Сайт для воспитателей детских садов




( 0 Голосов ) 


Консультация для воспитателей ДОУ «Знакомство детей с чувашским фольклором»

(Из опыта работы)

 

Широкие круги общественности обеспокоены тем состоянием, в котором оказался чувашский язык. Поэтому, 27 октября 1990 года был принят закон «О языках в Чувашской Республике». Государство берет на себя обязанности гаранта полноценного и полнокровного функционирования языка коренного населения республики и тем самым обеспечивает существование и будущее чувашского народа, как нации.

Обучению детей чувашскому языку с дошкольного возраста является ведущим средством полноценной реализации Закона «О языках в Чувашской Республике».

Изучая язык, ребенок приобщается к истории города, где он живут, с памятными местами, которые их окружают, с истоками народной мудрости: сказками, потешками, пословицами, поговорками, песнями, хороводами, загадками.

Основными задачами работы МБДОУ в этом направлении является:

  • воспитание у ребенка интереса к чувашской устной речи;
  • развитие способности воспринимать своеобразие её звучания, чувствовать её красоту;
  • формировать желание слушать и понимать чувашскую речь.

Эти задачи решаются не только на занятиях обучения чувашскому языку, но и в повседневной жизни и в самостоятельной деятельности детей.

Чувашский народ создал огромную количество изустной литературы: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струи, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа - героические, волшебные и бытовые.

Не совсем верно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственной облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

Дошкольный возраст является очень важным периодом в становлении нравственного облика ребенка. Именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. Дошкольники активно реагируют на воздействия окружающей среды, отличаются высокой восприимчивостью.

Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержит в себя чувашское устное народное творчество. Фольклор разнообразен и богат различными видами и жанрами. Среди этих сокровищ чувашского устного творчества пословицы и поговорки занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.

Пословицы - не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра.

Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами.

Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали педагогическими средствами. Пословицы и поговорки содержат педагогическую идею и оказывают воспитательное влияние.

Пословицы и поговорки стали нашими верными помощниками в формировании нравственных качеств у детей, и, прежде всего, трудолюбия и дружелюбия.

Фольклор даёт прекрасные образы чувашской речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать чувашским языком.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Они образны, поэтичны, они наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, метких определений.

Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.

Целью воспитания народ всегда считал подготовку молодёжи к самостоятельной жизни. К этой основной цели направлялась все усилия, все виды, формы и методы воспитания.

Тема труда прочно утвердилась в песнях и играх детей. В них воспевается труд, трудолюбие, высмеиваются лентяи - лежебоки или же такие мастерицы, как Дуня - тонкопряха, чьи нитки «потолще каната, потоньше ослабли».

Как гармоническое слияние труда и искусства выступает традиционные трудовые праздники, имеющиеся у каждого народа. Праздники эти обычно связаны с завершением весенне-полевых работ. У чувашей традиционным праздником является «Акатуй».

В МБДОУ тоже проводятся такие традиционные праздники, как: «Акатуй», «Сурхури». На этих праздниках используется песни на чувашском языке, музыка, хороводы, танцы и игры.

Воспитание - мощный ускоритель общественного прогресса. Ещё на заре человечества, когда под воспитанием в основном подразумевалась питание, уход за детьми, передача им трудовых навыков и умений, общественная значимость этого вида человеческой деятельности была исключительно велика.

Практические цели, задачи воспитания постоянно активизировали мыслительную деятельность людей, способствовали возникновению воспитательных идей и традиций, воспитание было и будет всегда. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Напрасно мы хотим выдумывать воспитание: воспитание существует в народе столько же веков, сколько существует сам народ».

Приобщение же к искусству, любовь к родному краю, к родному языку начинается с первых дней жизни ребенка - колыбельными песнями убаюкивали ребенка. Матери, бабушки, сестры, нередко братья поют эти песни над колыбелью или укачивая ребенка на руках. Творцами колыбельных песен преимущественно являются матери и бабушки, а пользуются ими все, кто нянчит детей. В колыбельные песни вложено очень много ласки, любви. Как отмечает Г.Н. Волков, слова песни детям, лежащим в колыбели, ещё не понятны, но нежность, вложенная в мелодию, не проходит бесследно.

Колыбельная песнь - это, действительно, вызывающий изумление гениальный сплав мелодии, ритма, ласкового движения и слов, рассчитанный содействовать росту и развитию ребенка.

Народная песня чрезвычайна разнообразна. Немало чувашских песен, сочиненных специально для детей. Ни одна возрастная группа не обижена, песни есть для каждого. Недавно малыши засыпали под песню матери, а теперь сами поют колыбельную своим куклам. Известный чувашский просветитель Иван Яковлевич Яковлев говорил о песнях, как о наиболее яркой части духовного богатства чувашского народа.

