Обобщение и распространение опыта работы по теме:

«Роль семьи в коррекционно-развивающем обучении дошкольников ОВЗ»

 

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателя.

При ведущей роли учителя-дефектолога в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями специальной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя-дефектолога.

Развитием речи детей в группе занимается воспитатель. Мы работаем в тесном контакте с учителем-дефектологом, дополняя друг друга. Дефектолог углубляет и обеспечивает формирование лексико-грамматических категорий. В группе мы воспитатели обеспечивает практическое знакомство детей с ОВЗ с предметами и явлениями, особенно результативно это происходит в продуктивных видах деятельности. В ходе конструирования, аппликации, лепки я создаю условия для развития навыков общения, расширения и обогащения словаря детей: при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения обычно возникают оживленные диалоги, что особенно ценно для ребят со сниженной речевой инициативой. Я поддерживаю и поощряю речевую активность каждого ребенка и направляю ее в нужное русло и использую для решения коррекционно-развивающих задач. В группе я тренирую у детей мелкую моторику рук в лепке, рисовании, штриховании, обведении фигур по контуру, вырезывании. Тем самым идет не только отработка общих задач (научить новому навыку), но и выполняется коррекционная работа по взаимодействию мелкой моторики и артикуляционного аппарата. Благодаря организации разнообразных занятий и режимных моментов в течение дня мной обеспечивается многократность повторения изучаемого материала на протяжении периода пребывания детей в группе. В работе над фразовой речью я широко использую речевые игры и упражнения, группируя их в зависимости от поставленных коррекционных задач и этапа обучения. В группе мы читаем детям сказки, рассказы, беседуем о прочитанном, учим пересказывать. Полученные знания дети воплощают в своих играх, инсценировках, в театрализованной деятельности.

Таким образом, благодаря постоянной, систематичной совместной работы воспитателя и учителя-дефектолога, мы обеспечиваем широкие возможности для речевого развития детей с ОВЗ в ДОУ. Происходит активизация и обогащение словаря, отработка правильных грамматических конструкции, развиваются навыки связной речи, совершенствуется слуховое внимания и фонематическое восприятие, закрепляется правильное звукопроизношение.

На сегодняшний день воспитание и развитие ребенка невозможно без участия семьи, поэтому мы очень тесно сотрудничаем с родителями наших воспитанников. Уровень педагогической культуры родителей (и уровень семейного воспитания) во многом зависит от их педагогического просвещения.

Формы организации занятий с детьми и их близкими взрослыми могут быть различными. Необходимо только помнить, что родители являются самыми заинтересованными участниками коррекционно-педагогического процесса. Его успешный результат будет зависеть от многих причин, и не в последнюю очередь оттого, насколько правильно будут построены отношения между специалистами и родителями. Поэтому мы проявляем инициативу и стараемся понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка.

Самыми распространёнными методами работы с родителями являются: наглядная информация для родителей, родительские собрания, памятки для родителей, консультации, индивидуальные беседы, анкетирование, тестирование, информационные стенды, дни открытых дверей. Последние в свою очередь проходят в нашем ДОУ очень успешно. Родители активно интересуются всеми мероприятиями детского сада и принимают в них участие.

Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация, где родители получают консультации высококвалифицированных специалистов: учителя-дефектолога, логопеда и педагога – психолога, медицинских работников, инструктора по физической культуре, музыкальных руководителей. С большим удовольствием родители рассматривают на выставке работы детей: рисунки, аппликации и т.д., а также фотографии из жизни детей в детском саду. Так в нашей группе есть альбом фотоколлажей, в котором мы отражаем всю нашу увлекательную жизнь в детском саду и группе (спортивные мероприятия, выставки детских работ, конкурсы, праздники и повседневную жизнь: прогулки, дежурства, игры, познавательную деятельность). Этот альбом мы ведем с младшей группы, уже третий год в его оформлении нам активно помогают родители. Открывая его, мы можем увидеть, как пришли наши малыши первый раз в ДОУ и чему они научились к сегодняшнему дню.

Также в работе с родителями мы используем и нетрадиционные формы работы: педагогические гостиные, познавательно-игровые викторины с участием взрослых и детей, выставки совместных поделок, презентации, совместная проектная деятельность с семьей. Я хочу вас познакомить с проектом, над которым мы работали в команде с родителями и детьми «Лук – наш зеленый друг». Проектная идея, которого была объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности, выращивание лука на подоконнике зимой и о его пользе для человека.

Провели опыты, где дети наблюдали за ростом лука. Устанавливали связи: растения – земля, растения – вода, растения – человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках, на фото. Сформировали представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло). Выработали навыки посадки лука на землю и в стакан с водой; В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику.

 В итоге нашего проекта была подборка рецептов из репчатого лука от каждой семьи «Делимся рецептами салатов», к которой наши родители и дети показали себя с творческой стороны.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе развития ребёнка с ОВЗ необходима. Практика показывает, что дети, окружённые вниманием, поддержкой и любовью, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития. Объединение усилий дефектолога, воспитателей и родителей помогут создать благоприятные условия для успешной коррекции и полноценного личностного развития детей.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все. Дети дошкольники начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным. Родители, благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с коллективом специалистов.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по художественно эстетическому развитию для детей в средней…

Конспект занятия по художественно эстетическому развитию для детей в средней группеТема: Выполнение аппликации из бумаги «Синичка» Цель: формировать умение работать ножницами:...

Формирование экологически ценностного отношения к миру растений у детей 6…

Формирование экологически ценностного отношения к миру растений у детей 6 г.ж. Экологическая обстановка в современном мире продолжает повсеместно ухудшаться. Так, нерациональная...

Программа по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей старшего…

Программа по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста

Читайте также

Зависимость от телефона. Что делать?

Зависимость от телефона. Что делать? Как же понять, что у ребёнка гаджет-зависимость? Телефон находится в руках ребенка слишком часто. Каждый раз, при...

Экологический проект «Моя Югра – моя планета!»

Экологический проект «Моя Югра – моя планета!» Средний дошкольный возраст

Конспект НОД по сенсорному развитию в группе со сложным дефектом…

Конспект НОД по сенсорному развитию в группе со сложным дефектом развития на тему «Молочные продукты» Цель: формировать у детей представление о пользе...