой культуры речи.

11) Расширение представлений об окружающем мире, явлений действительности с опорой на жизненный опыт ребёнка.

В процессе реализации вышеперечисленных задач основной акцент в работе по данному курсу ставится на развитие у детей фонематического слуха и фонематического восприятия.

Большая роль отводится заданиям на развитие умений звукового и слогового анализа, сопоставления звуков по их артикуляционным и акустическим признакам. Дети практически знакомятся с понятиями: звук, буква, слог, слово, согласные и гласные звуки, твёрдый и мягкие согласные звуки, звонки и глухие, шипящие и свистящие.

Поэтапная работа над каждым звуком строится следующим образом:

1) Выявление артикуляторных и акустических характеристик звука.

2) Выделение звука в слогах и словах, установление кол-ва звуков в словах.

3) Определение положения звука в слове (в начале, в середине, в конце).

4) Подбор слов на заданный звук или к готовой схеме.

5) Сопоставление звука с другими, фонетически схожими с ним звуками.

6) Сравнение слогов, а затем слов по звуковому и слоговому составу.

7) Изменение слов путём замены одних звуков и слогов другими, с помощью перестановки звуков и слогов, их дополнение или исключение.

8) Образование новых слов посредством выделения звуковых и слоговых фрагментов из других слов.

9) Знакомство с буквой.

10) Чтение слогов.

Особенностью данного курса является использование звуковой символики. Каждому звуку соответствует определённая звуковая картинка, благодаря которым дети не только чётко усваивают разницу между звуком и буквой, но и легче овладевают навыками соединения звуков в слове. У каждого звука есть свой хозяин: человечек «звуковичок». С его помощью дети определяют акустическую характеристику звука. «Звуковичок» в красных башмачках и без шляпки обозначает гласный звук. Если у «звуковичка» зелёные башмачки – это мягкий согласный звук; если синие – твёрдый согласный звук; «звуковичок» в жёлтом колпачке – звоночке – обозначает звонкий звук, в тёмной соломенной шляпке – глухой звук.

Занятия проходят в игровой, занимательной форме, с использованием речевых игр. При проведении занятий используется всё помещение группы, стараемся, чтобы дети как можно меньше сидели за столами и больше двигались. Демонстрационный материал к занятиям я изготавливаю сама. При проведении занятий конспекты, предложенные в методических рекомендациях, полностью не использую, а перерабатываю их, регулируя объём учебного материала, исходя из индивидуальных возможностей детей.

Занятия провожу в 4 этапа:

1) Повторение материала предыдущих занятий.

2) Рассказ воспитателя об очередных приключениях игрушек – персонажей: Ёжика, Лисёнка, Мудрой Совы. В ходе этих событий происходит знакомство с новым звуком, его аркуляторной и акустической характеристикой, его условным звуковым обозначением.

3) Работа по развитию умений, звукового и слогового анализа, по развитию речи, физ. минутка, знакомство с буквой, работа с кассами, звуковое чтение.

4) Итог занятия.

Сюжетные картинки к историям хорошо подходят для работы над связной речью. Детям предлагается: пересказать прослушанную историю или составить свой рассказ по картинке, комбинированное рассказывание (воспитатель рассказывает первую часть истории о приключениях героев, а продолжение истории предлагает придумать детям).

В работе по развитию умений у детей звукового и слогового анализа я использую разнообразные речевые игры и дидактические игры. Например:

1) «Назови первый, последний звук в названии картинки»

2) «Добавь звук» - какое новое слово получится, если добавить новый звук в конце слова (Например: звук [Т]. Спор – спорт, бор – борт, бра – брат, сор – сорт).

3) «Найди общий звук» - произносим 3-4 слова в каждом из которых есть отрабатываемый звук. Какой общий звук встречается во всех словах? Например: чайник, очки, ключи.

4) «Найди лишнее слово» - в 3 словах этого задания есть общий звук, а в 4 его нет. Дети находят лишнее слово. Например: овца – цыплёнок – солнце – луна.

5) «Соревнование»: Кто больше назовёт слов, начинающихся с заданного звука?; Кто больше назовёт слов, оканчивающихся на заданный звук?; Кто больше назовёт слов, чтобы заданный звук слышался в середине слова?

6) «Цепочка слов» - игроки по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку». Каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима – арбуз – заяц – цапля – яйцо – очки – икра и т.д.

7) «Составь слово по первым, последним слогам, звукам в названии картинок».

8) «Волшебный мешочек», «Подбери слово, картинку к схеме» - игры на определение заданного звука в разных частях слова.

9) «Найди одинаковый слог»

10) «Волшебные кубики» - выкладывание прямых и обратных слогов с помощью звуковых обозначений.

11) «Разгадай словечко» - восстановление нарушенной последовательности слогов в слове путём перестановки слогов местами.

12) «Превращение слов» - последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.

13) «Одень звуковичка» - определение акустической характеристики звуков.

