«Формирование экологической культуры дошкольника»

В сегодняшней жизни, когда вся биосфера пронизана активностью человека, важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения с самого раннего возраста. Чем раньше мы начинаем вводить в мир маленьких детей, тем успешнее будет происходить у них формирование культуры общения с миром растений и животных.

 

И начинать формировать экологическую культуру дошкольников в детском саду надо с момента прихода детей в первую младшую группу.

Многие ученые и педагоги дошкольного образования подчеркивают, что наилучшим условием формирования в дошкольном возрасте познавательной деятельности являются специальная организация наблюдений и целенаправленное руководство или со стороны педагога.

Между тем, несмотря на наглядно-образный характер мышления дошкольников, мы считаем необходимым знакомить их не только видимыми и ощутимыми связями и отношениями, существующими в природе, но и со скрытыми причинами природных явлений. Важно подарить ребенку не только радостное удивление натуралиста, но и приобщить его к пытливому анализу естествоиспытателя.

 

В соответствии с этим мы четко определили цель своей работы по формированию экологической культуры дошкольников: воспитание правильного отношения непосредственно к самой природе, к людям, охраняющим и созидающим её, формирование отношения к себе как к части природы.

 

В своей работе мы ставим следующие ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

 

1. Дать первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, сформировать начальные знания о растениях, животных и природных явлениях.

2. Развивать сенсорные навыки: выделять, различать и называть свойства предметов и материалов, воспринимаемых разными анализаторами.

3. Формировать осознанное отношение к природе, людям, охраняющим и созидающим её, а также отношение к себе как к части природы.

4. Развивать эмоционально-доброжелательное отношение в процессе общения с живыми объектами, умение правильно взаимодействовать с природой, интерес к окружающему миру.

В своей работе выделяем следующие КОМПОНЕНТЫ:

 

а) формирование начал экологических знаний и умений;

 

б) развитие экологического мышления;

 

в) становление начал целостной ориентации в мире;

 

г) воспитание начал экологически оправданного поведения.

 

Следуем в своей работе принципам развивающего образования, системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, координации своей деятельности с другими педагогами и специалистами детского сада, преемственности взаимодействия с ребенком детского сада и семьи.

Формирование экологической культуры младших дошкольников связываем прежде всего с конкретным предметно-природным окружением: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

 

На подготовительном этапе работы выявляем условия, созданные в детском саду для экологического воспитания, и работаем по созданию экологической предметно-развивающей среды в группе и ближайшем окружении. При этом руководствуемся следующими основными критериями: соответствие объектов возрасту детей, безопасность для жизни и здоровья, неприхотливость в плане содержания и ухода.

 

На одном из первых этапов работы выявляем уровень еформированноети основ экологической культуры. Система мониторинга позволяем провести анализ экологических представлений дошкольников и спланировать дальнейшие этапы работы.

Планирование ведется в нескольких направлениях:

а) воспитатель - дети;

 

б) воспитатель - родители - дети;

 

в) воспитатель - специалисты детсада.

 

Возможны как фронтальная, микрогрупповая, индивидуальная, так и Непосредственно Образовательная Деятельность. Для более успешного усвоения материала используем различные формы проведения НОД:

 

а) первично-ознакомительная;

 

б) обобщающая;

 

в) интегрированная.

 

В практику работы ДОУ вошли такие формы работы как проектная деятельность - «Родной свой край люби и знай», акция - «Друзья природы» (озеленение цветников), «Елочка - зеленая иголочка» (в защиту елей) и др.

 

Разрабатывая методику проведения Непосредственно Образовательной Деятельности по формированию экологической культуры у младших дошкольников, отдаем предпочтение наглядным методам (наблюдение, рассматривание наглядно-иллюстративного материала), а также практическим (труд, игра). Используем словесные методы (рассказ, чтение художественной литературы).

 

В жизни детей дошкольного возраста, а особенно младшего дошкольного возраста, основным практическим методом является игра. В своей работе используем дидактические игры. Например: «Чудесный мешочек», «Найди и назови», «Угадай по описанию», «Что изменилось?».

 

Предметные игры. Например: «Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету» и др.

 

Словесные игры. Это игры типа «Назови, кто летает, бегает, прыгает?», «Когда это бывает?», «Нужно - не нужно» и др.

 

Подвижные игры экологического характера. Например: «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик» и др.

 

Игры-путешествия. Например, «Путешествие в сказочный лес, «В гости к зайке» и др.

Строительные игры с природным материалом.

Детей младшего дошкольного возраста учим наблюдать, анализировать и делать выводы об окружающем мире. Также используем элементарную предметную деятельность для поиска ответов на вопросы, например: можно ли взять в руки воду? А камень? Опытным путем дети могут усваивать свойства объектов и явлений природы (игра с солнечными зайчиками, полив из лейки), результаты взаимодействия одного предмета с другим (песок - вода), связи, возникающие между предметами и явлениями (сухой песок не лепится, мокрый лепится). У детей стали ярче проявляться познавательные интересы, появились вопросы: зачем, почему, где? Мыслительная деятельность ребят стала проявляться активнее, их ответы всё более развернутые.

 

Дети получают большой объем знаний. У малышей формируются элементарные представления о некоторых растениях и животных родного края, отличительных особенностях их внешнего вида, ярко выраженных характерных признаках. Расширяются представления о домашних животных, их значении в жизни человека, дети учатся правильно общаться с ними, заботиться о них. У младших дошкольников расширяются представления об обитателях живого уголка, появляется желание ухаживать за ними. Активно формируется интерес к явлениям живой и неживой природы. Дети научились принимать посильное участие в охране окружающей природы, быть внимательными к людям и бережно относиться к растениям и животным, устанавливать простейшие взаимосвязи в окружающем мире.

 

Работая с детьми младшего возраста по формированию экологической культуры, мы опираемся на их чувственное восприятие и сенсорное развитие, широко используем простейшее экспериментирование, элементы моделирования, решение простейших ситуаций, коллекционирование, разнообразные игровые, словесные и наглядные методы. Это позволяет нам построить систему по формированию экологической культуры у младших дошкольников и добиться определенных результатов в своей работе.

 

В дальнейшей работе мы планируем использовать и нетрадиционные формы, такие как лаборатория юного метеоролога, экологические диспуты.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Техническое творчество дошкольников как средство воспитания чувства ответственности за жизнь…

Техническое творчество дошкольников как средство воспитания чувства ответственности за жизнь и здоровье другого Дополнительное образование детей дошкольного возраста создает наилучшие условия...

Конспект занятия по логоритмике в старшей группе. Тема: «Прогулка по…

Конспект занятия по логоритмике в старшей группе. Тема: «Прогулка по зоопарку» Цель: развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей по названиям животных. Задачи: развитие координации...

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе на тему…

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе на тему «Счет до 10» Цели: Закреплять навыки количественного счета в пределах 10; упражнять в...

Читайте также

Сказочный театр ритмической гимнастики

Сказочный театр ритмической гимнастики На протяжении всей истории люди искали пути и средства для своего всестороннего личностного развития и совершенствования. Еще...

«Зимние забавы»

«Зимние забавы» Зима прекрасное время для проведения зимних забав, и в нашем саду прошёл спортивный праздник «Зимние забавы».Спортивное развлечение у далось...

Театрализованная игра «Петушок»

Театрализованная игра «Петушок» Аннотация: Театрализованная игра «Петушок» формирует коммуникативные качества у ребенка, помогает детям развивать связную речь, учит драматизации, активизирует развитие познавательной...