Важную роль в воспитании личности ребенка занимает загадки.

Загадки умны, высокопоэтичны, иные несут в себе нравственную идею. Они соответственно оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Загадки призваны развивать мышления детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же предмете (явлении) позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Много загадок имеется о человеке в целом, есть загадки о ребенке, затем следуют загадки об отдельных органах человека. Например:

  • Пéр çãмхан çичé шãтãк (голова - пуç).
  • Икé тãван урам урлã пурãнаççé, нихãçан пéр-пéрне курмаççé (куç - глаза).

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал, что сказки, потешки, песни, пословицы, поговорки, загадки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Я работаю над проблемой «Влияние чувашского народного фольклора на развитие личности ребенка» со второй младшей группой. Что же заставило меня работать над этой проблемой?

Дошкольный возраст является очень важным периодом в становлении нравственного облика ребенка. Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержит в себе народный чувашский фольклор. Фольклор разнообразен и богат различными видами и жанрами. Для успешного решения своей проблемы я изучила такую литературу:

1. Г.Н. Волков «Этнопедагогика», Чебоксары, 1974 г.

2. «Программа воспитания ребенка-дошкольника» Чувашское книжное издательство, 1995 г.

3. В.Я. Канюков «Ача-пãча сãмахлãхé», Шупашкар, 1964 ç.

4. М.Я. Сироткин «Чувашский фольклор», Чебоксары, 1965 г.

5. «Сãпка юррисем» И.В. Васильев пухса хатéрленé, Шупашкар, 1989 ç.

6. «Сохранение и развитие национальных традиций в процессе формирования музыкальной культуры», Чебоксары, 1990 г.

7. М.И. Скворцов «Культура чувашского края», Чебоксары, 1994 г.

Начала я работу с детьми младшей группы. В группе основная часть

детей была из чувашских семей. Но они не все владели чувашским языком. Поэтому мы поставили перед собой такую цель - развивать у детей чувашскую речь, знакомить с чувашским устным народным творчеством.

Для успешного решения этих задач по изучению чувашского языка и культуры родного края нам нужно было создать условия для работы.

В групповой комнате у нас есть специальный чувашский уголок. Там есть куклы в национальных костюмах. Детям нравится играть с ними. Также у нас выделено место для изделий чувашских мастеров из керамики и из дерева. Есть разные книжки чувашских писателей и поэтов: «Асанне юррисем» К. Вишневская, «Ача садéнче» П. Ялгир, «Утãра» И.Я. Яковлев. Специально для работы с детьми по чувашскому фольклору изготовили альбомы: «Шухã вайãсем», «Шапа сãввисем», «Тупмалли юмахсем», «Ваттисен сãмахéсем», «Сãпка юррисем». Всё это мы используем в своей работе на занятиях по обучению чувашскому языку, по ознакомлению с народным творчеством. Изготовили для показа кукольного театра фанерных героев из русских и чувашских сказок: «Лиса и журавль», «Маша и медведь», «Айван чãхã», «Тилé тус», «Сармантей», «Алсиш».

 

Литература:

  1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 1974 г.
  2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М., 1988 г.
  3. Волков Г.Н. «Этнопедагогика чувашского народа», Чебоксары, 1974 г.
  4. Детская литература (Под редакцией Е.Е. Зубаревой), М., 1989 г.
  5. Канюков В. Я. «Ача-пãча сãмахлãхé», Шупашкар, 1964 ç.
  6. Мельников М.Н. Русский фольклор.
  7. Павлова Л. Фольклор для маленьких. /Д./в. - 1990, №7, №4.
  8. «Программа воспитания ребенка-дошкольника» Чувашское книжное издательство, 1995 г.
  9. «Сãпка юррисем» И.В. Васильев пухса хатéрленé, Шупашкар, 1989 ç.
  10. Сироткин М.Я. «Чувашский фольклор», Чебоксары, 1965 г.
  11. Скворцов М.И. «Культура чувашского края», Чебоксары, 1994 г.
  12. «Сохранение и развитие национальных традиций в процессе формирования музыкальной культуры», Чебоксары, 1990 г.
  13. Хрестоматия для маленьких.


Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность





Вход на сайт


Комментарии

  • Наталья
    Очень понравилось, видна большая работа воспитателя!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Замечательный проект!!!

    Подробнее...

     
  • ИРИНА
    Очень интересно услышать отзывы! спасибо!

    Подробнее...

     
  • Ольга
    материал интересный, доступный

    Подробнее...

     
  • Елена
    Спасибо!Очен ь достойный сценарий, ещё хорошо, что он весенний (очень много осенних, весенние ...

    Подробнее...