Сайт для воспитателей детских садов




( 2 Голосов ) 


Консультация для руководителей ДОО «Управление качеством жизнедеятельности дошкольной образовательной организации»

 

Организация образовательного процесса в системе деятельности ДОУ требует её перестройки с учетом введения ФГОС ДО и Профстандарта «Педагог». Переосмысление содержания, форм, методов обучения, реализация инновационных процессов в системе управленческой деятельности должно начинаться с дошкольного детства, так как на этом этапе закладывается фундамент развития личности. При этом особо значимым становится создание педагогических условий, позволяющих обеспечить качественный образовательный процесс в системе дошкольного образования.

В этой связи идея качества дошкольного образования продолжает традиции обеспечения качества человеческой жизни – на этапе дошкольного детства. Л.И. Фалюшина отмечает, что вопросы качества сопровождения взрослыми дошкольного детства рассматриваются в России в русле дискуссий и инновативных образовательных практик [3; с.7].

Вместе с тем, «под управлением качеством образования понимается целенаправленный, ресурсообеспеченный, спроектированный процесс взаимодействия управляющего и управляемого начал, направленный на достижение качества запрограммированного результата», - отмечают Т.И. Шамова, П.И. Третьяков [4; с.10].

Анализ философской, психолого-педагогической литературы свидетельствует, что теоретические основы управления дают возможность многопланового, расширенного понимания управления и качественного обеспечения деятельности ДОУ, как самостоятельной субсистемы, находящейся в развитии.

А.А. Майер, Л.Г. Богославец определяют оценку уровня развития современной ДОО с позиций ее качественной деятельности (таблица 1) [1; с.16].

Таблица 1

Оценка уровня развития ДОУ

ОРИЕНТИРЫ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ: итого
Низкий уровень (адаптация)
  • Предоставление образовательных услуг в пределах Госстандарта;
  • приоритет традиционного управления (единоначалие, неразвитость горизонтальных связей);
  • приспособление к изменяющимся условиям (формальное развитие);
  • результаты деятельности не выходят за рамки планируемых;
  • отношения между участниками развития характеризуются как субъект-объектные;
  • формальное сплочение педагогического, родительского, детского сообщества;
  • максимальный результат взаимодействия – перевод педагогов, родителей, детей на позицию субъекта.
5-8
Средний уровень (интеграция)
  • реализация образовательных услуг с учетом социального заказа родителей;
  • приоритет соуправления (родители, воспитатели, дети формально участвуют в управлении, принятии не принципиальных решений);
  • формальное или содержательное сплочение педагогического, родительского, детского сообщества;
  • результаты деятельности отличаются субъективной новизной;
  • отношения между участниками развития характеризуются как субъект-субъектные;
  • максимальный результат взаимодействия – перевод педагогов, родителей, детей на позицию личностного развития.
9-12
Высокий (индивидуализация)
  • реализация образовательных услуг с учетом личностных интересов и потребностей детей, родителей, педагогов;
  • приоритет самоуправления (родители, воспитатели и дети полноправные участники управления, принимают решения по принципиальным вопросам);
  • продуктивное взаимодействие педагогического, родительского и детского сообществ;
  • результаты деятельности отличаются объективной новизной;
  • отношения между участниками развития характеризуются как полноценное взаимодействие личностей;
  • результат взаимодействия – максимальное раскрытие каждого педагога, родителя, ребенка как неповторимой индивидуальности.
13-15

Показатели качества образовательного процесса, представленные в таблице 1, связываются со следующими направлениями в области управления жизнедеятельностью ДОО:

1. Обновление содержания дошкольного образования.

2. Научно-методическое обеспечение профессиональной деятельности педагогов.

3. Управление, основанное на качественно - новых подходах:

– личностно-ориентированном, личностно-деятельностном, системном;

4. Материально-техническое и ресурсное обеспечение ДОО.

5. Охрана здоровья и социальная защита субъектов образовательного процесса.

6. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров.

Таким образом, обеспечение качества дошкольного образования связано с определением исходных принципов управленческой и образовательной деятельности в ДОО.

Вместе с тем, алгоритм управления качеством дошкольного образования в системе деятельности ДОО может быть представлен следующими этапами:

1. Сбор информации о состоянии объекта и внешней среды -

диагностика:

– уровней сформированности навыков учебной деятельности (по разделам основной образовательной программы дошкольного образования и воспитанности детей);

– владения творческой деятельностью;

– развития личности в психическом, социальном и биологическом аспектах, социальной адаптации и развития;

2. Анализ полученной информации.

3. Определение мотивации педагогов на изменения, происходящее в системе дошкольного образования.

4. Прогнозирование, планирование, программирование жизнедеятельности ДОО.

5. Организация образовательного процесса в соответствии с целями, задачами, планами, программами, реализуемыми в ДОО.

6. Контроль за педагогической деятельностью (система внутриучрежденческого, оперативного, тематического, сравнительного видов контроля, взаимопосещения мероприятий, организация педагогической практики студентов ВУЗа и педагогического колледжа).

7. Повторная диагностика образовательного процесса и анализ его результатов.

8. Самоанализ управленческой и педагогической деятельности. [1; с.27].

Таким образом, управление качеством жизнедеятельности ДОО способствует системному и целенаправленному преобразованию образовательного процесса в период его интенсивной модернизации.

 

Список литературы:

  1. Богославец Л.Г., Майер А.А. Управление качеством дошкольного управления: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  2. Майер А.А. Программа развития ДОУ: построение и реализация. М., 2004.
  3. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ. – М.: АРКТИ, 2003.
  4. Шамова Т.И., Давыдетнко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студентов пед. вузов. - Междунар. Академия наук пед. образования. - 5-е изд.-М.- Академия. - 2008.-384 с.


Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность





Вход на сайт


Комментарии

  • Ольга
    Ирина Ивановна, добрый день, если вам не сложно , можно узнать список литературы применяемые для ...

    Подробнее...

     
  • ирина
    интересует полный текст работы.

    Подробнее...

     
  • Ирина
    очень интересный проект многое можно подчеркнуть для своей работы в ДОУ

    Подробнее...

     
  • ольга
    Мне понравилось занятие, очень познавательно. Понравилось, что дети как бы сами подготавливают атрибуты ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    прекрасный праздник!

    Подробнее...