14) «Нарисуй первую букву в названии картинки»

15) «Зашифрованное слово» - закреплять знания детей о графическом изображении букв. Упражнять в чтении слов, развивать интерес к грамоте

16) «Собери букву» - закреплять умение детей составлять целое из частей; закреплять графическое изображение букв.

В группе у нас имеется более полный и подробный каталог игр в речевом уголке.

Для развития логического мышления использую такие игры как: «Разгадай ребус», «Отгадай загадку», «Реши пример».

При проведении игр использую разнообразные приёмы как:

1) Количественный и порядковый счёт слогов в слове.

2) Подсчёт прикасаний тыльной стороны ладони к подбородку при произнесении слова.

3) Выделение ударного слога голосом.

4) Произнесение слова по слогам (хоровое и индивидуальное).

5) Намеренные ошибки при слоговом произнесении слов и исправление ошибок детьми с соответствующими умозаключениями.

6) Прошагивание «длинных и коротких» слов.

7) Интонационное выделение звуков в слове

8) Моделирование звукового состава слова с опорой на картинку – схему

9) Показ детям работы артикуляционного аппарата при произнесении звуков с помощью зеркал; и т.д.

Для подготовки руки ребёнка к письму в своей работе я использую прописи «По дороге к азбуке», а так же различные подготовительные упражнения: обводка и штриховка геометрических фигур, контурных изображений овощей, фруктов, грибов, листьев; рисование предметов, напоминающих элементы букв; рисование бордюров, состоящих из углов, квадратов, кружков, овалов, петель и т.д.; упражнения для ориентировки на листе бумаги. Эту работу планирую в совместной и самостоятельной деятельности утром или после сна. Использование в работе разнообразных методов и приёмов помогает мне побуждать детей постоянно рассуждать, анализировать, делать выводы. Так дети лучше усваивают программный материал. При планировании индивидуальной работы на занятиях и индивидуальной коррекционной работы утром учитываю рекомендации учителя – логопеда.

0 Плохо0


Добавить комментарий

Оставляя комментарий, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.


Новые публикации

Проект «Омская крепость»

Проект «Омская крепость» Патриотическое воспитание детей это одно из важных направлений воспитания. Действительно, любимый край, область по своему особенные. У каждого есть...

Опыт работы по развитию познавательных интересов у младших дошкольников

Опыт работы по развитию познавательных интересов у младших дошкольников Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению...

Конспект фронтальной ООД по обучению грамоте. Тема: «Звуки С,-Сь. Буква С»

Конспект фронтальной ООД по обучению грамотеТема: «Звуки С,-Сь. Буква С» Цель: знакомство со звуками [с-сь] и буквой С. Задачи: Коррекционно-образовательные: закрепить навык различения и...

Читайте также

Сценарий спортивного праздника «Родина наша – колыбель героев»

Сценарий спортивного праздника«Родина наша – колыбель героев» (Старший дошкольный возраст)   Дети выходят на построение под марш. 1-й ребёнок: Живут солдаты большой семьёй В семье солдатской...

Семейный клуб «Печки-лавочки»

Семейный клуб «Печки-лавочки»   Удивительный период в жизни каждого человека - детство. Период, когда закладываются основы личности, период, который, так или иначе влияет...

Приамурье

Приамурье   Беседа 1. Сентябрь – златоцвет Край далекий - с лесами да сопками… Петр Комаров. Цель занятия – расширить представления детей об окружающем мире, помочь...


Подписаться на получение новостей сайта


Комментарии

  • людмила
    спасибо за полезнуюю информацию.

    Подробнее...

     
  • надежда
    прекрасно

    Подробнее...

     
  • людмила
    спасибо .хороший конспект.

    Подробнее...

     
  • юлия
    Данный материал вполне можно использовать как "скелет" основного проекта, наполнив соответствующим и ...

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Поделитесь пожалуйсто музыкой!

    Подробнее...

В блогах

Пальчиковая гимнастика в стихах

18-01-2019 %HITS Разное %AUTHOR

Дом Я хочу построить дом,(Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе...

НОД по ФЭМП с элементами театрализованно…

18-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

Конспект НОД по ФЭМП с элементами театрализованной деятельности в подготовительной группе«Колобок на новый лад»Задачи:1. Образовательные закреплять у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам продолжать учить детей составлять и решать...

Спортивная форма на занятиях  по физичес…

18-01-2019 %HITS Консультации %AUTHOR

Физкультурные занятия обязательно требуют соблюдения техники безопасности в зале. Спортивная форма на занятиях – это обязательное условие их проведения. Ребенок получает полное физическое развитие: учится бегать, прыгать, лазать, ползать и т.д. Чтобы вашему ребенку было...

«Оптимизация условий для развития речево…

18-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

ГБОУ Школа 1373 Чиж Л.А. 2019 Истоки способностей и дарований детей– на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питаютисточник творческой мысли. В.А. Сухомлинский Тестопластика относится к категории работы с нетрадиционными материалами, которая...

Добавить статью на сайт Заказать свидетельство